Проект «В мире прекрасного»
(организация художественно - эстетического предметно – развивающего пространства в подготовительной группе ДОУ в контексте ФГОС ДО)
Петрова Т.А.
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник»
с.Бичура Республика Бурятия
Аннотация
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только образовательной деятельностью с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными инструментами, свободно заниматься музыкальным творчеством. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специального предметно – развивающего пространства. Данный проект предлагает авторский подход
создания современной художественно – эстетической предметно – развивающей среды в подготовительной группе ДОУ. Предназначен для руководителей, музыкальных руководителей и педагогов ДОУ.
Паспорт проекта:
Вид проекта – практико – ориентированный
Продолжительность проекта – учебный год
Участники проекта – дети, родители и педагоги подготовительной группы ДОУ, музыкальный руководитель.
Введение.
Организация дошкольного образования в России коренным образом меняется. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т.е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольниками способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления содержания деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. В данном проекте разрабатывается одно из таких условий развития - авторский подход к созданию современной художественно – эстетической предметно – развивающей среды т.к. создание развивающего пространства и самостоятельной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Методологическое обоснование проекта.
Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев). Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Предметно-пространственная среда — это одно из условий разворачивания психического развития ребенка изначально как процесса саморазвития. Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми степенями свободы не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н. Н. Поддъяков, В. Кудрявцев). Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности.
Таким образом, среда — это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, можно выделить ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада:
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как
целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что
дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий, технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов представления информации в СМИ создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания. Наша позиция состоит в моделировании художественно - эстетической предметно - развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В нашей педагогической работе данная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт - вещественный, материализованный, а второй - духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством. Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждают простой, исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), сотрудничества взрослого с детьми (Ш.Амонашвили). При конструировании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности среды, она не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный образовательный процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.
В отличие от предыдущих форм организации предметно – развивающей среды, современная выполняет одновременно несколько функций:
культурно-коммуникативную – обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт;
духовно-эмоциональную – подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей;
практически-действенную – обогащает практический опыт, дает возможность действовать;
опытно-экспериментальную – стимулирует исследовательскую деятельность;
художественно-преобразующую – способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению;
интеллектуально-познавательную – создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.
Такая предметно – развивающая среда обеспечивает целостность образовательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Цель проекта-
Создание моделей художественно-эстетической предметно - развивающей среды, позволяющей ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Задачи:
-создание условий для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников с учетом индивидуальных особенностей детей.
-формирование у ребенка способности личностно воспринимать произведения различных видов искусства.
-расширение эмоционального опыта и реализация ребенком своих ощущений и чувств в продуктивной деятельности.
-развитие у детей воображения и ассоциативного мышления и на их основе творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
1Создание предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям
2 Развитие у детей навыков сотрудничества и сотворчества
3развитие у детей таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, креативность.
Реализация проекта обеспечит целостность образовательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Механизм реализации проекта:
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
Цель:
теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане
- экспертная оценка и анализ среды, с целью выявления проблемных зон.
- формирование проблемы, цели и задач проекта
- обзор литературы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ
- самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации предметно-развивающей среды посредством различных сайтов, изучение опыта работы в РФ посредством Интернет, поиск резервов повышения компетентности через самообразование.
- педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фото и видеоматериалов»
-консультация для педагогов «Современные требования к созданию предметно- развивающей среды в ДОУ в контексте ФГОСДО». - создание банка идей
- разработка эскизов оформления, выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна, обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта.
