Проект «В мире прекрасного» (организация художественно - эстетического предметно – развивающего пространства в подготовительной группе ДОУ )
проект

Петрова Татьяна Андреевна

Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только образовательной деятельностью с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными инструментами, свободно заниматься музыкальным творчеством. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специального предметно – развивающего пространства. Правильно организованная музыкальная среда, соответствующая современным требованиям ФГОСДО, способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Данный проект предлагает инновационный подход создания современной художественно – эстетической предметно – развивающей  среды. Предназначен для руководителей, музыкальных руководителей и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pr.-razv._srede.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В мире прекрасного»

(организация  художественно - эстетического предметно – развивающего пространства  в  подготовительной группе  ДОУ в контексте ФГОС ДО)

Петрова Т.А.

                                                                                     музыкальный руководитель

МБДОУ «Подснежник»

с.Бичура Республика Бурятия

                                                       

                                                              Аннотация

Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только образовательной деятельностью с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными инструментами, свободно заниматься музыкальным творчеством. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специального предметно – развивающего пространства. Данный проект предлагает авторский подход
создания современной художественно – эстетической предметно – развивающей  среды в подготовительной группе ДОУ. Предназначен для руководителей, музыкальных руководителей и педагогов ДОУ.

Паспорт проекта:

Вид проекта –  практико – ориентированный

Продолжительность проекта – учебный год

Участники проекта – дети, родители и педагоги подготовительной группы ДОУ, музыкальный руководитель.

Введение.

       Организация дошкольного образования в России коренным образом меняется. Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т.е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольниками способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления  содержания деятельности современного дошкольного образовательного учреждения. В  данном проекте разрабатывается одно из таких условий развития  - авторский подход к  созданию современной художественно – эстетической предметно – развивающей  среды т.к. создание развивающего пространства и самостоятельной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Методологическое обоснование проекта.

 Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности (А. Н. Леонтьев). Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда — это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта. Предметно-пространственная среда — это одно из условий разворачивания психического развития ребенка изначально как процесса саморазвития.  Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми степенями свободы не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н. Н. Поддъяков, В. Кудрявцев). Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской деятельности, обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности.

Таким образом, среда — это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, можно выделить ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада:

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

    4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как

     целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что

 дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию        признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий, технических приспособлений и компьютерных приложений, а также изменение способов представления информации в СМИ создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразия способов ее создания. Наша позиция состоит в моделировании художественно - эстетической предметно - развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В нашей педагогической работе данная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт - вещественный, материализованный, а второй - духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством. Известный искусствовед Г.Н. Любимова писала, что ребенку для его нормального развития необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Эту верную мысль подтверждают простой, исторически сложившийся бытовой здравый смысл, теория зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), сотрудничества взрослого с детьми (Ш.Амонашвили).  При конструировании предметно – развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности среды, она  не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентами.
  Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный образовательный процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

В отличие от предыдущих форм организации предметно – развивающей среды, современная выполняет одновременно несколько функций:

культурно-коммуникативную – обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт;

духовно-эмоциональную – подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей;

практически-действенную – обогащает практический опыт, дает возможность действовать;

опытно-экспериментальную – стимулирует исследовательскую деятельность;

художественно-преобразующую – способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению;

интеллектуально-познавательную – создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.   

  Такая предметно – развивающая среда обеспечивает целостность образовательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.   

Цель проекта-   

Создание моделей художественно-эстетической предметно - развивающей среды, позволяющей ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Задачи:

-создание условий для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников  с учетом индивидуальных особенностей детей. 
         -формирование у ребенка способности личностно воспринимать произведения различных видов искусства.

-расширение эмоционального опыта и реализация ребенком своих ощущений и чувств в продуктивной деятельности.

 -развитие  у детей воображения и ассоциативного мышления и на их основе творческой  деятельности.

Ожидаемый результат:

1Создание предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям

2 Развитие у детей навыков сотрудничества и сотворчества

3развитие у детей таких личностных качеств, как  активность, самостоятельность, инициативность, креативность.

Реализация проекта обеспечит целостность образовательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Механизм реализации проекта:

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

Цель:

теоретическая проработка и проведение поискового эксперимента по моделированию пространства группы на плане

- экспертная оценка и анализ среды, с целью выявления проблемных зон.

