ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИММЕЛЬБУХА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА
консультация

Леонова Мария Олеговна
Определим основные понятия. 
Как на первом этапе любого исследования я предлагаю Вам определить основные понятия. Какие из понятий, слов в нашем выступлении вам непонятны, неизвестны, сложны для понимания/
Виммельбух. 
Поддержка интереса. Почему мы говорим именно об интересе, не о знакомстве с произведениями Пушкина, знаниях, формировании представлений. На этот вопрос мы обязательно ответим, рассмотрев сущность понятия интерес. 
Что такое виммельбух?
Виммельбух («бессловесные книги») - книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – всё это объединено в единую смысловую композицию. Такие книги впервые появились в Германии. Глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться».
Отличительными особенностями виммельбухов от классических книг являются яркие картинки, насыщенные иллюстрации, полностью задействовано всё пространство разворота, отсутствие или небольшое количество текста.
Чем отличается виммельбух от классической книги?
Как известно у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Для них важно видеть объект, о котором говорится, особенно, если они сталкиваются с этим понятие впервые. Это является частой трудностью, с которой сталкиваются педагоги при знакомстве с произведениями А.С. Пушкина. 
Например «Сказка о рыбаке и рыбке» - «хочу быть столбовой дворянкой», «черная крестьянка». Педагог сталкивается с проблемой «Как объяснить это понятие детям?». Как бы вы объяснили это понятие?
В этом нам могут помочь виммельбухи, они наглядно помогут понять особенности каждого понятия. Я предлагаю Вам рассмотреть разворот виммельбуха о этой сказке. Давайте найдем старуху в трех образах «черной крестьянки», «столбовой дворянки», «царицы»
При рассматривании иллюстраций на основе созданных иллюстраторами образов мы можем предложить детям сравнить три образа старухи: черной крестьянки – столбовой дворянки – царицы по следующим характеристикам: одежда – жилье – окружение. На основе сравнения выявить отличительные чарты каждого образа. 
Давайте рассмотрим одежду старухи. 
Слайд 7-8.
Давайте рассмотрим жилище старухи. 
Слайд 9-10.
Давайте рассмотрим жилище старухи. 
Слайд 11-12.
Давайте рассмотрим окружающих старуху людей. На основе наглядных примеров, используя прием сравнения у детей сформировались понятия «черный крестьянка», «столбовая дворянка». 
Слайд 13. Сюжет на 1 развороте 
Сюжет на 1 развороте формирует целостное представление о сказке. 
Посмотрите на сюжет сказки о «Рыбаке и рыбке», по иллюстрациям мы можем отследить как развивается сюжет: старуха плачет у корыта – старик идет к морю, тянет невод – общается с золотой рыбкой – получает новое корыто – получает новый дом – становится дворянкой – становится царицей – просит стать владычицей морской и снова оказывается у разбитого корыта. 
На какой известный в педагогике инструмент похож виммельбух?  Он очень напомнил мнемотаблицы, но в чем давайте вместе найдем сходства и различия.  
Мемотаблица Виммельбух
Схема рассказа, последовательность слов в стихотворении Показывает наглядное развитие сюжета, дает возможность для развития речевого творчества детей. 
Подходит для детей с разным уровнем речевого развития – от описания объекта, его элементов до пересказа сказки
Символьное изображение, доступное для обозначение конкретного объекта, свойства Рисунки с множеством деталей для формирования образа. 
Целостный сюжет, за счет небольшого объема внимания, нестандартного для детей слога детям сложно воспринять сюжет целостно. 
Давайте вспомним, как в сюжете сказки о царе Салтане появляется белка, которая грызет орешки?
Игровые задания «Найди в сказке А.С. Пушкина, кота ученого» и др. 
Дети могут использовать в самостоятельной деятельности 
Яркие картинки, сменяющийся сюжет привлекает и создает у детей интерес к книге
Слайд 14 Что такое интерес?
Для этого нам нужно понять, что такое интерес? Как думайте вы? Что-то из вас любит путешествовать, что-то читать книги. Что объединяет эту деятельность? 
Внутренний мотив «Я хочу этим заниматься – это изучать», именно поэтому проблемный метод обучения стал очень популярным в образовании, так как личная познавательная проблема важна для ребенка, деятельность обретает смысл. 
Если он хочет это изучать, то стремиться глубже, тщательнее узнать объект
