Открытое занятие для детей старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию Тема: « Береза – народный символ России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Открытое занятие для детей старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию Тема: « Береза – народный символ России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_3.docx298.42 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ « Михайловский детский сад №6»

Открытое занятие для детей старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию

Тема: « Береза – народный символ России»

Воспитатель: Васильева М.В.

C:\Users\USER\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

с. Михайловское 2023г

Цель: обогатить знания учащихся о березке как о народном символе России

Задачи: уточнить и расширить знания детей о русской березке, о ее удивительных способностях;

- познакомить с традициями, обычаями русского народа;

- показать значение березы: дерева - символа русского народа;

- познакомить с изделиями из бересты;

- развивать познавательную активность детей;

- воспитывать чувства уважения и любви к Родине;

- формировать экологическую культуру.

Оборудование: музыкальное сопровождение: песни « Моя Россия», « Во поле береза стояла», « Отчего так в России березы шумят»; костюм Березки, слайды о березе, изделиях из бересты, картины: И. Шишкина « Березовая роща», Ф. Звонарева « Березовый лес», И. Грабаря «Февральская глазурь», В, Шехердина «Русские березы», работы детей о березе, пословицами и народными приметами.

Подготовка: разучивание стихотворений о березе и хоровода « Во поле береза стояла», просмотр по интернету картин разных художников о березе и фильма» Как собирать березовый сок», изготовление аппликаций, чтение художественной литературы о березе. Письмо Березке.

Звучит песня « Моя Россия»

Вос-ль: Дети проходят в зал здороваются с гостями.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем мы с вами будем говорить вы узнаете, когда отгадаете загадку:

«Русская красавица стоит на поляне.

В зелёной кофточке, в белом сарафане». (Берёза)

- Да, ребята, это береза – самое любимое дерево нашего народа.

- Давайте прочитайте тему нашего занятия.

( Береза- народный символ России)

- На этом занятии мы с вами поговорим о том, почему береза является народным символом России. А мы с вами все россияне, потому что живем в России.

- Помните, ребята, мы с вами написали письмо Березке, где приглашали ее к нам в гости. Интересно, приняла она наше приглашение?

( Раздается стук в дверь)

Вос-ль: Кто к нам пришел?

( Входит Березка)

Березка: Здравствуйте, дорогие ребята. Я получила ваше письмо и с радостью приняла ваше приглашение. Спасибо вам . Вы написали мне, что долго готовились к этой встречи. Мне очень интересно узнать, что вы знаете о русской березке.

Вос-ль: Мы рады, что ты приняла наше приглашение и пришла к нам. Наше путешествие в Страну берез начинается.

Звучит музыка1

Мы закроем глаза и окажемся в березовой роще.

( Дети проходят к березовой роще)

Вос-ль: Образ России, немыслим без русской березки .

Береза – народный символ нашей страны.

Березка: А почему береза является народным « символом» нашей страны?

Вос-ль: Об этом мы будем говорить в течение всего занятия.

С чего начинается Родина? С дома, где мы живем, с семьи, а может она начинается с той березки, которая растет возле нашего детского сада? Любит русский народ березку. Береза самое распространенное дерево в нашей стране. Березу ни с чем не спутаешь. Такого белого ствола ни у одного дерева нет. Эта белоствольная красавица – стройная, высокая, кудрявая с зеленой листвой и сережками.

- На что похожи листья березы? сердечки

- Ребята, где растет березка?

( В деревнях, селах, в лесах, на полянах или целыми березовыми рощами).

Их можно встретить везде.

Еще с древних времен относились к березе бережно и она была надежным оберегом от злых духов.

- Как оберегала береза людей?

( Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы молния не попала в дом. В огороде и в поле ветки березы отпугивали грызунов).

Вос-ль: Да, ребята, береза всегда сопутствовала русскому человеку. Летом в тени березы можно было укрыться от солнца.

- А сейчас поговорим о том, как береза получила такое название.

- Почему ее так назвали? ( По цвету коры)

Береза – лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками.

- Как называли березу древние времена?

( У древности существовало слово « бер», (Повторить)

означающее « ясный, белый, светлый, блестящий».

У древности существовало слово « бер», (Повторить)

означающее « ясный, белый, светлый, блестящий».

- Почему у березы белый ствол?

( У березы в коре есть вещество бетулин)

- Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки.

- Ребята, какое их научное название? ( Чечевички)

- Расскажите, для чего нужны березе «чечевички»?

