ПАСПОРТА ПРОЕКТА по нравственно - патриотическому воспитанию «Русь - богатырская»
проект (старшая группа)

Никишина Ирина Юрьевна

Ситуация, в которой будет проходить проект, следующая: совершить путешествие от эпохи древней Руси до современности, где их будут ждать встречи с интересными людьми, соревнования, интересные задания, новые знания, а еще знакомство с русско – музыкальным фольклором. По окончанию путешествия ребята должны обобщить свои знания и сделать вывод: если ли богатыри в современном мире?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт проекта50.42 КБ

Предварительный просмотр:

 ПАСПОРТА ПРОЕКТА

по нравственно - патриотическому воспитанию «Русь - богатырская»

  1. Аннотация

Актуальность проекта

Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

В ходе беседы с детьми мы выяснили, что страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о достижениях и величии исторического прошлого России. Поэтому мы серьезно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект «Русь – богатырская», где охватываются темы истории, традиции и культуры России: «Быт и уклад жизни наших предков», «Красота и многогранность русского фольклора», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Герои России и герои родного города».

За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству.

Значимость на уровне образовательной организации и социума

что дает участие в проекте педагогу?

  • педагоги овладеют практическими навыками в организации работы по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей детей дошкольного возраста, через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей;
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию у дошкольников патриотических ценностей, взглядов и убеждений и создающей возможность для их позитивной социализации и личностного развития;
  • обогащение методического банка по теме. 

воспитаннику?

  • заинтересованность, сопричастность к общему совместному плану проекта и развитие интереса к поисковой деятельности;
  • воспитание чувства гордости у детей за защитников Отечества – людей сильных и преданных своей родимой земле во все времена, чувства сопричастности к ее истории;
  • дети научаться понимать смысл былин, пословиц, отличать сказку от былин.

родителям?

  • понимание родителями всей важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте;
  • укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателями и детским садом. 

организациям?

проект может быть использован педагогами ДОО для приобщения детей к истокам русской народной культуры, формирования чувств патриотизма.

воспитательный аспект

Воспитать нравственно-патриотические чувства у детей, интерес к жизни своих предков и уважительному отношению к своей культуре, чувство гордости за свой народ, Родину; прививать любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

кратко — содержание

В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей – защитников земли Русской, с некоторыми «великими» людьми прошлых столетий и нашего времени, с народным музыкальным фольклором, охватывая темы истории, традиции и культуры России.

  1. Проблема (проблемы), которую (ые) нужно решить в данном проекте.

Недостаточная информированность детей о защитниках земли Русской.

Основополагающий вопрос проекта.

В современном мире есть ли богатыри?

Проблемные вопросы

  • Как жили люди на Руси?
  • Что такое былина?
  • Кто такие богатыри?
  • Могла ли быть богатырем женщина?
  • За что почитались богатыри земли Русской?
  1. Направление воспитательной деятельности, в рамках которого проводится работа по проекту.

Патриотическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое и художественно-эстетическое развитие.

Главное условие участия – заинтересованность родителей, педагогов и детей.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители.

Социум: 

  • детская библиотека им. Павлика Морозова;
  • музей истории г. Лесозаводска;
  • ветераны Афганистана Горбатенко Анатолий Платонович (председатель городского Совета ветеранов, участник Афганской войны, участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС), Устянский Валерий Иванович (ветеран боевых действий, председатель первичной ветеранской организации Афганцев).  
  • начальник караула пожарной спасательной части № 61 – Писарчук Константин Михайлович

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Музыкальный работник + Воспитатели:  

Определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения, привлечение детей и родителей к участию в проекте.

Организация и проведения спортивного развлечения «Богатырские забавы»; концерта «Русский сувенир», посвященному 8 марта; праздника, посвященному 9 мая «День победы»

Оформление папки – передвижки, буклетов

Музыкальный работник:

Знакомит детей с русским музыкальным фольклором; разучивает с детьми техники игры на ложках, танцы, песни, игры, и проведение развлечения «Посиделки в русской избе»

Воспитатели: подготовка и проведение ООД; игровой деятельности и сюжетно-ролевых игр; организация и проведение квест – игры, интерактивной игры - викторины «Умники и умницы»; организация посещения детьми музея истории г. Лесозаводска и детской библиотеки им. Павлика Морозова. Проведение круглого стола, консультаций для родителей; анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта; диагностика детей на начало и конец проекта.

Родители + дети:

Домашнее задание выяснить были ли богатыри? С кем они воевали?

Участие в онлайн викторине для детей – Богатыри – защитники Отечества,

организация  для детей встреч с ветеранами Афганистана и начальником караула пожарной спасательной части № 61; совместное изготовление поделок к выставке

Тип проекта: познавательный, творческий.

