технологическая карта по теме: "Планета Земля в опасности" подготовительная группа
рабочие листы (подготовительная группа)

Долгополова Екатерина Николаевна

планета земля в опастности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_b-1.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Тема: «Планета Земля в опасности»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Форма ООД:  Опытно-экспериментальная деятельность

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Форма организации: групповая.

Цель:

Закрепление знаний детей о планете Земля (Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида, а так же два полюса: Северный и Южный).

Задачи:

Обучающие:

Формировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму с полюсами, части суши- материки

Познакомить с основными знаниями:

-о загрязнении воды; 

-о загрязнении воздуха;

-о загрязнении почвы;

- обратить внимание на последствия такого загрязнения для живых организмов и человека        

Развивающие: 

- Развивать поисково-познавательные способности, интерес к природе, желание изучать ее.

- Развивать умения анализировать, обобщать свои действия, сравнивать, оценивать результаты своих действий, делать выводы.

- Развивать любознательность, мышление, память, внимательность, наблюдательность.

Воспитательные:

Способствовать речевому общению детей.

Воспитывать заботливое, бережное отношение к своей планете.

Активизация словаря: материк, полюс, SOS, экологическая тревога.

Средства: наглядные: глобус, карта, макет глобуса, материки, вырезанные из контурной карты, бумажный флажок с сигналом SOS, иллюстрации заводов, фабрик с дымом, иллюстрации машин легковых, грузовых с выхлопными газами, плакаты: «Экологическая тревога», «Береги свою планету, ведь другой планеты нету!», табличка: «Лаборатория»,

информационные: Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.

Материалы и оборудование: мяч, стаканчики, фильтр - из песка, ткани, бумаги, грязная вода, блюдце, спички, скомканная бумага.

Планируемые предметные результаты:

- ребенок обладает начальными знаниями о планете Земля;

- ребенок обладает начальными знаниями о причинах и последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы;

- ребенок понимает ценность природы и бережно к ней относится.

Этапы совместной деятельности

Содержание  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация деятельности.

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

(дети стоят по кругу на ковре)

- Ребята, как вы думаете, на какой планете мы живем? (Земля.)

(стихи детей)

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь!

          А где-то снег лежит горой,

          А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

          Одно у них названье есть:

          Леса, и горы, и моря –

          Все называется Земля!  (И. Петросян)

- Сегодня мы будем говорить о планете, на которой живем. Она называется Земля. (дети садятся на стульчики)

Собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.

  • Дети

выражают различные эмоции.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы

  Цель: актуализация знаний детей проблеме Земля  создание проблемной ситуации;  

Работа в парах

Беседа о планете Земля.

- Какая же она – наша Земля? (ответы детей)

- Для изучения Земли ученые сделали ее модель. Назовите точную модель Земли. (Глобус.)

- Как вы считаете, для чего человеку карта? Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Давайте сделаем макет глобуса. Возьмем большой голубой круг – это и будет наша планета.

- Что же есть на нашей планете Земля? (ответы детей)

- Прежде всего, на Земле есть два полюса. Как они называются? (Северный и Южный.)

- Что же еще есть на планете? (ответы детей)

- Почему мы взяли голубой круг? (ответы детей)

- Сейчас круг одноцветный, как будто эта игрушечная Земля вся покрыта водой.

- Что есть еще на планете Земля, кроме морей и океанов? (ответы детей)

- Среди океанов есть большие участки твердой земли – материки.

Работа у доски с макетом и картой.

Инструкция: материки, вырезанные из бумаги, лежат у вас на столах, работать будем в парах. Каждая пара по очереди выходит к доске, называет свой материк, один показывает его на карте, другой в это время приклеивает его на макете.

- Что вы можете рассказать о своем материке? (ответы детей)

- На всех материках, кроме Антарктиды, растут растения, живут животные и люди. В свободное время раскрасим материки на нашей планете.

- А где же на нашей планете живем мы с вами? Где наш материк? (ответы детей)

- Как называется наша страна? Покажите ее на карте. (Россия.)

- Наша страна большая и занимает много места на карте и глобусе. Назовите и покажите на карте главный город России. (Москва.)

- Назовите и покажите на карте город, в котором мы живем. (Шахты.)

- Дети, теперь мы знаем, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

- Сейчас я скажу вам о самом главном – НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ В ОПАСНОСТИ! Какая опасность узнаем в лаборатории после физкультминутки.

Физкультминутка.

Взрослые и дети шагают по планете.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз-сюда, два-туда.        

Повернись вокруг себя!

Раз-присели, два-привстали,

Руки кверху все подняли!

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Задаёт вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

 

Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении  в решение поставленных вопросов.

Дети сидят на стульях

 Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт.

Сосредотачивают внимание.

 

Вступают в диалог.

 Предлагают варианты решения проблемы.

 Выражают собственные суждения.

Вступают в речевое взаимодействие.

Создают модель Земли

Эмоционально откликается на объекты природы.

Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым

Решение проблемы 

  Цель: формирование представлений важности воздуха

Работа в лаборатории.

- Ребята, мы с вами знаем, что все люди дышат. А как узнать, что мы дышим? Давайте проверим: поднесите свою ладошку ко рту и к носу. Что чувствуете? (ответы детей)

- А теперь давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышать. Что вы чувствуете? (трудно дышать)

- Воздух, в котором находится кислород нужен нам для того, чтобы дышать. Но кислород необходим не только для дыхания.

