Конспект ООД "Волшебник-воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Москалева Светлана Ивановна

Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;

  • Уточнить и расширить знания детей о роли воздуха в жизни человека;
  • Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи, необходимых для знания детей;
  • Подвести к пониманию, что воздух есть в окружении, в пространстве, что он невидимый, легкий, и т.д.;
  • Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, грустный, веселый, большой, маленький, помощник.
  • Усовершенствовать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;

Развивающие:

  • Развивать представления детей о свойствах воздуха;
  • Развивать творческую фантазию, мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
  • Развивать умение сравнивать, анализировать; Развивать познавательно-психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, память;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnik_vozduh.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

                                                           

Конспект образовательной деятельности

 по   познавательно-исследовательской деятельности в средней группе        «Волшебник – воздух»

                                                                                                                                                                   

 

Воспитатель: Москалева С.И.

2016г

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;

  • Уточнить и расширить знания детей о роли воздуха в жизни человека;
  • Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи, необходимых для знания детей;
  • Подвести к пониманию, что воздух есть в окружении, в пространстве, что он невидимый, легкий, и т.д.;
  • Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, грустный, веселый, большой, маленький, помощник.
  • Усовершенствовать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;

Развивающие:

  • Развивать представления детей о свойствах воздуха;
  • Развивать творческую фантазию, мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
  • Развивать умение сравнивать, анализировать; Развивать познавательно-психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, память;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Основные приемы и методы:

  •  практические: эксперимент, опыты;
  •  наглядные: рассматривание, показ педагога
  • словесные: беседа, вопросы к детям, объяснения.
  • игровые: создание проблемной ситуации.

Оборудование занятия:

Воздушные шары (большой – веселый, маленький – грустный);  стаканы, трубочки,  полиэтиленовые пакеты, салфетки, тазики, парашют.

Предварительная работа:

Игры – эксперименты с мыльными пузырями, рисование воздушных шаров, дидактическая игра «Ловим воздух», рассматривание иллюстраций и схем.

Словарная работа: невидимый, легкий, грустный, веселый, большой, маленький.

Формы и методы организации совместной деятельности:

Познавательно-исследовательское экспериментирование, решение проблемных ситуаций, игровая ситуация, двигательная физкультминутка, дыхательная гимнастика, коммуникативные беседы, вопросы, логика образовательной деятельности.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение, и будем внимательными, чтобы многое узнать.

Стук в дверь. Появляется грустный Незнайка.

Н:Здравствуйте, мальчики и девочки. Вы меня узнали?

В: Незнайка, почему ты такой грустный?

 Незнайка показывает два шарика.

Н: Я не понимаю, почему вчера шарики были большие и веселые, а сегодня  один шарик большой, веселый, а второй – маленький и грустный.

В: Ребята, а почему шарик у Незнайки стал маленький? (ответы детей) Правильно, один шарик сдулся.

В: А что нужно сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (шарик надо надуть.)

В: Вот, видишь Незнайка, какие у нас ребята молодцы, а еще они всегда всем помогают и тебе помогут. А теперь послушайте загадку. Незнайка, положи свои шарики, послушай и ты загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух)

В: Правильно, молодцы, ребята.

В: А если мы надуем шарик, что будет внутри шарика? (воздух)

В: Раз внутри шарика у нас будет воздух, тогда, какой у нас шарик? (воздушный шарик).

Н: Все говорят: «Воздух, воздух». А я его не видел и не трогал! Так, может и нет никакого воздуха?

В: Ребята, поможем Незнайке? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед! Ребята, раз мы пойдем в лабораторию,  я предлагаю вам надеть специальную одежду.

В: Ребята, все готовы? Тогда я предлагаю  вам пройти к нашему эксперементальному столу.

В: Ребята,  раз  говорят, что воздух находится вокруг нас, может  быть, мы его попробуем поймать? Хотите, я научу вас ловить воздух? (да, хотим)

В: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Незнайка, ты тоже возьми. Ребята, что в нём? (он пуст)

 В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь, посмотрите, как я буду ловить воздух. Я  открываю пакет, набираю воздух и закручиваю его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А теперь, возьмите пакеты и сами поймайте воздух. Потрогайте его руками. Пакетик упругий. Значит, там  есть воздух? А мы его видим? (нет) Значит он какой?(невидимый).Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (в нём нет воздуха)

Вывод: Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

В: Незнайка, как ты думаешь, воздух лёгкий или тяжелый?

