«Люби и знай свою Республику Алтай!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ход занятия

Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.

Задачи:

Образовательные:

обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай,

продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения орнаментом, узорами,

знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай.

Развивающие:

развивать внимание, память, мышление,

развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских.

Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра-путешествие состоит из YIIIзаданий, по 4-6 вопросов в каждом. На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Воспитатель: Россия – это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Республике Алтай.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Жана-Аульская СОШ»

Занятие в подготовительной группе

«Люби и знай свою Республику Алтай!»

Составила:

Воспитатель д/с

Солтонбаева Г.В.

Занятие в подготовительной группе ДОУ

«Люби и знай свою Республику Алтай!»

Ход занятия

Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай.

Задачи:

Образовательные:

обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай,

продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения орнаментом, узорами,

знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай.

Развивающие:

развивать внимание, память, мышление,

развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.

Воспитательные: воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских.

Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра-путешествие состоит из YIIIзаданий, по 4-6 вопросов в каждом. На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Воспитатель: Россия – это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Республике Алтай.

В игре участвуют 2 команды – поэтому предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры - не подсказывать, команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала(колокольчика). Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны!

Начинаем игру – путешествие!

I задание.«Большая карта»

Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа.

1. Про какую страну так говорят:

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На страну эту смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тайгу, где идёт зима,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна. ( Китай, Россию, Америку)

2. Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице нашей Родины –  Москве.

Москва слезам не верит. Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва всем городам – мать.

Москва людна и хлебна.

Видна из кремля вся российская земля.

Москва – горбатая старушка.

Москва – сердце России.

 Москва матушка – золотые маковки.

Славна Москва силачами, а Петербург - усачами.

Москва стоит на 7 холмах, а человек на своих ногах.

3. Как называется Республика , в которой мы живём? (Саха, Алтай, Бурятия).

4. Назовите город, который является центром нашей Республики. (Челябинск, Горно-Алтайск, Екатеринбург).

5. Как называется район, в котором вы проживаете? (Турочакский, Майминский,  Чойский, Кош-Агач).

6. Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия).

Подсчитываются фишки.

Ритмическая игра «Белый шаман».

Цель: развитие ритмического слуха у детей.

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза)

II задание.«Культпоход»

1. Как называют правителя государства в России? (Король, царь, президент).

2. Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь).

3. Какие народы являются коренными жителями Республики Алтай? (Русские и украинцы, татары и башкиры, тубалары, теленгиты, челканцы и др.).

4. Как назывался дом коренных жителей Республики Алтай? (Аил, чум, хата).

5. Назовите национальную одежду алтайцев (кафтан, чегедек, бурка, борук ).

III задание «Танцевальная переменка» («Аттар» (Я люблю скачки) в исполнении Э.Теркишева)

Цель: поощрение исполнения танцевальных импровизированных движений.

IV задание.«Чудеса природы»

1. Назовите самое продолжительное время года нашей Республики Алтай? (Осень, зима, весна).

2. Назовите дерево, которое является священным и дает жизненные силы не только людям, но и животным, и птицам? (Лиственница, ель, кедр)

3. Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной? (Голубику, бруснику, клюкву).

V задание.«Живой мир»

1. Как называются леса Республики Алтая? (Тундра, тайга, пустыня).

2. Какое животное не меняетшубу 2 раза в год? (Заяц, белка, медведь)

3. Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (Берёзовка, кедровка, куропатка).

4. Какое дерево не растёт в Республике Алтай? (Сосна, берёза, кипарис).

5. Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть).

VI: Опытно-экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?»

Цель: развитие поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения.

Материал для опыта: светло-желтые мелки, листы белой бумаги, шаблоны зайцев, красная прозрачная папка из пластика.

Задание: Приложить шаблон зайца к листу белой бумаги, обвести светло-желтым мелком, накрыть красным пластиком, в результате изображение зайца исчезает.

– Почему исчез нарисованный заяц? (Так как шаблон обведен желтым цветом, а красный пластик отражает цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый, который и сливается с желтым на картинке и наши глаза не отличают один цвет от другого.

Вывод: Животные и птицы имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.

VII задание. «Волшебный сундучок»

Цель: развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы. (Игрокам необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке). – предметы вырезанные из дерева и камня.

Алтайский орнамент – Простые символы на предметах быта кажутся нам обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное – знать, как его прочитать.

VIII задание «Собери целое из частей»

Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое.

В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую картину герб Республики Алтай (каждой команде).

3. Рефлексия занятия.

– Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить победителя нашей игры, давайте вспомним, где проходило наше путешествие при помощи глобуса.

Ответы детей (по одному участнику команды проходят и показывают на глобусе место приблизительно – так как работа с глобусом проводилась ранее).

Подводятся итоги игры, все вместе подсчитываются количество фишек, заработанные каждой командой в течение всей игры.

Воспитатель: А теперь послушаем Мудрую Сову. (Запись).

– Уважаемые ребята! Во время игры обе команды достойно показали свои знания и умения, я радовалась за все ваши успехи и вы меня все порадовали тем, что многое знаете о своей Родине- России и малой родине- Республике Алтай. Поэтому я хочу вам вручить медали – «Самый умный» и пожелать всегда быть такими любознательными и добрыми.)

Дети награждаются медалями, команды получают грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент авторской программы «Люби и знай, свой край-Алтай»

Региональный компонент авторской программы«Люби и знай, свой край-Алтай»...

Проект "Люби и знай свой край - Алтай"

Родина- это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека.Дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к родным местам, воспитание начал патриоти...

информационно-творческий проект с детьми подготовительной к школе группы «Люби и знай свой край-Республику Мордовия

Цель проекта:Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.Задачи...

Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)

Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!»  Актуальность проблемы:    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...