- формирование проблемы, цели и  задач проекта

- обзор литературы по организации предметно-развивающей среды в ДОУ

- самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации предметно-развивающей среды посредством различных сайтов, изучение опыта работы в РФ посредством Интернет, поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

- педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фото и видеоматериалов»

-консультация для педагогов «Современные требования к созданию предметно-

развивающей среды в ДОУ в контексте ФГОСДО».

- создание банка идей

- разработка эскизов оформления, выбор оптимально-приемлемых вариантов

 дизайна, обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта.

-  теоретическое создание модели  художественно –

эстетической предметно – развивающей среды (приложение – 1)

-защита – презентация перед педагогами и родителями «Модель  

 художественно – эстетической предметно – развивающей

среды в подготовительной группе ДОУ» (приложение – 2)

-разработка плана внедрения данной модели в практику работы

 (приложение-3)

- создание материально – технической базы

Приложение -1

 «Модель  художественно – эстетической

 предметно – развивающей среды в подготовительной группе

Месяц

комплексно-тематическое планирование (тема)

                  модель

 художественно-эстетической

 предметно-развивающей среды

сентябрь

 Осень

«Музыкальная гостиная»

октябрь

«Книги – мои друзья»

«Музыкальная библиотека»

ноябрь

«Моя Родина»

«Музыкальный мини – музей»

декабрь

«Зима»

«Музыкальная  лаборатория»

январь

«Народные традиции»

«Музыкальная мастерская»

февраль

«Я, ты, он, она…»

«Концертная площадка»

март

«В мире прекрасного»

«Музыкальный театр»

апрель

«Весна»

«Музыкальная арт – студия»

май

«Скоро в школу»

« Школа – искусств»

Приложение-3

«План внедрения модели художественно – эстетической

предметно – развивающей среды в практику работы»

Мероприятие

ответственный

1

Изучение и создание нормативно-правовой базы для осуществления проектной деятельности

Зав ДОУ

2

Создание материальной базы

Администрация ДОУ

родители

педагоги

3

Подготовка необходимых материалов для  создания  практической модели

Музыкальный руководитель

педагоги

4

Консультация для воспитателей подготовительной группы «Методические рекомендации по работе в современном предметно – развивающем пространстве»

Музыкальный руководитель

5

Семинар – практикум для молодых педагогов «Организация самостоятельной и совместной деятельности детей по художественно-эстетической образовательной области в рамках реализуемого проекта»

Музыкальный руководитель

6

Создание моделей художественно-эстетической предметно-развивающей среды

Музыкальный руководитель

педагоги групп

родители

дети

7

Организация работы

Музыкальный руководитель

педагоги подготовительной группы

8

Проведение круглого стола, дебатов по результатам работы

Музыкальный руководитель педагоги подготовительной группы

родители

зам по ВМР

9

Формулирование выводов, обобщение опыта работы

Музыкальный руководитель

педагоги подготовительной группы

10

Планирование работы по распространению опыта

зам по ВМР

2 этап - практический

Цель:

Внедрение в практику работы теоретически созданной модели на основе

 разработанного плана.

Название модели

Оборудование и материалы

Игры для совместной деятельности

 «Музыкальная гостиная»

(Тема: «Осень»)

Цель:

Продолжать знакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки.

-Репродукции картин художников на осеннюю тематику

-фотоальбом «Осень»

(дома, на улице, в саду, в лесу)

-пиктограммы

-листья (готовые, шаблоны)

-бумага разных тонов, белая

-краски акварельные, кисти, палитры, мольберт

-альбомы – раскраски

(пейзажи, времена года: водяные, дорисовки, с наклейками, для разукрашивания и т.д)

-наборы открыток «Летний сад Санкт – Петербурга», «Дворцы Санкт –Петербурга», «Замки»

- детские книги с художественными произведениями об осени

-Атрибуты:

  • Листья и ветви для танцев
  • Салютики
  • Ленты
  • Шарфы
  • Прозрачная ткань нескольких цветов
  • Накидки
  • Ветки с листьями
  • Корзинки

-музыкальные инструменты

-диски с записями музыкальных произведений и песен на осеннюю тематику

-графические партитуры ( из опыта Тютюнниковой)

-самодельные инструменты

(из бросового материала)

-микрофон детский, палочка дирижера

-ритмические картинки

(листья и капли) и ритмические партитуры

 -для педагога подборка осенних стихов

- видео-материалы:

  • Музыкальные презентации о осени
  • Фрагменты концертов симфонического оркестра

-Маркер игрового пространства «Осенний лес»

-лэпбук «Осень»

-макет «Сезонное дерево»

-круги Луллия «Музыкальные профессии»

 

-«Сыграй симфонию дождя»

(по графической партитуре, по серии картинок «З дождя», по музыкальному произведению, по картине)

Цель: развивать чувство ритма

-пластический этюд «Путешествие  осеннего листочка»

Цель: побуждать детей воплощать настроение прослушанной музыки в творческих двигательных этюдах.

