«Что нельзя и что нужно делать для поддержки интереса детей к познанию мира»
консультация
Автором представлен материал для родителей по поддержке детской инициативы в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_poznavatelnaya_aktivnost_detey.docx | 491.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что нельзя и что нужно делать для поддержки
интереса детей к познанию мира»
(консультация для родителей)
«Что нельзя и что нужно делать для поддержки
интереса детей к познанию мира»
(консультация для родителей)
Познавательный интерес—это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.
Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью.
Пути развития интереса к познанию.
- Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема (“нам нужно вырастить из фасоли растение”).
- С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию (“можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать”).
- Предлагается пообщаться со взрослым человеком (“узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю”).
- Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента (“теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени”).
Для мотивации интереса к познанию следует:
- учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом “подогревать” его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой и неживой природой, творческими играми и занятиями;
- развивать творческие задатки;
- давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.
Познавательная самостоятельность
Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: “почему тает снег”? “Куда улетают певчие птицы на зимовку”? “Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе”? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.
К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях.
Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.
Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников
Младший дошкольник познаёт мир по принципу: “вижу – действую – познаю”. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов. Для него важны ответы на вопросы: “что”? “Для чего”? “Как”? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе. Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (“на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева”).
Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что “Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений”.
С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией. У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность. Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре – театрализации, а завтра мастерит из него игрушку – украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.
В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами. При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует. Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят.
Роль взрослых в развитии познавательного интереса
Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.
Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.
Что нужно делать для поддержания интереса?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «Почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
5. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание.
6. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
7. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность - основа познания мира.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Воспитание интереса к познанию с ранних лет побуждает ребёнка искать ответы на свои вопросы в ближайшем окружении, самостоятельно находить нужную ему информацию. Постепенно интерес к познанию перерастает в потребность. Малыш охотно стремиться обучиться чтению, собрать большую коллекцию, узнать новое о своём родном городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей."Чего нельзя и Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию"
"Самое лучшее открытие -то, которое ребёнок делает сам" (Ральф У. Эмерсон)Не следует отмахиваться от желаний ребёнка,даже если они Вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать та...
Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию
Данные советы помогут родителям организовать детское экспериментирование в домашних условиях....
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста
Памятка для родителей...
Рекомендации для родителей «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендации для родителей «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста
· Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может ле...
Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Памятка для родителей дошкольников «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»...
Советы для родителей по развитию познавательной активности детей: ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к экспериментированию.
Уважаемые мамы и папы! Вы, конечно же, очень хотите видеть своего ребенка умным, активным, успешным. Но иногда нам, взрослым, не хватает терпения, чтобы помочь малышу разобраться в окружающем ег...