Программа по этнокультурной составляющей для детей старшего дошкольного возраста. Республика Алтай Чойский район с.Сейка . Воспитатель Глущук Анна Викторовна
рабочая программа (старшая группа)
Использование национально - регионального компонента в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по региональному компоненту республика Алтай | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
заведующий детским садом «Рябинка»
МОУ «Сейкинская СОШ»
___________ А.М.Науменко
Приказ № ___ от «___» ______ 2019г.
Рабочая программа
по этнокультурной составляющей
в содержании работы
с детьми старшей группы
Ступень обучения: 5-6 лет
Количество часов: 108
Уровень: вариативная часть
Составитель: Анна Викторовна Глущук
Принята
на заседании педагогического совета
детского сада «Рябинка»
Протокол №_____ от «_____» ______ 2019г.
с.Сейка
2019г.
Внедрение национально-регионального компонента
в образовательную работу ДОУ
Использование национально - регионального компонента в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка» (далее ООП).
Пояснительная записка
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к своей республике, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего мира, с его литературой.
Ознакомление с родным посёлком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Эта тема на сегодняшний день очень актуальна. Наша цель это познакомить детей с родным посёлком и его достопримечательностями, с нашей родной литературой. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, гордость за свой город, желание сохранить его чистым и красивым. Наши задачи это:
-познакомить детей с родным посёлком (история, символика, достопримечательности)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
-учить составлять свою родословную.
Знакомство с флорой и фауной родного края.
И в конечном итоге, должны прийти к таким результатам, как:
- Дети могут знать и называть место проживания: республику, район, село, свой адрес; некоторые предприятия села и республики, и их значимость, символику республики Алтай и села, достопримечательности.
- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых.
- дети могут составлять свою родословную
- пополнение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным посёлком.
- знать Алтайских поэтов и писателей, читать их произведения.
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. ООП предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное - эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.
На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения России и Республики Алтай, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашего края, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой посёлок». Нужно включать проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов будет являться создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепят свои знания.
Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС ДО к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействие с родителями, которые помогут собрать экспонаты, для музея, предоставить фотоматериалы, возможное проведение народных праздников, шитье народных костюмов, оформлять развивающую среду. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира ребёнка. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребёнка, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, слова дети приобщаются к его красоте, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.
Актуальностью воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей. А знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.
Реализация регионального компонента интегрирована в следующих видах НОД
Образовательная область | Месяц | Год |
Познавательное развитие | 1 | 9 |
Речевое развитие: Развитие речи. Чтение художественной литературы. | 1 | 9 |
Физическое развитие. | 1 | 9 |
Художественно-эстетическое развитие: Музыка. Рисование. Лепка. | 1 1 1 | 9 9 9 |
Перспективный план по национально- региональному компоненту в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год
1-2 неделя | Мониторинг | Определение первичного уровня знаний детей о Родине, о родном крае, родном посёлке. |
3 неделя | Моя улица (целевая прогулка) Рисование "Моя родная улица". Создание альбома "Улицы моего посёлка" | Работа по проекту "Что я знаю о своём посёлке?": "История названия улиц посёлка" Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