-«Составь букет из осенних листьев» (готовых, самостоятельно сделанных)

Цель: продолжать формировать эстетическое отношение к явлениям окружающего мира

-«Составь орнамент из листьев» ; «Укрась орнаментом вазу, платок, коврик и т.п.)

Цель: развивать чувство композиции

-« Нарисуй вид  из окна  композитора» ( по музыкальному произведению)

Цель: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания

-«Определи  настроение музыки» (пиктограммы)

Цель: развивать  у детей эмоциональную отзывчивость

-«Подбери картинку к музыке» (цветовую, музыкальный инструмент, пейзаж)

Цель: развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки

- «Вижу – дорисовываю»

Цель: развивать творческое воображение, придумывать сюжеты своих картинок

-«Хочешь стать волшебником? Или оживи листочек» (творческие импровизации с осенним листом)

Цель: развитие творческого воображения

- «Сыграй (выложи)  осенние слова:

Лист – листок-листочек - листики- листопад;

Кап – капля - капельки;

Осень - осенний

Цель: развитие чувства ритма

-«Сочини мелодию (песню)

на прочитанные стихи»

цель: развивать творческие способности детей.

-«Рисую музыку»

Цель: развитие у детей эмоциональной отзывчивости

-сюжетная игра «Я- художник (музыкант, дирижер, певец)»

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

«Музыкальная библиотека»  

(тема:

«Книги - мои друзья»)  

Цель:

Развивать способность к музыкальной и словесной импровизации; устанавливать литературно – музыкальные связи

 

-музыкальные книги –караоке по сказкам и мультфильмам

-книги «Песенки из любимых мультфильмов»

-энциклопедии о музыке

-детские книги о музыке

-книги – раскраски по сказкам или сказочным героям

-книги с произведениями А.С.Пушкина

-диск с записями музыки по произведениям Пушкина ; с записями волшебной музыки;

-детские журналы

-книга с паззлами и CD-диском

«Балеты П.И.Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»»

--Дидактический комплект «Карнавал животных»К.Сен-Санса

-музыкальное мультлото «Любимые мультфильмы»

-видеозаписи  балетов «Золушка», «Спящая красавица», «Петрушка», «Щелкунчик» и книги с этими сказками.

- презентация «Что такое библиотека?»

-музыкальные инструменты

-самодельные книги по содержанию знакомых песен, изготовленные детьми.

-краски, карандаши, фломастеры, мелки

-бумага для рисования, блокноты, альбомы для создания книжек – самоделок.

- для педагога подборка песен из детских мультфильмов, созданных по произведениям художественной литературы.

-маркер игрового пространства «Театральная сцена», «Библиотека», «Дворец»

-Лэпбук «П.И.Чайковский», «Н.А.Римский –Корсаков», «Музыкальный теремок», «Сказка в музыке»

-круги Луллия «Угадай, чье произведение»

-«Угадай мелодию»

(по сказочным музыкальным произведениям)

Цель: Развитие музыкальной памяти

-«Я –  волшебник!»

(на основе музыкальных и художественных произведений)

Цель:

Развивать способность к импровизационному движению, пантомиме, необычной пластике

-работа с книгой –раскраской «Волшебницы»

Цель:

Создание условий для музыкально – творческой работы с различными образами волшебников

-«Придумай музыкальную сказку с помощью разных инструментов»

Цель: дать возможность ребенку импровизировать на музыкальных и шумовых инструментах

- «Что? Где? Когда?»

(по музыкальным энциклопедиям)

Цель: объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира.

-мини – концерт с использованием книжек – караоке

Цель: создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом и певцом.

-сюжетная игра «Я – библиотекарь» (продавец книжного магазина)

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

«Музыкальный мини-музей»

(Тема: «Моя Родина»)

Цель:

Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях нашей Родины.

- наборы открыток о различных музеях России и зарубежья.

