"Роль природы и природных явлений в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
статья (старшая группа)
С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает. А окружает его в первую очередь природа и природные явления. Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль природы и природных явлений в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает. А окружает его в первую очередь природа и природные явления. Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. Задача взрослого - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Детская любознательность дает постоянный стимул к развитию способностей. Были проведены сотни исследований (например, Роберта Фэнца), результаты которых подтверждают потрясающую интенсивность развития мыслительных способностей маленьких детей. Этот факт также косвенно подтверждают исследования Роджера Брауна, доказавшие, что дети быстрее усваивают более сложное. Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в котором живет и фундамент будущих достижений ребенка. Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире.
Исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с природой дает навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребенок учиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать из свойства (признаки и их значения), определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений. Цель экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и не живой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Проблема должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной деятельности. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в природе можно оформить уголок экспериментирования, приобщать ребят к сюжетно-ролевой игре «Исследователи природы».
Дети не просто созерцают природу, они активнее исследуют, но при этом рвут цветы, ломают ветки, ловят жуков. Именно в этот период нужно закладывать позитивное отношение, к природе направляя исследовательскую деятельность малышей в нужное русло. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Задача взрослого организовать опытно-экспериментальную деятельность в природе.
Для этого создаются условия, в которых явления, объекты наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Начнем с предметно-развивающей среды. Уголок природы в группе: здесь находятся комнатные растения согласно программы и возраста детей, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера; художественная литература о природе; дидактические игры экологического содержания; различные природные материалы; оборудование для труда в природе и опытнической деятельности; модели, отображающие предметы и явления природы. Совместные поделки родителей и детей по временам года. Уголок природы даёт возможность постоянного общения детей с растениями, проводить интересные наблюдения за объектами, заботиться о них. В результате у детей формируется правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.
Совместная деятельность воспитателей и детей:
- Образовательные события– «Осенины», «Всемирный день первых снежинок», «Зима - волшебница», «День земли», «Всемирный день солнца» и т.д.
- Экологические акции - «Детский сад – чистая территория», «Поможем птицам зимой», «Ёлочка - живая иголочка», «Посадим деревья», «Украсим детский сад цветами».
- Экологические выставки и конкурсы – «Золотая осень», «Дары природы», «Лучшая кормушка», «Зимние узоры» и т.д.
- Наблюдения, игры, опыты, поисковая деятельность, работа с календарем природы, труд в уголке природы и на участке и т.д.
- Пример проектной деятельности «Мы снеговика лепили…».
- Самостоятельная деятельность детей: - это разнообразная деятельность в природе: различные виды игр, уход за растениями и животными, работа с литературой экологической направленности, создание проблемных ситуаций, самостоятельное наблюдение. Вся наша работа направлена на формирование экологического сознания дошкольников как основы экологической культуры.
Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию и позволяет сформировать у ребенка бережное и разумное отношения к богатствам природы.
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Для реализации исследовательской деятельности в группе создан уголок экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.
Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Разрабатываются советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Провели родительское собрание по теме «Развитие исследовательских навыков дошкольников», готовим консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия».
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы: наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Их проводим как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Это подтверждают многочисленные примеры. Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему нам поможет эксперимент, если мы создадим эти замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Румяные щечки», «Сластена», «Лесная ягодка» — такие замечательные названия можно придумать этим напиткам.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, светом, с магнитом.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов. Из них дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Продолжается знакомство детей с песком и глиной, их свойствами. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.
Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем, где в природе есть вода, и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Из вышесказанного следует, природа и природные явления представляют собой базовую ступень для развития познавательно- исследовательской деятельности в дошкольном возрасте. Задача семьи и детской образовательной организации –поддержать, направить и развить зарождающий интерес.
Список литературы:
1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез,2012. - 336 с.
2.Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
3.Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. - С.-Петербург: Детство-пресс, 2021
5.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-692913-1445443394.jpg)
Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»
Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....
Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-406664-1547491191.jpg)
Средства и приемы развития познавательных и речевых умений (навыков) дошкольников 4-5 лет при знакомстве и познании объектов природы и природных явлений с учетом основных положений ФГОС ДО.
Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды.Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца (души), от непосредственного созерцания и общения с объектами...
Семинар «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/17/picture-998085-1521302631.jpg)
Выступление на методическом объединении педагогов на тему «Изучение мира физических явлений средствами познавательно – исследовательской деятельности»
Дети еще с раннего возраста активно интересуются окружающим миром. Стараются все попробовать на вкус, разобрать, пощупать и т.д. Но зачастую они слышать от взрослых: нельзя, не трогай, вырастешь узнае...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-394810-1565787747.jpg)
Статья по теме "Формирование интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия "Сезонное дерево"".
В статье раскрываются особенности создания условий для формирования у детей интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия «Сезонное дерево»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/14/picture-394810-1565787747.jpg)
Презентация опыта работы по теме "Формирование интереса к природе и природным явлениям по средством дидактического пособия "Сезонное дерево".
В проекте раскрываются особенности создания условий для формирования у детей интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия «Сезонное дерево»....