Мастер-класс: «Технологии активных методов обучения в контексте преемственности федерального стандарта дошкольного и начального общего образования»
материал
Ознакомление педагогов с технологиями активных методов обучения (АМО) в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»
Мастер-класс:
«Технологии активных методов обучения в контексте преемственности федерального стандарта дошкольного и начального общего образования»
Подготовила и провела:
Демирбекова Сусана Кафлановна,
воспитатель
п. Ровеньки
2020г.
Цели проведения мастер-класса:
1. Презентация и распространение педагогического опыта.
2. Ознакомление педагогов с технологиями активных методов обучения (АМО) в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования.
3. Практическое знакомство и применение педагогами (АМО)
Этапы проведения мастер-класса
1. Актуализация.
2. Теоретическая часть.
3. Имитационная игра.
4. Моделирование.
5. Рефлексия.
1.Актуализация.
Свое выступление я хотела бы начать со слов Л.С. Выготского: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Сегодня мы продолжаем говорить о качественно новом взаимодействии, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы преемственности и пути её решения между образовательными учреждениями. Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Перед администрацией нашей ДОУ и начальной школы встала задача: организовать работу по обеспечению взаимодействия без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития дошкольников на основе педагогических технологий ДОО.
Возник вопрос: Какие же педагогические технологии непрерывного (дошкольно-начального) образования являются актуальным средством обеспечения преемственности?
В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.
«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования» С. Эрманн.
Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в работе, но как показывает опыт, недостаточно эффективны.
Именно поэтому были разработаны современные технологии АМО ориентированные на стандарт дошкольного и начального общего образования, позволяющей эффективно управлять образовательным процессом. С помощью технологий АМО мы эффективно корректируем недостатки и формируем психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире. При проведении интегрированных занятий технологии АМО являются незаменимым дидактическим инструментом. Эти методы позволяют развивать мышление дошкольников, способствуют вовлечению их в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями, развивают практические навыки и умения, побуждают к практической и мыслительной деятельности.
Таким образом, использование педагогами группы технологий АМО создаёт оптимальные условия для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению.
2.Теоретическая часть.
Активные методы обучения – это система методов обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.
В чем преимущества АМО? Прежде всего АМО строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.
Существенный вклад в развитие теории и практики АМО внесли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов.
3.Имитационная игра.
- Сегодня я хочу вам показать некоторые технологии активных методов обучения, которые я использую в работе с дошкольниками. Данные методы развивают умение искать ответ на основе рассуждения, делать выводы, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, работать в команде.
1. На Организационном этапе мною применяются следующие методы активного обучения:
а) На этапе приветствия, я использую, например, такой активный метод обучения как «Здороваются носики». Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между дошкольниками. Дети встают в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться как можно с большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга кончиком носа. Через 3-4 минуты дети собираются опять в круг и улыбкой приветствуют друг друга. Это смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.
б) При введении ребенка в тему (постановке цели занятия), например, использую активный метод обучения «Песочные часы». Педагог ставит по очереди нескольким воспитанникам на стол песочные часы и задает вопрос: «Скажи, что ты хочешь научиться делать на данном занятии?»
в) Такой метод, как «Фруктовый сад» позволяют эффективно выяснить ожидания и опасения воспитанников. Цель: результаты применения метода позволят педагогу лучше понять воспитанников, полученные материалы воспитатель сможет использовать при подготовке и проведении занятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к дошкольникам. Воспитатель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от занятия (задания) и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на занятиях, атмосфера в группе, отношение взрослого и детей и т.д.
Свои ожидания детям предлагается нарисовать схематично на яблоках, а опасения – на лимонах. Т.е. кто нарисовал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все дети прикрепят свои фрукты к деревьям, педагог озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.
В завершении метода педагог подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
2. На Основном этапе занятия (в ходе изучения нового материала, закрепления, обобщения) использую следующие технологии активных методов обучения:
а) Проблемные вопросы.
Например: дошкольникам задаются следующие вопросы: «Можно ли встретить ящериц и зеленого цвета и желтовато-коричневого?»
«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»
«Почему осенью опадают листья?»
б) Проблемные задачи.
Например: «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?»
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут. Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждения дети демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. (Можно искать ключ на дне магнитом на веревочке, если ключ металлический. Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы.)
в) Проблемные ситуации.
Например: «Металлические предметы тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределенность, почему?»
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, необходимо организовать ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает ее на воде? Вопросами необходимо наталкивать детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
г) Технология «Палочки Кюизенера» (Можно использовать цветные полоски из картона)
Например, детям предлагаются такие задания:
1. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
2. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
3. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (Треугольник).
д) ИКТ технологии.
ИКТ технологии используются для повышения эффективности представления нового материала. Объяснение нового материала с применением ИКТ может быть организованно в виде проблемной беседы.
В работе использую фото и видеофрагменты, презентации, игры.
е) Технология моделирования.
Для разучивания стихотворений с детьми, для составления рассказа, для пересказа использую мнемотаблицы.
3. На заключительном этапе занятия для проведения релаксации использую, например, такой метод, как «Порхание бабочки». Детям дается установка: Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы – легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие – это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
4.Моделирование
- Уважаемы, коллеги, предлагаю вам поучаствовать в практической части мастер-класса.
Задание: Перед вами расположена таблица. Слева в таблице указаны названия технологий методов активного обучения, а справа - этапы занятия. Вам необходимо распределить предложенные технологии в соответствии с этапами занятия.
Технологии | Этапы занятия |
1. Технологи ИКТ 2. Игровые технологии 3. Метод «Дерево ожиданий» 4. Технология «Палочки Кюизенера» 5. Метод «Здороваются ладошки» 6. Здоровьесберегающие технологии. 7. Технологии моделирования. 8. Технологии проблемного обучения (проблемные вопросы, решение проблемных ситуаций, проблемных задач). 9. Проектные технологии. 10. Метод «Незаконченное предложение». 11. «Звездопад настроения». 12. «Рефлексивный круг» 12. Исследовательские, поисковые технологии. 13. «Цепочка приветствия». | 1.Организационный момент: а) приветствие б) введения ребенка в тему в) определение ожиданий, опасений 2.Основной этап: а) закрепление, повторение и обобщение раннее изученного; б) изучение нового материала. 3.Заключительный этап. а) подведение итога; б) рефлексия. |
Для педагогов
Технологии | Этапы занятия |
5.Рефлексия.
- Уважаемые коллеги! Наш мастер- класс подошел к концу. Прошу вас подобрать выражение, соответствующее вашему восприятию сегодняшнего мастер - класса: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон, в работе пригодится.
Технологии методов активного обучения – это, прежде всего успех. Успех ваших детей - ваш успех. Помогите воспитанникам овладеть качествами успешного человека.
- Я желаю вам, чтобы использование активного метода обучения на ваших занятиях всегда проходило на «УРА!» Успехов вам и вашим детям!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность и инновационность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования
•Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Требования к структуре ...
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Консультативный материал для педагогов ДОУ - Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических ...
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
выступление на семинаре...
Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...
Презентация "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"
Презентация к докладу" Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий...
Мастер-класс «Использование технологии активных методов обучения на разных этапах образовательной деятельности у дошкольников».
Мастер – класс...
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...