- теоретическое создание модели художественно – эстетической предметно – развивающей среды (приложение – 1)
-защита – презентация перед педагогами и родителями «Модель художественно – эстетической предметно – развивающей среды в подготовительной группе ДОУ» (приложение – 2)
-разработка плана внедрения данной модели в практику работы (приложение-3)
- создание материально – технической базы Приложение -1 «Модель художественно – эстетической предметно – развивающей среды в подготовительной группе
Месяц
|
комплексно-тематическое планирование (тема) |
модель художественно-эстетической предметно-развивающей среды
| сентябрь | Осень | «Музыкальная гостиная» | октябрь | «Книги – мои друзья» | «Музыкальная библиотека» | ноябрь | «Моя Родина» | «Музыкальный мини – музей» | декабрь | «Зима» | «Музыкальная лаборатория» | январь | «Народные традиции» | «Музыкальная мастерская» | февраль | «Я, ты, он, она…» | «Концертная площадка» | март | «В мире прекрасного» | «Музыкальный театр» | апрель | «Весна» | «Музыкальная арт – студия» | май | «Скоро в школу» | « Школа – искусств» |
Приложение-3 «План внедрения модели художественно – эстетической предметно – развивающей среды в практику работы»
|
Мероприятие
|
ответственный |
|
1 |
Изучение и создание нормативно-правовой базы для осуществления проектной деятельности
|
Зав ДОУ |
2 |
Создание материальной базы |
Администрация ДОУ родители педагоги
|
3 |
Подготовка необходимых материалов для создания практической модели
|
Музыкальный руководитель педагоги |
4 |
Консультация для воспитателей подготовительной группы «Методические рекомендации по работе в современном предметно – развивающем пространстве»
|
Музыкальный руководитель |
5 |
Семинар – практикум для молодых педагогов «Организация самостоятельной и совместной деятельности детей по художественно-эстетической образовательной области в рамках реализуемого проекта»
|
Музыкальный руководитель |
6 |
Создание моделей художественно-эстетической предметно-развивающей среды |
Музыкальный руководитель педагоги групп родители дети
|
7 |
Организация работы |
Музыкальный руководитель педагоги подготовительной группы
|
|
8 |
Проведение круглого стола, дебатов по результатам работы |
Музыкальный руководитель педагоги подготовительной группы родители зам по ВМР
|
9 |
Формулирование выводов, обобщение опыта работы | Музыкальный руководитель педагоги подготовительной группы
|
10 |
Планирование работы по распространению опыта |
зам по ВМР
|
|
|
|
2 этап - практический Цель: Внедрение в практику работы теоретически созданной модели на основе разработанного плана.
Название модели
|
Оборудование и материалы |
Игры для совместной деятельности
|
«Музыкальная гостиная»
(Тема: «Осень»)
Цель: Продолжать знакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки. |
-Репродукции картин художников на осеннюю тематику -фотоальбом «Осень» (дома, на улице, в саду, в лесу) -пиктограммы -листья (готовые, шаблоны) -бумага разных тонов, белая -краски акварельные, кисти, палитры, мольберт -альбомы – раскраски (пейзажи, времена года: водяные, дорисовки, с наклейками, для разукрашивания и т.д) -наборы открыток «Летний сад Санкт – Петербурга», «Дворцы Санкт –Петербурга», «Замки» - детские книги с художественными произведениями об осени -Атрибуты: - Листья и ветви для танцев
- Салютики
- Ленты
- Шарфы
- Прозрачная ткань нескольких цветов
- Накидки
- Ветки с листьями
- Корзинки
-музыкальные инструменты -диски с записями музыкальных произведений и песен на осеннюю тематику -графические партитуры ( из опыта Тютюнниковой) -самодельные инструменты (из бросового материала) -микрофон детский, палочка дирижера -ритмические картинки (листья и капли) и ритмические партитуры -для педагога подборка осенних стихов - видео-материалы: - Музыкальные презентации о осени
- Фрагменты концертов симфонического оркестра
-Маркер игрового пространства «Осенний лес» -лэпбук «Осень» -макет «Сезонное дерево» -круги Луллия «Музыкальные профессии»
|