Ребенок проявляет инициативу, стремиться самостоятельно действовать с объектом познания. Книга в классическом понимании его относительно ограничивает, так как ребенок не умеет читать, поэтому ребенок зависит от взрослых. 
А виммельбух расширяет возможности ребенка – рассматривать объекты, детали сказок, развивать речевое творчество, внимание, логические операции. Также развивает логическое мышление – сравнивает объекты, классифицирует, выстаивает сериационные ряды. 
Слайд 15 Как сформировать у детей интерес?
Как вы знаете формирование познавательного интереса проходит 4 стации: 
Любопытство – ребенок любопытен от природы, ему интересен окружающий мир, он стремиться его познавать 
Любознательность – проявляется в детских вопросах. А почему кот ученный. На этом этапе педагогу важно научить ребенка искать ответы на вопросы, а не давать готовый ответ. А почему кот ученный? 
Познавательная активность – деятельность ребенка, направленная на изучение объекта. На этом этапе педагогу важно создать условия для деятельности детей. Положить книги с яркими иллюстрациями, виммельбухи в развивающую среду, предложить игры по мотивам сказки Пушкина – лото, домино, бродилки «герои сказок Пушкина», организовать выставку творческих работ «Кто твой любимый герой сказок Пушкина». 
Устойчивый интерес – 4 этап. Ребенок проявляет инициативу, самостоятельность по отношению к произведениям А.С. Пушкина.  
Слайд 16
Задача педагога при работе с книгой Задача педагога при работе с виммельбухом 
Познакомить с произведениями А.С. Пушкина Сформировать устойчивый интерес к творчеству А.С. Пушкина 
Формы работы
Восприятие художественной литературы
Ответы на вопросы по произведению Игровые ситуации – найди героя сказки,
Совместный с педагогом рассказ с визуальной опорой 
Трудности Возможность 
Понимание смысла некоторых слов
Трудности восприятия текста в целом Раскрытие значения понятий с опорой на картинки
Сюжет на одном листе для целостного восприятия 
Слайд 17
Этапы работы с виммельбухом 
Размещение виммельбуха в развивающий среде 
Создание проблемной ситуации «Что за предмет, для чего он нужен - корыто?» 
Восприятие художественного произведения с применением приема «смыслового чтения
Слайд 18
Ответы на вопросы по произведению с визуальной опорой на виммельбух
Совместный рассказ педагога и детей сюжета сказки с визуальной опорой на виммельбух 
Игровые ситуации с использованием виммельбуха «Сосчитай сколько корыт на картинке», «Найди А.С. Пушкина, ученого кота», «Сколько раз в произведении проявлялась золотая рыбка» и др. 
Слайд 19
Деятельность, направленная на отражение полученных знаний в творчестве 
Совместное решение проблемной ситуации 
Самостоятельная деятельность детей 
Слайд 20 Образовательные результаты 
Самое важное – результат детальности. Педагоги дошкольного возраста очень часто сталкиваются с проблемой, как оценить результат. Мы всегда формулируем результаты деятельности на языке ребенка. Сейчас Людмила Александровна представит результаты, которые можно наблюдать у детей ее группы. 
Ребенок с удовольствием рассматривает виммельбух, называет и показывает героев сказок А.С. Пушкина, пытается объяснить некоторые сложные понятия
Ребенок при помощи виммельбуха сравнивает, классифицирует, объекты, составляет сериационные ряды, в результате у ребенка развивается логическое мышление
Ребенок может описать эмоциональное состояние героя при рассматривании виммельбуха, обращает внимание на положение тела, выражение лица, может предположить эмоцию, которую испытывает герой сказки.
Ребенок может составить небольшой рассказ, краткий пересказ сюжетной линии, придумывает продолжение сказки 
Ребенок может применить полученный опыт в творческой и игровой деятельность – театрализация сказки, в сюжетно-ролевой игре, рисунках, лепке и др.
Слайд 21
Говоря о виимельбухах необходимо отметить, что они не заменяют чтение произведений А.С. Пушкина, а являются инструментом, который помогает поддерживать интерес детей к творчеству А.С. Пушкина. Ведь в произведениях А.С. Пушкина мы ценим именно красоту слова, образа, который создал автор, и смысл, который заложил автор.   
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dlya_prezentatsii_pushkinskiy_seminar_na_kostromskom.pdf2.18 МБ
Файл vystuplenie.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема нашего выступления ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИММЕЛЬБУХА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА.

