Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»
учебно-методический материал
В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedagogov_ispolzovanie_tehnologii_puteshestvie_po_reke_vremeni_v_rabote_s_detmi.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»
Автор: Фискова Ольга Сергеевна
Организация: ДАДОУ ЦРР д/с 19
Населенный пункт: Тюменская область, г. Ишим
Представляю Вам незаслуженно забытую технологию - «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Надежда Александровна. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагает использовать дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), в нашем случае магнитная доска, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее.
Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Технология строится на следующих принципах:
- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
- Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Возможно использовать следующие методы:
1.Словесный метод.
- Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
- Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
- а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
- б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
- в) Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
- Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Знакомство детей с рекой времени начинается с чтения произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так» английского писателя Дональда Биссета.
Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например каким я был сейчас, каким я буду в будущем. (Слайд с темами)
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»
- Обсуждение реального или вымышленного события
- Постановка цели исследования (узнать)
- Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
- Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
- Вывешивание таблицы на стене группового помещения
- Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Я предлагаю отправиться со мной в путешествие по реке времени и хочу показать несколько упражнений, которые можно проводить с детьми.
- А вы любите путешествовать? А куда скажите? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь.
-Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
- Впереди видна остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»).
Отгадайте загадку:
Накормишь – живет
Напоишь – умрет.
Как вы думаете, что это? В какую эпоху костер «служил» для людей освещением? Как еще древние люди использовали костер?
Пожалуйста поместите картинку с костром на «Реку времени» возле метки «древний мир»
Время движется , а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно… чинно
А зовут ее …(лучина)
Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?
Лучину помещают рядом с меткой «Русская старина».
Посмотрите, как волнуются остальные предметы. Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир». Я вам буду загадывать загадки, а вы отправлять отгадки «домой».
Чудеса на потолке
Повисло солнце на шнуре.
На столе грибок на ножке,
В шляпке солнышка немножко
Чудо кнопка на боку
Я нажать ее могу.
Батарейка – поводок
Свет возник и нам помог.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Интересно, а как осветительные приборы будут выглядеть в будущем?
2. Вед: Далеко ли близко ли, высоко ли низко ли -
точно знаю только, что среди холмов
тяжкими трудами, сильными руками
Был построен город, город –мастеров.
Чтение отрывка из художественного произведения (из книги)
- В этом царстве-государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных. Любил царь, чтобы и платье у него лучше, чем у других, было сшито, и посуда хитрее расписана, и дворец резьбою украшен. Мастеров в царском дворце видимо-невидимо было.
Вед: Кто был совсем внимательным,
Собранным, старательным,
С таким по «Реке времени» нам точно по пути,
Скажите мне ответственно, скажите мне уверенно.
Нам к старине иль к древности отрывок отнести? (ответы )
Вед: А почему решили вы , что это старина? (ответы)
Вед: Поставим иллюстрацию на яркое панно,
Пускай страна прославится, а с нею заодно –
И столяры, и плотники, портные, кузнецы-
Такие вот работники и строили дворцы! Размести книгу на реке времени .
3. технология «Кейс-иллюстрации». В течении недели наши дети вместе с родителями выполняли творческое задание – подбирали картинки и иллюстрации для кейса « Одежда на все времена». Отправляясь в пятничное путешествие по «реке времени» дети доставая из кейса иллюстрации обосновывают к какому времени относится и располагают на реке времени.
Дети выходят берут иллюстрации и рассказывают в стихотворной форме.
1 карточка. Вот старинный сарафан,
сверху душегрея,
Вязь с узором на карманах,
В ярких бусах шея!
Курск, Воронеж, Кострому
узнаем по ним мы
Так прославили страну русские костюмы! (прикрепляет к реке времени и садится )
2 карточка. Офисный стиль – элегантно и модно,
Чтобы на службе было удобно.
Им сослуживцы чтоб любовались,
Но чтоб от дела не отвлекались. (прикрепляет)
3 карточка. Если бы не было школ,
До чего человек бы дощел.
Он ходил бы вот так и поныне,
Вместо айфона была бы дубина.
4 карточка. На дворе тридцатый век,
Изменился человек-
И в одежде, и в жилище,
И в мечтах, и даже в пище! (прикрепляет и садится).
4. Рассматривание портретов.
Посмотрите на эти портреты.
Расскажите, в чём люди одеты.
И в какие времена рисовали,
Какие материалы употребляли.
1 реб.-В древнем мире люди на скалах портреты рисовали
Для работы уголь черный выбирали,
2 реб.-Ну а в Древней Греции - это уж потом, -
Рисовали глиной, смешанной с желтком.
И портреты красками яркими блистали,
Потому что в Греции краски создавали.
Юные художники - большие мастера.
А нам, пожалуй, дальше отправиться пора.
3 реб.- В эпоху Возрождения мы приоткроем дверь -
Увидим мы портреты художников теперь-
Смешают глину с лаком - и вот готов портрет!
Хоть краски стоят дорого, но им износу нет!
4 реб.-А нынешним художникам темперу и гуашь,
И акварели сочные и чёткий карандаш,
Сегодня дарят химики, учёных целый полк,
Они такие умники, и в красках знают толк.
(оформляют мини-макеты)
А теперь прикрепите ваши мини-макеты на реку времени к той исторической эпохе к какой они относятся. (прикрепляют)
5. Фотосессия.
Вед: А сейчас с ребятами затею я игру,
И атрибуты времени в игру свою введу,
Возьмем приметы времени, потом распределим,
И с ними фотосессию на память совершим.
Подходите дети выбирайте себе атрибуты какого –то времени, наряжайтесь, берите рамку , а я буду фотографом и сделаю фото на память. (фотографирует)
Спасибо, присаживайтесь.
Заключение:
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она развивает детей отлично.
Литература
1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
2. « Что было до…» Дыбина О.В. игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с.
3. «Рукотворный мир» Дыбина О.В. Творческий центр Сфера,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Конспект организации НООД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»Тема: «Путешествие в прошлое водного транспорта». Цель: продолжать формировать у детей старше...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
Цель:1) Знакомство педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения использу...
Мастер-класс для педагогов "Знакомство с историей игры" с использованием технологии "Путешествие по "реке времени"
Мастер-класс "Знакомство с историей игры" повысит уровень профессиональной компетентности педагогов, познакомит с технологией «Путешествие по «реке времени»...
Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста
Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...
Конструкт организации ОД с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Тема: «История танца».Возрастная группа: подготовительная.Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная. Задачи: обучающие: – познакомить детей с историей ...
ПРОЕКТ: «Познавательно-исследовательская деятельность: «Фронтовое письмо – треугольник моим землякам» с использованием технологии: «Путешествие по реке времени»
Аннотация проектаВеликая Отечественная война — это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было...
Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми»
Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми».В настоящее время, одна из главных задач стоящая перед п...