Статья по теме "Формирование интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия "Сезонное дерево"".
статья (младшая группа)

Зотова Юлия Викторовна

 

В статье раскрываются особенности создания условий для формирования у детей интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия «Сезонное дерево».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интереса к природе и природным явлениям

посредством дидактического пособия

«Сезонное дерево».

Зотова Юлия Викторовна

Россия, г. Дзержинск

e-mail: link184@mail.ru 

В статье раскрываются особенности создания условий для формирования у детей интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия «Сезонное дерево».

            

        Младший дошкольный возраст является фундаментальным периодом развития интеллектуальных способностей. Возраст с 3 до 7 лет отличается высокой активной любознательностью детей. Родители в силу своей занятости, не всегда знают и имеют возможность систематически заниматься развитием своих детей и зачастую ребята дошкольного возраста, особенно  младший возраст, пребывают достаточно много времени в группах детского сада. Работая с детьми младшего возраста, я преследовала цель использовать новые возможности преподнесения материала об окружающем мире природы, о предметах и явлениях окружающей действительности через дидактическое пособие "Сезонное дерево". Такая инновация привлекает ребенка, заинтересовывает своей неординарностью. Так как в этом возрасте восприятие окружающего мира имеет свои особенности, Это охарактеризовано тем, что прежде чем воспринимать предмет ребенок должен с ним сделать какие – то манипуляции. Впервые на практике с такими особенностями я столкнулась в произведениях детской писательницы А. Барто. В ее стихотворениях прослеживается идентичность предмета тому или иному эталону и это привлекает и самое главное понятно детям младшего возраста.  В этом возрасте есть проблема сочетания слова педагога и средства наглядности в освоении основной образовательной программы. Эту проблему в своих трудах представляли советские психологи Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин. Реализация моей идеи, создание объемной дидактической игры « Сезонное дерево» была трудоемкой, так как это требовало ручной работы. Сезонное дерево является для детей игрой, так как именно игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Как писал Д.Б. Эльконин для ребенка серьезная любимая игра, ибо играя,  он  живет. А через игру можно познавать, учиться, общаться и т.д.   Данную игру смастерили из фетра на коврографе в виде четырехгранного дерева, которое разделено на четыре части: зима, весна, лето, осень. В нижнюю часть дерева прикрепили тряпичные конверты, цветовая гамма отражает признаки каждого времени года.  В конвертах хранится  материал: тематические картинки с липучками, которые можно легко прикреплять к основе - кроне дерева. Сама конструкция дерева может передвигаться, так как к основанию  прикручены колесики. Пособие мобильно, легко в обращении и позволяет работать с детьми как с подгруппой, так и индивидуально. Функциональность игры прельщает своим сквозным проникновением в видах деятельности и переплетением в образовательных областях. Что неизменно служит положительной динамикой в развитии дошкольников. Играя в игру я вместе с детьми затрагиваю такие деятельности, как познавательно- исследовательские, игровые, двигательные, коммуникативные, иногда конструирование.  Так, например, с целью изучения сезонных изменений в природе дидактические пособие не только облегчило подачу познавательного материала, но и стало многофункциональным в  следующих образовательных областях: социально - коммуникативное, речевое, познавательное, художественно- эстетическое развитие. Дети в игровой форме  знакомились с эталонами цвета, элементарными представлениями о жизни деревьев в разное время года. Что способствовало развитию воображения, творчества, познавательного интереса, мышления. Мой опыт начинался с игр, а потом я стала проводить интегрированные занятия. Детям они очень  нравятся, так в процессе работы ребята могут пощупать предметы, проделать с ними действия.     В ходе  игровых и познавательных заданий у детей обогатились представления о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы.      Дети научились показывать и называть объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Ребятам нравиться принимать участие в играх и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Дети с интересом и любопытством участвуют в игре с сезонным деревом, где они под руководством педагога могут проигрывать и в тоже время закреплять полученные знания о природных явлениях. Во время свободной деятельности малыши самостоятельно рассаживаются возле пособия и обыгрывают незамысловатые сюжеты из русской народной сказки " Заюшкина избушка", " Снегурушка и лиса". В процессе игры из конвертов достают детали в форме животных, деревьев. В режимных моментах самостоятельной деятельности дети стараются проигрывать прочитанные сказки,  добавляя свой сюжет из уже полученных знаний о природных явлениях. Иногда возникает спор между участниками игры, в который я на правах очередного сказочного героя пытаюсь конкретизировать или урегулировать спор. Ребята воспринимают такой нестандартный прием уважительно и спокойно продолжают сюжет сказки, подчеркивая правила леса соблюдать тишину и дружелюбие. Значительный и ощутимый результат приносит использование пособия в индивидуальной работе с детьми по развитию речи. Есть в группе воспитанники, которые испытывают сложности в освоении программного материала. Мое самодельное и яркое пособие облегчает преподнесения материала, позволяет помочь детям выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных. В этом я использую художественную литературу: стихи, загадки, потешки, пословицы, рассказы (В.Бианки, Сладков) и др. Во время восприятия художественной литературы дети внимательно слушают и вместе со мной сопереживают героям рассказа или сказки. В беседах мы с помощью сезонного дерева разыгрываем ситуацию о привычном образе жизни медведя, лисы, зайца и других животных.  Тем самым такие игровые ситуации формируют проявление  заботы и любовь к друзьям меньшим. Дети взрослеют, растут их возможности, поэтому я сделала дополнительный материал  и вложила его в конверты игры. Во втором полугодии ребята на занятиях по развитию речи увлеченно стали составлять маленькие рассказы с помощью картинок, которые прикрепляют к стенкам дерева с помощью крючков и липучек. Отрадно то, что в своей речи малыши стали использовать не только глаголы, но и прилагательные. При диагностики устная речь показала положительную динамику у многих детей младшего возраста. Речь насыщенна палитрой слов. Дидактические игры разноплановы, я их использую не только в свободной деятельности, но и включаю в занятия, прогулки. Такие игры как " Угадай  чей домик?", " Сюрпиры Старика - годовика", " Проведи дорожку к жителю леса" знакомят детей не только жителями леса, но с явлениями природы. Подготовила материал и оформила в картотеку речевых игр: «Съедобное-несъедобное», «Какой, какая, какое?», которые развивают внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. В таких непринужденных играх ребенок делится своими впечатлениями от прочитанной сказки или рассказывает о том, что он наблюдал в природе, на прогулке. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую сезонное дерево, как отдельный игровой материал, для обыгрывания дидактических игр, для создания проблемных ситуаций на занятиях.

