Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"
рабочая программа (подготовительная группа)

Евланова Ирина Юрьевна

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позволяет полноценно подготовить детей к школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dop.obr_matematicheskie_shagi.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 5

«РАДУГА»

Принято на педагогическом  совете 4.07.2019г.                                                                                  Утверждаю:

                                                                                                                                                Заведующий МБДОУ д/с №5

                                                                                                                                                     «Радуга» Куртасова Е. В.

                                                                                                                                                  Приказ № 73 от 02.09.2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

« МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ШАГИ»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Разработана на основе парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки»

                                                                          Автор - составитель: воспитатель

первой квалификационной

категории Евланова И.Ю.

г. Жердевка

2019 – 2020 учебный год

Содержание.

      Информационная карта

  1. Целевой раздел

  - Пояснительная записка

 - Актуальность

 - Цели

 - Задачи

 - Основные принципы.

2. Практическая часть

- Целевые ориентиры на этапе реализации программы

      -  Планируемые результаты  

 

3. Содержательный раздел

 - Возрастные особенности детей

 - Организация работы кружка

      - Содержание программы дополнительного образования.

      - Перспективное  планирование

       - Календарно-тематическое планирование по развитию элементарных математических представлений.

       - ППРС

 - Интеграция образовательных областей

 - Сотрудничество с семьей

 - Перспективное планирование работы с родителями

 -  Диагностическая карта и диагностический инструментарий в области познавательного развития детей подготовительной к школе группы (математика)

 - Литература

Информационная карта Программы

Ф.И. педагога

Евланова Ирина Юрьевна

Вид программы

модифицированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

познавательное развитие

Направленность деятельности

 исследовательская

Способ освоения содержания программы

поисково - исследовательский

Уровень освоения программы

базовый

Уровень реализации программы

дополнительное образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
  • Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Устав дошкольного учреждения.

Образовательная программа по дополнительному образованию «Математические шаги» имеет познавательную направленность.

Данная программа составлена с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей и родителей подготовительной к школе группы.

Актуальность.

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

 

Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение,  диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Педагоги нацелены на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Работа в кружке по подготовке детей к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, умению рассуждать, объективно оценивать ее результаты. Реализуемая программа строится на следующих принципах:

  личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и   детей;

поддержки индивидуальности и инициативы детей;

сочетания научной обоснованности и практической применимости;

обеспечения единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;

 построения образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными  особенностями детей;

 взаимодействия с семьями по реализации Программы;

признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений.
Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей  с помощью специального подбора  заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста. Существуют  различные методы интеллектуального развития детей:   практический метод, метод  дидактических игр, метод моделирования. В работе кружка эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения,  выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми; работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо; работать со счетным и геометрическим материалом; пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

В данной Программе большое внимание уделяется формированию у детей логического мышления. Логика – это наука, которая учит думать, размышлять, находить в рассуждении правильный ответ, способствует развитию интеллекта. Именно логика делает детей смышлеными, понимающими учебный текст, умеющими осмыслить и сформулировать полученные знания. Решение  логических  задач требует от ребенка самостоятельного умозаключения или решения вступить в диалог с педагогом. Именно на это нас ориентирует ФГОС ДО. Задания по логическому мышлению универсальны – их можно выполнять не только сидя за столом, но и в игровой комнате, на прогулке, закрепляя и применяя полученные знания. Обучение логике состоит из двух этапов. На первом, начальном этапе педагог читает задание и при необходимости интерпретирует его  формулировку в посильную для детей форму, используя наглядный материал. На втором этапе формулировка остается такой же, как в пособии, а все манипуляции с картинкой дети выполняют мысленно. Самое главное – научить детей понимать смысл учебного задания и осмысленно формулировать свои предложения и уточнения к нему.

Цели:

Приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей детей;

Создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, развития математических способностей;

Введение ребенка в мир математики через решение проблемно – поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность; художественное слово; экспериментирование; метод проекта.


Задачи:

 Развивать потребность активно мыслить;

Создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;

Формировать инициативность и самостоятельность;

Приобрести знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития детей;

Развивать логическое мышление;

Обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм ее усвоения;

Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы.
Программа ориентирована на детей от 6 до 7-и лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий.  

Математический кружок работает 1 раз в неделю по 30 минут, всего 32 занятия за учебный год.

Принципы и подходы в организации работы по программе.


Цель курса математической подготовки - обеспечить предметную подготовку
дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность  дошкольников с учетом специфики предмета (математика), направленную на:
1.  формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира;
2. развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности;
3.  овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс;
занятие-экскурсия;
занятие-соревнование.

Основные принципы работы: 
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития.

2. Практическая часть.

Целевые ориентиры на этапе реализации программы:


- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- Развивать математические представления детей 6-7 лет на базовом уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления.

Планируемые результаты освоения Программы.

К концу года дети должны:

- знать числа второго десятка и записывать их;

- использовать и писать математические знаки +, -,=,

- решать арифметические примеры с числами второго десятка, используя счетные палочки и используя устный счет;

- решать арифметические  задачи и записывать решение;

- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, используя знаки «больше», « меньше» и «равно» (запись в тетради в клетку);

 - отчитывать по  два;

- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

- уметь сравнивать предметы по массе, пользоваться весами и разновесами;

- делить предметы на две – четыре равные части, на неравные части;

 - преобразовывать одни геометрические фигуры в другие;

 - измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

- изображать  отрезки заданной длины с помощью линейки;

 - познакомиться со старинными мерами длины;

 - знать и различать объемные геометрические фигуры;

- измерять площадь с помощью условной мерки;

- уметь сравнивать объемы тел;

 - ориентироваться в пространстве;

 - ориентироваться на листе бумаги;

 - ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

- уметь конструировать по образцу и по словесному описанию;

 - решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

 - понимать задание и выполнять его самостоятельно;

 - проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

 - самостоятельно формулировать учебные задачи.

3. Содержательный раздел.

Возрастные особенности детей   (6 –7 лет)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Организация работы кружка.

Сроки реализации Программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий.  

Математический кружок работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год.

Роль кружка.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения универсальными учебными действиями, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы.

Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика.

Содержание Программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

формирование простейших математических представлений;

введение в активную речь простейших математических терминов;

развитие у детей основ конструирования;

развитие логических способностей;

развитие зрительной и слуховой памяти;

формирование образного мышления;

формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

формирование творческой активности детей.

Состав кружка.

Состав кружка формируется на основе согласия родителей воспитанников.

Руководителем кружка «Математические шаги» является воспитатель.

Количественный состав кружка: 20 человек.

Ответственным за комплектование кружка является его руководитель.

Работа кружка.

Для функционирования кружка ведется следующая документация:

программа кружка;

перспективное планирование;

список участников кружка;

методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, конспекты мероприятий и др.)

Права и обязанности.

Дошкольное учреждение имеет право:

Изучать и распространять положительный опыт кружковой работы;

Вносить корректировки в план работы кружка при необходимости.

Руководитель кружка имеет право:

Получать практическую помощь в организации работы кружка;

Выбирать формы организации кружковой деятельности;

Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями воспитанников;

По необходимости вносить коррективы в план работы кружка.

Руководитель кружка обязан:

Вести документацию по работе кружка:

Предъявлять отчет о кружковой деятельности в конце учебного года.

Контроль  за деятельностью кружка.

Контроль  за деятельностью кружка осуществляется старшим воспитателем МБДОУ детский сад №5 «Радуга» Мещеряковой Л.Б.

Итогом работы кружка является творческий отчет о работе кружка, участие в конкурсах данной направленности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

Сентябрь.

2 неделя. Диагностика.

3 неделя. Повторение. Счет в пределах 10. Запись чисел от 1до 10 в тетрадях в клетку.

4 неделя. Соответствие количества предметов с числом и цифрой. Отсчитывание предметов по два.

Октябрь.

1 неделя. Сравнение групп предметов и чисел. Знаки  «больше», «меньше», «равно». Запись знаков между числами в тетради в клетку.

2 неделя. Знакомство с понятием «масса» (тяжелее, легче, сравнение по массе).

3 неделя. Измерение массы. Весы и гири.

4 неделя. Целое, 1/2, 1/4 часть. Деление геометрических фигур на 2 – 4 равные  части.

Ноябрь.

1 неделя. Понятие объема. Решение простейших задач на сравнение объема.

2 неделя. Понятие площади. Измерение площади  (с помощью мерок).

3 неделя. Сложение чисел в пределах 10. Запись примеров в тетради в клетку.

4 неделя. Вычитание чисел в пределах 10. Запись примеров в тетради в клетку.

Декабрь.

1 неделя. Ориентировка в пространстве. Графический диктант в тетради в клетку (рисование узоров по клеточкам на слух).

2 неделя. Знакомство с линейкой, единицей измерения – сантиметром. Использование линейки для измерения длины, ширины, высоты.

Определение с помощью линейки, какой предмет выше, а какой ниже, одинаковые по высоте; какой предмет длиннее, а какой короче, одинаковые по длине и др.

3 неделя. Старинные меры длины (пядь, локоть, сажень).

Январь.

2 неделя. Составление задач по картинкам и их решение. (Составные части задачи: условие и вопрос).

3 неделя. Решение простейших задач, запись решения в тетради в клетку.

4 неделя. Геометрические фигуры: шар, куб, параллелепипед.

Февраль.

1 неделя. Пирамида, конус, цилиндр.

2 неделя. Знакомство со штриховкой в разных направлениях. Работа в тетрадях.

3 неделя. Решение логических задач.  (Группировка предметов по 1 – 3 признакам).

4 неделя. Решение логических задач.  ( Продолжение логического ряда предметов).

Март.

1 неделя. Закрепить состав числа от 1 до 5 из двух меньших.

2 неделя. Закрепить состав числа от 6 до 10 из двух меньших.

3 неделя. Решение логических задач. (Составление логических цепочек и нахождение « лишнего» предмета).

4 неделя. Решение логических задач.

Апрель.

1 неделя. Работа в тетради в клетку. Запись чисел от 11 до 20.

2 неделя. Решение задач на смекалку.

3 неделя. Решение примеров с числами второго десятка.

4 неделя. Конструирование и моделирование. Составление мозаики по рисунку и словесной инструкции. Конструирование по образцу и словесной инструкции.

Май.

2 неделя. Рисование предметов по клеточкам; рисование недостающей части предмета. Работа в тетради в клетку.

3 неделя. Математический калейдоскоп.

4 неделя. Диагностика.

Предметно – пространственная развивающая среда.

Для эффективной реализации Программы в группе оборудована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. Это:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок.

- магнитная доска с набором цифр и математических знаков;

- набор картинок для составления и решения простейших задач;

 - раздаточный материал с заданиями;

 -геометрические фигуры и тела;

 - счетные палочки;

- линейки по количеству детей;

 - весы с набором гирь;

 - «веер» с цифрами от 1 до 20;

 - геометрическая мозаика;

 - занимательные книги по математике;

 - танграм;

 - тетради в клетку 0.5 см. на каждого ребенка;

 - знаки – символы;

 - игры  - ассоциации ( на нахождение объемных геометрических фигур в реальном мире);

 -  деревянный и пластмассовый строительный материал;

 - обучающие настольно-печатные игры по математике;

 -  мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

 - простые карандаши; наборы цветных карандашей;

 - счетный материал;

 -  задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

 - презентация о старинных мерах длины;

 - конспекты занятий

 Рабочие тетради Е. В. Колесниковой « Я считаю до 20»; тетради для занятий с детьми 6 - 7 лет М. В. Беденко «Логика», а также рабочие листы из тетради по математике для дошкольника «Числа и  цифры» ( составители Гаврина С.Е.,

Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.); Л.Г. Петерсон , Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…»

 Интегрируемые образовательные области

«Социально – коммуникативное развитие» направлено на развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

«Познавательное развитие» включает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке в пространстве и времени.

«Речевое развитие» включает:

 - обогащение словаря ребенка математическими понятиями и терминами;

 - формирование грамматического строя речи;

- построение диалогической речи;- чтение стихов о цифрах, частях суток, временах года, геометрических фигурах;

 - отгадывание загадок о числах;

 - заучивание пословиц и поговорок, в которых присутствует число (Семь раз отмерь – один раз отрежь и др.)

« Художественно – эстетическое развитие» включает изображение времен года, частей суток, картинок к математическим задачам, соблюдение пропорции в изображении человека, использование геометрических фигур для составления орнаментов и узоров, умение изображать предметы, передовая определенную форму и величину.

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, проводимыми на каждом занятии, дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.

Сотрудничество с семьей.

Родители являются участниками педагогического процесса. Их необходимо познакомить с содержанием  Программы и ориентировать на развитие познавательных интересов детей. Рекомендовать не оставлять без внимания вопросы детей, находить на них ответы в совместной деятельности. Учить с детьми считалки, пословицы с числами. Привлекать  родителей к участию в совместных мероприятиях: проектах,  сетевому взаимодействию (сайт, электронная почта) конкурсах, праздниках и т. д. Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах математического развития детей через индивидуальные и групповые консультации. Проводить знакомство с дополнительными пособиями, играми, которые помогут ребенку лучше усваивать содержание Программы.

Перспективный план работы с родителями.

Сентябрь.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей детей»

Индивидуальные консультации по вопросам формирования элементарных математических представлений детей.

Октябрь.

Подбор и составление загадок с использованием цифр.

Ноябрь.

Открытое занятие «Как Незнайку решать задачи учили»

Апрель.

Консультация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

                                                                       Диагностическая карта

Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Группа № _______                Воспитатель: _________________________________________________________________        ___- __ уч. год.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Количество и счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Конструирование и моделирование

Логические задачи

Есть навыки прямого и обратного счета до 10

Знает  состав чисел до 10

Имеет представления о закономерностях образования чисел числового ряда.

Умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и  знаками.

 Делит предметы на несколько равных частей.

Умеет измерять с помощью условных мерок.

Умеет сравнивать предметы по форме; узнавать объемные геометрические  фигуры в предметах реального мира.

Умеет ориентироваться в окружающем пространстве (с помощью плана) и на плоскости.

Конструирует и моделирует по образцу и словесному описанию

Решение логических задач

Решение логических задач

н.г

к.г

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

К.г.

н.г.

н.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Высокий от 5 до 3,9 баллов

Средний от 2,6 до 3, 8 баллов

Низкий от 1 до 2,5

баллов

 Диагностический инструментарий (диагностические задания) по определению развития логического мышления дошкольников.

Задание №1. Развитие внимания

Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

Задание №2. Развитие памяти

Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №3. Развитие восприятия

Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень

1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

Задание №4. Развитие воображения

Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено.

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №5. Развитие мышления

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы, и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6 «Заплатки к коврикам»

7. «Что сначала, что потом?»

Оценивание проходит по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

 Протокол обследования знаний, умений и навыков в решении логических задач у детей старшего дошкольного возраста

п/п

Фамилия имя

ребенка

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие восприятия

Развитие воображения

Развитие мышления

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

Н.г

К.г.

Н.г

Кг.

Нг.

К.г.

Н.г

К.г.

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

ма

й

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Высокий уровень: (29-33 балла)

Средний уровень: (от 22 до 28 баллов)

Низкий уровень: (ниже 11 баллов)

 Качественная характеристика уровней сформированности

умений и навыков детей в решении логических задач

Высокий уровень (от 29 до 33 баллов): Дошкольник может концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время, высокий темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач. Запоминает и называет 5-6 картинок из 10. Воспринимает и называет очертания всех предметов за определённое время. Самостоятельно изменяет, дорисовывая, предмету недостающий элемент, создавая на этой основе относительно новый образ. Правильно, без ошибок выполняет все задания.

Средний уровень (от 22 до 28 баллов): Ребёнок не удерживает внимание в течение всего выполнения задания, отвлекается. Запоминает и называет 3-4 картинки. Называет очертания всех предметов за 30 сек. Видоизменяет предметы с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень (ниже 11 баллов): Ребёнок не воспринимает инструкции взрослого, не может сконцентрироваться на задании.

Литература:

Литература для педагога:

А.О. Андреева Нескучная математика для детей от 7 лет. – СПб; БХВ Петербург, 2019г. – ( Развивающие головоломки)

Е.В. Колесникова Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников, 2019г. (интернет – ресурсы)

Е. В. Колесникова Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие,  2019г. (интернет – ресурсы)

 Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое посо​бие к рабочей тетради (изд. 4-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2015г.

Литература для детей:

Е.В. Колесникова « Я считаю до двадцати». Математика для детей 6 – 7 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2018г.

Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз ступенька, два ступенька…». – М.; Ювента, Ч. 2, 2014г.

М.В. Беденко «Развиваем логику»; тетрадь для занятий с детьми 6 -7 лет. – М; ВАКО, 2018г.

 «Числа и цифры». Тетрадь по математике для дошкольника. Составители  Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»

Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Монитор - чик""

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Монитор - чик» имеет познавательную направленность. Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применен...