-иллюстрации:

  • Экскурсия в музее
  • Экскурсовод
  • Посетители музея

-видео презентации:

  • Музея села Бичуры
  • Этнографического музея г.Улан-Удэ
  • Музея СОШ№1 «Наша Родина»
  • «Русские народные инструменты»- игра

-лэпбук «Русские народные инструменты», «Русские народные песни»

-серия лэпбуков «Русские народные праздники»

-набор бумажных кукол с народными костюмами

-элементы народных костюмов

-флешнакопители с записями произведений  музыкального фольклора, оркестра русских народных инструментов, русских народных песен в исполнении известных певцов, репертуара образцовых  народных детских ансамблей с.Бичуры  «Васильки»и «Калиточка»

-произведения народных промыслов России (матрешки, свистульки, ложки, платки и т.д.)

-русские народные музыкальные инструменты

-гуашь, кисти, палитры

-шаблоны из бумаги произведений народных промыслов (разного размера и тонов).

-альбомы – раскраски  «Русские красавицы»

-набор фотографий с элементами русской пляски в исполнении детей

- для педагога подборка текстов русских народных песен, частушек.

-беседа с детьми о музеях.

Цель: рассказать детям о музеях и их роли в жизни общества, о правилах поведения в музее.

-«Играем в оркестр»

Цель: развивать умение подыгрывать на русских народных инструментах под народную песню или частушку

-«Украшаем костюм

(платок, инструмент)»

Цель: закрепить элементы народных росписей

-игра на музыкальных книжках-караоке «Барыня-сударыня», «Как у наших у ворот»

Цель: комплексно развивать музыкальность детей в разных формах музицирования

-«Придумай пляску»

( с использованием фотографий-элементов пляски)

Цель: способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности

- сюжетная игра «Я – экскурсовод  в музее (русских народных инструментов, народных игрушек, народных промыслов и т.п.)

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

 « Музыкальная лаборатория»

( тема: «Зима»)

Цель: Создать атмосферу творческого

исследования звуковых возможностей каждого  из инструментов и исполнительских приемов.

-«волшебный ларец» с различными атрибутами из стекла (этот ларец хранится у педагога и вносится только для совместной работы с детьми)

-деревянный сундучок с различными атрибутами из дерева

-металлическая  шкатулка с атрибутами из металла

-шкатулка из картона с атрибутами из бумаги

-флешнакопитель с записями деревянных, металлических, бумажных звуков; музыкальных инструментальных произведений для оркестровки

-лэпбуки  «Духовые инструменты», «Ударные инструменты» «Инструменты симфонического оркестра»

-музыкальное панно «Инструменты симфонического оркестра»

-музыкальные инструменты (металлические и деревянные)

-набор демонстрационных и раздаточных картинок – графических обозначений различных инструментов

 ( по Тютюнниковой)

-графические партитуры «металлических», «деревянных», «бумажных». «стеклянных» и смешанных оркестров

-подборка загадок для педагога «Где живут звуки»

-игра лото «Звуковое ассорти»

Игры для совместной деятельности этой модели можно взять из материалов Т.Э.Тютюнниковой

«Снежная сказка»

«Деревянные истории»

«Металлическая фантазия»

«Стеклянное королевство»

«Бумажный карнавал»

-игра «Замри и слушай!»

Цель:

Слуховая тренировка детей

-игра «Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные»

Цель:

Развивать способность слушать и наблюдать

-«Звуковой диктант»

Цель:

Развивать слуховое внимание

-«Рисуем звуки наших инструментов» (сравнение звучания инструмента с чем-нибудь: металлофон - капельки, треугольник – звездочки, барабан – гроза и рисование графических партитур)

Цель: развивать фантазию детей в поисках способов фиксации звуков

 развивать творческое воображение

-игра « Звуковой музыкальный калейдоскоп» (составление графической партитуры музыкального узора)

Цель: развивать творческое воображение

 -«Создаем музыкальную сказку о зиме» с включением в нее разных звуков

Цель: развивать творческое воображение и слуховую фантазию

-рисование картины к песне И.Смирновой «Сказочный звук»

Цель: развивать способность детей к построению аналогий между собственными слуховыми ощущениями и графическими образами.

-сюжетная игра «Волшебный оркестр Деда Мороза»

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

«Музыкальная мастерская»

(тема: «Народные традиции»)

Цель:

Создать условия, чтобы каждый ребенок мог сделать с помощью взрослого какой –нибудь музыкальный инструмент.