-«Сыграй симфонию дождя» (по графической партитуре, по серии картинок «З дождя», по музыкальному произведению, по картине) Цель: развивать чувство ритма -пластический этюд «Путешествие осеннего листочка» Цель: побуждать детей воплощать настроение прослушанной музыки в творческих двигательных этюдах. -«Составь букет из осенних листьев» (готовых, самостоятельно сделанных) Цель: продолжать формировать эстетическое отношение к явлениям окружающего мира -«Составь орнамент из листьев» ; «Укрась орнаментом вазу, платок, коврик и т.п.) Цель: развивать чувство композиции -« Нарисуй вид из окна композитора» ( по музыкальному произведению) Цель: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания -«Определи настроение музыки» (пиктограммы) Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость -«Подбери картинку к музыке» (цветовую, музыкальный инструмент, пейзаж) Цель: развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки - «Вижу – дорисовываю» Цель: развивать творческое воображение, придумывать сюжеты своих картинок -«Хочешь стать волшебником? Или оживи листочек» (творческие импровизации с осенним листом) Цель: развитие творческого воображения - «Сыграй (выложи) осенние слова: Лист – листок-листочек - листики- листопад; Кап – капля - капельки; Осень - осенний Цель: развитие чувства ритма -«Сочини мелодию (песню) на прочитанные стихи» цель: развивать творческие способности детей. -«Рисую музыку» Цель: развитие у детей эмоциональной отзывчивости -сюжетная игра «Я- художник (музыкант, дирижер, певец)» Цель: создание условий для творческой работы с различными образами
|
«Музыкальная библиотека» (тема: «Книги - мои друзья»)
Цель: Развивать способность к музыкальной и словесной импровизации; устанавливать литературно – музыкальные связи
|
-музыкальные книги –караоке по сказкам и мультфильмам -книги «Песенки из любимых мультфильмов» -энциклопедии о музыке -детские книги о музыке -книги – раскраски по сказкам или сказочным героям -книги с произведениями А.С.Пушкина -диск с записями музыки по произведениям Пушкина ; с записями волшебной музыки; -детские журналы -книга с паззлами и CD-диском «Балеты П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»» --Дидактический комплект «Карнавал животных»К.Сен-Санса -музыкальное мультлото «Любимые мультфильмы» -видеозаписи балетов «Золушка», «Спящая красавица», «Петрушка», «Щелкунчик» и книги с этими сказками. - презентация «Что такое библиотека?» -музыкальные инструменты -самодельные книги по содержанию знакомых песен, изготовленные детьми. -краски, карандаши, фломастеры, мелки -бумага для рисования, блокноты, альбомы для создания книжек – самоделок. - для педагога подборка песен из детских мультфильмов, созданных по произведениям художественной литературы. -маркер игрового пространства «Театральная сцена», «Библиотека», «Дворец» -Лэпбук «П.И.Чайковский», «Н.А.Римский –Корсаков», «Музыкальный теремок», «Сказка в музыке» -круги Луллия «Угадай, чье произведение»
|
-«Угадай мелодию» (по сказочным музыкальным произведениям) Цель: Развитие музыкальной памяти -«Я – волшебник!» (на основе музыкальных и художественных произведений) Цель: Развивать способность к импровизационному движению, пантомиме, необычной пластике -работа с книгой –раскраской «Волшебницы» Цель: Создание условий для музыкально – творческой работы с различными образами волшебников -«Придумай музыкальную сказку с помощью разных инструментов» Цель: дать возможность ребенку импровизировать на музыкальных и шумовых инструментах - «Что? Где? Когда?» (по музыкальным энциклопедиям) Цель: объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира. -мини – концерт с использованием книжек – караоке Цель: создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом и певцом. -сюжетная игра «Я – библиотекарь» (продавец книжного магазина) Цель: создание условий для творческой работы с различными образами
|
«Музыкальный мини-музей»
(Тема: «Моя Родина»)
Цель: Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях нашей Родины. |
- наборы открыток о различных музеях России и зарубежья. -иллюстрации: - Экскурсия в музее
- Экскурсовод
- Посетители музея
-видео презентации: - Музея села Бичуры
- Этнографического музея г.Улан-Удэ
- Музея СОШ№1 «Наша Родина»
- «Русские народные инструменты»- игра
-лэпбук «Русские народные инструменты», «Русские народные песни» -серия лэпбуков «Русские народные праздники» -набор бумажных кукол с народными костюмами -элементы народных костюмов -флешнакопители с записями произведений музыкального фольклора, оркестра русских народных инструментов, русских народных песен в исполнении известных певцов, репертуара образцовых народных детских ансамблей с.Бичуры «Васильки»и «Калиточка» -произведения народных промыслов России (матрешки, свистульки, ложки, платки и т.д.) -русские народные музыкальные инструменты -гуашь, кисти, палитры -шаблоны из бумаги произведений народных промыслов (разного размера и тонов). -альбомы – раскраски «Русские красавицы» -набор фотографий с элементами русской пляски в исполнении детей - для педагога подборка текстов русских народных песен, частушек.
