Выступление на методическом объединении педагогов на тему «Изучение мира физических явлений средствами познавательно – исследовательской деятельности»
материал (средняя группа)

Басова Ирина Игоревна

Дети еще с раннего возраста активно интересуются окружающим миром. Стараются все попробовать на вкус, разобрать, пощупать и т.д. Но зачастую они слышать от взрослых: нельзя, не трогай, вырастешь узнаешь… Тем самым отбивая всяческий интерес ко всему окружающему и подавляя познавательно – исследовательскую активность. На что я и обратила внимания, начиная работать с детьми 2-3 лет жизни,  и еще тогда решила надо, что то с этим делать.

Среди возможных средств развития познавательно – исследовательских способностью, является, конечно, экспериментирования.   Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.76 КБ
Файл prezentatsiya_k_pto2.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте! Я представляю работу «Изучение мира физических явлений средствами познавательно – исследовательской деятельности».

Дети еще с раннего возраста активно интересуются окружающим миром. Стараются все попробовать на вкус, разобрать, пощупать и т.д. Но зачастую они слышать от взрослых: нельзя, не трогай, вырастешь узнаешь… Тем самым отбивая всяческий интерес ко всему окружающему и подавляя познавательно – исследовательскую активность. На что я и обратила внимания, начиная работать с детьми 2-3 лет жизни,  и еще тогда решила надо, что то с этим делать.

Среди возможных средств развития познавательно – исследовательских способностью, является, конечно, экспериментирования.   Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

2 слайд

 Для знакомства с физическими явлениями педагогами  активно используется поисково-познавательная деятельность, опытно-экспериментальная работа, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельного или под тактичным руководством взрослого. Представленная работа заключается в развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

При выполнении целей и задач, я использовала, следующее:

Формы работы:

- Организованная деятельность – экспериментирование.

- Игры – эксперименты.

- Прогулки и целевые экскурсии.

Методы и приемы:

- Беседы познавательного характера.

- Наблюдения.

- Сравнения.

- Чтение познавательной литературы.

- Показ. Объяснение.

- Дидактические игры.

- Создание проблемных ситуаций.

3 слайд

Сначала была подобрана и изучена соответствующая литература, создана картотека опытов и экспериментов, создание уголка природы и экспериментирования. Опыты подбирались в соответствии с возрастной категорией. При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения.

4, слайд

На 3-ем году жизни дети уже в состоянии самостоятельно называть признаки объектов в непосредственном контакте с ними. Взрослый предлагает детям называть признаки воды при мытье рук, на прогулке называть явления: дождь идёт, солнце светит. На занятиях по развитию речи при рассматривании иллюстраций закрепляются все названия и явления неживой природы.

5 слайд

В группе 4-го года жизни программа с явлениями неживой природы усложняется. Детям даются знания о том, что одни и те же предметы имеют разные признаки, т.е. это то, чем предметы отличаются один от другого. А чтобы об этом узнать, их нужно сравнить. Детей необходимо учить выделять признаки и находить одинаковые для однородной группы предметов.

6, 7 слайд

Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды. С помощью опытов устанавливаются причины перехода воды из одного состояния в другое.

8 слайд

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Мозаика» __________________________________________________________ «Изучение мира физических явлений средствами познавательно – исследовательской деятельности» Подготовила: воспитатель Басова И.И.

Слайд 2

Цель опытно-экспериментальной деятельности: Развитие познавательных интересов Потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально – чувственного опыта. Задачи: Образовательные: - формировать у детей представления о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях, организме человека. - формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов. Развивающие : развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, предвидеть полученный результат. Воспитательные: - воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру. - воспитывать аккуратность, дружелюбие, взаимную поддержку.

Слайд 3

Уголок экспериментирования в группе

Слайд 4

Наблюдения на прогулке

Слайд 5

Опыты с воздухом

Слайд 6

Опыты с водой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»

Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в ...

Выступление на методическом объединении педагогов образовательных учреждений района на тему "Формирование познавательной активности будущих школьников"

В выступлении освещается мой опыт работы в данном направлении и указаны основные аспекты формирования и развития познавательной активности будущих первоклассников в контексте ФГОС ДО....

Выступление на методическом объединение педагогов на тему: «Экономическое воспитание дошкольников»

Финансовая грамотность – это качество человека, которое формируется с самого маленького возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управля...

Доклад из опыта работы для РМО и Презентация Окружающий мир глазами ребенка изучение мира физических явлений средствами познавательно-исследовательской деятельности

Доклад к презентации «Окружающий мир глазами ребенка: изучение мира физических явлений средствами познавательно-исследовательской деятельности»На протяжении дошкольного детства, вместе с и...