Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»
методическая разработка по теме

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

 

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные родного края);

2. Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

3. Способствовать углублению знаний и умений в использовании полученной информации о природе родного края в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе своего родного края. 

5. Установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_aprel_haritonova.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №2 «Светлячок»

Семинар-практикум

«Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

                                                                               Воспитатель

                                                               Харитонова С.Л.

2018г.

                                                                                         Именно образованные, творческие,

                                                                                          Физически и духовно здоровые люди,

                                                                                          А не природные ресурсы или ядерное

                                                                                          оружие, будут главной силой России

                                                                                          этого и последующего веков.

                                                          В. Путин.               

Семинар-практикум

«Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.

Задачи.

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные родного края);

2. Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

3. Способствовать углублению знаний и умений в использовании полученной информации о природе родного края в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

4. Воспитывать любовь к природе своего родного края. 

5. Установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Планируемый результат: Повышение эффективности в  применении на практике организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Основу работы составляет деятельностный подход: труд в природе, эксперименты, наблюдения и многое другое

2. Содержание второй части ООП ДОО определяет краеведческий компонент.

3. Именно природа родного края дает возможность эффективно работать в данном направлении.

План семинара-практикума:

1. Экологический тренинг для педагогов.

2. Представление названия команды.

3. Разминка.

4. Блиц – конкурс «Дай правильный ответ».

5. Решение педагогических ситуаций

6. Игра «Угадай по пантомиме».

7. Творческий конкурс.

9. Итоги. 

Теоретическая часть

Актуальность проблемы

Согласно Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989г, общество, в том числе и мы с вами, уважаемые педагоги, должны организовывать развитие ребенка в здоровой среде. Наша задача – вырастить и воспитать защитника природы, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Для этого нужно в детях формировать:

- элементарные и вполне научные представления о природе

о животных, о птицах, растениях

о единстве организма и среды

о сущности взаимодействия человека и природы

- понимание важности охраны природы, окружающей среды
- гуманно-деятельного отношения к природе
- осознанное выполнение определенных норм грамотного и безопасного поведения в природе

Ребенок имеет право дышать чистым воздухом, питаться натуральными, чистыми продуктами, пользоваться чистой водой, любоваться красивой природой. Чтобы все это было, нужно сделать окружающую среду экологической чистой.

Привлекая к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей трудолюбия, милосердия, терпения, доброты. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Мы, с вами, уважаемые педагоги, должны владеть определенными научными знаниями по вопросам экологии, уметь использовать грамотные знания о природе, о природе своего края в разных видах деятельности. Доносить свои знания детям, а для этого нужно быть грамотным, интересоваться происходящими проблемами в области экологии, любить природу своего края, свой город, в котором вы живете.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И сегодня, мы предлагаем вам, принять активное участие в семинаре-практикуме на тему:

«Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Практическая часть

Ход семинара.

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы: песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года, и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет

Первая задача -  формирование у детей элементарной системы знаний о природе родного края.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе родного края.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны. Необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Наш семинар проводится в форме конкурса. За каждый оригинальный и правильный ответ жюри вручает балл. В конце подводится общий итог.

 Представляем вам членов жюри.

1. Образование и представление команд

Для того, чтобы нам с вами было удобно общаться, предлагаем разделиться на две команды, посовещаться, придумать название команде и представить ее. (Звучит музыка, педагоги выполняют задание).

Итак, в нашем семинаре участвуют команды:

2.  Разминка. Вопросы командам.

Команды отвечают по очереди. За правильный ответ получают фишку.

Правильность ответов на интерактивной  доске.

 Итак, что же такое ЭКОЛОГИЯ? 

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

 Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?

Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

 Почему, на Ваш взгляд, надо заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?

Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.

 Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

 Во-первых, сам воспитатель должен быть носителем экологической культуры и  своим поведением создавать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировать необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Во-вторых, научить ребенка сопереживать. Для этого мы  сами старались быть для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе.

В-третьих, ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность.

Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним.

В-четвертых, приобщение к трудовой деятельности. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада  способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.


3. Блиц – конкурс 
«Дай правильный ответ».

Как назывался раньше наш город? (Чибизовка)

Назовите   реку, протекающие в г. Жердевка.

Савала

Назовите зверей, обитающих в  наших лесах.

Назовите птиц, обитающих в лесах.

Какие полезные ископаемые добываются на территории.

Из нерудных ископаемых можно выделить месторождений глин и месторождений песков строительных

За каждый правильный ответ команды получают по фишке.

4.Решение педагогических ситуаций

по экологическому воспитанию дошкольников

На площадке детского сада  играют дети 5-6 лет. Один из них, самый любознательный мальчик, кричит всем:

- Смотрите, паук, паук!

Около него сразу образовалась группа заинтересованных детей. Кто просто смотрит, кто заинтересованно рассматривает паука, кто испугано кричит. Тут подбегает еще один мальчик и наступает ногой на паука.

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Дети 6-7 лет играют на площадке детского сада во время вечерней прогулки. За девочкой Олей пришел папа. Они пошли домой. На выходе с территории детского сада, у самой калитки, растет куст декоративной акации. Он очень красивый. Среди зеленой листвы красуются беленькие ягодки.  Подойдя к кусту, девочка на глазах у папы, видимо, с его разрешения стала срывать ягодки с куста и растаптывать на асфальте.

Чем можно объяснить такой поступок девочки? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно

наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

4. Конкурс под названием “Черный ящик”.

В этом ящике лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару, кормовые дрожжи. Что лежит в черном ящике? (ветки ели).

Вам дается одна минута, чтобы ответить на этот вопрос. Итак, минута пошла.

По окончании времени команды отвечают. За правильный ответ команде вручается фишка.

  5. Угадай по пантомиме

Задание для команды №1

Показать с помощью пантомимы дикое животное, обитающее в лесах.

Задание для команды №2.

Показать с помощью пантомимы птицу, обитающую в лесах Тамбовской области.

6. Творческий конкурс

Нарисуйте рисунок на тему «Береги природу родного края». Поясните.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий:

Как жаль, что быстро время пролетело. А ведь играя, мы с вами многое узнали о своем любимом городе, о природе своего красивого края, закрепили все то, что знали. И я очень рада, что наша встреча для вас прошла с пользой. Я уверена, что вы сможете донести до своих воспитанников, все то, что вы узнали на нашем семинаре.

Закончить семинар я хотела бы словами:

«Природа – кладезь красоты, любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, заряжается энергией добра».                                                                                      

Еще раз благодарю вас. И до новых встреч! Всего вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края.

Значение игр экологического содержания в формировании эмоционально-ценностного отношения к природе родного края....

Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образовательное учрежд...

Семинар «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию...

Буклет "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края"

Буклет  "Альтернативные формы взаимодействия с родителями по воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе родного края" составлен для воспитателей дошкольных образовател...

«Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе через использование детского экспериментирования »

Ни для кого не секрет, что экологическая обстановка в мире оставляет желать лучшего. То, в каком мире будут жить наши дети, напрямую зависит от нас – педагогов. На этапе дошкольного детства скла...