  1. Краткое описание ситуации проекта. Ситуация, в которой будет проходить проект, следующая: совершить путешествие от эпохи древней Руси до современности, где их будут ждать встречи с интересными людьми, соревнования, интересные задания, новые знания, а еще знакомство с русско – музыкальным фольклором. По окончанию путешествия ребята должны обобщить свои знания и сделать вывод: если ли богатыри в современном мире?

Основные принципы и подходы к реализации проекта.

В основу реализации проекта были положены следующие принципы:

  • единство содержания форм и методов работы;
  • принцип системности и последовательности;
  • принцип доступности;
  • принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
  • принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.

Потребители проекта, выигрывающие от его реализации: дети, воспитатели, родители и ДОУ. Заказчик проекта (инициатор): дети и воспитатели.

  1.  Цели проекта:

педагогическая цель: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей и героев нашего времени.

практическая цель: создание условий для творческого развития и приобщения к культурным и нравственным ценностям путем знакомства с историческим наследием страны.

Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).

Обучающие: 

  1.  Познакомить и сформировать представление о русском воине-богатыре как о защитнике отечества;
  2. Познакомить и сформировать представления о быте русского народа;
  3. познакомить детей с народно – музыкальным фольклором. Развивающие: 
  1. развить чувство гордости за подвиги былинных и современных героев;
  2. развивать творческую активность ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
  3. развить способность общаться в детском коллективе, т.е. совершенствование диалогической речи;

Воспитательные: 

  1. воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
  2. воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в защите, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
  3. воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной страны.
  1.  Создание материалов. Продукты. Результаты проекта. Награды, призы.
  • Альбом «Богатыри земли русской»
  • Спортивное развлечение совместно с родителями «Богатырские забавы»
  • Концерт «Русский сувенир»
  • Праздник, посвященный 9 мая «День победы»

Временные рамки: с сентября 2022г. по май 2023г..

Сроки реализации проекта: подготовительный этап – сентябрь; основной этап – с октября по апрель; заключительный этап – май.

  1. Показатели эффективности проекта. Количественные и качественные показатели. В ходе проекта 56% детей освоили материал по теме проекта; 32% - частично освоили; 12% - не освоили в связи с тем, что плохо посещали детский сад.
  2.  Материально-техническое обеспечение. Необходимое оборудование.

подбор методической и художественной литературы; дидактические игры; подбор мультфильмов; презентаций по теме; выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

проектор, телевизор, принтер, флэш-накопитель, магнитола, музыкальные инструменты (гусли, деревянные ложки)

  1. Способы и технологии.
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология проектной деятельности;
  • личностно-ориентированная технология;
  • информационно - коммуникативных технологий;
  • игровая технология;
  • технология предметно – развивающей среды.

Особенности проведения:

Сделать проект более интересным для воспитанников и насыщенным познавательными событиями позволили:

  1. приобретение русских народных костюмов и костюмов богатырей;
  2. формы социального партнерства. У дошкольников состоялась интересная встреча с ветеранами Афганистана и начальник караула пожарной спасательной части № 61. Посетили библиотеку                                им. П. Морозова и музей истории г. Лесозаводска. Состоялось спортивное мероприятие совместно с родителями в спортивном комплексе «Чемпион».
  3. Использование информационно - коммуникативных технологий позволило нам внедрить в проект: интерактивную игру – викторина «Умники и умнички», виртуальную экскурсию в «Мир русских былин в картинах».
  4. Знакомство с народно- музыкальным фольклором.
  5. Кульминацией проекта стали: квест – игра, участие в конкурсах и онлайн викторине для детей – Богатыри – защитники Отечества, концерт для родителей «Русский сувенир» (посвященный международному женскому дню – 8 марта), праздник, посвященный 9 мая «День победы»

виды деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, музыкально – художественная.

  1.  Формы взаимодействия педагога с детьми:

проблемные ситуации; беседы; обсуждение; чтение художественной литературы; просмотр мультфильмов, презентаций и виртуальная экскурсия; дидактические, сюжетно - ролевые, русские народные игры и интерактивная игра – викторина; встречи; участие в конкурсах и онлайн викторине; квест – игра, соревнование и развлечение; создание альбомов.

Формы самостоятельной деятельности детей: решение проблемных ситуаций; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; рассматривание.

Формы взаимодействия педагога с родителями: проведение спортивных развлечений, концертов; круглый стол и консультации; организация выставок.

  1.  Возможные трудности и риски и способы их преодоления.

Русско-славянский стиль написания былин о богатырях усложняет усвоение и восприятие текста детьми. Для решения этой проблемы, нами был составлен пересказ в простой, понятной и интересной для детей форме. Еще одной не менее важной задачей была разработка ООД. В учебно-методической литературе мало информации по данной теме, поэтому мы сами находили и анализировали нужный материал.