-различная бумага (целлофан, газета,папирусная, гофрированная, подарочная упаковка ит.п.)

-деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.

-коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, от йогурта, от киндеров и т.п.)

-нитки, резинки канцелярские, скотч разных цветов, ленточки для украшения подарков, ткань и т.п.)

-природные материалы: шишки, косточки,  скорлупки, камешки

-бросовый материал(кусочки пластика, небольшие металлические предметы-ключи, гайки, пуговицы;

-иллюстрации:

  • Мастер, изготавливающий музыкальный инструмент
  • Мастер, изготавливающий что-то (вышивка, резьба, ювелирная работа, роспись и т.д.)
  • Магазин музыкальных инструментов
  • Мастерская художника

-мини-выставка предметов ручной работы

-витражные краски, фломастеры, кисти, разные краски.

- шумовые инструменты, изготовленные  детьми вместе с родителями

-флешнакопители с записями детских, народных, современных песен для  шумового оркестра.

-подборка для педагога рассказов из истории происхождения музыкальных инструментов:

  • «каким был первый музыкальный инструмент?»
  • «Струнные инструменты – панцирь черепахи»
  • «духовые инструменты – играй, моя дудочка»
  • «ударные  инструменты– как появился барабан»

Мастерские по изготовлению:

  • Погремушки
  • Барабана
  • Гитары
  • Гармошки
  • Дудочки
  • Музыкальной коробочки с секретом
  • Спичечного телефона
  • Шумелки
  • «Любимый музыкальный инструмент Бабы Яги»

( сказочного героя на выбор)

Цель:

Развивать креативность детей

-серия опытов  «Как сделать, чтобы инструмент  играл громче? (веселее, тише)»

Цель:

создать условия для экспериментирования детей со звуком, установление зависимости качества звука от свойств используемых материалов

-«Укрась инструмент»

(шаблоны деревянных ложек, балалаек, гармони; неукрашенные шумелки.)

Цель: создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок почувствовал себя мастером

- игра «Хозяин дома?» (Е.А.Гомоновой)

Цель: учить имитировать голосом игру на музыкальных инструментах и мелодии различного характера.

-сюжетная игра «Ярмарка», «Магазин музыкальных инструментов», «Мастерская»

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

«Концертная площадка»

(тема: «Я, ты, он, она…»)

Цель:

Дать возможность детям исследовать и изучить на практике возможности своего голосового аппарата

-альбомы (презентации):

  • - с фотографиями артистов, выступающих на сцене в разных жанрах, стилях, эпохах.
  • с фотографиями выступлений  детей и детских коллективов
  • «Где живет мой голосок и как его беречь?»

-флешнакопители с записями:

  • Разных голосов человека (мужской, женский, детский; соло, дуэт, ансамбль, хор; альт, тенор, сопрано и др.)
  • Различных песен

-детские микрофоны

-детские музыкальные инструменты, имитирующие взрослые (скрипка, гитара, синтезатор, барабан, фортепиано, баян, гармошка)

-альбомы – раскраски «Я – певица»

-атрибуты сценических костюмов

-краски боди-арт, карандаши, мелки, фломастеры, бумага

-карточки, показывающие правильное положение рта при пении гласных

-пособие Картушиной «Поющие часы»

Цель:

Отработка правильного формирования слогов в пении

-карточки «Звуковедение»

Цель: закрепление навыков звуковедения

-пособия на ниточках для дыхательных упражнений(снежинки, бабочки, птички, самолетики др.)

- для педагога подборка детских стихов для песенных импровизаций

-маркер игрового пространства «Сцена», «Концертная площадка»

- игра «Кто больше знает частушек?»

Цель: развивать способность к импровизационному  движению

- «Игра « Птички на проводах»(Картушиной)

Цель: развивать музыкально –слуховые представления детей

-игра «Необычный концерт» (выступления сказочных героев, сказочных персонажей, животных

Цель:

Создать ситуацию игры, насыщенной сказочными, волшебными персонажами, в которой  каждому ребенку найдется необычная роль

-просмотр и обсуждение мультфильма «Музыкальный магазинчик»

Цель:

Побуждать детей к самостоятельности суждений

- музыкальная игра «Дружная семья»(Л.А.Гаврилюк)

Цель: обогащение интонационной палитры благодаря использованию театрально – игровых приемов.

