Знакомство с симфоническим оркестром. Беседа 1 (струнные инструменты)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кузьмина Лада Владимировна

Цикл бесед для знакомства дошкольников с инструментами симфонического оркестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_1.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа 1

«Группа струнных инструменты духового оркестра»

Муз.рук.: Ветер чуть слышно поет,

                   Липа вздыхает у сада.

                   Чудная музыка всюду живет,

                   Только прислушаться надо.

Ребята, вокруг нас живет множество звуков – шелест листвы, шум воды, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. Это звуки природы. А сегодня я приглашаю вас окунуться в мир звуков музыки. Когда мы с вами приходим на концерт – мы слышим музыкальные звуки, которые отличаются особой красотой и певучестью. Чтобы музыка звучала, человеком создано большое количество музыкальных инструментов. Каждый инструмент неповторим и звучит по – своему. И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в страну музыкальных инструментов. А знаете ли вы, где одновременно могут находиться много – много музыкальных инструментов? Правильно, в оркестре (слайд 1)

Так что же такое оркестр?

Оркестр – это большой коллектив музыкантов.

Существует множество видов оркестров. Сегодня мы с вами поговорим о симфоническом оркестре. В состав симфонического оркестра  входит три основных группы инструментов: духовые, струнные, ударные.(слайд 2)

Но в группе духовых инструментов выделяют деревянные духовые и медные духовые инструменты.

Итак, сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра? Какие это группы?

Начнем знакомиться со струнной группой! (слайд 3)

В эту группу входят скрипки и арфы. Вот арфа (слайд 4)

Арфа :

Богиня инструментов всех – 
Звучит журчанье, шелест.
По струнам пальцы пролетят – 
Что даже птицы замолчат.  

Ребята, что надо сделать, чтобы арфа зазвучала? (…) Струны надо «ущипнуть». Поэтому арфу называют струнным щипковым инструментом.

Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. Высота арфы приблизительно 1 метр. Как вы думаете, почему струны разной толщины? (…) Как вы думаете, самая короткая и тоненькая струна как звучит? (…) Правильно, у нее самый высокий звук. Чем толще струна, тем ниже звук.

Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле.

В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами.

Послушай необыкновенный красивый голос арфы (слайд 5. Видеоролик).

М.Р.: Очень красивый и волшебный звук!

Теперь переходим к скрипкам (слайд 6)

Посмотрите, эти скрипки одинаковые или разные? Чем похожи? Чем отличаются? (похожи формой, тем, что корпус из дерева, играют при помощи «палочки» смычка. Отличаются: размером. О одной есть такая «спица»- ножка).

-А что надо сделать, чтобы скрипка зазвучала? (…)

Так как звук из скрипки извлекают при помощи смычка, их называют струнные смычковые инструменты.

Теперь давайте разбираться и знакомиться с каждой скрипкой.

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет...
 СКРИПКА. 

Скрипка струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Тембровый окрас скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Послушай, как она певуче звучит. (Слайд 7. Видеоролик)

Красивао, правда?

А вот скрипка немного побольше (слайд 8). Она называется

АЛЬТ. 

Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок!

-Как называется эта скрипка?(…)

Способ игры на АЛЬТЕ очень напоминают скрипку, так что, если не заметить разницы в размерах, то их легко можно перепутать. Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке нежного, мечтательного  характера. Большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы. Послушайте, как она звучит (слайд 9. Видеоролик).

Слышите? Звучание похожее, красивое, но звук пониже, более бархатный.

Следующая скрипка еще больше. И она уже стоит на «ножке». Хотя при своем размере она не такая и тяжелая. Весит всего 3-4 кг (слайд 10)

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:
То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт, 
Не контрабас и не свирель, зовут его…
 ВИОЛОНЧЕЛЬ.

 Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны намного длиннее. Виолончель принадлежит к числу "ножных" инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упирая металлическим шпилем в пол.

Послушай, как звучит виолончель (слайд 11. Видеоролик)

Вот какой волшебный звук у виолончели!

И самый большой инструмент в группе струнных смычковых-

КОНТРАБАС. 

Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.

Намного превосходит своих собратьев и по размерам, и по объему низкого регистра: контрабас в два раза больше виолончели, которая вдвое больше альта. На контрабасе играют стоя, но иногда и сидя. Высота этого инструмента около 180 см (это немного ниже двери, можно сравнить с ростом знакомого детям человека, например, воспитателя). Голос контрабаса низкий и теплый голос. Послушайте (слайд 12. Видеоролик).

 

Вот мы с вами поближе познакомились с одной, пожалуй, самой многочисленной группой инструментов симфонического оркестра.

-Как называется эта группа? (струнная группа инструментов)

- На какие группы делится эта группа по способу звукоизвлечения? (щипковые и смычковые)

- Перечислите смычковые инструменты. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас)

- Назовите самый большой (контрабас), тот, что  вдвое меньше, на шпиле (виолончель),

Назовите самый маленький (скрипка), тот, который больше скрипки, но меньше виолончели (альт).

- Назовите щипковый струнный инструмент симфонического оркестра (арфа).

Молодцы, ребята. И в заключении посмотрите и послушайте, как звучит струнная группа смычковых инструментов (видеоролик).

Следующий раз мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»

На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно – смычковой группой инструментов симфонического оркестра"

методическая разработка "Знакомство дошкольников со струнно - смычковой группой симфонического оркестра"...

"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.

Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...

Презентация на тему: "Знакомство с симфоническим оркестром"

Пезентация на тему "Знакоство с симфоническим оркестром"...

Проект "Знакомство с симфоническим оркестром"

В 2019-2020 году с детьми и педагогами подготовительных к школе групп подготовила и реализовала проект «Симфонический оркестр», целью которого стало углубленное знакомство детей с инструме...

проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки"

Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки ...

Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром). Для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «В мире волшебных инструментов». (Знакомство с симфоническим оркестром).Для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Создание условий для обобщения знаний у дошкольников о музыкальн...