Слайд 2. Определим основные понятия. 

Как на первом этапе любого исследования я предлагаю Вам определить основные понятия. Какие из понятий, слов в нашем выступлении вам непонятны, неизвестны, сложны для понимания/

Виммельбух.

Поддержка интереса. Почему мы говорим именно об интересе, не о знакомстве с произведениями Пушкина, знаниях, формировании представлений. На этот вопрос мы обязательно ответим, рассмотрев сущность понятия интерес.

Слайд 3. Что такое виммельбух?

Виммельбух («бессловесные книги») - книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – всё это объединено в единую смысловую композицию. Такие книги впервые появились в Германии. Глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться».

Отличительными особенностями виммельбухов от классических книг являются яркие картинки, насыщенные иллюстрации, полностью задействовано всё пространство разворота, отсутствие или небольшое количество текста.

Слайд 4. Чем отличается виммельбух от классической книги?

Как известно у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Для них важно видеть объект, о котором говорится, особенно, если они сталкиваются с этим понятие впервые. Это является частой трудностью, с которой сталкиваются педагоги при знакомстве с произведениями А.С. Пушкина.

Слайд 5.

Например «Сказка о рыбаке и рыбке» - «хочу быть столбовой дворянкой», «черная крестьянка». Педагог сталкивается с проблемой «Как объяснить это понятие детям?». Как бы вы объяснили это понятие?

В этом нам могут помочь виммельбухи, они наглядно помогут понять особенности каждого понятия. Я предлагаю Вам рассмотреть разворот виммельбуха о этой сказке. Давайте найдем старуху в трех образах «черной крестьянки», «столбовой дворянки», «царицы»

Слайд 6.

При рассматривании иллюстраций на основе созданных иллюстраторами образов мы можем предложить детям сравнить три образа старухи: черной крестьянки – столбовой дворянки – царицы по следующим характеристикам: одежда – жилье – окружение. На основе сравнения выявить отличительные чарты каждого образа.

Давайте рассмотрим одежду старухи.

Слайд 7-8.

Давайте рассмотрим жилище старухи.

Слайд 9-10.

Давайте рассмотрим жилище старухи.

Слайд 11-12.

Давайте рассмотрим окружающих старуху людей. На основе наглядных примеров, используя прием сравнения у детей сформировались понятия «черный крестьянка», «столбовая дворянка».

Слайд 13. Сюжет на 1 развороте

Сюжет на 1 развороте формирует целостное представление о сказке.

Посмотрите на сюжет сказки о «Рыбаке и рыбке», по иллюстрациям мы можем отследить как развивается сюжет: старуха плачет у корыта – старик идет к морю, тянет невод – общается с золотой рыбкой – получает новое корыто – получает новый дом – становится дворянкой – становится царицей – просит стать владычицей морской и снова оказывается у разбитого корыта.

На какой известный в педагогике инструмент похож виммельбух?  Он очень напомнил мнемотаблицы, но в чем давайте вместе найдем сходства и различия.  

Мемотаблица

Виммельбух

Схема рассказа, последовательность слов в стихотворении

Показывает наглядное развитие сюжета, дает возможность для развития речевого творчества детей.

Подходит для детей с разным уровнем речевого развития – от описания объекта, его элементов до пересказа сказки

Символьное изображение, доступное для обозначение конкретного объекта, свойства

Рисунки с множеством деталей для формирования образа.

Целостный сюжет, за счет небольшого объема внимания, нестандартного для детей слога детям сложно воспринять сюжет целостно.

Давайте вспомним, как в сюжете сказки о царе Салтане появляется белка, которая грызет орешки?

Игровые задания «Найди в сказке А.С. Пушкина, кота ученого» и др.

Дети могут использовать в самостоятельной деятельности

Яркие картинки, сменяющийся сюжет привлекает и создает у детей интерес к книге

Слайд 14 Что такое интерес?

Для этого нам нужно понять, что такое интерес? Как думайте вы? Что-то из вас любит путешествовать, что-то читать книги. Что объединяет эту деятельность?

Внутренний мотив «Я хочу этим заниматься – это изучать», именно поэтому проблемный метод обучения стал очень популярным в образовании, так как личная познавательная проблема важна для ребенка, деятельность обретает смысл.

Если он хочет это изучать, то стремиться глубже, тщательнее узнать объект

Ребенок проявляет инициативу, стремиться самостоятельно действовать с объектом познания. Книга в классическом понимании его относительно ограничивает, так как ребенок не умеет читать, поэтому ребенок зависит от взрослых.

А виммельбух расширяет возможности ребенка – рассматривать объекты, детали сказок, развивать речевое творчество, внимание, логические операции. Также развивает логическое мышление – сравнивает объекты, классифицирует, выстаивает сериационные ряды.

Слайд 15 Как сформировать у детей интерес?

Как вы знаете формирование познавательного интереса проходит 4 стации:

Любопытство – ребенок любопытен от природы, ему интересен окружающий мир, он стремиться его познавать

Любознательность – проявляется в детских вопросах. А почему кот ученный. На этом этапе педагогу важно научить ребенка искать ответы на вопросы, а не давать готовый ответ. А почему кот ученный?

Познавательная активность – деятельность ребенка, направленная на изучение объекта. На этом этапе педагогу важно создать условия для деятельности детей. Положить книги с яркими иллюстрациями, виммельбухи в развивающую среду, предложить игры по мотивам сказки Пушкина – лото, домино, бродилки «герои сказок Пушкина», организовать выставку творческих работ «Кто твой любимый герой сказок Пушкина».

