Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности "Рисование в нетрадиционной технике «Снежный барс».
план-конспект занятия

Данная разработка будет полезна воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnyy_bars.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Интегрированное: Художественно-эстетическое, ознакомление с животным миром Прибайкалья.

Рисование в нетрадиционной технике «Снежный барс».

Возрастная группа: подготовительная (6-7лет)

Задачи: Цель: Создать условия для ознакомления детей с Ирбисом. Научить изображать Ирбиса нетрадиционным способом-«рисование ватой».

Образовательные:

-Дать детям знания о снежном барсе, его местообитания, внешнем облике, питании и охоте;

-Актуализировать представления детей о животных, обитающих в Прибайкалье;

-Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Развивающие:

-Развивать художественно-творческие способности детей;

-Развивать общительность и коммуникабельность;

-Развивать умение раскрывать себя в образе, сопереживать;

-Развивать морально-волевые качества, настойчивость в достижении результата.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к животному миру;

-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Оборудование:

- Макет озера Байкал, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, воздушный шарик, гуашевые краски, кисти («белка» №2), простой карандаш, «непроливайки», кисти для клея, клей ПВА, салфетки, вата; картины с изображением гор Саяны, Ирбиса.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы о животных, знакомство с «Красной книгой», беседы, заучивание стихов, отгадывание загадок, имитирование и подражание животным, рассматривание картин, книг с иллюстрациями животных, дидактические игры, интерактивные игры Ищем ответы в рисунках №4 – Развитие ребенка (),

Дорисуй животных №3: развиваем внимательность, дорисовывая хвосты – Развитие ребенка (),

Учимся рисовать животных: белочка – Развитие ребенка ()

, оформление альбома «Животные Прибайкалья».

Методы и приемы:

Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, игры и физкультминутки, инструктаж;

Наглядные методы: показ педагогом этапов рисования, демонстрация фото и видео материалов, макетов;

Практический: самостоятельная работа воспитанников. Практический метод является ведущим на этом занятии и используется для закрепления теоретического материала, формирования умений и навыков, освоение способа рисования в нетрадиционной технике;

Интеграция: позволяет на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивать инициативность, творчество и умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат (деятельность детей)

Введение в ситуацию: приветствие, организация детей, сюрпризный момент. Мотивация детей на участие в предстоящей деятельности.

Основная часть: создание условий для разнообразной активной деятельности детей; активизация имеющихся знаний, создание условий для достижения результата каждого ребёнка; использование дифференцированного подхода.

Вовлечение детей в различные виды деятельности.

Открытие нового знания.

Создание проблемной ситуации

Практическое решение проблемы.

Заключительная часть:

Подведение итогов деятельности, поощрение детей.

Выход из деятельности.

Педагог, рассматривая вместе с детьми макет Байкала и его обитателей, обращается к детям:
Педагог: Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в гости к замечательному животному, занесенному в красную книгу - Снежном барсе, или еще его называют Ирбис. Вы согласны?
Дети: Да!!!
Педагог: Тогда, давайте отправимся в высокогорье, а полетим мы туда на воздушном шаре (дети садятся на стульчики). Ребята, а шар то наш сдулся, давайте мы его с вами надуем.

Дыхательное упражнение «Подуй на шар»
Дети стоят в кругу, педагог держит воздушный шарик, делать вдох через нос, задержать дыхание, выдох через рот (струю воздуха направлять на шарик).
Педагог: Отлично! Ребята, но чтобы наш шар не сдувался, пока мы летим, мы будем произносить некоторые звуки, шар то волшебный.
Звуковая гимнастика
Энергично произносить «п-б, п-б» (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ).

Педагог: Ребята, а вы знаете, что происхождение названия «Снежный барс», и само слово «ирбис» русские купцы-меховщики переняли у охотников в Азии ещё в XVII веке. В Туве этого зверя называли ирбиш, в Семиречье он назывался ильберс, к востоку от Алма-Аты в пограничных с Китаем районах — ирвиз. На тюркском языке — ирбиз. Это слово и прижилось в русском языке, только со временем последняя буква изменилась с «з» на «с».
Педагог: Смотрите, а вот и горы Саяны. Давайте приземляться.