Помогает включиться детям в   обучающие ситуации, создает  ситуацию для  самостоятельной деятельности.

Выслушивает мнения детей.

Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность

Принимают активное участие в  обсуждении;

 

Слушают внимательно,

высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы

Способен делать простые обобщения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы)

Работа в микрогруппах.

Цель:  познакомить с механизмами загрязнения воздуха, воды и почвы

Опыт № 1.        

Педагог зажигает на блюдце скомканную бумагу. Накрывает стаканом, огонь погас – не стало кислорода.

- Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь, тоже забирает кислород и углекислого газа в воздухе становится все больше и больше.

- Ребята, как вы думаете, кто загрязняет воздух? (ответы детей)

- Люди построили много заводов, фабрик, электростанций, от которых загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо. Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. (показ иллюстраций) Так же загрязняют воздух машины, которые выпускают выхлопные газы. (показ иллюстраций) Так и задохнуться можно.

- Но к счастью углекислый газ необходим растениям. Деревья, кустарники и трава ловят углекислый газ, возвращая в воздух кислород, поэтому чем больше растений, тем чище воздух.

- Что необходимо делать для того, чтобы воздух в комнате был чистым?  Как вы считаете? (ответы детей)

Зрительная гимнастика.        

Посмотрели далеко, посмотрели близко.

Посмотрели высоко, посмотрели низко.

Руку в сторону веду, а потом в другую.

А затем огромный круг глазами нарисую.

- Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. Отдыхающие у водоемов спиливают деревья, разводят костры, а уходя, оставляют мусор, бутылки, консервные банки. Вода становится грязной.

- Как помочь водоемам? Что нужно сделать, чтобы люди пили чистую воду? Давайте попробуем ее очистить.

Опыт № 2 «Фильтрация воды».

Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр.

- Загрязняется наша планета Земля. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Наша планета в опасности, она требует помощи. Давайте объявим экологическую тревогу по защите нашей планеты. Пусть взрослые обратят внимание (дети с плакатами выходят на ковер).

- Ребята, вы знаете сигнал бедствия? Я вам скажу – SOS – это призыв о помощи. Давайте на Северном полюсе нашего макета установим флажок с сигналом SOS. Мы будем знать, что планете требуется помощь, ее надо спасать.

- Как же мы с вами можем помочь нашей планете, а значит и самим себе? Ответить на этот вопрос поможет нам игра «Если я приду в лесок».

Игра: «Если я приду в лесок».

Ведущий говорит действия, на хороший поступок дети хлопают в ладоши.

Если я приду в лесок и  сорву ромашку?

Если съем я пирожок и выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу, колышек поставлю?

Если разведу костер, а тушить не буду?

Если сильно насорю и убрать забуду?

Если мусор уберу, банку закопаю?

Я люблю свою природу, я ей помогаю!

- Вывод: чтобы помочь нашей планете, надо научиться ее любить и бережно с ней обращаться.

Нацеливает на размышление

 

Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям.

Стимулирование детей к умозаключениям.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов.

Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение.

Привлекает детей к игре

Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы.

Проявляют заинтересованность, в ступают  в проблемный диалог.

Принимают активное участие в  деятельности;

Предлагают варианты решения проблемы

Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.

 

Проявляют изобретательность при решении проблемы.

Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Доводит  начатое дело до конца, работает в общем ритме.

Умеет наблюдать, экспериментировать.

Умеет делать логические выводы и сравнения.

Проявляет речевую активность

Проявляет   интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование).

Демонстрируют физическую активность.

Способен делать умозаключения  и выводы.                            

Рефлексия.

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства.

- О чем мы говорили на занятии? (ответы детей)

- Что вам показалось интересным? (ответы детей)

- Что вам запомнилось?

- О чем вы бы рассказали своим родителям, друзьям?

Стимулирование к анализу, к высказываниям о результатах опытной деятельности

Обсуждение с детьми

Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Рассказывают о своих чувствах;

 

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Открытость

- Ребята, скажите, а на прогулке нужна вода, воздух?

- Кто то говорит да, кто то нет. Давайте мы с вами сегодня пойдем на прогулку и узнаем, нужна ли она нам?

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

Выражают эмоции.

Высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. "Земля"

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Художественно-эстетическое развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Земля» ...

STEM технологии. Технологическая карта занятия За гранью Земли

Занятие построено в системе СТЕМ технологий. Основные задачи: 1) расширять познания детей о космосе и спутниках Земли;2) сформировать представления о системе передачи сигнала от одного объек...

технологическая карта "Дорогою добра. Наша Земля"

технологическая карта "Дорогою добра. Наша Земля"...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности детьми подготовительной группы Тема: " Планета Фармадос "

Технологическая карта мероприятия непостредственно - образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: " Планета Фармадос"...

Технологическая карта "Мы жители планеты Земля"

Данную технологическую карту можно использовать для полноценного проведения занятия по окружающему миру. Полностью расписана деятельность воспитателя и предполагаемая деятельность детей, в данном заня...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта "Дружат дети всей земли"

Технологическая карта аплликации для детей средней группы (4-5 лет)....