Открытое занятие для детей старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию Тема: « Береза – народный символ России»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_3.docx | 298.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МК ДОУ « Михайловский детский сад №6»
Открытое занятие для детей старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию
Тема: « Береза – народный символ России»
Воспитатель: Васильева М.В.
с. Михайловское 2023г
Цель: обогатить знания учащихся о березке как о народном символе России
Задачи: уточнить и расширить знания детей о русской березке, о ее удивительных способностях;
- познакомить с традициями, обычаями русского народа;
- показать значение березы: дерева - символа русского народа;
- познакомить с изделиями из бересты;
- развивать познавательную активность детей;
- воспитывать чувства уважения и любви к Родине;
- формировать экологическую культуру.
Оборудование: музыкальное сопровождение: песни « Моя Россия», « Во поле береза стояла», « Отчего так в России березы шумят»; костюм Березки, слайды о березе, изделиях из бересты, картины: И. Шишкина « Березовая роща», Ф. Звонарева « Березовый лес», И. Грабаря «Февральская глазурь», В, Шехердина «Русские березы», работы детей о березе, пословицами и народными приметами.
Подготовка: разучивание стихотворений о березе и хоровода « Во поле береза стояла», просмотр по интернету картин разных художников о березе и фильма» Как собирать березовый сок», изготовление аппликаций, чтение художественной литературы о березе. Письмо Березке.
Звучит песня « Моя Россия»
Вос-ль: Дети проходят в зал здороваются с гостями.
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем мы с вами будем говорить вы узнаете, когда отгадаете загадку:
«Русская красавица стоит на поляне.
В зелёной кофточке, в белом сарафане». (Берёза)
- Да, ребята, это береза – самое любимое дерево нашего народа.
- Давайте прочитайте тему нашего занятия.
( Береза- народный символ России)
- На этом занятии мы с вами поговорим о том, почему береза является народным символом России. А мы с вами все россияне, потому что живем в России.
- Помните, ребята, мы с вами написали письмо Березке, где приглашали ее к нам в гости. Интересно, приняла она наше приглашение?
( Раздается стук в дверь)
Вос-ль: Кто к нам пришел?
( Входит Березка)
Березка: Здравствуйте, дорогие ребята. Я получила ваше письмо и с радостью приняла ваше приглашение. Спасибо вам . Вы написали мне, что долго готовились к этой встречи. Мне очень интересно узнать, что вы знаете о русской березке.
Вос-ль: Мы рады, что ты приняла наше приглашение и пришла к нам. Наше путешествие в Страну берез начинается.
Звучит музыка1
Мы закроем глаза и окажемся в березовой роще.
( Дети проходят к березовой роще)
Вос-ль: Образ России, немыслим без русской березки .
Береза – народный символ нашей страны.
Березка: А почему береза является народным « символом» нашей страны?
Вос-ль: Об этом мы будем говорить в течение всего занятия.
С чего начинается Родина? С дома, где мы живем, с семьи, а может она начинается с той березки, которая растет возле нашего детского сада? Любит русский народ березку. Береза самое распространенное дерево в нашей стране. Березу ни с чем не спутаешь. Такого белого ствола ни у одного дерева нет. Эта белоствольная красавица – стройная, высокая, кудрявая с зеленой листвой и сережками.
- На что похожи листья березы? сердечки
- Ребята, где растет березка?
( В деревнях, селах, в лесах, на полянах или целыми березовыми рощами).
Их можно встретить везде.
Еще с древних времен относились к березе бережно и она была надежным оберегом от злых духов.
- Как оберегала береза людей?
( Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы молния не попала в дом. В огороде и в поле ветки березы отпугивали грызунов).
Вос-ль: Да, ребята, береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца.
- А сейчас поговорим о том, как береза получила такое название.
- Почему ее так назвали? ( По цвету коры)
Береза – лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками.
- Как называли березу древние времена?
( У древности существовало слово « бер», (Повторить)
означающее « ясный, белый, светлый, блестящий».
У древности существовало слово « бер», (Повторить)
означающее « ясный, белый, светлый, блестящий».
- Почему у березы белый ствол?
( У березы в коре есть вещество бетулин)
- Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки.
- Ребята, какое их научное название? ( Чечевички)
- Расскажите, для чего нужны березе «чечевички»?