        Данная дидактическая игра, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний, закрепляются навыки моделирования. В свою работу включаю элементы опытно-исследовательской деятельности. Ведь поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Несмотря на младший возраст во втором полугодии я провожу небольшие исследования вместе с детьми. Это увлекательный способ наблюдения за объектами неживой природы. Например, по теме « Чудо капелька» проводили наблюдения: « Куда пропала снежинка?», «Путешествие Капитошки», «Волшебница вода». Эти исследования для детей имели эффект фокуса. Во время этих наблюдений я всегда задействовала пособие- игру " Сезонное дерево", так как именно на нем отражали тот или иной эксперимент в виде значков, картинок, открыли для себя такой способ как ниткопись. Дети под моим руководством рисовали дорожки от символов - знаков. Вообще такие наблюдения вызывали реакции удивления, восторга. Они похожи на фокусы, а главное – дети проявляют к ним интерес. Свои наблюдения дети фиксируют на " Сезонном дереве". Особенно во второй половине дня дети любят устраиваться возле сезонного дерева, объединяясь в мини группы. Проигрывают ситуации с занятия, дополняя своими героями и мотивами игры.

        В процессе работы каждый ребенок становится наблюдательным. Это прослеживается в беседах с родителями, дети рассказывают дома о том, что сегодня было в садике. Вследствие чего я решила не оставлять без внимания участие каждой семьи. В уголке природы взрослые и дети создали альбомы своих впечатлений от каждого времени года. Этот альбом очень дорог ребятам, ведь его они делали вместе с родителями. Где они совместно фиксировали о сезонных явления природы, это могли быть листики, аппликации снежинок, сосулек, места обитания животных в разное время года и т.д. У нас с родителями одна цель – воспитать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

        Хочу отметить, что в процессе работы основные достоинства дидактического пособия «Сезонное дерево» следующие:

•доступность;

•мобильность;

•многофункциональность (как со всей возрастной группой, так и индивидуально, применение, как в организованной образовательной деятельности, так и включение в режимные процессы, и в самостоятельную деятельность детей);

•возможность замены учебного материала;

•использование в качестве образовательной и игровой мотивации.C:\Users\Яна\Desktop\детский сад\сезонное дерево\фото сезонное дерево\д.jpg      C:\Users\Яна\Desktop\детский сад\сезонное дерево\фото сезонное дерево\д6.jpg     C:\Users\Яна\Desktop\детский сад\сезонное дерево\фото сезонное дерево\д14.jpg

        Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по ознакомлению окружающего мира детей в интересной и занимательной форме помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны, законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Рыжикова Д.С. Развитие временных представлений у младших дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2015. – 64.

2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.:ТЦ.

3. Белоусова Р.Ю., Пономарева О.А. Теория и практика метода моделирования в системе экологического воспитания дошкольников. Нижний Новгород – 2006г.

4. Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.2001.

5.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. – 1995г.

6. Николаева С.Н. Использование моделей/Дошкольное воспитание. – 1982. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса к природе у младших дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала.

Сказочная и прекрасная природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам прир...

Средства и приемы развития познавательных и речевых умений (навыков) дошкольников 4-5 лет при знакомстве и познании объектов природы и природных явлений с учетом основных положений ФГОС ДО.

Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды.Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца (души), от непосредственного созерцания и общения с объектами...

Презентация опыта работы по теме "Формирование интереса к природе и природным явлениям по средством дидактического пособия "Сезонное дерево".

В проекте раскрываются особенности создания условий для формирования у детей интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия «Сезонное дерево»....

Формирование интереса к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия "Сезонное дерево"

Опыт работы по теме "Формирование интереса у детей к природе и природным явлениям посредством дидактического пособия "Сезонное дерево". В данном материале представлено: описание пособия...

Пословицы о природе и природных явлениях

Пословицы о природе и природных явлениях....

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природой и природными явлениями.

Занятие по теме самообразования педагога. На занятии детям предложено вспомнить и рассказатиь о зиме и зимних явлениях. Назвать зимние игры и рассказать какой снег и лед. В конце занятия детям предлож...

Интересные познавательные загадки о зиме, о зимних праздниках, о зимней природе, о природных явлениях зимой.

Интересные познавательные загадки о зиме, о зимних праздниках, о зимней природе, о природных явлениях зимой....