Конспект образовательной деятельности "Викторина "Что мы знаем о водных животных" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ковешникова Наталья Геннадьевна

Викторина "Что мы знаем о водных животных" направлена на закрепление у детей знаний о рыбах, их видах, о водоемах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА № 86»

Конспект образовательной деятельности

Викторина «Что мы знаем о водных животных»

для детей старшего дошкольного возраста

Составила Ковешникова Наталья Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБУ «Школа № 86» СП Детский сад «Веста»

г.о. Тольятти

2021

Календарно-тематический план решения задачи: речевое развитие. Тема: Викторина «Что мы знаем о водных животных».

Образовательные задачи.

Познавательное развитие:

1. Закреплять знания о рыбах, их видах, о водоемах.

2. Закреплять умение обобщать и классифицировать.

3. Формировать умение выделять признаки различия и сходства между рыбами и другими водными животными.

Речевое развитие:

1. Обогащать и активизировать словарь детей по теме.

2. Развивать коммуникативные навыки – умение активно вступать в речевое взаимодействие, умение отвечать на заданные вопросы.

3. Закреплять умение подбирать прилагательные, выделять и называть признаки водных животных.

4. Формировать навык словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами.

5. Развивать навыки составления описательного рассказа.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Развивать навыки аккуратного вырезывания, приклеивания.

2. Формировать умение составлять коллективную работу.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Развивать чувства партнерства и сотрудничества.

2. Закреплять навыки культурного поведения в общении друг с другом.

3. Формировать представления об охране водных ресурсов, разъяснить необходимость охраны водных животных и среды их обитания.

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал: картинки речных и морских животных; эмблемы команд; фишки-рыбки; конверты; карточки с этапами развития рыб; алгоритм развития рыбы; алгоритм составления описательного рассказа; знаки охраны водоемов; лист синего цвета; ножницы; клей; силуэты рыб; значки «Знаток водных животных».

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: стенд для картинок, магнитная доска, магниты.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Развивающая предметно-пространственная среда

Ожидаемые

результаты

1

Воспитатель:

– Ребята, у нас сегодня викторина «Что мы знаем о водных животных». Я надеюсь, что мы все сегодня узнаем, кто же по праву может считаться самым внимательным, самым сообразительным, самым эрудированным. Кого мы можем назвать «Знатоком водных животных».

Дети стоят перед воспитателем, слушают внимательно.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности.

2

Воспитатель:

– Итак, сегодня в викторине будут участвовать две команды «Речные знатоки» и «Морские знайки». Чтобы узнать, в какую команду вы попадете, я предлагаю вам присесть на стульчики.

– Посмотрите на заднюю спинку стульчиков. Здесь картинки водных животных. Я предлагаю вам назвать их, а также сказать, в каком водоеме они живут. Например, у меня рак, он живет в пресной воде.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Дети берут картинки, рассматривают своих животных. По очереди называют своего животного, среду его обитания по образцу педагога.

Картинки речных и морских животных.

Закреплены знания о речных и морских животных, о водоемах. Закреплено умение строить полное предложение по образцу.

3

Воспитатель:

– Сейчас, те ребята, у которых в руках речные животные, садятся за стол команды «Речные знатоки». Те ребята, у которых в руках морские животные, садятся за стол команды «Морские знайки».

– Итак, команды готовы. В нашей викторине будет несколько заданий. Во время выполнения каждого задания, ваши команды будут получать фишки-рыбки. Победит та команда, которая наберет больше рыбок. Помните, что ответы нужно говорить четко, не выкрикивать, не отвечать за других детей. Будьте внимательны. Викторина начинается. Прошу команды приготовиться.

Дети рассаживаются за столы в зависимости от имеющейся картинки.

Дети внимательно слушают правила викторины.

Эмблемы команд, картинки речных и морских животных.

Радость от предстоящей деятельности. Закреплены правила участия в викторинах.

4

Воспитатель:

– Первый тур «Отгадай загадку». За каждую правильно отгаданную загадку, команда получает фишку-рыбку. Сначала отвечает команда «Речные знатоки», затем «Морские знайки».

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила.

В рот ей палец не клади,

За борт к ней не упади,

Ведь она в один присест

Жертву любопытства съест.

Через море-океан

Плывет огромный великан.

И с судна видит капитан –

На великане бьет фонтан.

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбешкой пляшет.

– Молодцы, вы хорошо справились с первым туром.

Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки, за правильные ответы получают фишки.

– Осьминог.

– Акула.

– Кит.

– Морской конек.

Картинки морских животных, фишки-рыбки.

Сформировано умение отгадывать загадки, развито мышление.

5

Воспитатель:

– Второй тур «Какой? Какая? Какие?» За правильный подбор определений, команда получит фишку-рыбку за каждое животное.

Воспитатель показывает картинки, задает необходимый вопрос.