( Благодаря им, белая береза без труда способна переносить как холод, так и жару. Когда становится слишком жарко, они открываются и пропускают внутрь растения воздух, а в морозы, наоборот, плотно закрываются и не дают замерзнуть).

Ребята я предлагаю немного отдохнуть.

Проведем физкультминутку: « Березка»

Весенние березки просыпаются ( поднять руки вверх)

И мило солнцу улыбаются ( помахать руками над головой).

Летние косички заплетают ( перекрестные движения прямыми руками перед грудью),

Ветерок сережками играет ( руки перед грудью, потрясти кистями).

Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз)

Кружась , листочки улетают ( покружиться).

А зимние от стужи замерзают ( обнять себя руками),

Пушистый снег их укрывает ( движения руками сверху вниз).

Молодцы ребята давайте пройдем с вами на стульчики

Вос-ль: Березка хочет задать вам вопросы.

Березка: Сколько видов берез растет на территории России? ( 40 видов)

- А сколько видов берез существует? ( 120)

- Сколько лет живет береза? ( 120-300 лет)

Вос-ль: Ребята расскажите какие виды берез вы знаете?

Включается презентация

Слайд1

Берёзка: Какая эта береза?

- Расскажите, что вы знаете о Пушистой березе.

( Крона у молодой березы узкая, стройная, с возрастом становится широкой и раскидистой, с направленными вверх ветками)

Слайд2

Берёзка: Какая эта береза?

- Расскажите, чем интересна Повислая береза?

( Ее называют « бородавчатая» Ветви этой березы россыпью множества смолистых образований, напоминающих бородавки, отсюда народное название вида – береза бородавчатая. Ветви характерно повисают вниз, отчего березу часто называют повислой)

Слайд 3

Берёзка: Какая эта береза?

- Расскажите о Карликовой березе?

( Растет в тундре, в горной местности, напоминает кустарник или маленькое деревце)

Березка: Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы имеете такие хорошие знания о видах берез.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в

Игра « Кто быстрее нарядит березку»

Описание игры: На трех блюдцах лежат рассыпанные листочки( одинаковое количество). Нужно по одному листочку приклеить их дереву. Кто быстрее приклеит листочки, тот выиграл.

Звучит музыка1

Дети присаживаются на стульчики.

Вос-ль: А сейчас поговорим о лечебных свойствах березы.

Вопросы:

Слайд 4

  1. Что у березы используется в лечебных целях?

( В лечебных целях используются почки и листья березы в качестве мочегонного и бактерицидного средства)

Слайд5

  1. Что вы знаете о березовом соке? ( Собранный в начале весны березовый сок применяют для профилактики болезней крови. Здоровым людям можно пить березовый сок в неограниченном количестве вместо чая, компота, воды)

Слайд6

  1. С чем можно смешивать березовый сок? ( Полезно смешивать его со всеми видами соков, получаемых из овощей и фруктов).

Слайд 7

  1. Как нужно собирать березовый сок? (Чем с большей высоты березы взят сок, тем дороже ценились его целебные свойства. А самым целебным и вкусным считался тот, что в верхних ветвях березы собирался)

Слайд8

  1. Какие болезни помогает излечить березовый сок? ( Сок можно пить при кожных заболеваниях, он очищает кровь, помогает излечить ангину. Болезни кожи. Способствует заживлению ран, растворяет камни в почках, придает силу и бодрость)

- Анюта Ермакова хочет прочитать стихотворение

Е. Груданов

По коре сочатся слезы -

Плачут белые березы:

Заиграл в березах сок

И по их стволам потек…

А вот эту кто-то ранил:

Снял кору и так оставил…

Сок берез приятно пить,

Но береза хочет жить!

Ты, березе, послужи:

Рану ей перевяжи…

Ведь она засохнуть может,

Коль никто ей не поможет

Березка: Много жалоб поступило бы от нас - берез, если бы мы могли говорить. Чтобы напиться сока, люди разрубают топором, губят белую кору. Раны на стволах очень долго не зарастают. Кроме того в ранки попадают микробы и вызывают болезни дерева. Нельзя делать надписи на дереве, а то некоторые люди ножом вырезают на деревьях свои имена.

Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, как нужно собирать березовый сок?

(Собирать сок разрешается только со старых деревьев, которые подлежат вырубке через 2-3 года.

Надрезы делают на 20 см от поверхности ствола).

- Что нужно сделать, когда собрали сок?