-игры на развитие песенной импровизации ( Е.А.Гомоновой):

 «Песенки перепутались»

Цель: развивать креативные качества (умение изменять объект), развивать способность к импровизированию.

«Три медведя»

Цель:

Развивать умение импровизировать разным тембром голоса  в зависимости от персонажа, от жанра музыки.

«Сочинялки» (по карточкам – подсказкам)

Цель: учить создавать творческий продукт (песню) по замыслу

- сюжетная игра «Концерт»

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

«Музыкальный театр»

 (Тема: «В мире прекрасного»)

Цель:

Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, театральную импровизацию

-презентации:

«Мир театра»

«Театры Улан-Удэ»

-сценические костюмы и атрибуты к ним

-разные виды театров ( по программе «Кукляндия» Родиной)

-музыкальные инструменты (озвученные и неозвученные)

-видеозаписи  музыкальных спектаклей

( по программе «Синтез» Тарасовой)

-круги Луллия «Кто работает в театре» (профессии)

-грим

-бумага для рисования декораций, для изготовления масок и шапочек; клей, скотч, ножницы.

-флешнакопитель с записями аудиосказок

-книги со знакомыми сказками и хорошими иллюстрациями

- для педагога подборка «Моделирование игровых ситуаций» (творческих предложений для театральных импровизации детей» (Буренина «Театр всевозможного»)

-маркер игрового пространства «Театр»

-Лэпбуки : «Театр», «Балет»

-театральные импровизации по моделям игровых ситуаций:

«День рождения»

«Путешествие»

«Исполнение желаний»

«Цирк»

«Сказки – импровизации»

Цель: развитие воображения и фантазии детей

- игра в пересказывание сказок и историй «наоборот»

Цель:

Развивать умение устанавливать ассоциативные связи между миром фантазии и миром реальности

-игра «Личинка, гусеница, бабочка»

Цель: развивать у детей способность к импровизационному движению, пантомиме, необычной пластике

-сюжетная игра

«Театр», «Костюмер, гример, актеры», «Я в образе»

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

«Музыкальная арт- студия»

(тема: «Весна»)

Цель: создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретения чувственно –интеллектуального и эстетического опыта

-мольберты

-наборы различных красок и изобразительных средств, бумага разных размеров и тонов, старые однотонные  футболки для раскрашивания

-наборы бус для рисования бусами

-фартуки или старые рубашки для работы с красками

-рамки для фото(для оформления картин)

-флешнакопитель с записями музыки (классика, инструментальная, современная, детские песни в исполнении детских коллективов)

-Музыкальные инструменты (набор для оркестра)

-диск с мультфильмом на музыку Мусоргского «Картинки с выставки»

-книги о творчестве людей в искусстве (художников, скульпторов, архитекторов и др.)

-презентации:

«Рисуем музыку»

«Весна в творчестве художников и  композиторов»

«Боди-арт (примеры)»

«3D-картины»

- подборка для педагога стихов о весне

-элементы технологии «Селфи-портрет – «Я – весна»

-эбру рисование «Весенние узоры»

- Импровизация «Радуга» (или «Подбери инструмент к каждому цвету радуги»

Тютюнникова «Разноцветный урок»)

Цель: формировать представления детей о различных комбинациях цвета со звуками.

-«Я рисую музыку»

Цель: развитие творческого воображения детей

-выставка творческих  работ по произведению Мусоргского  «Картинки с выставки», «Карнавал  животных» Сен - Санса

Цель: развитие способности детей к синтезийному восприятию

- игры с бусами

 (по Родиной)

Цель:

Развитие воображения и фантазии

-«Разукрасим футболки для нашего танца»

( танцы «Весенняя капель», «Мы - дети солнца», «Мы – новое поколение»

Цель:  формировать представления детей о различных комбинациях цвета со звуками, движением, пространственными образами

-сюжетная игра «Наш вернисаж»

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

                                   

 «Школа искусств»

 (тема: «Скоро в школу»)

 Цель: интеграция разнообразных знаний детей; их эмоционального потенциала.