  1.  Этапы проведения проекта

Подготовительный этап.

Временные рамки: сентябрь 2022г.

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения, привлечение детей и родителей к участию в проекте.

Формы работы:

  • беседа по осведомленности детей по данной теме;
  • подборка дидактических игр, изготовление атрибутов для игровой и театральной деятельности;
  • подборка методической, художественной литературы, наглядно-иллюстрированного материала по теме проекта;
  • подбор музыкальных произведений.

Работа с детьми:

Реализация проекта осуществлялась с помощью модели трех вопросов, которые были заданы детям.

  1. Что мы знаем о богатырях?
  2. Что хотим узнать?
  3. Как мы это узнаем?

Работа с родителями:

  • ознакомление родителей с темой и с проблемой проекта «Русь богатырская»;
  • нацеливание родителей на работу и помощь над проектом.

Анализ подготовительного этапа: на начальном этапе проекта по заданному вопросу «Что мы знаем о богатырях? Почти все дети назвали их имена т.к. смотрели современный мультфильм про богатырей, и они сильные. Дети затруднялись ответить на вопрос если богатыри в современном мире? Три человека, что нас очень порадовала, сказали, что это герои ВОВ. Один ребенок сказал, что это ее родители т.к. они пограничники и охраняют границу, а еще один ребенок назвал человека-паука. 49 % сошлись к тому, что это военные. На вопрос хотят ли они совершить путешествие от эпохи древней Руси до современности и тем самым узнать больше о богатырях. Ответили да, особенно мальчики. Свою работу мы начали с того, что составили план работы, выбрали название проекта, сформулировали: проблему, цель, задачи. Подобрали художественную литературу, музыкальные произведения, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры по теме проекта. На подготовительном этапе проекта для нас было важным привлечь внимание родителей к участию в проекте, заинтересовать данной темой. 

Основной этап.

Временные рамки: октябрь 2022г. – январь 2023г.

Цель: выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями, социумом для решения поставленных задач.

Формы работы с детьми:

  • Беседы.
  • Посещение музея истории г. Лесозаводска и детской библиотеки          им. П. Морозова.
  • ООД: «Памятники богатырям в разных городах России»; «Богатырское снаряжение»; «Женщины-богатырши в русских былинах». ООД по художественно-эстетическому развитию: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской», «Богатырский конь», «Украшение кокошника», «Щит и меч», «Сторожевая башня», «Крепость».
  • Виртуальная экскурсия в «Мир русских былин в картинах»; просмотр мультипликационных фильмов о былинах и богатырях; коллекционирование иллюстраций к былинам.
  • Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырем»;
  • Конкурс чтецов «Богатыри Руси Великой».
  • Чтение художественной литературы БЫЛИНЫ И СКАЗКИ.
  • ООД по музыкальному развитию: «Путешествие в страну фольклора», «Гусли – звончатые», «Ложкари», «Музыкальные образы богатырей в творчестве русских композиторов»
  • Музыкальное развлечение «Посиделки в русской избе»
  • Спортивное развлечение совместно с родителями в спортивном комплексе «Чемпион» «Богатырские забавы»
  • Квест-игра «В чем сила богатырская»
  • Сюжетно-ролевые игры.

Форма работы с родителями:

  • Беседа совместно с детьми на тему были ли богатыри? С кем они воевали?
  • Выполнить совместно с детьми поделку Змея-Горыныча
  • Участие родителей в спортивном развлечении «Богатырские забавы»
  • Консультация для родителей «Зачем читать детям былины?»
  • Оформление папки – передвижки «Русские богатыри»
  • Дискуссионная беседа «С чего начинается патриотизм?»
  • Круглый стол на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

Анализ основного этапа:

На первом этапе перед детьми была поставлена задача (домашнее задание) выяснить были ли богатыри? С кем они воевали? Далее была проведена экскурсия сначала в музей, где нас радушно встретила «тетушка Арина» и рассказала нам о жизни и быте наших предков, а также получили навыки пользования старинными предметами труда, а затем в детскую библиотеку им. Павлика Морозова, где библиотекарь подготовила для нас очень хороший материал о богатырях.

Проявив инициативу, семьи Антоненко и Горбатенко узнали, что по древнейшим былинам сначала существовали богатыри-великаны (богатырь – стихия). Совместно со своими детьми познакомили нас с некоторыми из них – это Святогор, Горыня - Горный великан, Дубыня - Лесной великан, Усыня - Речной великан.

В группе создан альбом с иллюстрациями «Богатыри земли русской», «О Родине, о подвигах, о славе…». Оформлена выставка книг. Провели образовательную деятельность, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и многое другое.