Ребята, посмотрите, какая природа красивая (дети подходят к картине, где изображения гор Саяны). Вот именно здесь обитает Снежный барс. Ирбис является характерным представителем фауны высоких скалистых гор Средней и Центральной Азии. Среди крупных кошачьих ирбис является единственным постоянным обитателем высокогорий. Он преимущественно населяет альпийские луга, безлесые скалы, скалистые местности, каменистые россыпи, обрывистые ущелья и часто встречается в снежной зоне. Но, в то же время, в ряде районов ирбис обитает на гораздо меньших высотах, заселяя зону древесной и кустарниковой растительности. Населяя верхние пояса высоких гор, ирбис предпочитает участки небольших открытых плоскогорий, пологих склонов и узких долин, покрытых альпийской растительностью, которые чередуются со скалистыми ущельями, нагромождениями скал и осыпей. Хребты, где обычно держатся снежные барсы, как правило, отличаются склонами большой крутизны, глубокими ущельями и выходами породы. Ирбисы могут встречаться также и на более выровненных участках, где кустарники и каменистые осыпи обеспечивают им убежища для отдыха. Снежные барсы преимущественно держатся выше границы леса, но могут встречаться и в лесах (чаще в зимнее время).

Педагог: А вы знаете, как выгладит ирбис? Я вам сейчас покажу и расскажу (педагог показывает картинки с ирбисом). Ирбис - относительно крупная кошка. По общему виду напоминает леопарда, но меньше его, более приземист, с длинным хвостом и отличается очень длинной шерстью с неясным рисунком в виде крупных тёмных пятен и розеток. Туловище сильно вытянутое и приземистое, слегка приподнятое в области крестца. Длина тела с головой 103—130 см, длина самого хвоста 90—105 см. Шерсть высокая, очень густая и мягкая, её длинная — она обеспечивает защиту от холодных, суровых условий среды обитания. По густоте меха ирбис отличается от всех больших кошек и более сходен с мелкими. Основная окраска шерсти на спине и верхней части боков светло-серая или сероватая, почти белая, с дымчатым налётом. Бока внизу, брюхо и внутренние части конечностей светлее спины. По общему светло-серому фону разбросаны редкие крупные кольцевидные пятна в форме розеток, внутри которых может находиться ещё более маленькое пятно. Голова относительно размеров тела небольшая, округлой формы. Уши короткие, тупо закруглённые, без кисточек на концах, зимой почти скрыты в меху. Грива и баки не развиты. Глаза большие, с круглым зрачком. Хвост очень длинный, превышает три четверти длины тела, покрыт длинными волосами и потому кажется очень толстым (зрительно его толщина почти равна толщине предплечья ирбиса). Служит балансиром при прыжках. Конечности относительно короткие. Лапы ирбиса широки и массивны. Когти на лапах втяжные. Следы большие, круглые, без отметин от когтей. Снежный барс, в отличие от других больших кошек, не может рычать, несмотря на неполное окостенение подъязычной кости, которая, как считалось, и позволяет большим кошкам рычать. Новые изучения показывают, что способность рычать у кошачьих обусловливается другими морфологическим особенностям гортани, которые отсутствуют у снежного барса. Несмотря на строение гиоидного аппарата как у больших кошек, призывного «рёва-рычания» нет. «Мурлыканье» происходит как при вдохе, так и при выдохе — как у мелких кошек. Способы разрывания добычи — как у больших кошек, а положение при еде — как у мелких.
Педагог: Ребята, а знаете, как охотиться Барс? Хищник, охотящийся обычно на крупную добычу, соответствующую его размерам или более крупную. Снежный барс способен справиться с добычей, втрое превосходящей его по массе. Основная добыча ирбиса практически повсеместно и круглый год —копытные. В дикой природе ирбисы в основном питаются копытными: голубыми баранами, сибирскими горными козлами, винторогими козлами, архарами, горалами, косулями, маралами, кабаргой, оленями, кабанами. Кроме того, время от времени они питаются и нетипичными для их рациона мелкими животными, такими как суслики, пищухи и птицы.
Растительную пищу — зелёные части растений, траву и т. п. — ирбисы употребляют в дополнение к мясному рациону только летом. Снежные барсы охотятся в одиночку, скрадом (подползая к животному из-за укрытий) или из засады (карауля добычу у троп, солонцов, водопоев, затаившись на скалах).
Когда до потенциальной добычи остаётся несколько десятков метров, ирбис выскакивает из укрытия и прыжками в 6—7 метров быстро её настигает. Убив животное, снежный барс затаскивает его под скалу или иное укрытие, где и начинает поедать.
Остатки добычи обычно бросает, изредка остаётся около неё, отгоняя грифов и других падальщиков. В конце лета, осенью и в начале зимы ирбисы часто охотятся семьями по 2—3 особи, которые образованы самкой со своими детёнышами.
В голодные годы могут охотится возле населённых пунктов и нападать на домашних животных. Птиц преимущественно ловит на ночёвке.
Педагог: Вот такой вот зверь. Ой, ребята, а давайте мы с вами изобразим маленьких барсят, это очень просто, ведь ведут они себя как маленькие котята.