– Отлично, все справились с заданием второго тура, назвали много определений.

Дети рассматривают картинку, подбирают определения к ней, например, дельфин серый, умный, быстрый; щука длинная, хищная, хитрая; медузы опасные, прозрачные, интересные…

Картинки водных животных, фишки-рыбки.

Закреплено умение подбирать прилагательные, выделять и называть признаки заданных объектов.

6

Воспитатель:

– Третий тур «Великаны». Я называю водное животное, а каждая команда по очереди называет его в огромном размере. За каждое правильно подобранное слово команда получит фишку-рыбку.

Например, ерш, карась, акула…

Дети по очереди подбирают слова-«великаны», например, ершище, карасище, акулище…

Фишки-рыбки.

Сформированы навыки словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами.

7

Физкультминутка «Пять маленьких рыбок».

Воспитатель побуждает детей повторять слова и выполнять соответствующие движения:

– Пять маленьких рыбок плескались в реке.

Лежало большое бревно на песке.

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко».

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

Третья сказала: «Мне хочется спать».

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

Пятая крикнула: «Здесь крокодил,

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Дети повторяют слова, выполняют соответствующие движения:

имитируют движения рыб,

разводят руки в стороны,

имитируют ныряние,

грозят указательным пальцем,

складывают руки под ухо,

трут кистями плечи,

имитируют руками пасть крокодила,

убегают на стульчики.

Сформированы условия для двигательной активности.

8

Воспитатель:

– Четвертый тур «Развитие рыб». Ребята, все живое вокруг нас растет и развивается. И рыбы, конечно, не исключение. Предлагаю каждой команде составить алгоритм развития рыб. За правильно составленный алгоритм команда получит рыбку-фишку.

– Итак, команды готовы. Давайте сравним свои алгоритмы с правильным. Команды справились отлично.

Дети достают из конверта карточки с этапами развития рыб, раскладывают их в определенной последовательности, называют их: икра – малек – маленькая рыбка – большая рыба.

Конверты, карточки с этапами развития рыб, фишки-рыбки, алгоритм развития рыбы.

Сформировано знание процесса развития рыбы.

9

Воспитатель:

– Пятый тур «Расскажи о водном животном». Перед вами алгоритм составления рассказа о водном животном. Я предлагаю вам выбрать одного представителя от команды, который составит рассказ о выбранном животном.

Дети договариваются между собой, выбирают одного представителя. Выбранный ребенок оставляет рассказ по плану: кто это – какой размер – части тела – цвет – где живет – чем питается.

Алгоритм составления описательного рассказа фишки-рыбки.

Сформировано умение договариваться между собой, составлять описательный рассказ по алгоритму.

10

Воспитатель:

– Шестой и последний тур нашей викторины особенный. Он называется «Береги водоемы». Мы знаем, что вода – это бесценный дар. Без воды не будет жизни на Земле. Поэтому я предлагаю вам вспомнить, какие бывают причины загрязнения водоемов, как можно добиться чистоты водоемов. Посмотрите на знаки и попробуйте составить правила поведения людей у воды. За каждое правило команда получит фишку-рыбку.

Дети рассматривают знаки, называют правила охраны воды.

Знаки охраны водоемов, фишки-рыбки.

Сформированы представления об охране водных ресурсов.

11

Воспитатель:

– На этом наша викторина закончилась. Давайте посчитаем, сколько фишек-рыбок заработала каждая команда.

– Чтобы поделиться с другими своими знаниями, я предлагаю вам сделать памятки по охране водоемов.

– Сегодня вы правильно и быстро справились со всеми заданиями, дружно отвечали и помогали друг другу. За участие в викторине вы заработали звание «Знаток водных животных» и значок.

Дети пересчитывают фишки-рыбки, радуются результату.

Дети вырезают знаки, рыбок по контуру, приклеивают их на лист.

Дети приклеивают значок на одежду.

Фишки-рыбки, лист синего цвета, ножницы, клей, знаки охраны водоемов, силуэты рыб, значки «Знаток водных животных».

Сформированы навыки аккуратного вырезывания и приклеивания. Радость от совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Фронтовые письма"

Конспект поможет сформировать представление у детей о значении переписки и писем в жизни людей, воспитывать любовь и уважение к семейным традициям, знакомит детей с письмами военных лет. ...

Конспект образовательной деятельности (занятия) по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мир добрых сказок»

Задачи:ü познакомить детей с технологией  синквейна и алгоритмом его составления;ü формировать умение составлять творческие синквейны, на тему предложенную воспитателем;ü  упражнять детей ...

Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраст...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по рассказу В. Бианки «Купание медвежат»

Данный материал будет интересен для воспитателей дошкольных групп общеразвивающей направленности, а так же для воспитателей,  работающих с детьми с нарушением речевого развития.  Содержание ...

Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»              ...