Конспект занятия «Наши чувства и эмоции» (ОО «Познавательное развитие») Для детей старшей группы (5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: создание условий для всестороннего развития детей через осознание и выражение своих чувств и эмоций, способствуя формированию эмоциональной грамотности и социального взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_organizatsii_obrazovatelnoi_deyatelnosti.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №22»
Конспект занятия
«Наши чувства и эмоции»
(ОО «Познавательное развитие»)
Для детей старшей группы (5-6 лет)
Автор
Федяева Александра Валерьевна
воспитатель
Ростов-на-Дону
2024
Тема: ««Наши чувства и эмоции»
Цель: создание условий для всестороннего развития детей через осознание и выражение своих чувств и эмоций, способствуя формированию эмоциональной грамотности и социального взаимодействия.
Задачи:
- закреплять знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении, страхе;
- закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
- развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений;
- развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
- развивать произвольное внимание;
- развивать мыслительные процессы обобщения и анализа.
воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам окружающих людей.
Оборудование:
Ноутбук, доска, воздушные шары, карточки с изображением эмоций (грусть, радость, печаль и другие), аудиозапись для релаксации, фломастеры, карандаши, губки, настольную игру «Театр настроений».
Участники: дети, воспитатель, родители.
Нормативно-правовое обоснование:
- В соответствии с ФГОСТом 17289-2019 «Образование. Основные образовательные программы дошкольного образования», особенно следует обратить внимание на пункт 2.2.3, где говорится о формировании у детей эмоциональной компетентности.
- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности на статьи 2 и 29, которые подчеркивают значимость эмоционального развития и поддержки детей в освоении социальных навыков.
- ФГОСТ Р 7.0.3-2016 в разделе, посвященном взаимодействию с родителями и сообществом.
Ожидаемый результат:
К концу занятия дети смогут:
- понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние;
- получат представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- управлять своими эмоциями и чувствами.
Технологии и методы, используемые в реализации мероприятия:
- Практические: выполнение заданий. Например, ловля воздушных шаров с нарисованными эмоциями.
- Наглядные: использование слайдов с изображением весёлого клоуна, смайликов с настроением, Веселинки и Грустинки.
- Словесные: чтение стихотворения, беседа, вопросы педагога и ответы детей, песенка.
- Приёмы пространственной организации: сидение полукругом и за столом, физкультминутки.
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности: создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты), использование познавательных игр, релаксация, поощрение и похвала.
Предварительная работа:
- Беседа о человеке, об эмоциях, о ситуациях, которые вызывают те или иные эмоции.
- Наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, «творчества» малышей.
- Чтение стихов, загадок о настроении, о различных проявлениях эмоций, о характерах и различном поведении людей.
- Игры: подвижная «Весёлый олень», малоподвижная «Угадай настроение», сюжетная «День рождение», игровая ситуация «Как поднять настроение другу», дидактическая «Собери целое».
- Изготовление материалов к играм.
- Художественное творчество: аппликация «Весёлые клоуны», лепка «Грустная белочка», конструирование «Цирк», рисование по желанию детей.
- Взаимодействие с семьёй: подготовка фотоальбомов «Самые лучшие дни моей семьи» (с фотографиями членов семьи с различными эмоциями).
Организация предметно-развивающей среды:
- Стенд «Моё настроение». Для стенда можно использовать магнитную доску, наборы смайликов.
- Уголок уединения. Палатка, шатёр, шторы над креслом или диванчиком, ширма. Эти предметы дают возможность отделить от общей группы маленькое пространство, где малыши могут помечтать, посекретничать, посмотреть картинки — главное, побыть в одиночестве. Здесь должно быть тепло и уютно: мягкий коврик, подушки, игрушки, книжки, мягкие кубики — всё для успокоения и релаксации.
Краткий план, отражающий логику проведения занятия:
1.Организационный момент:
Психологический настрой.
2.Мотивационная часть
Воспитатель: Приветствие с элементами игры
Начните с улыбки, приветствуя детей: «Привет, дорогие друзья!