На музыкальных занятиях дети познакомились с русским музыкальным фольклором, музыкальными инструментами – гусли, деревянные ложки, с техникой игры на музыкальных инструментах, с творчеством композиторов, которые изображают богатырские образы в музыкальных произведениях: Михаил Глинко, Н.А.Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского. Играли в хороводные народные игры «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Чижик», «Царевич королевич». Разучивали песни и танцы.

Провели музыкальное развлечение «Посиделки в русской избе» на основе фольклорного материала.

Дети узнали, что богатыри были не только смелыми и сильными, умными и добрыми, но самое главное они очень любили свой народ, защищали свою Родину от любого врага.

Заключительный этап

Временные рамки: февраль – май 2023 г.

Цель: закрепить знания о патриотизме людей из различных промежутков времени, начиная со старой Руси и до нашего времени.

Формы работы с детьми:

  • Беседа о празднике «День победы»;
  • ООД по познавательному развитию «Современные богатыри»;
  • Беседа по познавательному развитию «У подвига нет возраста»;
  • Разбор пословиц о смелости и отваге русских героев;
  • Посещение музея истории г. Лесозаводска. Конкурсно-игровая программа «Аты-баты. Вот такие мы солдаты!»;
  • Интерактивная игра – викторина «Умники и умницы»;
  • Концерт для родителей «Русский сувенир» (посвященный международному женскому дню – 8 марта);
  • Праздник, посвященный 9 мая «День победы» для родителей и воспитанников старших групп.
  • Участие в конкурсах и онлайн викторине для детей – Богатыри – защитники Отечества

Формы работы с родителями:

  • Встреча с ветеранами Афганистана и начальником караула пожарной спасательной части № 61.
  • Анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта.

Форма работы с педагогами:

  • отчет для воспитателей «Былины как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников».
  • Буклеты для воспитателей, а также для родителей старших и подготовительных групп «Русские былины, как средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям» 

Анализ заключительного этапа: 

На заключительном этапе провели работу по теме: «Современные богатыри» и «У подвига нет возраста» Мы не только рассказали о подвигах героев России и нашего города, но и познакомили ребят с самыми юными современными героями нашей страны, которые, не задумываясь, выручали тех, кому была нужна помощь.  А также совместно с родителями организовали для детей встречу с ветеранами Афганистана и начальником караула пожарной спасательной части № 61.

В результате с ребятами сделали вывод по вопросу: «Людей каких профессий можно отнести к современным богатырям?» – это полицейский, спасатель, пожарный, военный. Отметили основные качества богатырей: очень силен и могуч, храбрый, обладает силой воли, смекалкой, находчивостью, любит родную землю и окружающий мир, готов отдать жизнь за родину и народ, может быть обучен или не обучен воинскому искусству.

Оценка результативности реализации проекта «Русь – богатырская» осуществлялась в форме интерактивной игры - викторины «Умники и умницы». Победителей наградили дипломами и подарками.

Сотрудники музея истории г. Лесозаводска приготовили для нас конкурсно-игровую программу ««Аты-баты. Вот такие мы солдаты!».

Для родителей показали концерт «Русский сувенир», посвященный международному женскому дню – 8 марта. Завершая работу по проектной деятельности, организовали праздник, посвященный 9 мая «День победы».  Ребята исполнили песни военных лет, танцевали, читали стихи.

Общий вывод таков, что в образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об идеальном герое. Богатырь — это всегда воин-патриот.

  1. Критерии оценивания работ участников и проекта (если имеются в соответствии с возрастными особенностями). 

Оценка результативности реализации проекта «Русь – богатырская» осуществлялась в форме интерактивной игры - викторины «Умники и умницы».

Критерии оценки:

  • полнота и аргументированность ответов;
  • оригинальность и находчивость;
  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно работать с информацией.

Команда победителей определяется по набранной сумме баллов.

  • Лист самооценки (дети сами оценивали свою работу в проекте)

Перспективы развития проекта.

Обогащать существующий проект мини-проектами, такими как «Русская матрёшка», «Маленькие герои большой страны», «Азбука родного города». Это поможет комплексно подойти к проблеме патриотического воспитания дошкольников.

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Народные традиции. Православная Русь"

Друзья мои!Внушайте людям веру!И чаще говорите "Добрый день",И следуйте хорошему примеру!Продляйте добрым словомЖизнь людей!В. Боков....

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»

Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа, его прошлому....

Паспорт проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, люб...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Паспорт проекта "Уголок нравственно-патриотического воспитания"

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и наст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатырская наша сила»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области(МБДОУ д/с № 10)      Проект...

паспорт уголка по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе

примерное содержание материала по уголку "патриотическое воспитание" в старшей группе (нагладные, дидактические материалы,игры)...