Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 4 (ударные инструменты)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузьмина Лада Владимировна

Беседа 4 продолжает знакомство с инструментами симфонического оркестра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_4.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа 4

Группа ударных инструментов симфонического оркестра

Звучит фрагмент оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка".

Муз.рук.: Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы продолжаем знакомство с инструментами симфонического оркестра. Мы уже много знаем, давайте вспомним.

- Как называется эта группа инструментов? (Слайд 2) (Струнно - смычковые инструменты)

- Какие инструменты входят в её состав? (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).

Чтобы они зазвучали надо (провести смычком по струнам). Есть инструменты, в которые нужно подуть, чтобы получился звук.

- Как называется эта группа? (Слайд 3) (Духовые)

- Эта группа делится на две, в зависимости от материала, из которого сделаны инструменты. Кто может назвать эти группы? (Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот. Медные: труба, туба, валторна, туба)

- Ещё есть инструменты, у которых звук извлекается с помощью удара. О какой группе инструментов я говорю? (Ударные).

Именно с этой группой инструментов нам и предстоит познакомиться. (Слайд 4)

Ударные - самая многочисленная группа инструментов. Послушайте, я назову только некоторые из них: литавры, барабан, тарелки, тамтам, ксилофон, маримба, челеста, кастаньеты, бубен, треугольник, трещотки, бубенцы, гонг, чокало, маракасы и другие инструменты. Одним словом, ударных инструментов очень много, все их не перечислишь.  Сегодня мы поговорим о них и познакомимся хотя бы с некоторыми.

Как же появились ударные инструменты?

Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга - так появился первый ударный инструмент. Такое приспособление, которое ещё не может дать музыку, но оно уже может дать ритм, сохранилось у некоторых народов до наших дней. Например, у аборигенов Австралии два обыкновенных камня играют роль ударных инструментов.

Все современные музыкальные ударные инструменты можно разделить на две группы.

К первой группе относятся инструменты, на которых можно играть мелодию - инструменты с определённой высотой звука: ксилофон, металлофон, челеста.

"Ксилофон" можно перевести с греческого как "звучащее дерево". Этот инструмент оправдывает своё название, потому что он сделан из дерева клёна, ели, ореха. Состоит ксилофон из брусочков разной величины. Брусочки располагаются примерно в таком же порядке, как и клавиши у фортепиано и скрепляются между собой шнурами. Звук извлекается деревянными молоточками.

Я сыграю вам на ксилофоне, а вы определите, к чему он относится: к инструменту с определённой высотой звука или с неопределённой высотой звука.

(Муз.рук. играет простую мелодию, дети объясняют свой выбор)

В симфоническом оркестре используется ксилофон большого размера (слайд 5)

 Этот инструмент вам хорошо знаком, называется… (Металлофон) (показ детского металлофона).

-Чем он отличается от ксилофона? (пластинки металлические).

- А вот колокольчики. (Слайд 6) Они имеют звучать по-разному, и на них тоже можно сыграть мелодию. А почему же колокольчик- ударный? По нему не стучат ни рукой, ни палочкой! У колокольчик звучит, когда «язычок» ударяется о корпус.

Есть и другие инструменты, но сейчас мы переходим к следующей группе.

Ко второй группе относятся инструменты, на которых можно простучать только ритм, мелодию на них не сыграть - инструменты с неопределённой высотой звука.

- Подумайте и назовите такие инструменты? (барабан, трещотки, бубен, треугольник…)

Вот как много инструментов вы назвали. А теперь я предлагаю немножко ближе познакомиться с ударными немелодическими (или ритмическими) инструментами.

Кто в оркестре всем поможет?

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой из разных стран

Отстучит нам? (Барабан).

Барабан очень распространённый инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались ещё первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры. 

     Две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан – уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров.  (слайд 7)

     Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдалённые пушечные выстрелы. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком. 

     У малого барабана звук сухой и отчётливый. Его дробь хорошо подчёркивает ритм музыки. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан может стать даже солистом симфонического оркестра.

Следующая загадка:

Знайте, они с барабаном соседи

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают … (Тарелки).

Музыкальные тарелки сделаны из металла. Звук у них лязгающий и громкий (показать тарелки, сыграть).

Продолжаем.

В самый сказочный момент вступит этот инструмент,

Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет.

Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро, по сигналу дирижёра.

Знает это и дошкольник, инструмент тот… (Треугольник).

Правильно, с этим инструментом мы давно знакомы, но его используют и в симфоническом оркестре.

А еще я хочу вас познакомить с ЛИТАВРАМИ. 

Металлическая основа Литавр напоминает большой котёл. На него натягивают кожу. Натяжение можно усиливать или ослаблять. И звук от этого будет меняться. Но изменять натяжение во время исполнения музыки сложно. Поэтому в оркестре есть несколько литавр, заранее настроенных каждая на свой тон. 

     Литавры могут звучать еле слышно, почти шёпотом, а могут греметь, как гром! 

(слайд 7, видеоролик).

Ну вот мы познакомились поближе с некоторыми инструментами, которые входят в ударную группу инструментов симфонического оркестра. И, кажется, на этом все, но есть в оркестре и другие инструменты. Их называют по-разному: одиночные инструменты, гости…

О них мы поговорим в следующий раз. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.

Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...

проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки"

Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки ...

Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром). Для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром).Для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальн...

Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 1 (струнные инструменты)

Цикл бесед для знакомства дошкольников с инструментами симфонического оркестра....

Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 2 (духовые деревянные инструменты)

Продолжение знакомства с группами инстументов симфонического оркестра. Беседа 2 знакомит детей с группой деревянных духовых инструментов....

Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 3 (Медные духовые инструменты)

Продолжаем знакомиться с инструментами симфонического оркестра. Беведа 3 знакомит детей с медными духовыми инструментами (труба, бромбон, валторна, туба)....