Сегодня мы поговорим о чем-то очень интересном — о наших чувствах и эмоциях!»
Попросите детей ответить на вопрос: «Как вы себя чувствуете сейчас?» (позвольте каждому высказаться).
Ведение в тему через историю
Рассказать короткую историю о персонаже:
«Жил-был зайчонок, который однажды нашел большой красный шар. Он испытал радость, когда играл с ним, но потом его шар унес ветер, и зайчонок почувствовал грусть. Это показало, как меняются наши чувства. Давайте вместе разберемся, что такое чувства и как они влияют на нас!».
3.Основная часть
Игра «Определи эмоцию»: Показать карточки с изображениями эмоций. Дети по очереди должны назвать эмоцию и рассказать, когда они ее испытывали.
№2 Рассказ о «Смешанной эмоции» Рассказ воспитателя о том, как иногда мы можем чувствовать несколько эмоций одновременно (например, радость и грусть от окончание лета).
№3 Музыкальная игра:
воспитатель включает музыку, соответствующую различным эмоциям. Дети должны пытаться отобразить движениями то, что они испытывают в данный момент (радость - веселятся, грусть - опускают руки и т.д.).
Физкультминутка .
Радостные движения (Поднимите руки вверх и вытяните их, как будто радуетесь. Прыгайте на месте и улыбайтесь).
Грустные движения (Опустите руки и плечи, сделайте «грустное» лицо. Повернитесь вбок и медленно пройдитесь, как будто у вас тяжелые ноги).
Злые движения (Сложите руки на груди и нахмурьте лоб. Пройдитесь медленно, делая «злые» шаги, можно немного «громко» постучать ногами).
Удивленные движения (Поднимите руки к голове и сделайте «удивленное» лицо.Прыгайте на месте и говорите «Ого!»).
Страх (Спрячьте руки за спину и сделайте осторожные шаги. Посмотрите по сторонам, будто чем-то напуганы).
4. Заключительная часть:
«Сегодня мы узнали, что эмоции могут быть разными, и это нормально
- чувствовать радость, грусть или даже злость. Каждый из нас уникален, и все чувства важны!
Помните, что делиться своими эмоциями с друзьями и близкими
— это очень важно!»
Рефлексия
«Что нового вы узнали о чувствах?»
«Какие эмоции вам понравились больше всего?»
«Как вы думаете, почему важно делиться своими чувствами с другими?»
Следите за активностью детей, поддерживайте их ответы и обсуждение.
Интеграция с другими участниками реализации образовательной программы ДОО
- включение психолога для работы со сложными эмоциональными состояниями и коррекции поведения.
- логопеды могут помочь в развитии речевых навыков, важных для выражения чувств.
- вовлечение родителей в процесс обучения: организация встреч или мастер-классов, где родители могут узнавать о важности эмоционального развития и как поддерживать детей в этом.
- проведение опросов или анкет для родителей о том, как они подходят к вопросу эмоционального воспитания дома.
Используемые ресурсы:
Для педагогов.
Книги и пособия: «Эмоциональное развитие детей:от теории к практике» — пособие по работе с чувствами и эмоциями у детей.
«Детская психология: развитие эмоциональной сферы» — книги о развитии эмоционального интеллекта.
Для родителей.
- Всероссийский журнал «Воспитатель детского сада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет) Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»
Конспект занятия по формированию экологических знаний через познавательное развитие для детей разновозрастной группы (4-6 лет) Тема: Путешествие в сказочную страну «Осень»...
Конспект совместной игровой деятельности Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик.
Конспект совместной игровой деятельностиКвест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группыв форме культурных практик. Возраст: старшая группаТема: &l...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Пригласительный билет в театр» в рамках проекта «Театр в нашей жизни»
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с различными эмоциями: изображать радость, грусть и др. Продолжать учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, р...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей старшей группы
Тема: «Деревья осенью»Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать мелкую моторику.об...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: « Знакомство с понятием «пара»
Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеТехнологии и...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы. «Планета – наш общий дом, берегите ее"
Формирование экологических представлений через игровую и специально организованную деятельность...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой. Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...