технологическая карта по теме: "Планета Земля в опасности" подготовительная группа
рабочие листы (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Планета Земля в опасности»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Форма ООД: Опытно-экспериментальная деятельность
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Форма организации: групповая.
Цель:
Закрепление знаний детей о планете Земля (Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида, а так же два полюса: Северный и Южный).
Задачи:
Обучающие:
Формировать представление о том, что планета Земля имеет шарообразную форму с полюсами, части суши- материки
Познакомить с основными знаниями:
-о загрязнении воды;
-о загрязнении воздуха;
-о загрязнении почвы;
- обратить внимание на последствия такого загрязнения для живых организмов и человека
Развивающие:
- Развивать поисково-познавательные способности, интерес к природе, желание изучать ее.
- Развивать умения анализировать, обобщать свои действия, сравнивать, оценивать результаты своих действий, делать выводы.
- Развивать любознательность, мышление, память, внимательность, наблюдательность.
Воспитательные:
Способствовать речевому общению детей.
Воспитывать заботливое, бережное отношение к своей планете.
Активизация словаря: материк, полюс, SOS, экологическая тревога.
Средства: наглядные: глобус, карта, макет глобуса, материки, вырезанные из контурной карты, бумажный флажок с сигналом SOS, иллюстрации заводов, фабрик с дымом, иллюстрации машин легковых, грузовых с выхлопными газами, плакаты: «Экологическая тревога», «Береги свою планету, ведь другой планеты нету!», табличка: «Лаборатория»,
информационные: Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.
Материалы и оборудование: мяч, стаканчики, фильтр - из песка, ткани, бумаги, грязная вода, блюдце, спички, скомканная бумага.
Планируемые предметные результаты:
- ребенок обладает начальными знаниями о планете Земля;
- ребенок обладает начальными знаниями о причинах и последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы;
- ребенок понимает ценность природы и бережно к ней относится.
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация деятельности. Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность. | (дети стоят по кругу на ковре) - Ребята, как вы думаете, на какой планете мы живем? (Земля.) (стихи детей) Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там – зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой… Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря – Все называется Земля! (И. Петросян) - Сегодня мы будем говорить о планете, на которой живем. Она называется Земля. (дети садятся на стульчики) | Собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей. |
выражают различные эмоции. | Проявляет эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, любознательность. |
Актуализация опорных знаний, выявление проблемы Цель: актуализация знаний детей проблеме Земля создание проблемной ситуации; Работа в парах | Беседа о планете Земля. - Какая же она – наша Земля? (ответы детей) - Для изучения Земли ученые сделали ее модель. Назовите точную модель Земли. (Глобус.) - Как вы считаете, для чего человеку карта? Почему вы так думаете? (ответы детей) - Давайте сделаем макет глобуса. Возьмем большой голубой круг – это и будет наша планета. - Что же есть на нашей планете Земля? (ответы детей) - Прежде всего, на Земле есть два полюса. Как они называются? (Северный и Южный.) - Что же еще есть на планете? (ответы детей) - Почему мы взяли голубой круг? (ответы детей) - Сейчас круг одноцветный, как будто эта игрушечная Земля вся покрыта водой. - Что есть еще на планете Земля, кроме морей и океанов? (ответы детей) - Среди океанов есть большие участки твердой земли – материки. Работа у доски с макетом и картой. Инструкция: материки, вырезанные из бумаги, лежат у вас на столах, работать будем в парах. Каждая пара по очереди выходит к доске, называет свой материк, один показывает его на карте, другой в это время приклеивает его на макете. - Что вы можете рассказать о своем материке? (ответы детей) - На всех материках, кроме Антарктиды, растут растения, живут животные и люди. В свободное время раскрасим материки на нашей планете. - А где же на нашей планете живем мы с вами? Где наш материк? (ответы детей) - Как называется наша страна? Покажите ее на карте. (Россия.) - Наша страна большая и занимает много места на карте и глобусе. Назовите и покажите на карте главный город России. (Москва.) - Назовите и покажите на карте город, в котором мы живем. (Шахты.) - Дети, теперь мы знаем, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия и где расположен наш родной город. - Сейчас я скажу вам о самом главном – НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ В ОПАСНОСТИ! Какая опасность узнаем в лаборатории после физкультминутки. Физкультминутка. Взрослые и дети шагают по планете. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик! Раз-сюда, два-туда. Повернись вокруг себя! Раз-присели, два-привстали, Руки кверху все подняли! Раз-два, раз-два, заниматься нам пора! | Задаёт вопросы. Выслушивает ответы детей. Стимулирует детей к речевой активности.
Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении в решение поставленных вопросов. | Дети сидят на стульях Отвечают на вопросы, опираясь на свой опыт. Сосредотачивают внимание.
