Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Лукина Татьяна Федоровна

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке времени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_puteshestvie_po_reke_vremenitriz.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ННОД  (ТЕХНОЛОГИИ « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ», ТРИЗ (СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР))

Тема «История  автомобиля»

Возрастная группа – подготовительная к школе

Форма организации - подгрупповая

Оборудование: загадки о транспорте, мультимедийный проектор, презентация, коробка с машиной, таблица пятиэкранка «системный оператор» (ТРИЗ), методическое пособие «Река времени».

Цель: формирование у детей представлений об истории появления автомобиля.

Задачи:

  1. Обучающие:

Познакомить с историей  автомобиля.

Формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени).

2. Развивающие:

Развивать внимание, мыслительные операции – анализ, синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитательные:

Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения творческой задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Этапы

деятельности

деятельность педагога

деятельность детей

планируемый результат

 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

I. Обсуждение реального события

Педагог приветствует детей у мольберта, показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой.

Читает  загадку про автомобиль  

Дети свободно располагаются в группе, заинтересовавшиеся  присоединяются, отвечают на вопросы педагога

Отгадывают загадку

Организация  и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность

II. Постановка целей исследования

Педагог создает проблемную ситуацию.

Просит детей вспомнить о том, для чего нужен автомобиль. Задает вопрос о том, как появился автомобиль? Воспитатель говорит о том, что дети сегодня будут учеными- исследователями, перед которыми стоит цель: узнать как появился автомобиль.

Озвучивают опыт; дают полный ответ.

Обогащение словаря по теме «Транспорт»

Проявление готовности к совместной деятельности; интереса к предстоящей деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного,  предметного материала

Воспитатель предлагает совершить путешествие при помощи необычного «лифта» (пятиэкранка), по которому можно передвигаться не только вверх и вниз, но и вперед, назад. Если поехать вниз -  узнаешь части, из которых состоит; если вверх – места, где можешь быть; если назад – узнаешь прошлое, вперед – будущее.

 Воспитатель располагает картинку с изображением автомобиля под пятиэкранкой . Игра «Назови часть целого».

Воспитатель предлагает поиграть в игру, называть детали автомобиля.

Далее воспитатель располагает картинку с изображением автомобиля  пятиэкранки в левой части, предлагает совершить путешествие в прошлое  автомобиля. (Показ  презентации «История создания автомобиля»)

Физкультминутка с обручем.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что обруч имеет такую же форму как колесо, может катиться.

Предлагает детям посоревноваться, пробежать до кубика, катя обруч рядом с собой.

Игра «Найти сходства и отличия»

Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиль. Что общего? В чем отличие?

Воспитатель предлагает поиграть в игру  «Хорошо-плохо»

В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? Автомобиль – это плохо.  Почему?

Воспитатель располагает картинку с изображением автомобиля справа на пятиэкранке и предлагает поиграть в игру «Пазлы» - составить из частей автомобиль будущего.

Слушают; узнают разновидности автомобилей и выстраивают последовательность.

Участвуя в  игре  «Назови часть целого», дети называют части автомобиля.

Внимательно слушают и узнают об истории возникновения автомобиля через просмотр презентации.

Физкультминутка с обручем.

 Детям  соревнуются между собой, тренируются в умении прокатывать обруч рядом с собой.

Игра «Найти сходства и отличия» - дети рассматривают две картинки с изображением  лошади, запряжённой в тележку, и автомобиля, находят сходства и различия межу двумя картинками,  называют их.  

Участвуя в игре   «Хорошо-плохо» дети  определяют хорошее и плохое.

 

Дети составляют   из частей автомобиль будущего.

Обогащение знаниевого опыта;

Проявление интереса к истории создания автомобиля

 

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действия, способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Воспитатель предлагает игру «Река времени»

 Задание: необходимо

взять по одной картинке и расположить на макете «Реки времени» что было сначала, что потом.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средств  связи на «реке времени»; практикуются в осуществлении выбора. Дети размещают картинки   на полотне «реки времени» в хронологическом порядке: что было сначала, что потом.

Умение подбирать автомобили и транспорт на карточках, соответствующие «реке времени»;

Умение делать логические выводы;

Умение следовать правилам

V.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов

(Результат деятельности и рефлексия).

Цель: Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

 Вывешивание таблицы на стене группового помещения

В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Понравилось путешествие?», «Что нового интересного вы узнали?»

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени».

 

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.

 Делают выводы, что нового узнали.

Умение оценивать результат своей деятельности

Умение выражать чувства

Умение делать выводы

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

     Рефлексия

Воспитатель предлагает подумать и нарисовать свой автомобиль будущего и подготовить о нем рассказ.

Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов.

Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»

Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...

Технологическая карта к занимательной деятельности " Путешествие во времени"

·        Развивать у детей интерес к миру предметов, истории создания предметов·        Формировать понимание того, что не д...

Конспект ННОД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Этот удивительный фрукт - яблоко» с применением метода ТРИЗ «Системный оператор».

Совершенствовать знания о пользе фруктов и их значение в жизни человека.Систематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора....

Технологическая карта -конструкт мастер класса "Путешествие во времени"

МАСТЕР-КЛАСС«Организация РППС как средство музыкального воспитания дошкольников»...

Технологическая карта конспекта музыкального занятия "Путешествие по временам года Антонио Вивальди"

Дети отправляются к временам года, что бы найти месяц Днекабрь, помочь наступить Зиме....