( После окончания соковыделения отверстия забивают деревянными колышками и замазывают садовым варом).

- Как хранят березовый сок?

( Сок хранят закрытым в холодном месте)

Береза: Ребята, березы нужно беречь, а березовый сок можно купить в магазине.

Воспитатель: Ребята , а вы пили берёзовый сок?

Я хочу угостить вас и наших гостей берёзовым соком.

Березка: Ребята, а как вы думаете, есть у березки праздник?

Вос-ль: Есть у березки и свой праздник. Он отмечается 11 апреля. В этот день нужно ходить в березовые рощи, обнимать красивые стройные деревца. И конечно водить вокруг березки хоровод.

Березка: А вы можете водить хоровод для меня?

Хоровод « Во поле береза стояла»

Вос-ль: Березка, понравился тебе хоровод наших ребят?

Березка: Очень понравился.

Березка: А еще в праздник принято играть: Давайте поиграем в игру ручеек.

Звучит музыка игра ручеек

Дети присаживаются на стульчики

Берёзка

Пословицы.

Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжите

1. Березой обогреешься, (а не оденешься)

2. Береза не угроза - ( где стоит, там и шумит).

Приметы.

 Из березы течет много сока – к дождливому лету.

 Если листья березы осенью начинают желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.

 Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Береза: Какие вы молодцы.

Вос-ль: Наверно, ни об одном дереве не сложено столько красивых стихов, как о березе. Русская белоствольная красавица в зеленом платочке, с нежными сережками… Поэты, словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, посвятили ей столько замечательных строк. А сколько живописных картин создано художниками, которые изобразили в разное время года.

Дети читают стихи о березе на фоне картин.

А. Прокофьев « Люблю березку русскую»

Люблю березку русскую ( Весна) Злата

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую!

Н. Субботина ( лето) Паша

Всем березка нравится

Ведь она - красавица !

Белый ствол, густая крона

Рассылает всем поклоны,

Листья тихо шелестят

Меж собою говорят.

А. Кулагина (осень) Даша В

Белая береза косы распустила.

Белая береза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

С. Есенин ( зима) Дима Ш

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом

Обсыпает ветки новым серебром.

Березка: Как я рада, что вы знаете о березе так много стихов.

Дети проходят к изделиям.

Вос-ль: Ребята береза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту.

  1. Расскажите, как применяют березу в быту?

(Древесина у нее достаточно плотная. Она годится для изготовления фанеры, паркета. Древесину этого дерева применяют для изготовления лыж.

#1041;ерезовые дрова самые жаркие.

#1042; бане незаменимы березовые веники.

Березовый веник в бане способствует заживлению ран, ссадин, очищает кожу от сыпи).

4. Давайте посмотрим, какие красивые изделия из бересты делали народные умельцы.

Изделия из бересты

( Звучит музыка 1)

Вос-ль: А своими руками мы тоже сделали работу из березовых листьев и хотим березка тебе её подарить.

Вос-ль: Походит к концу наше занятие и мы с вами пришли в березовую рощу.

Вос-ль: Ребята что мы узнали о русской березе?

1. Берёза – это народный символ нашей страны.

2. Береза самое распространенное дерево в России

3. Любит народ березу, за пользу, которую она приносит:

лечит от кожных заболеваний, очищает кровь, помогает излечить ангину.

#1041;ерезовый сок придает силу и бодрость.

#1041;ереза – красивое дерево.

6. Из березы изготавливают различную мебель, поделки.

Звучит музыка 1

Вос-ль: Береза – это гордость русской земли. Любовь людей к этому дереву передается из поколения в поколение и никогда не угаснет. Будем любить нашу Родину и наши березы! Ребята, теперь вы поняли, почему береза является символом России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...

Конспект занятия во 2 младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: "Флаг России".

Конспект занятия во 2 младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Флаг России». Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольног...

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А».

ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия  для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь  М И Р А»....

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя».

Цель:Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране. Задачи:  Образовательные:• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.• Познаком...

Проект в старшей группе По разделу «Нравственно - патриотическое воспитание» Тема: «Мы славим женщину России»

Проект в старшей группеПо разделу «Нравственно - патриотическое воспитание»Тема: «Мы славим женщину России»Авторы: воспитатели Бикташева Н.П. Паспорт проекта 1....

Конспект открытого занятия для первой младшей группы по нравственно- патриотическому воспитанию Тема:"Моя дружная семья"

Конспект открытого занятия для детей первой младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию                            ...