Конспект занятия "Мыло - волшебник"
план-конспект занятия

Ткаченко Галина Андреевна

Конспект занятия "Мыло - волшебник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mylo-volshebnik.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности «Мыло-волшебник»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования с мылом.

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; уточнить и закрепить знания детей о том, для чего люди используют мыло в своей жизни.

Развивающие задачи: Развивать интерес детей к исследовательской деятельности; развивать умение на основе экспериментов анализировать и делать выводы; развивать быстроту мышления, творческое воображение.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность, аккуратность в работе; воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.

Предварительная работа с детьми: Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр».

Материалы:  

Демонстрационный: Посылка, письмо в конверте, мыло разного вида.

Раздаточный: фартуки и шапочки по количеству детей, бумажные полотенца, глубокие тарелки с мыльным раствором, коктейльные трубочки, пластиковые бутылки по количеству детей, марлевая ткань, ватные палочки по количеству детей, перец молотый.

1. Организационный этап.

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними, скажем, здравствуйте! (Дети здороваются)

Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом. (Приветствие частями тела (локтями, ушами, пятками и т.д.))

2. Основной этап.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что нам курьер сегодня доставил (показывает коробку). Интересно, от кого эта посылка?»

Педагог вместе с детьми рассматривает коробку, воспитатель читает: «Детям детского сада №9 группа «Совята» из Страны Чистоты от Мойдодыра». Конечно, вы все помните, кто такой Мойдодыр?

Воспитатель: «Любопытно, что в ней? Здесь письмо (разворачивает) Мы с вами сможем открыть коробку, если отгадаем загадку:

У каждого в ванной

Есть хитрая штука:

Отмоет от грязи

И тело, и руки.

Смотри, чтобы в глаз

Оно не попало.

Защиплет, тогда

Не покажется мало!

Дети: Мыло.

Воспитатель: Правильно, это мыло. Теперь можно и посмотреть… (открывает коробку) Вот так сюрприз от Мойдодыра!

Воспитатель: Сегодня о мыле мы и поговорим, потрогаем его, почувствуем его запах и даже поэкспериментируем. Для этого нам предстоит отправиться в секретную лабораторию. Вы готовы? Давайте наденем фартуки и шапочки как в настоящей лаборатории.

Воспитатель: Прежде чем отправиться в лабораторию, я хочу вас спросить, как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не перебивать друг друга, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать выводы).

Воспитатель: Давайте встанем в кружок, возьмемся за руки и скажем волшебные слова (повторяют за воспитателем слова): 

1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!

Крибли, крабли, бум!

Наши дети изменились –

И в учёных превратились!

Воспитатель: Оглянитесь, осмотритесь! Что вы видите вокруг? Вот мы и в секретной лаборатории.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр?

Воспитатель: Мыло бывает жидким и твердым. Возьмите в руки твердое мыло. Какого цвета, какой формы, гладкое или шероховатое? Понюхайте….что вы чувствуете? (Дети трогают и рассматривают мыло, нюхают его, передают друг другу)

Воспитатель: Мы еще можем попробовать на вкус. Может кому-то из вас, когда вы купались, попадало мыло в рот? Правда, ведь это не вкусно? Поэтому у меня предложение, давайте мы не будем пробовать мыло.

Воспитатель: Мыло, которым мы моем руки, называется туалетным.

И называется оно так не потому, что хранится в туалете, а потому, что помогает нам следить за своим внешним видом, приводить себя в порядок, быть чистыми, опрятными, т. е. следить за своим туалетом. Это французское слово которое переводится как «приведение в порядок», «очищение», «умывание».

Воспитатель: А вы знаете, что есть мыло для стирки одежды. И называется оно - хозяйственное. Посмотрите на него и скажите какого оно цвета?

Дети: - Коричневое. 

Воспитатель: Понюхайте его, не очень приятно пахнет, да? Им очень хорошо стирать вещи, потому что в его состав входит щелочь, а оно уничтожает бактерии и убирает грязь.

Воспитатель: А в пластмассовых бутылочках налито жидкое мыло. Ребята, как вы думаете, почему его так называют? (потому что течет и его можно налить в бутылочку). 

Воспитатель: Если твердое мыло нужно взять в руки, намылить и положить обратно. При этом пачкается раковина и мыльница, то в этом отношении жидкое мыло гораздо более удобно в использовании, чем твердое. Достаточно лишь нажать на дозатор.

Вывод: Итак, мыло бывает жидкое и твердое. Оно может быть разного цвета, формы, запаха.