Дети: Давайте!!!
Коррекционное упражнение
«Кошка и котята»
Цель: Укрепление мышечного корсета позвоночника и конечностей.
Как у нашей кошки подросли ребята,
И.п.: стоя на четвереньках,
Подросли ребята, пушистые котята.
прогибать и выгибать спину.
Спинки выгибают, хвостиком играют.
Стоя на коленях, сжимать и
А у них на лапках, острые царапки.
разжимать кулачки.
Очень любят умываться,
имитировать движения.
Лапкой ушки почесать
И животик полизать.
Улеглись все на бочок
И свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки
Прогнуть спину.
И залезли все в корзинку.
Бег по площадке в среднем темпе.
Педагог: Ребята, нам с вами пора в детский сад. Пройдемте к воздушному шару.

Дети садятся в «воздушный шар». Педагог подводит итог занятия, задавая вопросы о ирбисе. Как он выглядит, где обитает, чем питается. Для полного усвоения материала, демонстрируется фильм о барсе.

Педагог: Ну, вот ребята мы и в детском саду, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Очень!!!!

Педагог: Я вам предлагаю нарисовать Ирбиса, а потом организуем с вами выставку.
Рисование.

  1. На голубой бумаге нарисуем простым карандашом горы, силуэт барса.
  2. Раскрасим горы в серый цвет.
  3. Черной краской нарисуем барсу глаза и нос.
  4. Намазываем постепенно силуэт барса клеем и закладываем ватой.
  5. Закладываем ватой вершины гор и участки имитируя снег.
  6. Черной краской прорисовываем пятна на теле животного.

Дети вывешивают свои работы на выставку и оценивают результат.

После занятия можно предложить детям живые раскраски по теме «Дикие животные».

()

раскраски quiver: 2 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках ()

()

раскраски quiver: 2 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках ()


Создание благоприятной атмосферы, игровой ситуации. Установление эмоционального контакта. Участвуют в планировании собственной деятельности. Установка на предстоящую деятельность. Выражают готовность к деятельности.

Дети стоят в кругу, педагог держит воздушный шарик, делать вдох через нос, выдох через рот (струю воздуха направлять на шарик).

Дети подходят к картине с изображением гор Саяны.

Актуализация имеющихся знаний, активизация словаря.

Дети слушают, проявляют любознательность.

Игра: Снятие напряжения, психологическая и физическая разгрузка, активизация внимания, повышение эмоционального тонуса.

Участвуют в игре, выполняют физические упражнения.

Высказываются по поводу полученной информации, просматривают фильм.

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом.

Охотно демонстрируют свой продукт. Соотносят продукт, результат деятельности с намеченным планом. Выражают свое мнение по вопросам самооценки.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности - рисование "Самолет"

Данная технологическая карта разработана для детей младшего дошкольного возраста....

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности с детьми по разделу "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование)

Разработка технологической карты по продуктивному виду деятельности направлена на ознакомление дошкольников с новым способом создания композиции - свободное нанесение цветовых пятен по всей поверхност...

технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности занятия по теме: «Ёлочка - красавица» (рисование) в старшей группе

На занятии дети учились называть основные три цвета, овладели нетрадиционной техникой рисования, выражали своего отношения к окружающему миру, проявляли интерес к изобразительной деятельности...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Снежки»

Технологическая картанепосредственно-образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)«Снежки»Образовательная областьХудожественно-эстетическое развитие...

конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике "Снежный барс"

Данное занятие в нетрадиционной технике рисования не только развивает творческие способности ребенка, но и знакомит детей с родным краем, с редкими животными, обитающими только в данной местности. Учи...