Проект мой дом -Моя Республика Алтай
проект (средняя группа)

Окашева Акжол Есентаевна

Актуальность темы:

          Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_altay.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Моя Родина-Алтай» по формированию нравственно – патриотических качеств  дошкольников через приобщение к традиционной родной культуре

Актуальность темы:

          Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Отмечается острая необходимость активизации процесса формирования нравственно – патриотических качеств дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Условия патриотического воспитания:

  •  Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

  •  Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа )

        Интеграция условий реализации образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно – пространственное окружение, учебно – наглядные пособия и материалы;

  • Единые требования к предметно – развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно – развивающая среда структурирована с учетом интересов и потребностей ребенка, предоставляет возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно – развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс.

Цель проекта: создание условий по формированию нравственно — патриотических качеств у детей дошкольного возраста

Задачи проекта:

Для детей:

1.Познакомить  с историческим прошлым и настоящим, традициями и достопримечательностями города Горно-Алтайска, Республики Алтай, с географическим положением России, ее природными ресурсами; с историей великих сражений и подвигами российских солдат и полководцев; с разнообразием женских профессий; с историческим фактом — Великой отечественной войной; с конституцией, конвенцией о правах ребенка посредствам использования информационных технологий в процессе непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2.Развивать  речь, память, внимание, воображение через использование ТРИЗ-технологий.

3.Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю, стране; уважение к труду; уважительное отношение к традиционной родной культуре в  процессе игр, бесед, чтения, рассматривания иллюстраций, драматизации, театрализации, изготовления макетов, посещения музеев.

         Для родителей:

         1.Повысить уровень компетентности родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических качеств  детей посредствам встреч, консультаций, наглядной агитации, совместных традиционных праздников, мастер — класса.

        2.Активизировать рост участия родителей в проведении совместных мероприятий через традиционные праздники и развлечения, игры – аттракционы, мастер – классы, совместные походы в музеи.

          Для педагогов

1.Повысить уровень  компетентности воспитателей в вопросах нравственно — патриотического воспитания детей через использование  метода педагогического проектирования.

Гипотеза: Если совместными усилиями детского сада и семьи прививать детям любовь к родным местам, и  чувство гордости за свой народ, позволять ощущать  свою неразрывную связь  с окружающим миром и вызывать  желание сохранять и приумножать богатство нашей страны, уважать труд людей, чтить родные традиции, тогда у ребенка будут формироваться нравственные качества и чувство патриотизма

Принципы реализации проекта:

        1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2.Принцип личностно – ориентированного общения, предусматривающий индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

        3.Принцип культуросообразности, подразумевающий «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления

с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

4.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении  результата данного действия ((деятельности) и самооценке.

5.Принцип гуманно – творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др. полезность, новизна, а с другой создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.)

6.Принцип интеграции различных видов детской деятельности, реализация которого невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно – развивающие условия организации.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Систематизируются  знания,  представления  детей  о семье, родственных отношениях; о прошлом и настоящем города Горно-Алтайска, Республики Алтай; его географическом положении России, ее природных ресурсах; об истории великих сражений и подвигах российских солдат и полководцев; о разнообразии  женских профессий; о Великой отечественной войне; о конституции, конвенции о правах ребенка.

2.Разовьется умение  выражать, отстаивать собственное мнение, анализировать полученную информацию, живо реагировать на происходящее.

          Родители:

1.Систематизируются знания  родителей в вопросах воспитания нравственно  — патриотических качеств у детей среднего  дошкольного возраста.

2.Повысится  уровень активности, заинтересованности  родителей в проведении совместных мероприятий с детьми.

            Педагоги:

     1. Сформируется профессиональный уровень компетентности педагогов в области нравственно – патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: долгосрочный   

Основная  область  программы: социально - коммуникативное развитие

     Области программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, познавательное развитие, художественно — эстетическое развитие.       

     Необходимые условия  реализации проекта:

Интерес детей и родителей;

Методические разработки;

Интеграция со специалистами детского сада.

     Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. реализация ИКТ технологий;
  2. использование мультимедийной техники в процессе формированию нравственно – патриотической  культуры средних дошкольников;
  3. подбор методической литературы;
  4. составление конспектов НОД;
  5. разработка сценариев традиционных праздников и разлечений;
  6. подбор произведений русского, алтайского, казахского народного творчества;
  7. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, видеофильмы);
  8. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  9. подборка дидактических, сюжетно - ролевых игр;
  10. выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)

Инструментарий проекта:

  • НОД по познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности;
  • игровые беседы с элементами движений, ситуативный разговор, беседы, чтение, рассказ, проблемные ситуации;
  • просмотр иллюстраций, видеофильмов;
  • совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;
  • проектная деятельность;
  • чтение методической литературы;
  • наглядная агитация для родителей.

Механизмы реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • Игровая деятельность;
  • Совместная  деятельность взрослого и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Непосредственное общение с родителями;
  • Информационный центр для родителей.  

Этапы проведения и реализации проекта:

 1 этап  Информационно – накопительный

  • Выявление актуальности проекта;
  • Проведение исследования знаний детей, анкетирование родителей;
  • Изучение интереса детей и родителей  для определения целей проекта;
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
  • Обращение к специалистам.

 2 этап    Организационно – практический.

  • Оформление центра «Наша Родина»
  • Подбор дидактического и наглядного материала для детей
  • Разработка календарно – тематического плана
  • Составление конспектов НОД, разработка сценариев праздников и развлечений
  • Проведение непосредственно – образовательной деятельности  по темам: «Город Горно-Алтайск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кош-Агач!», «Законы, по которым мы живем», «С чего начинается Родина?», «День земли», «Гордость России», «Этот день победы», «Музей игрушки», «Счастливый случай», «Откуда пришел хлеб», «Петушок», «Украсим стаканчики узором», «Кто построил новый дом».
  • Проведение бесед на темы:  «Мы маленькие дети на большой планете», «Я россиянин, а ты?», «Конституция Р.Ф.», «Москва – главный город нашей Родины», «Наш флаг, герб, гимн», «Березка – символ России», «Край в котором мы живем», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Наша Армия сильна»
  • Организация сюжетно – ролевых игр:  «Почта», «Полиция», «Пожарная охрана», «Семья», «Больница», «Магазин».
  • Оформление альбомов: «Достопримечательности Республики», «Красная книга Республики Алтай», «Хлеб всему голова», «Птицы Республики Алтай».
  • Подбор и систематизация дидактических и подвижных игр: «Узнай где я нахожусь», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной»,  «Вот моя улица, вот мой дом родной».
  • Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
  • Оформление стенда «Государственная символика»
  • Изготовление макетов мое село мой город
  • Оформление мини – музея «игрушки моих родителей»
  • Выставка поделок из природного материала « осень»  (совместно с родителями).
  • Вернисаж рисунков: «Я имею право», «Мой город, моя улица», «Я и моя мама», «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Проведение праздников: «День защитников Отечества», «8 марта»

3 этап  Заключительный

Анализ результативности    

        

        

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Люби и знай свою Республику Алтай!»

Ход занятияЦель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.Задачи:Образовательные:обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного ...

Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....

НОД "Моя малая Родина Республика Алтай"

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге.продолжать знакомство с н...

Программа по этнокультурной составляющей для детей старшего дошкольного возраста. Республика Алтай Чойский район с.Сейка . Воспитатель Глущук Анна Викторовна

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка»...

Проект "Природа Республики Алтай"

Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...