Устойчивый интерес – 4 этап. Ребенок проявляет инициативу, самостоятельность по отношению к произведениям А.С. Пушкина.  

Слайд 16

Задача педагога при работе с книгой

Задача педагога при работе с виммельбухом

Познакомить с произведениями А.С. Пушкина

Сформировать устойчивый интерес к творчеству А.С. Пушкина

Формы работы

Восприятие художественной литературы

Ответы на вопросы по произведению

Игровые ситуации – найди героя сказки,

Совместный с педагогом рассказ с визуальной опорой

Трудности

Возможность

Понимание смысла некоторых слов

Трудности восприятия текста в целом

Раскрытие значения понятий с опорой на картинки

Сюжет на одном листе для целостного восприятия

Слайд 17

Этапы работы с виммельбухом

  • Размещение виммельбуха в развивающий среде
  • Создание проблемной ситуации «Что за предмет, для чего он нужен - корыто?»
  • Восприятие художественного произведения с применением приема «смыслового чтения

Слайд 18

  • Ответы на вопросы по произведению с визуальной опорой на виммельбух
  • Совместный рассказ педагога и детей сюжета сказки с визуальной опорой на виммельбух
  • Игровые ситуации с использованием виммельбуха «Сосчитай сколько корыт на картинке», «Найди А.С. Пушкина, ученого кота», «Сколько раз в произведении проявлялась золотая рыбка» и др.

Слайд 19

  • Деятельность, направленная на отражение полученных знаний в творчестве
  • Совместное решение проблемной ситуации
  • Самостоятельная деятельность детей

Слайд 20 Образовательные результаты

Самое важное – результат детальности. Педагоги дошкольного возраста очень часто сталкиваются с проблемой, как оценить результат. Мы всегда формулируем результаты деятельности на языке ребенка. Сейчас Людмила Александровна представит результаты, которые можно наблюдать у детей ее группы.

  • Ребенок с удовольствием рассматривает виммельбух, называет и показывает героев сказок А.С. Пушкина, пытается объяснить некоторые сложные понятия
  • Ребенок при помощи виммельбуха сравнивает, классифицирует, объекты, составляет сериационные ряды, в результате у ребенка развивается логическое мышление
  • Ребенок может описать эмоциональное состояние героя при рассматривании виммельбуха, обращает внимание на положение тела, выражение лица, может предположить эмоцию, которую испытывает герой сказки.
  • Ребенок может составить небольшой рассказ, краткий пересказ сюжетной линии, придумывает продолжение сказки
  • Ребенок может применить полученный опыт в творческой и игровой деятельность – театрализация сказки, в сюжетно-ролевой игре, рисунках, лепке и др.

Слайд 21

Говоря о виимельбухах необходимо отметить, что они не заменяют чтение произведений А.С. Пушкина, а являются инструментом, который помогает поддерживать интерес детей к творчеству А.С. Пушкина. Ведь в произведениях А.С. Пушкина мы ценим именно красоту слова, образа, который создал автор, и смысл, который заложил автор.  

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание в дошкольном учреждении психолого – педагогических условий для выявления и развития способностей и поддержки интересов детей

В статье описывается механизм реализации программы «Ступеньки к успеху», направленной на создание среды успеха для развития личностного и творческого потенциала каждого воспитанника, на ок...

особенностей поддержки интересов детей в организованной образовательной деятельности

Л. С. Выготский пишет: «…интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребен...

поддержка интересов детей в организованной образовательной деятельности

Преобразование российской системы образования ставит на первое место личностно ориентированный подход педагога во взаимодействии с воспитанниками. Эффективная реализация такого подхода возможна путём ...

Способы осуществления поддержки интересов детей старшего возраста в организованной образовательной деятельности по теме «Весна пришла»

Образовательные ситуации подобраны с учетом максимальной включенности всех детей в образовательную деятельность, с опорой на принципы поддержки и развития детской самостоятельности. Наблюдения строятс...

«Что нельзя и что нужно делать для поддержки интереса детей к познанию мира»

Автором представлен материал для родителей по поддержке детской инициативы в познавательном развитии детей дошкольного возраста....

Пример способа поддержки интереса детей с использованием ресурсов развивающей предметно-пространственной среды детского сада (используемые материалы, рекомендованного игрового персонажа, ход взаимодействия с детьми).

Для развития любознательности необходимо:насыщение предметно-пространственной среды материалами, предметами, которые будут обеспечивать стимулирование познавательного интереса, а также активизировать ...

Использование Виммельбуха в развитии речи детей дошкольного возраста

Занятие с детьми с использованием Виммельбуха...