Конспект занятия "Мыло - волшебник"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности «Мыло-волшебник»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования с мылом.
Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; уточнить и закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.
Развивающие задачи: Развивать интерес детей к исследовательской деятельности; развивать умение на основе экспериментов анализировать и делать выводы; развивать быстроту мышления, творческое воображение.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность, аккуратность в работе; воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
Предварительная работа с детьми: Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр».
Материалы:
Демонстрационный: Посылка, письмо в конверте, мыло разного вида.
Раздаточный: фартуки и шапочки по количеству детей, бумажные полотенца, глубокие тарелки с мыльным раствором, коктейльные трубочки, пластиковые бутылки по количеству детей, марлевая ткань, ватные палочки по количеству детей, перец молотый.
1. Организационный этап.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними, скажем, здравствуйте! (Дети здороваются)
Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом. (Приветствие частями тела (локтями, ушами, пятками и т.д.))
2. Основной этап.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что нам курьер сегодня доставил (показывает коробку). Интересно, от кого эта посылка?»
Педагог вместе с детьми рассматривает коробку, воспитатель читает: «Детям детского сада №9 группа «Совята» из Страны Чистоты от Мойдодыра». Конечно, вы все помните, кто такой Мойдодыр?
Воспитатель: «Любопытно, что в ней? Здесь письмо (разворачивает) Мы с вами сможем открыть коробку, если отгадаем загадку:
У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи
И тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда
Не покажется мало!
Дети: Мыло.
Воспитатель: Правильно, это мыло. Теперь можно и посмотреть… (открывает коробку) Вот так сюрприз от Мойдодыра!
Воспитатель: Сегодня о мыле мы и поговорим, потрогаем его, почувствуем его запах и даже поэкспериментируем. Для этого нам предстоит отправиться в секретную лабораторию. Вы готовы? Давайте наденем фартуки и шапочки как в настоящей лаборатории.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лабораторию, я хочу вас спросить, как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не перебивать друг друга, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать выводы).
Воспитатель: Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки и скажем волшебные слова (повторяют за воспитателем слова):
1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!
Крибли, крабли, бум!
Наши дети изменились –
И в учёных превратились!
Воспитатель: Оглянитесь, осмотритесь! Что вы видите вокруг? Вот мы и в секретной лаборатории.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр?
Воспитатель: Мыло бывает жидким и твердым. Возьмите в руки твердое мыло. Какого цвета, какой формы, гладкое или шероховатое? Понюхайте….что вы чувствуете? (Дети трогают и рассматривают мыло, нюхают его, передают друг другу)
Воспитатель: Мы еще можем попробовать на вкус. Может кому-то из вас, когда вы купались, попадало мыло в рот? Правда, ведь это не вкусно? Поэтому у меня предложение, давайте мы не будем пробовать мыло.
Воспитатель: Мыло, которым мы моем руки, называется туалетным.
И называется оно так не потому, что хранится в туалете, а потому, что помогает нам следить за своим внешним видом, приводить себя в порядок, быть чистыми, опрятными, т. е. следить за своим туалетом. Это французское слово которое переводится как «приведение в порядок», «очищение», «умывание».
Воспитатель: А вы знаете, что есть мыло для стирки одежды. И называется оно - хозяйственное. Посмотрите на него и скажите какого оно цвета?
Дети: - Коричневое.
Воспитатель: Понюхайте его, не очень приятно пахнет, да? Им очень хорошо стирать вещи, потому что в его состав входит щелочь, а оно уничтожает бактерии и убирает грязь.
Воспитатель: А в пластмассовых бутылочках налито жидкое мыло. Ребята, как вы думаете, почему его так называют? (потому что течет и его можно налить в бутылочку).
Воспитатель: Если твердое мыло нужно взять в руки, намылить и положить обратно. При этом пачкается раковина и мыльница, то в этом отношении жидкое мыло гораздо более удобно в использовании, чем твердое. Достаточно лишь нажать на дозатор.
Вывод: Итак, мыло бывает жидкое и твердое. Оно может быть разного цвета, формы, запаха.
Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети: Для того чтобы умываться.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище.
Воспитатель: Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь. Грязь немного жирная, поэтому хорошо прилипает к рукам, к коже и просто водой ее не смыть. Мыло помогает нам бороться с микробами, тот, кто моет руки с мылом редко болеет.
Воспитатель: А давайте проведём эксперимент и узнаем действительно ли микробы боятся мыла.
Эксперимент №1 «Микробы убегают от мыла».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе стоит ёмкость с водой. Обратите внимание, какая она чистая, прозрачная. Далее воспитатель берет чёрный молотый перец и высыпает на поверхность воды.
Воспитатель: А теперь какая она стала? (ответы детей). Вот так же происходит и с нашими руками, когда на них поселяются вредные и злые микробы.
Воспитатель: А как же мы с вами можем справиться с ними? (ответы детей). Правильно ребята, для этого нам с вами понадобится мыло. Возьмите в руку ватную палочку, окуните её в ёмкость с жидким мылом, а затем в воду с нашими микробами.
Дети проводят опыты с помощью воспитателя.
- Дети, посмотрите, как микробы испугались нашего мыла и разбежались в разные стороны!
Вывод: Мыло напугало перец, также мыло и действует на грязь. Молекулы мыла проникают между молекулами воды и растворяют грязь. А перец расплывается от мыла по стенкам из-за того, что мыло еще и разрушает поверхностное натяжение воды и крупинки перца отталкиваются от мыла, расплываясь туда, где мыла нет.
Физминутка.
Я веселый-лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки вверх я поднимаю,
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
Воспитатель: Мыло – это не только полезно, но еще и весело! Хотите узнать, почему? Тогда давайте сделаем еще один эксперимент.
Эксперимент №2 «Делаем пену»
Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
А теперь опустите конец трубочки в стакан с водой и дуйте в мыльную воду.
Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: А хотите сделать мыльную змею? Тогда давайте проведем следующий эксперимент.
Эксперимент №3 «Мыльная змея»
Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится бутылка. У бутылки необходимо отрезать дно и прикрепить кусочек марлевой ткани. (сделали заранее)
Опускайте бутылку марлевой тканью вниз в мыльный раствор и дуйте через горлышко бутылки, при этом поднимая бутылку выше и выше.
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Я буду спрашивать, а вы если согласны хлопайте в ладоши, а если не согласны топайте ногами.
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой подарок мы сегодня получили от Мойдодыра? Каким бывает мыло? (Жидким и твердым, туалетное, хозяйственное)
Что мы делали с мылом?
Воспитатель: Молодцы, ребята. А я приготовила для вас сюрприз: дискотека с мыльными пузырями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Волшебник сказочник Шарль Перро"
конспект занятия "Волшебник сказочник Шарль Перро"...
конспект НОД." Волшебник воздух"
Занятие в средней группе....
Конспект занятия «Волшебник воздух».
Конспект занятия в средней группе "Волшебник - воздух"...
Методическая разработка Конспект НОД «Волшебник Дед Мороз»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо теме:«Волшебник Дед мороз»Участники: дошкольники 4-5 лет Длительность: 20 - 25 минут Педагогический замысел: Образов...
Конспект ООД "Волшебник-воздух"
Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;Ут...
конспект ОД "Волшебник магнит"
Цель: создание условий для знакомства детей со свойствами магнита...
Конспект НОД "Волшебники"
Комбинаторное мышление представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, так как оно включает в себя самые разные элементы: мотивац...