4 неделя | "Здравствуй, моё село Сёйка" Рисование "Любимый сердцу уголок" | Рассматривание альбома, дополнение фотографий в альбом "село Сёйка», беседа. Уточнить знания детей о родном посёлке. Продолжать знакомить детей с главными достопримечательностями родного посёлка; развивать любознательность, интерес; воспитывать патриотические чувства. |
Октябрь 1 неделя | Беседа "Дом, в котором я живу". Составление альбома "Семьи наших воспитанников" ООД «Традиционное жилище алтайских народов» Подвижная игра «Волк и жеребец» "Кто в домике живёт?" | Закрепить знания детей о практических принципах функционирования семьи, неповторимой структуре семейных отношений. Воспитывать у детей эмпатию к родным и окружающим людям. Формировать интерес к малой родине. Воспитывать желание играть в русские народные игры. |
2 неделя | Знакомство детей с алтайскими национальными костюмами. Рисование "Кукла в женском национальном костюме" "Кукла в мужском национальном костюме" Разучивание алтайских игр «Шкатулка игр» | Познакомить детей с русским национальным костюмом, стимулировать речь, развивать познавательный интерес. Учить изображать характерные особенности национального костюма. Воспитывать интерес к прошлому алтайского народа, воспитывать любовь к Родине. |
3 неделя | Знакомство с предметами алтайского быта. Игры с куклами в алтайских костюмах. | Основываясь на опыте детей, закреплять представления о местных предметах быта. Прививать желание участвовать в деятельности. |
4 неделя | Знакомство со стихами и песнями местных авторов: Т. Шинжина «Талкан», Б. Суркашева «Золотая осень». Рисование "С чего начинается Родина?" П.Игра "Турна (Жеребец)" | Знакомить детей с интересными людьми посёлка и их творчеством. Воспитывать чувство уважения к знаменитым землякам. Вызвать интерес к поэтическому слову. Воспитывать любовь к родному посёлку. |
Ноябрь 1 Неделя | Знакомство с праздником "День народного единства". "Знаете ли вы?" Познавательный рассказ педагога о празднике народного единства. Лепка "Праздничный хоровод" Знакомство с алтайскими пословицами и поговорками П.Игра "Поймай платок" | Расширять представления детей о государственных праздниках, вызвать интерес к истории своей страны. Воспитывать чувство единения с народами разных национальностей. Закрепить представления о праздниках, которые отмечают в России. Формировать уважительное отношение к своей родной стране, её красоте и богатству. |
2 Неделя | Символика Республики Алтай. Герб. Флаг. Гимн. Дид. игра "Узнай наш флаг (герб). Конструирование "Изготовление флага Республики Алтай из ткани". П.Игра "Кто быстрее соберёт флаг?" | Закрепить знания детей о символике России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны. |
3 Неделя | Геральдика села Сёйка. Рассматривание альбома "Мой район". Чтение сказки «Ячменное зерно» Декоративное рисование алтайского орнамента. П.Игра "Метание аркана" | Познакомить с геральдикой района, с историей возникновения герба. Воспитывать уважение к геральдике, интерес к истории родного края. |
4 неделя | Моя Республика Алтай- многонациональная семья. Знакомство с пословицами, поговорками народов Алтая. Легенды Алтая. П.игра "Игра с палками"(алтайская игра) | Формировать представления детей о многонациональности Республики Алтай, его народах, традициях. Продолжать знакомить детей с легендами Алтая, с фольклором, народными играми. Развивать познавательный интерес к истории родного края, знание о его культурном наследии. Воспитывать у детей желание играть в алтайские игры. |
Декабрь 1 неделя | Знакомство с этническими группами региона. Слушание национальной музыки с алтайским фольклором. Знакомство с алтайскими музыкальными инструментами (варган, кумус) Создание альбома "Мы такие разные" Рисование "Зимний пейзаж". П.Игра «Белый шаман» | Обеспечить социальное развитие личности в гармонии с культурой других народов; систематизировать знания о своём регионе, этнических группах, населяющих его и особенностях их культуры; формировать культуру общения с представителями других национальностей и уважение их традициям. |
2 неделя | Рассматривание альбома "Горно-Алтайск". Знакомство с городом Горно-Алтайском, символами г. Горно-Алтайска. Рисование "Зимняя берёза" Подвижная игра "Здравствуй, догони". |
Познакомить детей с городом, парковой зоной г. Горно-Алтайска. Показать детям многообразие и красоту природных богатств, их значение для сохранения и укрепления здоровья. |
3 неделя | Рассказывание сказки «Горностай и заяц» Чтение стихотворений «Белая зима» П.Игра "Отбивка оленей» | Продолжать знакомство с литературой и поэзией алтайских писателей. Познакомить с историей возникновения игры. |