|
-беседа с детьми о музеях. Цель: рассказать детям о музеях и их роли в жизни общества, о правилах поведения в музее. -«Играем в оркестр» Цель: развивать умение подыгрывать на русских народных инструментах под народную песню или частушку -«Украшаем костюм (платок, инструмент)» Цель: закрепить элементы народных росписей -игра на музыкальных книжках-караоке «Барыня-сударыня», «Как у наших у ворот» Цель: комплексно развивать музыкальность детей в разных формах музицирования -«Придумай пляску» ( с использованием фотографий-элементов пляски) Цель: способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности - сюжетная игра «Я – экскурсовод в музее (русских народных инструментов, народных игрушек, народных промыслов и т.п.) Цель: создание условий для творческой работы с различными образами |
« Музыкальная лаборатория»
( тема: «Зима»)
Цель: Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приемов.
|
-«волшебный ларец» с различными атрибутами из стекла (этот ларец хранится у педагога и вносится только для совместной работы с детьми) -деревянный сундучок с различными атрибутами из дерева -металлическая шкатулка с атрибутами из металла -шкатулка из картона с атрибутами из бумаги -флешнакопитель с записями деревянных, металлических, бумажных звуков; музыкальных инструментальных произведений для оркестровки -лэпбуки «Духовые инструменты», «Ударные инструменты» «Инструменты симфонического оркестра» -музыкальное панно «Инструменты симфонического оркестра» -музыкальные инструменты (металлические и деревянные) -набор демонстрационных и раздаточных картинок – графических обозначений различных инструментов ( по Тютюнниковой) -графические партитуры «металлических», «деревянных», «бумажных». «стеклянных» и смешанных оркестров -подборка загадок для педагога «Где живут звуки» -игра лото «Звуковое ассорти» |
Игры для совместной деятельности этой модели можно взять из материалов Т.Э.Тютюнниковой «Снежная сказка» «Деревянные истории» «Металлическая фантазия» «Стеклянное королевство» «Бумажный карнавал» -игра «Замри и слушай!» Цель: Слуховая тренировка детей -игра «Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» Цель: Развивать способность слушать и наблюдать -«Звуковой диктант» Цель: Развивать слуховое внимание -«Рисуем звуки наших инструментов» (сравнение звучания инструмента с чем-нибудь: металлофон - капельки, треугольник – звездочки, барабан – гроза и рисование графических партитур) Цель: развивать фантазию детей в поисках способов фиксации звуков развивать творческое воображение -игра « Звуковой музыкальный калейдоскоп» (составление графической партитуры музыкального узора) Цель: развивать творческое воображение -«Создаем музыкальную сказку о зиме» с включением в нее разных звуков Цель: развивать творческое воображение и слуховую фантазию -рисование картины к песне И.Смирновой «Сказочный звук» Цель: развивать способность детей к построению аналогий между собственными слуховыми ощущениями и графическими образами. -сюжетная игра «Волшебный оркестр Деда Мороза» Цель: создание условий для творческой работы с различными образами |
«Музыкальная мастерская» (тема: «Народные традиции») Цель: Создать условия, чтобы каждый ребенок мог сделать с помощью взрослого какой –нибудь музыкальный инструмент.
|
-различная бумага (целлофан, газета,папирусная, гофрированная, подарочная упаковка ит.п.) -деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки. -коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, от йогурта, от киндеров и т.п.) -нитки, резинки канцелярские, скотч разных цветов, ленточки для украшения подарков, ткань и т.п.) -природные материалы: шишки, косточки, скорлупки, камешки -бросовый материал(кусочки пластика, небольшие металлические предметы-ключи, гайки, пуговицы; -иллюстрации: - Мастер, изготавливающий музыкальный инструмент
- Мастер, изготавливающий что-то (вышивка, резьба, ювелирная работа, роспись и т.д.)
