Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 4 (ударные инструменты)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Беседа 4 продолжает знакомство с инструментами симфонического оркестра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_4.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа 4
Группа ударных инструментов симфонического оркестра
Звучит фрагмент оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка".
Муз.рук.: Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы продолжаем знакомство с инструментами симфонического оркестра. Мы уже много знаем, давайте вспомним.
- Как называется эта группа инструментов? (Слайд 2) (Струнно - смычковые инструменты)
- Какие инструменты входят в её состав? (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).
Чтобы они зазвучали надо (провести смычком по струнам). Есть инструменты, в которые нужно подуть, чтобы получился звук.
- Как называется эта группа? (Слайд 3) (Духовые)
- Эта группа делится на две, в зависимости от материала, из которого сделаны инструменты. Кто может назвать эти группы? (Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот. Медные: труба, туба, валторна, туба)
- Ещё есть инструменты, у которых звук извлекается с помощью удара. О какой группе инструментов я говорю? (Ударные).
Именно с этой группой инструментов нам и предстоит познакомиться. (Слайд 4)
Ударные - самая многочисленная группа инструментов. Послушайте, я назову только некоторые из них: литавры, барабан, тарелки, тамтам, ксилофон, маримба, челеста, кастаньеты, бубен, треугольник, трещотки, бубенцы, гонг, чокало, маракасы и другие инструменты. Одним словом, ударных инструментов очень много, все их не перечислишь. Сегодня мы поговорим о них и познакомимся хотя бы с некоторыми.
Как же появились ударные инструменты?
Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга - так появился первый ударный инструмент. Такое приспособление, которое ещё не может дать музыку, но оно уже может дать ритм, сохранилось у некоторых народов до наших дней. Например, у аборигенов Австралии два обыкновенных камня играют роль ударных инструментов.
Все современные музыкальные ударные инструменты можно разделить на две группы.
К первой группе относятся инструменты, на которых можно играть мелодию - инструменты с определённой высотой звука: ксилофон, металлофон, челеста.
"Ксилофон" можно перевести с греческого как "звучащее дерево". Этот инструмент оправдывает своё название, потому что он сделан из дерева клёна, ели, ореха. Состоит ксилофон из брусочков разной величины. Брусочки располагаются примерно в таком же порядке, как и клавиши у фортепиано и скрепляются между собой шнурами. Звук извлекается деревянными молоточками.
Я сыграю вам на ксилофоне, а вы определите, к чему он относится: к инструменту с определённой высотой звука или с неопределённой высотой звука.
(Муз.рук. играет простую мелодию, дети объясняют свой выбор)
В симфоническом оркестре используется ксилофон большого размера (слайд 5)
Этот инструмент вам хорошо знаком, называется… (Металлофон) (показ детского металлофона).
-Чем он отличается от ксилофона? (пластинки металлические).
- А вот колокольчики. (Слайд 6) Они имеют звучать по-разному, и на них тоже можно сыграть мелодию. А почему же колокольчик- ударный? По нему не стучат ни рукой, ни палочкой! У колокольчик звучит, когда «язычок» ударяется о корпус.
Есть и другие инструменты, но сейчас мы переходим к следующей группе.
Ко второй группе относятся инструменты, на которых можно простучать только ритм, мелодию на них не сыграть - инструменты с неопределённой высотой звука.
- Подумайте и назовите такие инструменты? (барабан, трещотки, бубен, треугольник…)
Вот как много инструментов вы назвали. А теперь я предлагаю немножко ближе познакомиться с ударными немелодическими (или ритмическими) инструментами.
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой из разных стран
Отстучит нам? (Барабан).
Барабан очень распространённый инструмент. Его предок – простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались ещё первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному дереву или камню, а по полому сосуду. И тогда стали на сосуд или какой-то обруч натягивать звериные шкуры.
Две разновидности барабана – большой барабан и малый барабан – уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. (слайд 7)
Большой барабан звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдалённые пушечные выстрелы. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками, покрытыми пробкой или войлоком.
У малого барабана звук сухой и отчётливый. Его дробь хорошо подчёркивает ритм музыки. Играют на малом барабане с помощью двух палочек. Малый барабан может стать даже солистом симфонического оркестра.
Следующая загадка:
Знайте, они с барабаном соседи
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают … (Тарелки).
Музыкальные тарелки сделаны из металла. Звук у них лязгающий и громкий (показать тарелки, сыграть).
Продолжаем.
В самый сказочный момент вступит этот инструмент,
Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет.
Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро, по сигналу дирижёра.
Знает это и дошкольник, инструмент тот… (Треугольник).
Правильно, с этим инструментом мы давно знакомы, но его используют и в симфоническом оркестре.
А еще я хочу вас познакомить с ЛИТАВРАМИ.
Металлическая основа Литавр напоминает большой котёл. На него натягивают кожу. Натяжение можно усиливать или ослаблять. И звук от этого будет меняться. Но изменять натяжение во время исполнения музыки сложно. Поэтому в оркестре есть несколько литавр, заранее настроенных каждая на свой тон.
Литавры могут звучать еле слышно, почти шёпотом, а могут греметь, как гром!
(слайд 7, видеоролик).
Ну вот мы познакомились поближе с некоторыми инструментами, которые входят в ударную группу инструментов симфонического оркестра. И, кажется, на этом все, но есть в оркестре и другие инструменты. Их называют по-разному: одиночные инструменты, гости…
О них мы поговорим в следующий раз. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.
Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...
проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки"
Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки ...
Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром). Для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром).Для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальн...
Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 1 (струнные инструменты)
Цикл бесед для знакомства дошкольников с инструментами симфонического оркестра....
Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 2 (духовые деревянные инструменты)
Продолжение знакомства с группами инстументов симфонического оркестра. Беседа 2 знакомит детей с группой деревянных духовых инструментов....
Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 3 (Медные духовые инструменты)
Продолжаем знакомиться с инструментами симфонического оркестра. Беведа 3 знакомит детей с медными духовыми инструментами (труба, бромбон, валторна, туба)....