( Благодаря им, белая береза без труда способна переносить как холод, так и жару. Когда становится слишком жарко, они открываются и пропускают внутрь растения воздух, а в морозы, наоборот, плотно закрываются и не дают замерзнуть).
Ребята я предлагаю немного отдохнуть.
Проведем физкультминутку: « Березка»
Весенние березки просыпаются ( поднять руки вверх)
И мило солнцу улыбаются ( помахать руками над головой).
Летние косички заплетают ( перекрестные движения прямыми руками перед грудью),
Ветерок сережками играет ( руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз)
Кружась , листочки улетают ( покружиться).
А зимние от стужи замерзают ( обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает ( движения руками сверху вниз).
Молодцы ребята давайте пройдем с вами на стульчики
Вос-ль: Березка хочет задать вам вопросы.
Березка: Сколько видов берез растет на территории России? ( 40 видов)
- А сколько видов берез существует? ( 120)
- Сколько лет живет береза? ( 120-300 лет)
Вос-ль: Ребята расскажите какие виды берез вы знаете?
Включается презентация
Слайд1
Берёзка: Какая эта береза?
- Расскажите, что вы знаете о Пушистой березе.
( Крона у молодой березы узкая, стройная, с возрастом становится широкой и раскидистой, с направленными вверх ветками)
Слайд2
Берёзка: Какая эта береза?
- Расскажите, чем интересна Повислая береза?
( Ее называют « бородавчатая» Ветви этой березы россыпью множества смолистых образований, напоминающих бородавки, отсюда народное название вида – береза бородавчатая. Ветви характерно повисают вниз, отчего березу часто называют повислой)
Слайд 3
Берёзка: Какая эта береза?
- Расскажите о Карликовой березе?
( Растет в тундре, в горной местности, напоминает кустарник или маленькое деревце)
Березка: Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы имеете такие хорошие знания о видах берез.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в
Игра « Кто быстрее нарядит березку»
Описание игры: На трех блюдцах лежат рассыпанные листочки( одинаковое количество). Нужно по одному листочку приклеить их дереву. Кто быстрее приклеит листочки, тот выиграл.
Звучит музыка1
Дети присаживаются на стульчики.
Вос-ль: А сейчас поговорим о лечебных свойствах березы.
Вопросы:
Слайд 4
- Что у березы используется в лечебных целях?
( В лечебных целях используются почки и листья березы в качестве мочегонного и бактерицидного средства)
Слайд5
- Что вы знаете о березовом соке? ( Собранный в начале весны березовый сок применяют для профилактики болезней крови. Здоровым людям можно пить березовый сок в неограниченном количестве вместо чая, компота, воды)
Слайд6
- С чем можно смешивать березовый сок? ( Полезно смешивать его со всеми видами соков, получаемых из овощей и фруктов).
Слайд 7
- Как нужно собирать березовый сок? (Чем с большей высоты березы взят сок, тем дороже ценились его целебные свойства. А самым целебным и вкусным считался тот, что в верхних ветвях березы собирался)
Слайд8
- Какие болезни помогает излечить березовый сок? ( Сок можно пить при кожных заболеваниях, он очищает кровь, помогает излечить ангину. Болезни кожи. Способствует заживлению ран, растворяет камни в почках, придает силу и бодрость)
- Анюта Ермакова хочет прочитать стихотворение
Е. Груданов
По коре сочатся слезы -
Плачут белые березы:
Заиграл в березах сок
И по их стволам потек…
А вот эту кто-то ранил:
Снял кору и так оставил…
Сок берез приятно пить,
Но береза хочет жить!
Ты, березе, послужи:
Рану ей перевяжи…
Ведь она засохнуть может,
Коль никто ей не поможет
Березка: Много жалоб поступило бы от нас - берез, если бы мы могли говорить. Чтобы напиться сока, люди разрубают топором, губят белую кору. Раны на стволах очень долго не зарастают. Кроме того в ранки попадают микробы и вызывают болезни дерева. Нельзя делать надписи на дереве, а то некоторые люди ножом вырезают на деревьях свои имена.
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, как нужно собирать березовый сок?
(Собирать сок разрешается только со старых деревьев, которые подлежат вырубке через 2-3 года.
Надрезы делают на 20 см от поверхности ствола).
- Что нужно сделать, когда собрали сок?
