ПАСПОРТА ПРОЕКТА по нравственно - патриотическому воспитанию «Русь - богатырская»
проект (старшая группа)
Ситуация, в которой будет проходить проект, следующая: совершить путешествие от эпохи древней Руси до современности, где их будут ждать встречи с интересными людьми, соревнования, интересные задания, новые знания, а еще знакомство с русско – музыкальным фольклором. По окончанию путешествия ребята должны обобщить свои знания и сделать вывод: если ли богатыри в современном мире?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт проекта | 50.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТА ПРОЕКТА
по нравственно - патриотическому воспитанию «Русь - богатырская»
- Аннотация
Актуальность проекта
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
В ходе беседы с детьми мы выяснили, что страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о достижениях и величии исторического прошлого России. Поэтому мы серьезно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект «Русь – богатырская», где охватываются темы истории, традиции и культуры России: «Быт и уклад жизни наших предков», «Красота и многогранность русского фольклора», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Герои России и герои родного города».
За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.
Значимость на уровне образовательной организации и социума
что дает участие в проекте педагогу?
- педагоги овладеют практическими навыками в организации работы по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей дошкольного возраста, через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию у дошкольников патриотических ценностей, взглядов и убеждений и создающей возможность для их позитивной социализации и личностного развития;
- обогащение методического банка по теме.
воспитаннику?
- заинтересованность, сопричастность к общему совместному плану проекта и развитие интереса к поисковой деятельности;
- воспитание чувства гордости у детей за защитников Отечества – людей сильных и преданных своей родимой земле во все времена, чувства сопричастности к ее истории;
- дети научаться понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от былин.
родителям?
- понимание родителями всей важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте;
- укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом.
организациям?
проект может быть использован педагогами ДОО для приобщения детей к истокам русской народной культуры, формирования чувств патриотизма.
воспитательный аспект
Воспитать нравственно-патриотические чувства у детей, интерес к жизни своих предков и уважительному отношению к своей культуре, чувство гордости за свой народ, Родину; прививать любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
кратко — содержание
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей – защитников земли Русской, с некоторыми «великими» людьми прошлых столетий и нашего времени, с народным музыкальным фольклором, охватывая темы истории, традиции и культуры России.
- Проблема (проблемы), которую (ые) нужно решить в данном проекте.
Недостаточная информированность детей о защитниках земли Русской.
Основополагающий вопрос проекта.
В современном мире есть ли богатыри?
Проблемные вопросы
- Как жили люди на Руси?
- Что такое былина?
- Кто такие богатыри?
- Могла ли быть богатырем женщина?
- За что почитались богатыри земли Русской?
- Направление воспитательной деятельности, в рамках которого проводится работа по проекту.
Патриотическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Главное условие участия – заинтересованность родителей, педагогов и детей.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители.
Социум:
- детская библиотека им. Павлика Морозова;
- музей истории г. Лесозаводска;
- ветераны Афганистана Горбатенко Анатолий Платонович (председатель городского Совета ветеранов, участник Афганской войны, участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), Устянский Валерий Иванович (ветеран боевых действий, председатель первичной ветеранской организации Афганцев). ⠀
- начальник караула пожарной спасательной части № 61 – Писарчук Константин Михайлович
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Музыкальный работник + Воспитатели:
Определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения, привлечение детей и родителей к участию в проекте.
Организация и проведения спортивного развлечения «Богатырские забавы»; концерта «Русский сувенир», посвященному 8 марта; праздника, посвященному 9 мая «День победы»
Оформление папки – передвижки, буклетов
Музыкальный работник:
Знакомит детей с русским музыкальным фольклором; разучивает с детьми техники игры на ложках, танцы, песни, игры, и проведение развлечения «Посиделки в русской избе»
Воспитатели: подготовка и проведение ООД; игровой деятельности и сюжетно-ролевых игр; организация и проведение квест – игры, интерактивной игры - викторины «Умники и умницы»; организация посещения детьми музея истории г. Лесозаводска и детской библиотеки им. Павлика Морозова. Проведение круглого стола, консультаций для родителей; анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта; диагностика детей на начало и конец проекта.
Родители + дети:
Домашнее задание выяснить были ли богатыри? С кем они воевали?
Участие в онлайн викторине для детей – Богатыри – защитники Отечества,
организация для детей встреч с ветеранами Афганистана и начальником караула пожарной спасательной части № 61; совместное изготовление поделок к выставке
Тип проекта: познавательный, творческий.