- пособия «Музыкальный язык в картинках», «Азбука музыки» С.Белецкого

-пособие «Новая сказка о музыке»  Л.В.Светличной

- игра «Музыкальная азбука»

-альбом для индивидуальной работы «Музыка»

-творческие тетради «Музыкальная азбука» Л.А.Алексеевой

- музыкальные инструменты (орфовский оркестр)

-видео «Концерт учащихся ДШИ в детском саду»

-фотоальбом «Наша школа искусств»

-фломастеры разных видов, гелевые ручки разных цветов для работы в альбоме и тетрадях

- книга «Азбука пения для самых маленьких» М.Е.Беловановой

-диски с записями классического репертуара для игры в оркестре

-электронная музыкальная игра «Музыкальные инструменты»

-аудиопособие «Симфонический оркестр»

-аудио и видеозапись симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк» с комментариями Н.Сац

-компьютерная игра «Кот Матроскин учится музыке»

-детский синтезатор

-подборка для педагога стихов о музыке и музыкантах

--развивающие кубики «Играем с  нотками»

--муз. лото «От соло до квартета»

-комплект развивающих карточек «Музыкальный эрудит»

-игра «Лото» ( с использованием«Азбука музыки» С.Белецкого)

Цель: знакомство с опорными сигналами средств музыкальной выразительности

-игра «Музыкальная азбука»

Цель: овладение основами нотной грамоты в игровой форме

-работа  в рабочих тетрадях и альбоме

Цель: развивать музыкально – интеллектуальный кругозор детей

-игра «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь»

Цель: развитие сотрудничества в группе. Умение чувствовать партнера

-игра «Музыкальные диалоги» ( Поговори  со своим соседом, расскажи ему, что хочешь»

Цель: развивать навыки элементарной музыкальной импровизации

-рисование сюжетов по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» и создание книги для малышей

-сюжетная игра «Школа птенцов»

( по Тютюнниковой)

Цель: создание условий для творческой работы с различными образами

Работа с родителями

модель

мероприятия

содержание

«Музыкальная гостиная»

-музыкальная гостиная для родителей «Осеннее настроение» (цикл)

-предложить  родителям книги, диски, адреса сайтов о творчестве композиторов, художников, поэтов

-консультация «Звучит ли классическая музыка в вашем доме?»

Предложить вместе

с детьми:        

- послушать всей семьей музыкальные произведения разных композиторов из цикла «Времена года. Осень» (подборка на диске)

- создать картину на осеннюю тематику по прослушанным произведениям

-создать осенний букет

-посетить художественный музей

- придумать  сказку (музыкальную, театральную, нарисованную, в стихах  и т.д.)  про путешествие осеннего листочка

«Музыкальная библиотека»

- выставка книг на тему «О музыке – детям»

- мастер – класс родителей « как мы в семье занимаемся  с музыкальной книгой» (игра на инструменте, пение, слушание)

-предложить книги о жизни и творчестве Моцарта, Чайковского и т.д

-предложить приобрести для музыкальной  библиотеки  группы книги разного формата( обычные, аудио, электронные, караоке и др.)

Предложить вместе с детьми:

-сыграть на музыкальных инструментах по книге «Графические партитуры детских песен и стихов»

-почитать и инсценировать по книге «Детские музыкальные сказки»(авторская)

-предложить посмотреть вместе с детьми  балеты  «Золушка», «Щелкунчик», «Петрушка», послушать симфоническую сказку «Петя и волк»

«Музыкальный мини – музей»

-предложить родителям собрать для музея следующие экспонаты:

  • частушки,
  •  музыкальные инструменты (гармошка, балалайка, ложки, свистульки и др.),
  •  элементы народных костюмов.
  • Русские народные песни  (исполненные  членами  семьи)
  • Проигрыватель с набором грампластинок , бабинный магнитофон, патефон и др.

 Предложить вместе с детьми:

- посетить этнографический музей, музей истории.

-концерты  образцовых детских  фольклорных ансамблей «Васильки», «Калиточка» и др.

-разучить знакомые частушки и народные песни.

- сшить народный костюм  или его элементы для куклы (ребенка)

«Музыкальная лаборатория»

-предложить родителям помочь в создании бумажного, деревянного, металлического, стеклянного оркестров.

-в «Музыкальном дневничке для родителей» статьи  о творчестве Карла Орфа

-мастер-класс для родителей  «Играем в веселый в оркестр»

-провести фестиваль веселых семейных оркестров

Предложить вместе с детьми:

- провести опыты «Почему все звучит?»

«Как сделать звук громче»

«Коробочка с секретом» «Передай секрет»

«Спичечный телефон»

«Музыкальная мастерская»

-Мастер – класс для родителей «Мастерим музыкальные инструменты»

- проведение аукциона  по продаже изготовленных семьями музыкальных инструментов «Музыкальная сокровищница»

-предложить книги о жизни мастеров скрипки( Страдивари, Гварнери)

Предложить вместе с детьми изготовить следующие музыкальные инструменты для группы и семейного оркестра:

  • Погремушки
  • Барабаны
  • Колокольчики
  • Музыкальные коробочки
  • Треугольник
  • Гусли
  • Бамбузи
  • Кастаньеты
  •  румбу

«Концертная площадка»

-консультация «Поем вместе с детьми»

-презентация концертных площадок села (где дети могут развивать свои вокальные способности после  окончания ДОУ)

-предложить варианты семейных вокальных номеров для участия в праздниках и развлечениях

-работа репетиционного клуба «Наш выход» ( для подготовки семейных номеров для участия в празднике и фестивале «Весенние голоса»)

Предложить вместе с детьми:

- провести концерт «Мульткараоке»

-сочинить и исполнить

песню на стихи И. Токмаковой

-посетить концерт

-посмотреть видеозаписи выступлений детских эстрадных коллективов и солистов

-подготовить номер для участия в фестивале «Весенние голоса»

«Музыкальный театр»

-консультация «Семейный театр»

-информация в «Музыкальном дневничке» о опыте семейных театров

-предложить варианты участия родителей  в детском спектакле

-предложить репертуар детских спектаклей на сцене театров Улан-Удэ

-мастер-класс для родителей «Играем в театр»( знакомство с разными видами театра)

Предложить вместе с детьми:

- посетить театры  города

-посмотреть видеозаписи спектаклей и музыкальных фильмов

-сыграть театральные этюды по книге Чистяковой «Психогимнастика»

-создать театральный костюм для спектакля

«Музыкальная арт- студия»

- оформить выставку семейных художественных  работ

- коллективная работа всех родителей и детей группы «Музыкальный коллаж»

-презентация изобразительных студий села, где дети могут продолжить развивать свои способности после окончания ДОУ)

-арт –выставка детских работ на различные музыкальные произведения

-дефиле творческих семейных работ

(расписанных футболок) «Мы – дети солнца»

Предложить вместе с детьми:

- посетить художественный музей

-посмотреть фильмы о Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств, Эрмитаже и т.п.

-создать  «художественный шедевр» - картину, поделку и т.п. на любое музыкальное произведение.

«Школа искусств»

- презентация для родителей «Наша школа искусств» и встреча с преподавателями ДШИ

-концерт выпускников ДОУ-учащихся ДШИ для детей и родителей

-предложить материалы( компьютерные игры, рабочие тетради, развивающие игры, книги) для родителей по знакомству детей с нотной грамотой

-концерт родителей, владеющих музыкальными инструментами

Предложить вместе с детьми:

- освоить игровое четырехручие по методике Черниковой «По дороге с синичкой»

-решить ребусы и кроссворды на музыкальную тему

-посмотреть художественный фильм  «Маленький Моцарт»

-посмотреть видеозаписи международного конкурса «Щелкунчик»

3 этап - заключительный

Цель: анализ результатов, подведение итогов работы.

-изучение разработанных материалов

-анализ полученных результатов и соотнесение их с целями и задачами проекта

-анализ диагностики удовлетворенности педагогов, детей и родителей

-создание методических  рекомендаций по работе каждой модели

- публикации методических разработок по внедрению результатов реализации проекта в массовую практику

-планирование перспективы  развития проекта

Становление  дошкольного образования в свете новых  стандартов требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствовании педагогических технологий. Наша задача – создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог реализовать себя, свои индивидуальные способности, ту или иную направленность своей личности. Организация  современного   предметно – развивающего пространства ДОУ в контексте ФГОС ДО  является  одним из перспективных направлений в этом вопросе.  Потому что предметно –развивающая среда  способствует  личностному развитию детей посредством формирования личностных смыслов изучаемых явлений и процессов, включения в сотрудничество и сотворчество на основе интереса, устойчивой активности  и самостоятельности в познании и деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Презентация недельного проекта "В мире друзей"

Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и само...

Недельный проект "В мире друзей"

     Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, о...

Проект «От мира семьи до мира Родины»

Проект «От мира семьи до мира Родины»...

Проект «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».

Проект:Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем  процессе старших дошкольников»....