Мастер-класс для педагогов. Технология "Путешествие по реке времени"
материал
Мастер-класс для педагогов ДОУ представляет технологию "Путешествие по реке времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogovtehnologiya_reka_vremeni.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование технологии «Путешествие по реке времени» для развития познавательного интереса дошкольников».
Воспитатель Алена Владимировна Попова.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Я считаю, что именно исследовательская деятельность является средством развития познавательного интереса.
Существуют доступные и интересные детям типы исследовательской деятельности (представленные на экране). Я предлагаю вам силой ваших аплодисментов узнать, какой тип исследования активнее всего педагоги применяют в своей профессиональной деятельности. Если используете, активно – хлопайте громко, если редко - тихо, если не используете – не хлопайте. Опыты-эксперименты, проблемные ситуации, коллекционирование, путешествие по карте, путешествие по реке времени.
Итак, мы выяснили, что технологию путешествие по реке времени используете не так активно, как другие типы исследования.
Приглашаю на свой мастер-класс коллег, желающих познакомиться с технологией «Путешествие по реке времени» автора Надежды Александровны Коротковой.
Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); на развитие целостного восприятия мира, логического мышления, установление причинно-следственных связей.
Как и любая технология, «Путешествие по реке времени» имеет примерный алгоритм.
- Обсуждение реального или вымышленного события.
- Постановка цели исследования (узнать).
- Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
- Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
- Заполнение панно «Реки времени», сопоставление результатов исследования.
- Вывешивание панно на стене группового помещения.
- Дополнение реки времени детьми в самостоятельной деятельности.
Что-же представляет собой панно «Река времени»? Это длинный лист (с примерным размером 50х160 см или 60х180), на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река, символизирующая линейное движение исторического времени от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с понятными детям названиями и наклеиваются «метки-символы» каждой остановки во времени. К примеру: «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее. Такими символами - «метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи одежде, жилища людей, характерные для того времени и др.
Остановки на реке времени условные. Нет смысла запутывать детей деталями и строгими определениями исторических периодов.
Этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному.
Если мы прослеживаем историю предмета, возникновение которого возможно с древности, тогда используются эти остановки. А если мы хотим, к примеру, исследовать историю своей семьи, то можно заполнять реку времени, такими остановками как прошлое и настоящее.
Как вы думаете, какие темы можно раскрывать, используя данную технологию?
А вы любите путешествовать? А куда скажите?
Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Какой транспорт мы выберем для путешествия? Можно выбрать или придумать любой транспорт и затем использовать его для своих «путешествий». Можно использовать художественный текст для того, чтобы отправиться в путь.
Вы знаете, какая юбилейная дата отмечалась в Нефтеюганске в 2022 году? В 2022 г. мы отметили 55- летие основания города Нефтеюганска.
Тема путешествия «Земля, где я живу».
Позвольте задать вам несколько вопросов.
-Вы хорошо знаете историю нашего города?
-Кто может поделиться своими знаниями?
Как вы об этом узнали? (как можно об этом узнать?). Где еще можно найти информацию?
-Да, вы совершенно правы:
-А вы знаете историю донефтянного периода места, где мы с вами живем?
Внимание на экран. Предлагаю посмотреть небольшой сюжет.
А сейчас предлагаю вам заполнить «реку времени». Сначала определите, какие метки-символы вы будете использовать в качестве временных остановок по нашей теме. И заполните эту реку, опираясь на ваши знания и полученную информацию, используя копилку-чемоданчик.
В течение некоторого времени дети вместе с родителями выполняют творческое задание – подбирают картинки и иллюстрации по теме исследования и складывают их в этот чемоданчик. А потом используют вырезки для дополнения «реки времени».
Пока коллеги работают, скажу еще о принципах, на которых строится Технология
- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
- Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Использование комплекса методов: словесного, наглядного, практического, игрового помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, словарный запас, способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умения выражать свои чувства и мысли.
1.Словесный метод.
- Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
- Этот метод
2. Наглядный метод.
- а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
- б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов
- в) Составление и оформление макетов.
3. Практический метод.
- Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Остановки на «реке времени» пополняются новыми иллюстрациями, вырезками. Сопровождается рассказом и обсуждением. Если есть возможность, целесообразно подкрепить реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами).
Педагоги готовы. Представьте, пожалуйста, кратко ваше панно.
Рефлексия
Какое место в режиме дня может иметь данная работа с детьми? в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Была ли информация, полученная в ходе нашей встречи полезна Вам?
Будете ли вы её использовать в работе с дошкольниками.
Я надеюсь, что полученные вами сведения, послужат стимулом к использованию этой технологии в работе с детьми. Желаю вам творческих успехов!
Таким образом, в результате мастер-класса была реализована цель: Расширить представление педагогов о технологии «Путешествие по реке времени» для развития познавательного интереса в исследовательской деятельности дошкольников.
Экскурс в историю….
22 июня 1961 года на берегу Юганской Оби около Усть-Балыкских юрт высадился отряд геологоразведчиков, возглавляемый Михаилом Ивановичем Ветровым с бригадой плотников Карпа Ананьевича Иванченко (ныне Почётный гражданин города).
15 октября ударил первый нефтяной фонтан, затем были новые фонтаны. 18 декабря 1962 года из скважины Р-63 ударил фонтан с суточным дебитом нефти 800 тонн. Таких в Тюменской области ещё не было. После этого посёлок стал бурно расти, и вскоре его переименовали в Нефтеюганский, объединив в этом слове Нефть и Юганскую Обь.
16 октября 1967 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «О преобразовании рабочего посёлка Нефтеюганск Сургутского района Ханты-Мансийского национального округа, Тюменской области в город окружного подчинения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Памятка для педагогов "Педагогическая технология "Река времени"
Памятка для педагогов...
Мастер-класс по рукоделию «Рыбки плавают в реке»
На сегодняшний день вопросы охраны окружающейсреды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людейэкологической грамотности и культуры. Основы экологической культурызакладываются ...
Семинар-практикум для педагогов "Круиз по реке времени"
Цель семинара-практикума: знакомство педагогов с инновационной педагогической технологией «Путешествие по «реке времени», автора Коротковой Надежды Александровны.Задачи:1....
Семинар-практикум для педагогов "Круиз по реке времени"
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательс...
Мастер-класс для воспитателей по экологическому воспитанию «Четыре времени года»
Закрепление знаний о временах года...