( После окончания соковыделения отверстия забивают деревянными колышками и замазывают садовым варом).
- Как хранят березовый сок?
( Сок хранят закрытым в холодном месте)
Береза: Ребята, березы нужно беречь, а березовый сок можно купить в магазине.
Воспитатель: Ребята , а вы пили берёзовый сок?
Я хочу угостить вас и наших гостей берёзовым соком.
Березка: Ребята, а как вы думаете, есть у березки праздник?
Вос-ль: Есть у березки и свой праздник. Он отмечается 11 апреля. В этот день нужно ходить в березовые рощи, обнимать красивые стройные деревца. И конечно водить вокруг березки хоровод.
Березка: А вы можете водить хоровод для меня?
Хоровод « Во поле береза стояла»
Вос-ль: Березка, понравился тебе хоровод наших ребят?
Березка: Очень понравился.
Березка: А еще в праздник принято играть: Давайте поиграем в игру ручеек.
Звучит музыка игра ручеек
Дети присаживаются на стульчики
Берёзка
Пословицы.
Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжите
1. Березой обогреешься, (а не оденешься)
2. Береза не угроза - ( где стоит, там и шумит).
Приметы.
Из березы течет много сока – к дождливому лету.
Если листья березы осенью начинают желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Береза: Какие вы молодцы.
Вос-ль: Наверно, ни об одном дереве не сложено столько красивых стихов, как о березе. Русская белоствольная красавица в зеленом платочке, с нежными сережками… Поэты, словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, посвятили ей столько замечательных строк. А сколько живописных картин создано художниками, которые изобразили в разное время года.
Дети читают стихи о березе на фоне картин.
А. Прокофьев « Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую ( Весна) Злата
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
Н. Субботина ( лето) Паша
Всем березка нравится
Ведь она - красавица !
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны,
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
А. Кулагина (осень) Даша В
Белая береза косы распустила.
Белая береза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
С. Есенин ( зима) Дима Ш
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.
Березка: Как я рада, что вы знаете о березе так много стихов.
Дети проходят к изделиям.
Вос-ль: Ребята береза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту.
- Расскажите, как применяют березу в быту?
(Древесина у нее достаточно плотная. Она годится для изготовления фанеры, паркета. Древесину этого дерева применяют для изготовления лыж.
#1041;ерезовые дрова самые жаркие.
#1042; бане незаменимы березовые веники.
Березовый веник в бане способствует заживлению ран, ссадин, очищает кожу от сыпи).
4. Давайте посмотрим, какие красивые изделия из бересты делали народные умельцы.
Изделия из бересты
( Звучит музыка 1)
Вос-ль: А своими руками мы тоже сделали работу из березовых листьев и хотим березка тебе её подарить.
Вос-ль: Походит к концу наше занятие и мы с вами пришли в березовую рощу.
Вос-ль: Ребята что мы узнали о русской березе?
1. Берёза – это народный символ нашей страны.
2. Береза самое распространенное дерево в России
3. Любит народ березу, за пользу, которую она приносит:
лечит от кожных заболеваний, очищает кровь, помогает излечить ангину.
#1041;ерезовый сок придает силу и бодрость.
#1041;ереза – красивое дерево.
6. Из березы изготавливают различную мебель, поделки.
Звучит музыка 1
Вос-ль: Береза – это гордость русской земли. Любовь людей к этому дереву передается из поколения в поколение и никогда не угаснет. Будем любить нашу Родину и наши березы! Ребята, теперь вы поняли, почему береза является символом России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»
Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...
Конспект занятия во 2 младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: "Флаг России".
Конспект занятия во 2 младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Флаг России». Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольног...
ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А».
ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А»....
Конспект занятия для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Символика Российской Федерации»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию...
Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя».
Цель:Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране. Задачи: Образовательные:• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.• Познаком...
Проект в старшей группе По разделу «Нравственно - патриотическое воспитание» Тема: «Мы славим женщину России»
Проект в старшей группеПо разделу «Нравственно - патриотическое воспитание»Тема: «Мы славим женщину России»Авторы: воспитатели Бикташева Н.П. Паспорт проекта 1....
Конспект открытого занятия для первой младшей группы по нравственно- патриотическому воспитанию Тема:"Моя дружная семья"
Конспект открытого занятия для детей первой младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию ...