Конспект занятия «Наши чувства и эмоции» (ОО «Познавательное развитие») Для детей старшей группы (5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)

Федяева Александра Валерьевна

 

Цель: создание условий для всестороннего развития детей  через осознание и выражение своих чувств и эмоций, способствуя формированию эмоциональной грамотности и социального взаимодействия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_organizatsii_obrazovatelnoi_deyatelnosti.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №22»

Конспект занятия

«Наши чувства и эмоции»

(ОО «Познавательное развитие»)

Для детей старшей группы (5-6 лет)

Автор

Федяева Александра Валерьевна

воспитатель

Ростов-на-Дону

2024

Тема: ««Наши чувства и эмоции»

Цель: создание условий для всестороннего развития детей  через осознание и выражение своих чувств и эмоций, способствуя формированию эмоциональной грамотности и социального взаимодействия.

Задачи:

  • закреплять знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении, страхе;
  • закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
  • развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений;
  • развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
  • развивать произвольное внимание;
  • развивать мыслительные процессы обобщения и анализа.

воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам окружающих людей.

Оборудование:

Ноутбук, доска, воздушные шары, карточки с изображением эмоций (грусть, радость, печаль и другие), аудиозапись для релаксации, фломастеры, карандаши, губки, настольную игру «Театр настроений».

Участники: дети, воспитатель, родители.

 

Нормативно-правовое обоснование:

- В соответствии с ФГОСТом 17289-2019 «Образование. Основные образовательные программы дошкольного образования», особенно следует обратить внимание на пункт 2.2.3, где говорится о формировании у детей эмоциональной компетентности.

- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности на статьи 2 и 29, которые подчеркивают значимость эмоционального развития и поддержки детей в освоении социальных навыков.

- ФГОСТ Р 7.0.3-2016 в разделе, посвященном взаимодействию с родителями и сообществом.

Ожидаемый результат: 

К концу занятия дети смогут:

  1.  понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние; 
  2. получат представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова); 
  3.  управлять своими эмоциями и чувствами.

Технологии и методы, используемые в реализации мероприятия: 

  • Практические: выполнение заданий. Например, ловля воздушных шаров с нарисованными эмоциями. 
  • Наглядные: использование слайдов с изображением весёлого клоуна, смайликов с настроением, Веселинки и Грустинки. 
  • Словесные: чтение стихотворения, беседа, вопросы педагога и ответы детей, песенка. 
  • Приёмы пространственной организации: сидение полукругом и за столом, физкультминутки. 
  • Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности: создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты), использование познавательных игр, релаксация, поощрение и похвала. 

Предварительная работа:

  • Беседа о человеке, об эмоциях, о ситуациях, которые вызывают те или иные эмоции. 
  • Наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, «творчества» малышей. 
  • Чтение стихов, загадок о настроении, о различных проявлениях эмоций, о характерах и различном поведении людей. 
  • Игры: подвижная «Весёлый олень», малоподвижная «Угадай настроение», сюжетная «День рождение», игровая ситуация «Как поднять настроение другу», дидактическая «Собери целое». 
  • Изготовление материалов к играм. 
  • Художественное творчество: аппликация «Весёлые клоуны», лепка «Грустная белочка», конструирование «Цирк», рисование по желанию детей. 
  • Взаимодействие с семьёй: подготовка фотоальбомов «Самые лучшие дни моей семьи» (с фотографиями членов семьи с различными эмоциями). 

Организация предметно-развивающей среды:

  1. Стенд «Моё настроение». Для стенда можно использовать магнитную доску, наборы смайликов.
  2.  Уголок уединения. Палатка, шатёр, шторы над креслом или диванчиком, ширма. Эти предметы дают возможность отделить от общей группы маленькое пространство, где малыши могут помечтать, посекретничать, посмотреть картинки — главное, побыть в одиночестве. Здесь должно быть тепло и уютно: мягкий коврик, подушки, игрушки, книжки, мягкие кубики — всё для успокоения и релаксации. 

Краткий план, отражающий логику проведения занятия:

1.Организационный момент:

Психологический настрой.

2.Мотивационная  часть

 Воспитатель: Приветствие с элементами игры

Начните с улыбки, приветствуя детей: «Привет, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим о чем-то очень интересном — о наших чувствах и эмоциях!»

Попросите детей ответить на вопрос: «Как вы себя чувствуете сейчас?» (позвольте каждому высказаться).

Ведение в тему через историю

Рассказать короткую историю о персонаже:

«Жил-был зайчонок, который однажды нашел большой красный шар. Он испытал радость, когда играл с ним, но потом его шар унес ветер, и зайчонок почувствовал грусть. Это показало, как меняются наши чувства. Давайте вместе разберемся, что такое чувства и как они влияют на нас!».

3.Основная часть

Игра «Определи эмоцию»: Показать карточки с изображениями эмоций. Дети по очереди должны назвать эмоцию и рассказать, когда они ее испытывали.

№2 Рассказ о «Смешанной эмоции» Рассказ воспитателя о том, как иногда мы можем чувствовать несколько эмоций одновременно (например, радость и грусть от окончание лета).

 №3  Музыкальная игра:

воспитатель включает музыку, соответствующую различным эмоциям. Дети должны пытаться отобразить движениями то, что они испытывают в данный момент (радость - веселятся, грусть - опускают руки и т.д.).

Физкультминутка .

Радостные движения (Поднимите руки вверх и вытяните их, как будто радуетесь. Прыгайте на месте и улыбайтесь).

Грустные движения (Опустите руки и плечи, сделайте «грустное» лицо. Повернитесь вбок и медленно пройдитесь, как будто у вас тяжелые ноги).

Злые движения (Сложите руки на груди и нахмурьте лоб. Пройдитесь медленно, делая «злые» шаги, можно немного «громко» постучать ногами).

Удивленные движения (Поднимите руки к голове и сделайте «удивленное» лицо.Прыгайте на месте и говорите «Ого!»).

Страх (Спрячьте руки за спину и сделайте осторожные шаги. Посмотрите по сторонам, будто чем-то напуганы).

4. Заключительная часть:

«Сегодня мы узнали, что эмоции могут быть разными, и это нормально

- чувствовать радость, грусть или даже злость. Каждый из нас уникален, и все чувства важны!

Помните, что делиться своими эмоциями с друзьями и близкими

— это очень важно!»

Рефлексия

«Что нового вы узнали о чувствах?»

«Какие эмоции вам понравились больше всего?»

«Как вы думаете, почему важно делиться своими чувствами с другими?»

Следите за активностью детей, поддерживайте их ответы и обсуждение.

Интеграция с другими участниками реализации образовательной программы ДОО

  • включение психолога для работы со сложными эмоциональными состояниями и коррекции поведения.
  • логопеды могут помочь в развитии речевых навыков, важных для выражения чувств.
  • вовлечение родителей в процесс обучения: организация встреч или мастер-классов, где родители могут узнавать о важности эмоционального развития и как поддерживать детей в этом.
  • проведение опросов или анкет для родителей о том, как они подходят к вопросу эмоционального воспитания дома.

Используемые ресурсы:

Для педагогов. 

Книги и пособия: «Эмоциональное развитие детей:от теории к практике» — пособие по работе с чувствами и эмоциями у детей.

«Детская психология: развитие эмоциональной сферы» — книги о развитии эмоционального интеллекта. 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/13/konspekt-od-v-sredney-gruppe-nashi-emotsii-nashe-nastroenie

Для родителей.

  • Всероссийский журнал «Воспитатель детского сада»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет) Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»

Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет)  Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»...

Конспект совместной игровой деятельности Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик.

Конспект совместной игровой деятельностиКвест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группыв форме культурных практик. Возраст: старшая группаТема: &l...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Пригласительный билет в театр» в рамках проекта «Театр в нашей жизни»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с различными эмоциями: изображать радость, грусть и др. Продолжать учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, р...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать мелкую моторику.об...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.  Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...