"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.
консультация
Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох; • развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта в т. ч. родителей, педагогов. • побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности. • познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: юными вокалистами, музыкантами. • создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки • формировать единый детско-взрослый коллектив.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3.
143405 РФ, Московской обл. г.Красногорск, ул.Вокзальная
Тел/факс: 562-00-04; 562-01-51
Доклад на педагогическом совете
В МБДОУ д/с № 3
по теме
«Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки» из опыта работы.
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель
Герасимова Е.Ю.
Красногорск
18.01.2019
Воспитательно-образовательный проект
Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки
Подготовительная к школе группа
Музыкальный руководитель: Герасимова Е.Ю.
Воспитатели: Степанова Н.В.
Старостина Н.С.
МБДОУ детский сад №3
Красногорск
С 08.10-26.10.2018
Музыкальный звук. Какой?
Он стучащий и сухой
Теплый и трескучий
Тихий и гремучий
Допроектная деятельность
Мотив:Не сомневаемся в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И мы, как педагоги, с вами абсолютно солидарны. Скажем больше: это наша главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей педагогической работы мы ищем ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки? А сколько раз на просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы и той же Кати Лель!
Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек.
И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Мы абсолютно уверены, что это должна быть классическая музыка, лучшие образцы русской народной музыке.
Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?
С уверенностью ответим: нет, не рано! Во-первых, с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подобран музыкальный репертуар, что подтверждают исследования ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.
Модель 3х вопросов
Что мы знаем про это? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем? |
Когда играют все вместе. Когда много инструментов. Там есть барабан, балалайка, гитара. Там есть дирижер. Там не поют, а играют. | Почему так много инструментов? Почему разные инструменты? Зачем нужен дирижер? Почему в народном оркестре одни инструменты, а в другом другие? Почему везде есть барабан? Почему в симфоническом оркестре нет балалайки? | Спрошу у мамы Спрошу у бабушки Посмотрю в книге Увижу в телевизоре Посмотрю с мамой в интернете Посмотрю картинки Поиграю в игру |
Выводы:
• дети не проявляют интереса к прослушиванию музыки, нет внимания, не могут сосредоточиться на характере и содержании музыкальных произведений, не знают названия инструментов симфонического и инструментов оркестра русской народной музыки.
• высказывания детей о музыке однозначны, не содержат эпитетов сравнений и образов, словарь ребенка скуден, однообразен;
Виды работы:
Деятельность старшего воспитателя:
• помощь в подборе материала;
• контроль по теме;
Деятельность детей:
- участие на занятиях, экскурсиях, играх, конкурсах рисунков, в выставке, просмотр видео и фото материалов
Деятельность музыкального руководителя
- Организация и проведение занятий по восприятию музыки, как в специально организованной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей
- Изготовление лэпбука «Сказка в музыке»
- Совместный проект с музыкальной школой: «Путешествие в мир музыкальных инструментов
- Оформление консультации для родителей: «Классическая музыка в жизни ребенка»
Деятельность воспитателя:
• разработка системы работы с детьми в вопросах реализации проекта: развивающая среда, формы и средства работы;
• подбор методической и художественной литературы;
• проведение диагностики;
- Создание фонотеки классической музыки и музыки оркестра русских народных инструментов;
- Создание модулей для самостоятельной деятельности;
- Анкетирование на тему: «Музыкальные предпочтения вашего ребенка
Деятельность родителей:
- Изготовление моделей русских народных инструментов
- совместная работа родителей и детей на тему «Инструмент на котором я хотел бы научиться играть».
- участие вэкскурсии в школу искусств на тематический вечер: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
1 этап—Разработка проекта
Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи:
• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта в т. ч. родителей, педагогов.
• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.
• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: юными вокалистами, музыкантами.
• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки
• формировать единый детско-взрослый коллектив.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Знать и называть:
- тип оркестра;
- группы инструментов;
- способы игры на них;
- развить самостоятельность у детей;
- развить музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
- воспитать любовь к высоко-худ музыке и народной музыке;
- обогатить и активизировать словарь по теме проекта.
Для педагогов:
- Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта.
Для родителей:
- Повысить интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами и участвовать в жизни группы.
- Заинтересовать и привлечь к прослушиванию высокохудожественной и русской народной музыке вместе с ребенком;
Участники проекта:
- Дети подготовительной к школе группы
- Музыкальный руководитель Герасимова Е.Ю.,
- Воспитатели: Степанова Н.В., Старостина Н.С.
- Родители детей подготовительной к школе группы
Срок: 2 недели
2 этап—Перспективное планирование
(план мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта)
Создание развивающей среды:
- Галерея портретов композиторов
- Фонотека классической и народной музыки
- Макет русской избы с элементами обихода и быта русского народа
- Макеты русских народных инструментов
- Создание альбома инструментов симфонического оркестра и оркестра народной музыки
- Музыкальные дидактические игры
Дидактические игры:
- Отгадай и назови
- Угадай, на чем играю
- Музыкальный кубик
- Марш, танец, колыбельная
- Музыкальный фонарь
- Найди инструмент
- Острова музыкальных инструментов
Подборка иллюстраций с изображением симфонического оркестра, музыкантов, музыкальных инструментов как симфонических, так и народных и иллюстраций к программным произведениям композиторов
Составление детских рассказов по тему: «Как я был на экскурсии в школе искусств».
Беседы (в музыкальной гостиной):
- О симфоническом оркестре,
- Первая скрипка,
- Голос—наш инструмент,
- История балалайки.
Прослушивание:
Знакомство детей с произведениями Д. Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Л. Баккерини и др.
Закрепление знаний по произведениям из "Детского альбома" П. И. Чайковского; создание образов;
Совместная работа детей с родителями:
- Музыкально- литературный вечер с участием родителей "Чайковский - детям"
- Участие в выставке рисунков на тему: «Инструмент на котором я хотел бы научиться играть;
3этап—Реализация проекта
4 этап—Презентация
- Экскурсия в Музыкальную школу
- Мини-концерты, тематические занятия уч-ся и педагогами музыкальной школы
Итог работы
Вопросы к детям
-Что вы узнали нового
-Что понравилось больше всего
Воспитательная ценность
Дети:
• более увлеченно слушают классическую музыку; значительное изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
• более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнился новыми словами;
• самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции;
• находят яркие тембровые краски с помощью детских музыкальных инструментов;
• различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки;
• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Коммуникативные навыки:
• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
• Различает и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать;
• Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора;
• Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.
Родители:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса;
• повышение общей и музыкальной культуры;
• имеет представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства;
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
• посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка.
Перспективы:
Учитывая возросший интерес детей, родителей к классической музыке, создать «Родительский университет» для организации музыкальных гостиных и совместных мероприятий;
• обеспечение взаимодействия МБДОУ детский сад №3 и социума.
Литература:
Программа " От рождения до школы"
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Программа " Музыкальные шедевры"О. П. Радынова
Журнал " музыкальный руководитель"№4 2012год, №6, №7 2014год, №6,№7 2016год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева "Петя и волк"
На этом материале очень доступно можно преподнести музыкальные инструменты и их возможности. Мультфильм в котором показаны интруметы их звучание ,дает возможность беседыватьс ребятами и не...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра"
Музыка, прежде всего классическая формирует духовный мир человека в целом. Проводником ребёнка-дошкольника в мир музыкального искусства является музыкальный руководитель. Но только в сотрудничестве с ...
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»(представление опыт...
методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно – смычковой группой инструментов симфонического оркестра"
методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно - смычковой группой симфонического оркестра"...
проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки"
Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки ...
Конспект занятия «Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра» с детьми подготовительной группы
Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестраОборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек «Музыкальные инструменты&raqu...