- Магазин музыкальных инструментов
- Мастерская художника
-мини-выставка предметов ручной работы -витражные краски, фломастеры, кисти, разные краски. - шумовые инструменты, изготовленные детьми вместе с родителями -флешнакопители с записями детских, народных, современных песен для шумового оркестра. -подборка для педагога рассказов из истории происхождения музыкальных инструментов: - «каким был первый музыкальный инструмент?»
- «Струнные инструменты – панцирь черепахи»
- «духовые инструменты – играй, моя дудочка»
- «ударные инструменты– как появился барабан»
|
Мастерские по изготовлению: - Погремушки
- Барабана
- Гитары
- Гармошки
- Дудочки
- Музыкальной коробочки с секретом
- Спичечного телефона
- Шумелки
- «Любимый музыкальный инструмент Бабы Яги»
( сказочного героя на выбор) Цель: Развивать креативность детей -серия опытов «Как сделать, чтобы инструмент играл громче? (веселее, тише)» Цель: создать условия для экспериментирования детей со звуком, установление зависимости качества звука от свойств используемых материалов -«Укрась инструмент» (шаблоны деревянных ложек, балалаек, гармони; неукрашенные шумелки.) Цель: создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок почувствовал себя мастером - игра «Хозяин дома?» (Е.А.Гомоновой) Цель: учить имитировать голосом игру на музыкальных инструментах и мелодии различного характера. -сюжетная игра «Ярмарка», «Магазин музыкальных инструментов», «Мастерская» Цель: создание условий для творческой работы с различными образами | «Концертная площадка» (тема: «Я, ты, он, она…») Цель: Дать возможность детям исследовать и изучить на практике возможности своего голосового аппарата
|
-альбомы (презентации): - - с фотографиями артистов, выступающих на сцене в разных жанрах, стилях, эпохах.
- с фотографиями выступлений детей и детских коллективов
- «Где живет мой голосок и как его беречь?»
-флешнакопители с записями: - Разных голосов человека (мужской, женский, детский; соло, дуэт, ансамбль, хор; альт, тенор, сопрано и др.)
- Различных песен
-детские микрофоны -детские музыкальные инструменты, имитирующие взрослые (скрипка, гитара, синтезатор, барабан, фортепиано, баян, гармошка) -альбомы – раскраски «Я – певица» -атрибуты сценических костюмов -краски боди-арт, карандаши, мелки, фломастеры, бумага -карточки, показывающие правильное положение рта при пении гласных -пособие Картушиной «Поющие часы» Цель: Отработка правильного формирования слогов в пении -карточки «Звуковедение» Цель: закрепление навыков звуковедения -пособия на ниточках для дыхательных упражнений(снежинки, бабочки, птички, самолетики др.) - для педагога подборка детских стихов для песенных импровизаций -маркер игрового пространства «Сцена», «Концертная площадка»
|
- игра «Кто больше знает частушек?» Цель: развивать способность к импровизационному движению - «Игра « Птички на проводах»(Картушиной) Цель: развивать музыкально –слуховые представления детей -игра «Необычный концерт» (выступления сказочных героев, сказочных персонажей, животных Цель: Создать ситуацию игры, насыщенной сказочными, волшебными персонажами, в которой каждому ребенку найдется необычная роль -просмотр и обсуждение мультфильма «Музыкальный магазинчик» Цель: Побуждать детей к самостоятельности суждений - музыкальная игра «Дружная семья»(Л.А.Гаврилюк) Цель: обогащение интонационной палитры благодаря использованию театрально – игровых приемов. -игры на развитие песенной импровизации ( Е.А.Гомоновой): «Песенки перепутались» Цель: развивать креативные качества (умение изменять объект), развивать способность к импровизированию. «Три медведя» Цель: Развивать умение импровизировать разным тембром голоса в зависимости от персонажа, от жанра музыки. «Сочинялки» (по карточкам – подсказкам) Цель: учить создавать творческий продукт (песню) по замыслу - сюжетная игра «Концерт» Цель: создание условий для творческой работы с различными образами
|
«Музыкальный театр» (Тема: «В мире прекрасного»)
Цель: Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, театральную импровизацию |
-презентации: «Мир театра» «Театры Улан-Удэ»
-сценические костюмы и атрибуты к ним -разные виды театров ( по программе «Кукляндия» Родиной) -музыкальные инструменты (озвученные и неозвученные) -видеозаписи музыкальных спектаклей ( по программе «Синтез» Тарасовой) -круги Луллия «Кто работает в театре» (профессии) -грим -бумага для рисования декораций, для изготовления масок и шапочек; клей, скотч, ножницы. -флешнакопитель с записями аудиосказок -книги со знакомыми сказками и хорошими иллюстрациями - для педагога подборка «Моделирование игровых ситуаций» (творческих предложений для театральных импровизации детей» (Буренина «Театр всевозможного») -маркер игрового пространства «Театр» -Лэпбуки : «Театр», «Балет»
|
-театральные импровизации по моделям игровых ситуаций: «День рождения» «Путешествие» «Исполнение желаний» «Цирк» «Сказки – импровизации» Цель: развитие воображения и фантазии детей - игра в пересказывание сказок и историй «наоборот» Цель: Развивать умение устанавливать ассоциативные связи между миром фантазии и миром реальности -игра «Личинка, гусеница, бабочка» Цель: развивать у детей способность к импровизационному движению, пантомиме, необычной пластике -сюжетная игра «Театр», «Костюмер, гример, актеры», «Я в образе» Цель: создание условий для творческой работы с различными образами
| «Музыкальная арт- студия» (тема: «Весна») Цель: создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретения чувственно –интеллектуального и эстетического опыта | -мольберты -наборы различных красок и изобразительных средств, бумага разных размеров и тонов, старые однотонные футболки для раскрашивания -наборы бус для рисования бусами -фартуки или старые рубашки для работы с красками -рамки для фото(для оформления картин) -флешнакопитель с записями музыки (классика, инструментальная, современная, детские песни в исполнении детских коллективов) -Музыкальные инструменты (набор для оркестра) -диск с мультфильмом на музыку Мусоргского «Картинки с выставки» -книги о творчестве людей в искусстве (художников, скульпторов, архитекторов и др.) -презентации: «Рисуем музыку» «Весна в творчестве художников и композиторов» «Боди-арт (примеры)» «3D-картины» - подборка для педагога стихов о весне -элементы технологии «Селфи-портрет – «Я – весна» -эбру рисование «Весенние узоры»
|
- Импровизация «Радуга» (или «Подбери инструмент к каждому цвету радуги» Тютюнникова «Разноцветный урок») Цель: формировать представления детей о различных комбинациях цвета со звуками. -«Я рисую музыку» Цель: развитие творческого воображения детей -выставка творческих работ по произведению Мусоргского «Картинки с выставки», «Карнавал животных» Сен - Санса Цель: развитие способности детей к синтезийному восприятию - игры с бусами (по Родиной) Цель: Развитие воображения и фантазии -«Разукрасим футболки для нашего танца» ( танцы «Весенняя капель», «Мы - дети солнца», «Мы – новое поколение» Цель: формировать представления детей о различных комбинациях цвета со звуками, движением, пространственными образами -сюжетная игра «Наш вернисаж» Цель: создание условий для творческой работы с различными образами
| «Школа искусств» (тема: «Скоро в школу») Цель: интеграция разнообразных знаний детей; их эмоционального потенциала. | - пособия «Музыкальный язык в картинках», «Азбука музыки» С.Белецкого -пособие «Новая сказка о музыке» Л.В.Светличной - игра «Музыкальная азбука» -альбом для индивидуальной работы «Музыка» -творческие тетради «Музыкальная азбука» Л.А.Алексеевой - музыкальные инструменты (орфовский оркестр) -видео «Концерт учащихся ДШИ в детском саду» -фотоальбом «Наша школа искусств» -фломастеры разных видов, гелевые ручки разных цветов для работы в альбоме и тетрадях - книга «Азбука пения для самых маленьких» М.Е.Беловановой -диски с записями классического репертуара для игры в оркестре -электронная музыкальная игра «Музыкальные инструменты» -аудиопособие «Симфонический оркестр» -аудио и видеозапись симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк» с комментариями Н.Сац -компьютерная игра «Кот Матроскин учится музыке» -детский синтезатор -подборка для педагога стихов о музыке и музыкантах --развивающие кубики «Играем с нотками» --муз. лото «От соло до квартета» -комплект развивающих карточек «Музыкальный эрудит»
|
-игра «Лото» ( с использованием«Азбука музыки» С.Белецкого) Цель: знакомство с опорными сигналами средств музыкальной выразительности -игра «Музыкальная азбука» Цель: овладение основами нотной грамоты в игровой форме -работа в рабочих тетрадях и альбоме Цель: развивать музыкально – интеллектуальный кругозор детей -игра «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» Цель: развитие сотрудничества в группе. Умение чувствовать партнера -игра «Музыкальные диалоги» ( Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» Цель: развивать навыки элементарной музыкальной импровизации -рисование сюжетов по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» и создание книги для малышей -сюжетная игра «Школа птенцов» ( по Тютюнниковой) Цель: создание условий для творческой работы с различными образами
|
Работа с родителями модель | мероприятия | содержание | «Музыкальная гостиная» | -музыкальная гостиная для родителей «Осеннее настроение» (цикл) -предложить родителям книги, диски, адреса сайтов о творчестве композиторов, художников, поэтов -консультация «Звучит ли классическая музыка в вашем доме?»
| Предложить вместе с детьми: - послушать всей семьей музыкальные произведения разных композиторов из цикла «Времена года. Осень» (подборка на диске) - создать картину на осеннюю тематику по прослушанным произведениям -создать осенний букет -посетить художественный музей - придумать сказку (музыкальную, театральную, нарисованную, в стихах и т.д.) про путешествие осеннего листочка | «Музыкальная библиотека» | - выставка книг на тему «О музыке – детям» - мастер – класс родителей « как мы в семье занимаемся с музыкальной книгой» (игра на инструменте, пение, слушание) -предложить книги о жизни и творчестве Моцарта, Чайковского и т.д -предложить приобрести для музыкальной библиотеки группы книги разного формата( обычные, аудио, электронные, караоке и др.) | Предложить вместе с детьми: -сыграть на музыкальных инструментах по книге «Графические партитуры детских песен и стихов» -почитать и инсценировать по книге «Детские музыкальные сказки»(авторская) -предложить посмотреть вместе с детьми балеты «Золушка», «Щелкунчик», «Петрушка», послушать симфоническую сказку «Петя и волк»
| «Музыкальный мини – музей» | -предложить родителям собрать для музея следующие экспонаты: - частушки,
- музыкальные инструменты (гармошка, балалайка, ложки, свистульки и др.),
- элементы народных костюмов.
- Русские народные песни (исполненные членами семьи)
- Проигрыватель с набором грампластинок , бабинный магнитофон, патефон и др.