- Краткое описание ситуации проекта. Ситуация, в которой будет проходить проект, следующая: совершить путешествие от эпохи древней Руси до современности, где их будут ждать встречи с интересными людьми, соревнования, интересные задания, новые знания, а еще знакомство с русско – музыкальным фольклором. По окончанию путешествия ребята должны обобщить свои знания и сделать вывод: если ли богатыри в современном мире?
Основные принципы и подходы к реализации проекта.
В основу реализации проекта были положены следующие принципы:
- единство содержания форм и методов работы;
- принцип системности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Потребители проекта, выигрывающие от его реализации: дети, воспитатели, родители и ДОУ. Заказчик проекта (инициатор): дети и воспитатели.
- Цели проекта:
педагогическая цель: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей и героев нашего времени.
практическая цель: создание условий для творческого развития и приобщения к культурным и нравственным ценностям путем знакомства с историческим наследием страны.
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).
Обучающие:
- Познакомить и сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике отечества;
- Познакомить и сформировать представления о быте русского народа;
- познакомить детей с народно – музыкальным фольклором. Развивающие:
- развить чувство гордости за подвиги былинных и современных героев;
- развивать творческую активность ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
- развить способность общаться в детском коллективе, т.е. совершенствование диалогической речи;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в защите, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной страны.
- Создание материалов. Продукты. Результаты проекта. Награды, призы.
- Альбом «Богатыри земли русской»
- Спортивное развлечение совместно с родителями «Богатырские забавы»
- Концерт «Русский сувенир»
- Праздник, посвященный 9 мая «День победы»
Временные рамки: с сентября 2022г. по май 2023г..
Сроки реализации проекта: подготовительный этап – сентябрь; основной этап – с октября по апрель; заключительный этап – май.
- Показатели эффективности проекта. Количественные и качественные показатели. В ходе проекта 56% детей освоили материал по теме проекта; 32% - частично освоили; 12% - не освоили в связи с тем, что плохо посещали детский сад.
- Материально-техническое обеспечение. Необходимое оборудование.
подбор методической и художественной литературы; дидактические игры; подбор мультфильмов; презентаций по теме; выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
проектор, телевизор, принтер, флэш-накопитель, магнитола, музыкальные инструменты (гусли, деревянные ложки)
- Способы и технологии.
- здоровьесберегающая технология;
- технология проектной деятельности;
- личностно-ориентированная технология;
- информационно - коммуникативных технологий;
- игровая технология;
- технология предметно – развивающей среды.
Особенности проведения:
Сделать проект более интересным для воспитанников и насыщенным познавательными событиями позволили:
- приобретение русских народных костюмов и костюмов богатырей;
- формы социального партнерства. У дошкольников состоялась интересная встреча с ветеранами Афганистана и начальник караула пожарной спасательной части № 61. Посетили библиотеку им. П. Морозова и музей истории г. Лесозаводска. Состоялось спортивное мероприятие совместно с родителями в спортивном комплексе «Чемпион».
- Использование информационно - коммуникативных технологий позволило нам внедрить в проект: интерактивную игру – викторина «Умники и умнички», виртуальную экскурсию в «Мир русских былин в картинах».
- Знакомство с народно- музыкальным фольклором.
- Кульминацией проекта стали: квест – игра, участие в конкурсах и онлайн викторине для детей – Богатыри – защитники Отечества, концерт для родителей «Русский сувенир» (посвященный международному женскому дню – 8 марта), праздник, посвященный 9 мая «День победы»
виды деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, музыкально – художественная.
- Формы взаимодействия педагога с детьми:
проблемные ситуации; беседы; обсуждение; чтение художественной литературы; просмотр мультфильмов, презентаций и виртуальная экскурсия; дидактические, сюжетно - ролевые, русские народные игры и интерактивная игра – викторина; встречи; участие в конкурсах и онлайн викторине; квест – игра, соревнование и развлечение; создание альбомов.
Формы самостоятельной деятельности детей: решение проблемных ситуаций; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; рассматривание.
Формы взаимодействия педагога с родителями: проведение спортивных развлечений, концертов; круглый стол и консультации; организация выставок.
- Возможные трудности и риски и способы их преодоления.
Русско-славянский стиль написания былин о богатырях усложняет усвоение и восприятие текста детьми. Для решения этой проблемы, нами был составлен пересказ в простой, понятной и интересной для детей форме. Еще одной не менее важной задачей была разработка ООД. В учебно-методической литературе мало информации по данной теме, поэтому мы сами находили и анализировали нужный материал.
- Этапы проведения проекта
Подготовительный этап.