 Н: Не знаю. Ребята, а вы как думаете? (не знаем)

В:  Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я предлагаю провести следующий опыт.  Сейчас я наберу в один пакет воздух, как мы уже с вами делали, а в другой столько же воды.
Чем они похожи? (они оба прозрачные) 

В: А как узнать, в котором из них воздух? (нужно потрогать пакетики).  Вот подержите (вода тяжёлая, а воздух легкий)

Вывод: Воздух лёгкий.   

 В: Вот какой  воздух-волшебник.  Хотите еще поискать, где прячется воздух? Незнайка, и ты присоединяйся к ребятам.

В:  Сейчас мы с вами ещё раз убедимся, что воздух существует, хоть он и не видимый. Давайте проведем опыт. Смотрите, я беру салфетку, сомну её и положу  в стакан так, чтоб она не падала при переворачивании стакана. Вот смотрите, я переворачиваю стакан, а салфетка у меня не падает. Теперь я медленно опускаю стакан в  воду, держа его вниз отверстием. Смотрите, стакан полностью погрузился под воду. Достаю стакан, смотрите - салфетка сухая. А теперь, повторяйте за мной. Возьмите салфетки, сомните их и положите в стакан, так чтобы они не падали при переворачивании. Теперь медленно опускайте стакан в воду. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем салфетка? (салфетка в стакане остается сухой)

В: Ребята, как вы думаете почему вода не проходит в стакан?(её не пускает воздух) Правильно её не пускает воздух.

Вывод: В стакане был воздух.

А теперь, поставьте свои стаканчики.

В: Незнайка, а где еще живет воздух?

Н: Я не знаю. Ребята, а вы знаете?

В: Тогда , я предлагаю вам  пройти к следующему эксперементальному столу.

В: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это? (соломинки)

В: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

В: Ой, что это? (пузырьки)

В: А что они делают? (поднимаются наверх)

В: Почему?( мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.)

Вывод 4: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. (Убрать стаканы)

В: Но, как он к вам попадает внутрь? (мы его вдыхаем через нос.)

В: Конечно! Все люди дышат через нос. Так, значит, для  чего нам нужен воздух? (ответы детей)

В:Да, ребята, воздух нам нужен, чтобы дышать.

В: Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Н: Я могу без воздуха обойтись.

В: Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. И ты, Незнайка вместе с нами закрывай ротик и зажимай носик пальчиками.

В: Ребята, что скажете? Прав ли был Незнайка? (нет)

Вывод: Без воздуха мы не можем дышать.

В: Ребята, какие вы молодцы. Как настоящие ученые. А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Игра с воздухом «Парашют».
В: Ребята, давайте поиграем в нашу знакомую игру «Парашют». Посмотрите, какой у меня парашют. Он какой? Лёгкий, воздушный, воздуху послушный.
В: Давайте, тоже, сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно, же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края  парашюта)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут

Опускаемся, приземлились!
В: Ребята, оказывается  наша игра, тоже про воздух. Здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? А теперь, посмотрите, что у меня есть. (парашют) Что спускается на парашюте (шарик), а посмотрите, у меня ещё шарик.

В: А как вы думаете,  какой шарик упадет быстрее?
В: Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют, что быстрее упадет на землю. (быстрее упал без парашюта)
В: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?(ему помог воздух)

В: Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите, с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся.
Вывод: Что же мы узнали? (Воздух помогает человеку) Да, ребята, и также происходит с настоящим парашютом.

Когда человек прыгает с парашюта, то воздух задерживает парашют, и он медленно опускает парашютистов на землю. А вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта? (парашют)

Вывод: Воздух помогает человеку.

В: Сколько интересного мы сегодня узнали о воздухе! Незнайка, ты все запомнил?

Н: Не знаю.

В: Ребята, давайте еще раз напомним Незнайке, что же мы сегодня узнали о воздухе?

В: Когда мы с вами  пакетиками ловили воздух, что мы узнали? (воздух невидимый, прозрачный – бесцветный). А, когда дули в соломинки, опущенные в стаканчики с водой (в нас есть воздух).  Мы с вами зажимали носики пальчиками и закрывали ротики, что мы в этом опыте узнали (воздух необходим для дыхания). В опыте с парашютом и шариком, что мы с вами выяснили? (воздух помогает людям).Молодцы ребята. Ещё воздух обладает другими свойствами. Об этом мы поговорим с вами в следующий раз, и тебя Незнайка позовём. Ой, ребята, смотрите, чудо произошло,  грустный шарик у Незнайки стал опять  весёлый.

Незнайка улыбается.

Н: Спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе-волшебнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....