Проект мой дом -Моя Республика Алтай
проект (средняя группа)
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_altay.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Моя Родина-Алтай» по формированию нравственно – патриотических качеств дошкольников через приобщение к традиционной родной культуре
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Отмечается острая необходимость активизации процесса формирования нравственно – патриотических качеств дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Условия патриотического воспитания:
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.
- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа )
Интеграция условий реализации образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно – пространственное окружение, учебно – наглядные пособия и материалы;
- Единые требования к предметно – развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно – развивающая среда структурирована с учетом интересов и потребностей ребенка, предоставляет возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно – развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий по формированию нравственно — патриотических качеств у детей дошкольного возраста
Задачи проекта:
Для детей:
1.Познакомить с историческим прошлым и настоящим, традициями и достопримечательностями города Горно-Алтайска, Республики Алтай, с географическим положением России, ее природными ресурсами; с историей великих сражений и подвигами российских солдат и полководцев; с разнообразием женских профессий; с историческим фактом — Великой отечественной войной; с конституцией, конвенцией о правах ребенка посредствам использования информационных технологий в процессе непосредственно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
2.Развивать речь, память, внимание, воображение через использование ТРИЗ-технологий.
3.Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю, стране; уважение к труду; уважительное отношение к традиционной родной культуре в процессе игр, бесед, чтения, рассматривания иллюстраций, драматизации, театрализации, изготовления макетов, посещения музеев.
Для родителей:
1.Повысить уровень компетентности родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических качеств детей посредствам встреч, консультаций, наглядной агитации, совместных традиционных праздников, мастер — класса.
2.Активизировать рост участия родителей в проведении совместных мероприятий через традиционные праздники и развлечения, игры – аттракционы, мастер – классы, совместные походы в музеи.
Для педагогов
1.Повысить уровень компетентности воспитателей в вопросах нравственно — патриотического воспитания детей через использование метода педагогического проектирования.
Гипотеза: Если совместными усилиями детского сада и семьи прививать детям любовь к родным местам, и чувство гордости за свой народ, позволять ощущать свою неразрывную связь с окружающим миром и вызывать желание сохранять и приумножать богатство нашей страны, уважать труд людей, чтить родные традиции, тогда у ребенка будут формироваться нравственные качества и чувство патриотизма
Принципы реализации проекта:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2.Принцип личностно – ориентированного общения, предусматривающий индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
3.Принцип культуросообразности, подразумевающий «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления
с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
4.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия ((деятельности) и самооценке.
5.Принцип гуманно – творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребенком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др. полезность, новизна, а с другой создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, партнерских, сотрудничества, сотворчества и др.)
6.Принцип интеграции различных видов детской деятельности, реализация которого невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно – развивающие условия организации.
Предполагаемый результат:
Дети:
1. Систематизируются знания, представления детей о семье, родственных отношениях; о прошлом и настоящем города Горно-Алтайска, Республики Алтай; его географическом положении России, ее природных ресурсах; об истории великих сражений и подвигах российских солдат и полководцев; о разнообразии женских профессий; о Великой отечественной войне; о конституции, конвенции о правах ребенка.
2.Разовьется умение выражать, отстаивать собственное мнение, анализировать полученную информацию, живо реагировать на происходящее.
Родители:
1.Систематизируются знания родителей в вопросах воспитания нравственно — патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста.
2.Повысится уровень активности, заинтересованности родителей в проведении совместных мероприятий с детьми.
Педагоги:
1. Сформируется профессиональный уровень компетентности педагогов в области нравственно – патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: долгосрочный
Основная область программы: социально - коммуникативное развитие
Области программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, познавательное развитие, художественно — эстетическое развитие.
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей;
Методические разработки;
Интеграция со специалистами детского сада.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- реализация ИКТ технологий;
- использование мультимедийной техники в процессе формированию нравственно – патриотической культуры средних дошкольников;
- подбор методической литературы;
- составление конспектов НОД;
- разработка сценариев традиционных праздников и разлечений;
- подбор произведений русского, алтайского, казахского народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, видеофильмы);
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- подборка дидактических, сюжетно - ролевых игр;
- выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
Инструментарий проекта:
- НОД по познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности;
- игровые беседы с элементами движений, ситуативный разговор, беседы, чтение, рассказ, проблемные ситуации;
- просмотр иллюстраций, видеофильмов;
- совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;
- проектная деятельность;
- чтение методической литературы;
- наглядная агитация для родителей.
Механизмы реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
- Игровая деятельность;
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Непосредственное общение с родителями;
- Информационный центр для родителей.
Этапы проведения и реализации проекта:
1 этап Информационно – накопительный
- Выявление актуальности проекта;
- Проведение исследования знаний детей, анкетирование родителей;
- Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
2 этап Организационно – практический.
- Оформление центра «Наша Родина»
- Подбор дидактического и наглядного материала для детей
- Разработка календарно – тематического плана
- Составление конспектов НОД, разработка сценариев праздников и развлечений
- Проведение непосредственно – образовательной деятельности по темам: «Город Горно-Алтайск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кош-Агач!», «Законы, по которым мы живем», «С чего начинается Родина?», «День земли», «Гордость России», «Этот день победы», «Музей игрушки», «Счастливый случай», «Откуда пришел хлеб», «Петушок», «Украсим стаканчики узором», «Кто построил новый дом».
- Проведение бесед на темы: «Мы маленькие дети на большой планете», «Я россиянин, а ты?», «Конституция Р.Ф.», «Москва – главный город нашей Родины», «Наш флаг, герб, гимн», «Березка – символ России», «Край в котором мы живем», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Наша Армия сильна»
- Организация сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Полиция», «Пожарная охрана», «Семья», «Больница», «Магазин».
- Оформление альбомов: «Достопримечательности Республики», «Красная книга Республики Алтай», «Хлеб всему голова», «Птицы Республики Алтай».
- Подбор и систематизация дидактических и подвижных игр: «Узнай где я нахожусь», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
- Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
- Оформление стенда «Государственная символика»
- Изготовление макетов мое село мой город
- Оформление мини – музея «игрушки моих родителей»
- Выставка поделок из природного материала « осень» (совместно с родителями).
- Вернисаж рисунков: «Я имею право», «Мой город, моя улица», «Я и моя мама», «Все профессии нужны, все профессии важны»
- Проведение праздников: «День защитников Отечества», «8 марта»
3 этап Заключительный
Анализ результативности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Люби и знай свою Республику Алтай!»
Ход занятияЦель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.Задачи:Образовательные:обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного ...
Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай
Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его природе ,быте коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....
НОД "Моя малая Родина Республика Алтай"
Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его природе ,быте коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге.продолжать знакомство с н...
Программа по этнокультурной составляющей для детей старшего дошкольного возраста. Республика Алтай Чойский район с.Сейка . Воспитатель Глущук Анна Викторовна
Использование национально - регионального компонента в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка»...
Проект "Редкие животные Республики Алтай"
Краткосрочный проект...
Проект "Природа Республики Алтай"
Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...