4 неделя | Алтайский Дед Мороз. Знакомство с традицией встречи Нового года. Алтайский фольклор. Рисование "Зимний горный пейзаж" (вне занятия) П.игра " Снежки" | Познакомить детей с древними праздниками, объяснить их происхождение и назначение. Объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года. Воспитывать интерес к истории Алтая, национальную гордость, чувство причастности к великому народу. |
Январь 1-2 неделя | Каникулы | |
3 неделя | "Кто такие алтайцы?" Знакомство с алтайскими традициями, костюмом. Рисование"Алтаец". Лепка «Орнамент», рисование пластилином. | Познакомить детей с культурой быта алтайцев, познакомить с фольклором Алтая - легенды, песни. Развивать познавательный интерес, помочь глубже понять алтайский быт, его специфичность и неоднородность. |
4 неделя | Изготовление атрибутов для игр и инсценировок сказок. Игры алтайцев. Познакомить детей с играми алтайцев, прививать любовь к народным играм. Рисование вне занятий "Зимушка-зима" Выставка детских работ. | Воспитывать эстетическое отношение к окружающей природе, любовь к малой родине. Воспитывать желание играть в народные игры. |
Февраль 1 неделя | Предметы прикладного искусства- народное творчество. Знакомство с творчеством Б. Укачина «Мой Алтай» П.Игра "Успей поймать" | Знакомить детей с неповторимыми культурными предметами прикладного искусства, ценностями, созданными людьми в разные времена. Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства - своих земляков. |
2 неделя | Алтайский национальный костюм. Оформление альбома "Предметы быта и кухонной утвари алтайского народа". Рисование "Орнамент национального алтайского костюма". П.Игра "Перетягивание каната". | Познакомить детей с национальным костюмом, вызвать желание передать его в своих рисунках. Продолжать знакомить детей с предметами быта и кухонной утварью народа. Воспитывать уважительное отношение к культуре других наций, уважительное отношение к алтайскому народу. |
3 неделя | День защитников Отечества. Интегрированное занятие "Есть такая профессия - Родину защищать!" Рисование"Наша Армия родная". | Обогащать имеющиеся знания о Российской армии, воспитывать уважение к профессии военного, желание защищать свою Родину. |
4 неделя | Комплексное занятие по алтайской сказке «Как синица беркута перехитрила». Праздник «Чага-Байрам» П.Игра " Байга" Легенда «Алтын-Көл». | Продолжать знакомить детей с народными праздниками. Воспитывать познавательный интерес к истории своего народа. |
Март 1 Неделя | Знакомство детей с иллюстрациями, творчеством художника Г.И.Гуркина. Изготовление салфетки. | Дать детям возможность первого прикосновения в историю быта родного края, народа. Вызвать интерес к традициям нашего культурного прошлого. Расширять представления детей о жизни и труде предков в прошлом. Дать возможность сравнить предметы современности с предметами прошлого. Помочь увидеть красоту и неповторимость. Воспитывать любовь и интерес к искусству предков. |
2 Неделя | Легенды Республики Алтай. Чтение художественной литературы: стихотворение С.Сартаковой «Алтын- Көл». | Познакомить детей с серией легенд о Республики Алтай, творчеством неизвестных народных сказочников и современных поэтов, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации края. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову. |
3 Неделя | Знакомство с Красной книгой Республики Алтай. Рисование "Берёзовая роща" Чтение алтайских писателей описывающих природу. П.Игра "Волки и овцы" | Познакомить с разными видами растительности, произрастающей на территории нашего края; показать многообразие и красоту природных богатств; выявить взаимосвязь растительного мира и местоположения Республики Алтай; оформить альбом гербарий окружающей действительности. Познакомить с Красной книгой Республики Алтай, растениями, занесёнными в неё, с природоохранной деятельностью человека в области сохранения природных ресурсов. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность. |
4 неделя | "Путешествие в мир живописи". Знакомство с творчеством художника Н.А. Чепокова. | Познакомить детей с жизнью и творчеством алтайских художников, их произведениями, отражающими природу Алтая, лесов и степей. |
Апрель 1 Неделя | Великий Алтай. Комплексное занятие "Знакомим детей с праздником «Дьылгаяк" Слушание алтайской народной и современной музыки, Рисование "Кедр". | Рассказать детям о искусстве: живописи, архитектуре, музыке. Донести до детей через музыку художественную ценность духовной культуры, величие Алтая. Создать особую эмоциональную атмосферу и условия для восприятия духовных ценностей. |