Вступают в диалог. Предлагают варианты решения проблемы. Выражают собственные суждения. Вступают в речевое взаимодействие. Создают модель Земли | Эмоционально откликается на объекты природы. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым |
Решение проблемы Цель: формирование представлений важности воздуха | Работа в лаборатории. - Ребята, мы с вами знаем, что все люди дышат. А как узнать, что мы дышим? Давайте проверим: поднесите свою ладошку ко рту и к носу. Что чувствуете? (ответы детей) - А теперь давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышать. Что вы чувствуете? (трудно дышать) - Воздух, в котором находится кислород нужен нам для того, чтобы дышать. Но кислород необходим не только для дыхания. | Помогает включиться детям в обучающие ситуации, создает ситуацию для самостоятельной деятельности. Выслушивает мнения детей. Комментирует высказывания. Настраивает детей на исследовательскую деятельность | Принимают активное участие в обсуждении;
Слушают внимательно, высказывают свои мысли. Отвечают на заданные вопросы | Способен делать простые обобщения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы) |
Работа в микрогруппах. Цель: познакомить с механизмами загрязнения воздуха, воды и почвы | Опыт № 1. Педагог зажигает на блюдце скомканную бумагу. Накрывает стаканом, огонь погас – не стало кислорода. - Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь, тоже забирает кислород и углекислого газа в воздухе становится все больше и больше. - Ребята, как вы думаете, кто загрязняет воздух? (ответы детей) - Люди построили много заводов, фабрик, электростанций, от которых загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо. Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. (показ иллюстраций) Так же загрязняют воздух машины, которые выпускают выхлопные газы. (показ иллюстраций) Так и задохнуться можно. - Но к счастью углекислый газ необходим растениям. Деревья, кустарники и трава ловят углекислый газ, возвращая в воздух кислород, поэтому чем больше растений, тем чище воздух. - Что необходимо делать для того, чтобы воздух в комнате был чистым? Как вы считаете? (ответы детей) Зрительная гимнастика. Посмотрели далеко, посмотрели близко. Посмотрели высоко, посмотрели низко. Руку в сторону веду, а потом в другую. А затем огромный круг глазами нарисую. - Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. Отдыхающие у водоемов спиливают деревья, разводят костры, а уходя, оставляют мусор, бутылки, консервные банки. Вода становится грязной. - Как помочь водоемам? Что нужно сделать, чтобы люди пили чистую воду? Давайте попробуем ее очистить. Опыт № 2 «Фильтрация воды». Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр. - Загрязняется наша планета Земля. От этого гибнут животные, растения, болеют люди. Наша планета в опасности, она требует помощи. Давайте объявим экологическую тревогу по защите нашей планеты. Пусть взрослые обратят внимание (дети с плакатами выходят на ковер). - Ребята, вы знаете сигнал бедствия? Я вам скажу – SOS – это призыв о помощи. Давайте на Северном полюсе нашего макета установим флажок с сигналом SOS. Мы будем знать, что планете требуется помощь, ее надо спасать. - Как же мы с вами можем помочь нашей планете, а значит и самим себе? Ответить на этот вопрос поможет нам игра «Если я приду в лесок». Игра: «Если я приду в лесок». Ведущий говорит действия, на хороший поступок дети хлопают в ладоши. Если я приду в лесок и сорву ромашку? Если съем я пирожок и выброшу бумажку? Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? Если ветку подвяжу, колышек поставлю? Если разведу костер, а тушить не буду? Если сильно насорю и убрать забуду? Если мусор уберу, банку закопаю? Я люблю свою природу, я ей помогаю! - Вывод: чтобы помочь нашей планете, надо научиться ее любить и бережно с ней обращаться. | Нацеливает на размышление
Ставит цели группе детей, которые отвечают их интересу и потребностям. Стимулирование детей к умозаключениям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания; предоставляет достаточно времени для изучения с ними объектов, явлении, наблюдений, экспериментов. Способствует групповой работе детей; предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Привлекает детей к игре Дает возможность самостоятельно решать возникшие проблемы. | Проявляют заинтересованность, в ступают в проблемный диалог. Принимают активное участие в деятельности; Предлагают варианты решения проблемы Осуществляют условные действия в ситуации эксперимента.
Проявляют изобретательность при решении проблемы. | Уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Доводит начатое дело до конца, работает в общем ритме. Умеет наблюдать, экспериментировать. Умеет делать логические выводы и сравнения. Проявляет речевую активность Проявляет интерес к различным видам детской деятельности (экспериментирование). Демонстрируют физическую активность. Способен делать умозаключения и выводы. |
Рефлексия. Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства. | - О чем мы говорили на занятии? (ответы детей) - Что вам показалось интересным? (ответы детей) - Что вам запомнилось? - О чем вы бы рассказали своим родителям, друзьям? | Стимулирование к анализу, к высказываниям о результатах опытной деятельности Обсуждение с детьми | Выражают собственные суждения; делятся впечатлениями. Рассказывают о своих чувствах;
| Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач. |
Открытость | - Ребята, скажите, а на прогулке нужна вода, воздух? - Кто то говорит да, кто то нет. Давайте мы с вами сегодня пойдем на прогулку и узнаем, нужна ли она нам? | Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления. | Самостоятельно решают дальнейшую деятельность. Выражают эмоции. | Высказывают свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. "Земля"
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Художественно-эстетическое развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Земля» ...

STEM технологии. Технологическая карта занятия За гранью Земли
Занятие построено в системе СТЕМ технологий. Основные задачи: 1) расширять познания детей о космосе и спутниках Земли;2) сформировать представления о системе передачи сигнала от одного объек...

технологическая карта "Дорогою добра. Наша Земля"
технологическая карта "Дорогою добра. Наша Земля"...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности детьми подготовительной группы Тема: " Планета Фармадос "
Технологическая карта мероприятия непостредственно - образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: " Планета Фармадос"...
Технологическая карта "Мы жители планеты Земля"
Данную технологическую карту можно использовать для полноценного проведения занятия по окружающему миру. Полностью расписана деятельность воспитателя и предполагаемая деятельность детей, в данном заня...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)
Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта "Дружат дети всей земли"
Технологическая карта аплликации для детей средней группы (4-5 лет)....