Временные рамки: сентябрь 2022г.
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения, привлечение детей и родителей к участию в проекте.
Формы работы:
- беседа по осведомленности детей по данной теме;
- подборка дидактических игр, изготовление атрибутов для игровой и театральной деятельности;
- подборка методической, художественной литературы, наглядно-иллюстрированного материала по теме проекта;
- подбор музыкальных произведений.
Работа с детьми:
Реализация проекта осуществлялась с помощью модели трех вопросов, которые были заданы детям.
- Что мы знаем о богатырях?
- Что хотим узнать?
- Как мы это узнаем?
Работа с родителями:
- ознакомление родителей с темой и с проблемой проекта «Русь богатырская»;
- нацеливание родителей на работу и помощь над проектом.
Анализ подготовительного этапа: на начальном этапе проекта по заданному вопросу «Что мы знаем о богатырях? Почти все дети назвали их имена т.к. смотрели современный мультфильм про богатырей, и они сильные. Дети затруднялись ответить на вопрос если богатыри в современном мире? Три человека, что нас очень порадовала, сказали, что это герои ВОВ. Один ребенок сказал, что это ее родители т.к. они пограничники и охраняют границу, а еще один ребенок назвал человека-паука. 49 % сошлись к тому, что это военные. На вопрос хотят ли они совершить путешествие от эпохи древней Руси до современности и тем самым узнать больше о богатырях. Ответили да, особенно мальчики. Свою работу мы начали с того, что составили план работы, выбрали название проекта, сформулировали: проблему, цель, задачи. Подобрали художественную литературу, музыкальные произведения, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры по теме проекта. На подготовительном этапе проекта для нас было важным привлечь внимание родителей к участию в проекте, заинтересовать данной темой.
Основной этап.
Временные рамки: октябрь 2022г. – январь 2023г.
Цель: выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями, социумом для решения поставленных задач.
Формы работы с детьми:
- Беседы.
- Посещение музея истории г. Лесозаводска и детской библиотеки им. П. Морозова.
- ООД: «Памятники богатырям в разных городах России»; «Богатырское снаряжение»; «Женщины-богатырши в русских былинах». ООД по художественно-эстетическому развитию: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской», «Богатырский конь», «Украшение кокошника», «Щит и меч», «Сторожевая башня», «Крепость».
- Виртуальная экскурсия в «Мир русских былин в картинах»; просмотр мультипликационных фильмов о былинах и богатырях; коллекционирование иллюстраций к былинам.
- Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырем»;
- Конкурс чтецов «Богатыри Руси Великой».
- Чтение художественной литературы БЫЛИНЫ И СКАЗКИ.
- ООД по музыкальному развитию: «Путешествие в страну фольклора», «Гусли – звончатые», «Ложкари», «Музыкальные образы богатырей в творчестве русских композиторов»
- Музыкальное развлечение «Посиделки в русской избе»
- Спортивное развлечение совместно с родителями в спортивном комплексе «Чемпион» «Богатырские забавы»
- Квест-игра «В чем сила богатырская»
- Сюжетно-ролевые игры.
Форма работы с родителями:
- Беседа совместно с детьми на тему были ли богатыри? С кем они воевали?
- Выполнить совместно с детьми поделку Змея-Горыныча
- Участие родителей в спортивном развлечении «Богатырские забавы»
- Консультация для родителей «Зачем читать детям былины?»
- Оформление папки – передвижки «Русские богатыри»
- Дискуссионная беседа «С чего начинается патриотизм?»
- Круглый стол на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
Анализ основного этапа:
На первом этапе перед детьми была поставлена задача (домашнее задание) выяснить были ли богатыри? С кем они воевали? Далее была проведена экскурсия сначала в музей, где нас радушно встретила «тетушка Арина» и рассказала нам о жизни и быте наших предков, а также получили навыки пользования старинными предметами труда, а затем в детскую библиотеку им. Павлика Морозова, где библиотекарь подготовила для нас очень хороший материал о богатырях.
Проявив инициативу, семьи Антоненко и Горбатенко узнали, что по древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны (богатырь – стихия). Совместно со своими детьми познакомили нас с некоторыми из них – это Святогор, Горыня - Горный великан, Дубыня - Лесной великан, Усыня - Речной великан.
В группе создан альбом с иллюстрациями «Богатыри земли русской», «О Родине, о подвигах, о славе…». Оформлена выставка книг. Провели образовательную деятельность, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и многое другое.