2 неделя | "Наши обычаи- обычаи Алтайцев: взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство." Заучивание пословиц и поговорок . | Знакомить детей с жизнью алтайцев. Воспитывать у детей интерес к истории родного края, народа, к традициям и заповедям алтайцев . Воспитывать такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. |
3 Неделя | "Эл-Ойын" Фольклорный праздник. | Познакомить с, традиционными для алтайцев культуры; учить бережно относиться к фольклорным традициям народа; приобщать к народной культуре на основе использования фольклора ( песни, загадки, пословицы, поговорки,); формировать умение участвовать в совместной с другими детьми игре, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. |
4 неделя | Животный мир Республики Алтай. Рисование "Их нужно беречь"(вне занятия) П.Игра""Перетягивание каната" Заучивание стихотворения А.Ередеева " Капельки" Рисование "Широка страна моя родная". | Актуализировать и закрепить знания о животных Республики Алтай; воспитывать любознательность; бережное отношение к братьям нашим меньшим. Дать понятие "редкие" и "исчезающие" виды, раскрыть значение Красной книги для растительного и животного мира. Воспитывать любовь и уважение к природе, её созданиям. |
Май 1 неделя | "День Победы" Цикл бесед "Мои земляки - герои ВОВ" Тематическое занятие к празднику Победы в ВОВ. Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о Дне Победы. Возложение цветов к памятнику солдат-земляков. Конкурс рисунков"Салют Победе!" П.Игра " Здравствуй, догони". | Рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; воспитывать чувства патриотизма. |
2 неделя | Предприятия и учреждения посёлка Сейка. Рисование совместно с родителями "Эмблема родного посёлка". П.Игра "Журавль». | Познакомить с предприятиями и учреждениями посёлка. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда; интерес к профессиям родителей. |
3 неделя | Викторины "Что я знаю о своём посёлке", "Геральдика РА". Интегрированное занятие "Родной свой край люби и знай". П.Игра " Накинь платок". | Обобщить и закрепить знания детей о Ставропольском крае, его месторасположении на карте, растительном и животном мире края, памятниках архитектуры и искусства, предприятиях . Воспитывать любовь к своему родному краю, развивать любознательность, внимательность , интерес, желание заботиться о процветании родного края. |
4 неделя | Цикл бесед о детском саде, о работниках детского сада. Рисование "Мой любимый детский сад". Заучивание стихотворений Б.Суркашева «Лето». Рассматривание фотографий "Вот какими мы были!" Изготовление подарка для детского сада. Рисование "В гостях у народных мастеров" П.Игра «Борьба с палками». | Обобщить представления детей о детском саде, что даёт детский сад детям дошкольного возраста, уточнить, нравиться ли им ходить в детский сад. Побуждать рассказывать об интересных событиях, произошедших в детском саду, о своих первых друзьях. Воспитывать уважение к педагогам и ко всем сотрудникам детского сада, бережное отношение к своей группе, любимому учреждению. Побуждать оформлять подарок для детского сада своими руками, делать приятное людям, которые заботились о детях в детском саду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
Доклад "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой Эртильского района".
Ознакомление дошкольников с родной природой - это первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине....
Интегрированное занятие по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»
Интегрированное занятие по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»...
Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »
Рабочая программа педагога по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры Мамонтовского района »...
Сознательное отношение к здоровому образу жизни как важная составляющая воспитания детей старшего дошкольного возраста .
Вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел бы себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему-то часто желания иметь здоровое тело в корне расходятс...
Методическая разработка интегрированного занятия по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»
Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего раз...
Интегрированное занятие по этнокультурному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Царство Русской Березки»
Развитие ребенка уже с дошкольного возраста невозможно без этнокультурного воспитания. Прививая любовь к своей Родине, родному краю, городу, семье мы закладываем ментальные основания всестороннего раз...