Воспитатель: Ребята, а зачем нужно мыло?

Дети: Для того чтобы умываться.

Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.

Дети: Можно, но с мылом будет чище.

Воспитатель: Правильно. Ведь вода отмывает не всю грязь. Грязь немного жирная, поэтому хорошо прилипает к рукам, к коже и просто водой ее не смыть. Мыло помогает нам бороться с микробами, тот, кто моет руки с мылом редко болеет.

Воспитатель: А давайте проведём эксперимент и узнаем действительно ли микробы боятся мыла.

Эксперимент №1 «Микробы убегают от мыла».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе стоит ёмкость с водой. Обратите внимание, какая она чистая, прозрачная. Далее воспитатель берет чёрный молотый перец и высыпает на поверхность воды.

Воспитатель: А теперь какая она стала? (ответы детей). Вот так же происходит и с нашими руками, когда на них поселяются вредные и злые микробы.

Воспитатель: А как же мы с вами можем справиться с ними? (ответы детей). Правильно ребята, для этого нам с вами понадобится мыло. Возьмите в руку ватную палочку, окуните её в ёмкость с жидким мылом, а затем в воду с нашими микробами.

Дети проводят опыты с помощью воспитателя.

- Дети, посмотрите, как микробы испугались нашего мыла и разбежались в разные стороны!

Вывод: Мыло напугало перец, также мыло и действует на грязь. Молекулы мыла проникают между молекулами воды и растворяют грязь. А перец расплывается от мыла по стенкам из-за того, что мыло еще и разрушает поверхностное натяжение воды и крупинки перца отталкиваются от мыла, расплываясь туда, где мыла нет.

Физминутка.

Я веселый-лаборант

Ищу всюду свой талант,

Головой кручу, верчу,

Всё увидеть я хочу!

Чтобы лампочку достать,

На носочки надо встать.

Руки вверх я поднимаю,

По одной, их опускаю.

Наклоняюсь вправо, влево,

Буду сильным и умелым!

Воспитатель: Мыло – это не только полезно, но еще и весело! Хотите узнать, почему? Тогда давайте сделаем еще один эксперимент.

Эксперимент №2 «Делаем пену»

Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.

А теперь опустите конец трубочки в стакан с водой и дуйте в мыльную воду.

Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Воспитатель: А хотите сделать мыльную змею? Тогда давайте проведем следующий эксперимент.

Эксперимент №3 «Мыльная змея»

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится бутылка. У бутылки необходимо отрезать дно и прикрепить кусочек марлевой ткани. (сделали заранее)

Опускайте бутылку марлевой тканью вниз в мыльный раствор и дуйте через горлышко бутылки, при этом поднимая бутылку выше и выше.

Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Я буду спрашивать, а вы если согласны хлопайте в ладоши, а если не согласны топайте ногами.

- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)

- А он похож на мандарин? (Да)

- А на яблоки в саду? (Да)

- А на рыбку в пруду? (Нет)

- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)

- А на мячик надувной? (Да)

- Он похож на телефон? (Нет)

- А на магнитофон? (Нет)

- Круглый он, как солнце в небе? (Да)

- И как колесо на велосипеде? (Да)

- А ещё похож на дом? (Нет)

- А на белый снежный ком? (Да)

3. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой подарок мы сегодня получили от Мойдодыра? Каким бывает мыло? (Жидким и твердым, туалетное, хозяйственное)

Что мы делали с мылом?

Воспитатель: Молодцы, ребята. А я приготовила для вас сюрприз: дискотека с мыльными пузырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Волшебник сказочник Шарль Перро"

конспект занятия "Волшебник сказочник Шарль Перро"...

конспект НОД." Волшебник воздух"

Занятие в средней группе....

Конспект занятия «Волшебник воздух».

Конспект занятия в средней группе "Волшебник - воздух"...

Методическая разработка Конспект НОД «Волшебник Дед Мороз»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо теме:«Волшебник Дед мороз»Участники:  дошкольники 4-5 лет Длительность: 20 - 25 минут Педагогический замысел: Образов...

Конспект ООД "Волшебник-воздух"

Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;Ут...

конспект ОД "Волшебник магнит"

Цель: создание условий для знакомства детей со свойствами магнита...

Конспект НОД "Волшебники"

Комбинаторное мышление представляет собой как бы переходную форму от образного мышления к абстрактно-логическому, а также наоборот, так как оно включает в себя самые разные элементы: мотивац...