Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «путешествие по реке времени» в работе с детьми»
материал

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В частности, технологии, позволяющие достичь таких целевых ориентиров, когда ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области естествознания, истории. И здесь воспитатели сталкиваются с трудностями: как познакомить детей с понятием «историческое время»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование технологии «путешествие по реке времени»

в работе с детьми»

Подготовила: Кобзарь Т.В.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В частности, технологии, позволяющие достичь таких целевых ориентиров, когда ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области естествознания, истории. И здесь воспитатели сталкиваются с трудностями: как познакомить детей с понятием «историческое время»?

Существует несколько методик для знакомства детей с временными промежутками, изменением образа и предназначения тех или иных вещей во времени.

Но я вас хочу познакомить с технологией «Путешествие по реке времени»

Данная технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы по ней используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: игра-путешествие, работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые ребята могут взять в руки, исследовать со всех сторон, попробовать их в действии, если это возможно.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить познавательную, речевую, социально-коммуникативную образовательные области. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.

Впервые технологию «путешествие по реке времени» предложила кандидат психологических наук, Надежда Александровна Короткова, как одну из форм познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Термин «река времени» Н. А. Короткова позаимствовала у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».

Тематика путешествий, предложенная Н. А. Коротковой:

• История жилища и бытоустройства;

• История сухопутного транспорта;

• История огня (освещение и тепло);

• История мореплавания и воздухоплавания;

• История письменности (книгопечатание);

• История коммуникации (почта);

• История профессий

Для того, чтобы работать в данной технологии, необходимо пособие. Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

К примеру: «древность» - «старина» - «современность» - «будущее».

«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей

«Старина» – примерно, мир средневековья и чуть позже.

«Современность» - современный мир.

«Будущее»

Арт - панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к настоящему.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются - заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии

Подбор методов и приемов при ознакомлении детей с различными эпохами основывается на следующих принципах:

- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

- Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, рекомендуется использовать следующие методы:

#1057;ловесный метод.

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование фонотеки.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

#1053;аглядный метод.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

#1055;рактический метод

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

#1048;гровой метод

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой - панно на тему «Осветительные приборы» в форме непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». На столе лежат картинки, это осветительные приборы, мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
(На большом панно «река времени» с символическими метками «Древность», «Старина», « Современность».)
Воспитатель: На реке времени остановка, она называется «Древность».
Сейчас вы попробуете отгадать загадку и узнаете, чем люди в древности освещали свои пещеры
Воспитатель загадывает загадку:
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода — хорошо,
Но с собой не понесешь.
Как вы думаете, что это?
Дети: Костёр.
Воспитатель: Верно, древние люди разжигали костёр, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, для чего еще древние люди использовали костер? (Тепло, свет, приготовление пищи, отпугивание животных.) Давайте поместим картинки на «реке времени».

Как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?
Дети: Страшно.
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Дети: Факелы.
Воспитатель: Этот предмет используется и в настоящее время.
Вот – бегун – олимпиаду
Открывать ему здесь надо.
На трибунах шляпки, фраки
А в руках спортсмена – (факел)
Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.
Поместите картинку в ее временную эпоху.
Воспитатель. Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Старина».
Воспитатель загадывает загадку:
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно, чинно
А зовут ее (лучина)
Лучина - это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила. Удобно ли такое освещение? Почему? (От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.) Давайте поместим лучину рядом с меткой «Старина».
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.
Будто стройная березка,
Только сделана из воска.
Как вы думаете, что это?
Дети: (Свеча)
Воспитатель: Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала, у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Как вы думаете, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.) Найдите картинки с изображением свечи и поместите её на панно.
Продолжим наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали?
Со стекла смахните пыль
И ее включите.
У нее горит фитиль,
Он из плотных нитей. (Керосиновая лампа)
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Ещё она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.) Возьмите картинки с изображением керосиновой лампы и поместите их на «реке времени».
Воспитатель: Мы приблизились к последней нашей остановке «Современность». Я вам загадаю загадку
Дом стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Лампочки освещают наши квартиры и улицы. А сейчас появились новые энергосберегающие лампочки (люминесцентные и светодиодные). Они дают много света, а расходует электроэнергии мало. Дома у вас, наверное, у многих такие есть. Благодаря появлению лампочки в наших домах много разных, красивых светильников. Выбираем картинки с изображением лампочек и светильников и размещаем их на панно.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Интересно, а как осветительные приборы будут выглядеть в будущем?

Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она развивает детей отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов "Знакомство с историей игры" с использованием технологии "Путешествие по "реке времени"

Мастер-класс "Знакомство с историей игры"  повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, познакомит  с технологией «Путешествие по «реке времени»...

Мастер-класс для педагогов. Технология "Путешествие по реке времени"

Мастер-класс для педагогов ДОУ представляет технологию "Путешествие по реке времени"...

Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста

Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...