| Предложить вместе с детьми: - посетить этнографический музей, музей истории. -концерты образцовых детских фольклорных ансамблей «Васильки», «Калиточка» и др. -разучить знакомые частушки и народные песни. - сшить народный костюм или его элементы для куклы (ребенка)
| «Музыкальная лаборатория» | -предложить родителям помочь в создании бумажного, деревянного, металлического, стеклянного оркестров. -в «Музыкальном дневничке для родителей» статьи о творчестве Карла Орфа -мастер-класс для родителей «Играем в веселый в оркестр» -провести фестиваль веселых семейных оркестров | Предложить вместе с детьми: - провести опыты «Почему все звучит?» «Как сделать звук громче» «Коробочка с секретом» «Передай секрет» «Спичечный телефон» | «Музыкальная мастерская» | -Мастер – класс для родителей «Мастерим музыкальные инструменты» - проведение аукциона по продаже изготовленных семьями музыкальных инструментов «Музыкальная сокровищница» -предложить книги о жизни мастеров скрипки( Страдивари, Гварнери)
| Предложить вместе с детьми изготовить следующие музыкальные инструменты для группы и семейного оркестра: - Погремушки
- Барабаны
- Колокольчики
- Музыкальные коробочки
- Треугольник
- Гусли
- Бамбузи
- Кастаньеты
- румбу
| «Концертная площадка» | -консультация «Поем вместе с детьми» -презентация концертных площадок села (где дети могут развивать свои вокальные способности после окончания ДОУ) -предложить варианты семейных вокальных номеров для участия в праздниках и развлечениях -работа репетиционного клуба «Наш выход» ( для подготовки семейных номеров для участия в празднике и фестивале «Весенние голоса») | Предложить вместе с детьми: - провести концерт «Мульткараоке» -сочинить и исполнить песню на стихи И. Токмаковой -посетить концерт -посмотреть видеозаписи выступлений детских эстрадных коллективов и солистов -подготовить номер для участия в фестивале «Весенние голоса» | «Музыкальный театр»
| -консультация «Семейный театр» -информация в «Музыкальном дневничке» о опыте семейных театров -предложить варианты участия родителей в детском спектакле -предложить репертуар детских спектаклей на сцене театров Улан-Удэ -мастер-класс для родителей «Играем в театр»( знакомство с разными видами театра) | Предложить вместе с детьми: - посетить театры города -посмотреть видеозаписи спектаклей и музыкальных фильмов -сыграть театральные этюды по книге Чистяковой «Психогимнастика» -создать театральный костюм для спектакля | «Музыкальная арт- студия»
| - оформить выставку семейных художественных работ - коллективная работа всех родителей и детей группы «Музыкальный коллаж» -презентация изобразительных студий села, где дети могут продолжить развивать свои способности после окончания ДОУ) -арт –выставка детских работ на различные музыкальные произведения -дефиле творческих семейных работ (расписанных футболок) «Мы – дети солнца» | Предложить вместе с детьми: - посетить художественный музей -посмотреть фильмы о Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств, Эрмитаже и т.п. -создать «художественный шедевр» - картину, поделку и т.п. на любое музыкальное произведение. | «Школа искусств»
| - презентация для родителей «Наша школа искусств» и встреча с преподавателями ДШИ -концерт выпускников ДОУ-учащихся ДШИ для детей и родителей -предложить материалы( компьютерные игры, рабочие тетради, развивающие игры, книги) для родителей по знакомству детей с нотной грамотой -концерт родителей, владеющих музыкальными инструментами | Предложить вместе с детьми: - освоить игровое четырехручие по методике Черниковой «По дороге с синичкой» -решить ребусы и кроссворды на музыкальную тему -посмотреть художественный фильм «Маленький Моцарт» -посмотреть видеозаписи международного конкурса «Щелкунчик» |
|
|
3 этап - заключительный
Цель: анализ результатов, подведение итогов работы.
-изучение разработанных материалов
-анализ полученных результатов и соотнесение их с целями и задачами проекта
-анализ диагностики удовлетворенности педагогов, детей и родителей
-создание методических рекомендаций по работе каждой модели
- публикации методических разработок по внедрению результатов реализации проекта в массовую практику
-планирование перспективы развития проекта
Становление дошкольного образования в свете новых стандартов требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствовании педагогических технологий. Наша задача – создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя, свои индивидуальные способности, ту или иную направленность своей личности. Организация современного предметно – развивающего пространства ДОУ в контексте ФГОС ДО является одним из перспективных направлений в этом вопросе. Потому что предметно –развивающая среда способствует личностному развитию детей посредством формирования личностных смыслов изучаемых явлений и процессов, включения в сотрудничество и сотворчество на основе интереса, устойчивой активности и самостоятельности в познании и деятельности.