На музыкальных занятиях дети познакомились с русским музыкальным фольклором, музыкальными инструментами – гусли, деревянные ложки, с техникой игры на музыкальных инструментах, с творчеством композиторов, которые изображают богатырские образы в музыкальных произведениях: Михаил Глинко, Н.А.Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. Играли в хороводные народные игры «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Чижик», «Царевич королевич». Разучивали песни и танцы.
Провели музыкальное развлечение «Посиделки в русской избе» на основе фольклорного материала.
Дети узнали, что богатыри были не только смелыми и сильными, умными и добрыми, но самое главное они очень любили свой народ, защищали свою Родину от любого врага.
Заключительный этап
Временные рамки: февраль – май 2023 г.
Цель: закрепить знания о патриотизме людей из различных промежутков времени, начиная со старой Руси и до нашего времени.
Формы работы с детьми:
- Беседа о празднике «День победы»;
- ООД по познавательному развитию «Современные богатыри»;
- Беседа по познавательному развитию «У подвига нет возраста»;
- Разбор пословиц о смелости и отваге русских героев;
- Посещение музея истории г. Лесозаводска. Конкурсно-игровая программа «Аты-баты. Вот такие мы солдаты!»;
- Интерактивная игра – викторина «Умники и умницы»;
- Концерт для родителей «Русский сувенир» (посвященный международному женскому дню – 8 марта);
- Праздник, посвященный 9 мая «День победы» для родителей и воспитанников старших групп.
- Участие в конкурсах и онлайн викторине для детей – Богатыри – защитники Отечества
Формы работы с родителями:
- Встреча с ветеранами Афганистана и начальником караула пожарной спасательной части № 61.
- Анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта.
Форма работы с педагогами:
- отчет для воспитателей «Былины как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников».
- Буклеты для воспитателей, а также для родителей старших и подготовительных групп «Русские былины, как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям»
Анализ заключительного этапа:
На заключительном этапе провели работу по теме: «Современные богатыри» и «У подвига нет возраста» Мы не только рассказали о подвигах героев России и нашего города, но и познакомили ребят с самыми юными современными героями нашей страны, которые, не задумываясь, выручали тех, кому была нужна помощь. А также совместно с родителями организовали для детей встречу с ветеранами Афганистана и начальником караула пожарной спасательной части № 61.
В результате с ребятами сделали вывод по вопросу: «Людей каких профессий можно отнести к современным богатырям?» – это полицейский, спасатель, пожарный, военный. Отметили основные качества богатырей: очень силен и могуч, храбрый, обладает силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов отдать жизнь за родину и народ, может быть обучен или не обучен воинскому искусству.
Оценка результативности реализации проекта «Русь – богатырская» осуществлялась в форме интерактивной игры - викторины «Умники и умницы». Победителей наградили дипломами и подарками.
Сотрудники музея истории г. Лесозаводска приготовили для нас конкурсно-игровую программу ««Аты-баты. Вот такие мы солдаты!».
Для родителей показали концерт «Русский сувенир», посвященный международному женскому дню – 8 марта. Завершая работу по проектной деятельности, организовали праздник, посвященный 9 мая «День победы». Ребята исполнили песни военных лет, танцевали, читали стихи.
Общий вывод таков, что в образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь — это всегда воин-патриот.
- Критерии оценивания работ участников и проекта (если имеются в соответствии с возрастными особенностями).
Оценка результативности реализации проекта «Русь – богатырская» осуществлялась в форме интерактивной игры - викторины «Умники и умницы».
Критерии оценки:
- полнота и аргументированность ответов;
- оригинальность и находчивость;
- умение работать в команде;
- умение самостоятельно работать с информацией.
Команда победителей определяется по набранной сумме баллов.
- Лист самооценки (дети сами оценивали свою работу в проекте)
Перспективы развития проекта.
Обогащать существующий проект мини-проектами, такими как «Русская матрёшка», «Маленькие герои большой страны», «Азбука родного города». Это поможет комплексно подойти к проблеме патриотического воспитания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Народные традиции. Православная Русь"
Друзья мои!Внушайте людям веру!И чаще говорите "Добрый день",И следуйте хорошему примеру!Продляйте добрым словомЖизнь людей!В. Боков....
Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»
Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа, его прошлому....
Паспорт проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, люб...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
Паспорт проекта "Уголок нравственно-патриотического воспитания"
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и наст...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатырская наша сила»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области(МБДОУ д/с № 10) Проект...
паспорт уголка по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе
примерное содержание материала по уголку "патриотическое воспитание" в старшей группе (нагладные, дидактические материалы,игры)...