Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Народные традиции. Православная Русь"
проект (старшая группа) на тему
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите "Добрый день",
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»
Среднесрочный педагогический проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
Над проектом работали:
Воспитатель
Командрина Марина Михайловна
Дети старшей группы
Родители
2014 – 2015 г.
Среднесрочный педагогический проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков
«Народные традиции. Православная Русь»
Вид проекта: комплексный, познавательно-творческий.
Продолжительность:6 месяцев.
Участники: педагог группы, 20 детей старшей группы , родители.
Актуальность:
Чтобы не плакать нам от чад своих …
21 век. Век технических преобразований, информационных технологий. Бегущий, летящий век, все торопятся, спешат объять необъятное. Наш век - время перевернутого бытия, когда все встало с ног на голову. Из жизни народа уходит, исчезает, что то, самое необходимое и главное, а люди как будто бы этого не замечают, им некогда оглянуться назад, задать себе вопрос, а так ли мы живем. Если раньше говорили хлеб всему голова – то сегодня чаще всего мы слышим – деньги решают все.
Оглянувшись вокруг себя, нельзя не заметить общего упадка нравственности: как легко и свободно, без всякого смущения и зазрения совести многие, особенно молодежь, …зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким (Ис. 5,20). Вот случай с одним молодым человеком, который вместо того, чтобы уступить место старушке в транспорте, цинично рассказал анекдот о том, что у старух потому «ножки» болят, что они в детстве уступали старшим место; надо бы не уступать и тогда бы «ножки» не болели.
Этот вирус нечувствительности и сердечной окаменелости, как зараза, распространяется повсюду – и среди молодежи, и среди старшего поколения. И люди уже стесняются проявлений добра, нормального человеческого сочувствия и сострадательности у себя и окружающих. Поэтому очень важно с ранних лет учить детей добродетельности, воспитывать в них христианскую нравственность, «чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся бы мир злом окончательно» - как сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Душа ребенка отзывчива на все доброе и прекрасное, и ребенок своим сердцем способен воспринять многое, даже отвлеченные поучения и уроки, о чем нередко взрослые и не догадываются, забывая, что душа человеческая «по природе христианка».
Церковные праздники всегда были любимы и почитаемы русским народом. Недаром дети так любят наши народные и православные праздники. И нигде так ярко не проявляются лучшие человеческие качества как в православные праздники.
Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям познакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значений православных праздников.
Цель проекта.
Познакомить детей с православными праздниками, народными традициями, обычаями, приметами при их подготовки и проведении.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с православными и народными праздниками, формировать представления о традициях и обычаях русского народа, поддерживать интерес к культуре предков.
- Воспитывать у детей чувство гордости за русскую культуру, любовь к народным традициям, почтение к православным праздникам, интерес к народному творчеству.
- Познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, иконописи и эмоционально откликаться на них.
- Развивать артистические способности, умение инсценировать эпизоды сказок.
- Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть дружелюбными во взаимоотношениях со всеми.
Ожидаемый результат:
- Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
- Дети будут знать историю церковных праздников, традиции и народные приметы русского народа, связанные с подготовкой и проведением православных праздников.
- Дети, будут понимать значимость православных традиций и обычаев для верующих людей и это, будет способствовать проявлению добра, милосердия и сострадательности к окружающим.
- Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о праздниках маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.
- Будут уметь организовывать пасхальные игры и другие народные игры, на основе имеющихся знаний.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный:
- Опрос и анкетирование родителей;
- Разработка плана проекта, в соответствии с его целями и задачами.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- Определение участников проекта.
Работа воспитателя в ходе проекта:
- организация просмотра православных презентаций и мультфильмов;
- проведение тематических занятий и бесед;
- организация выставок детских рисунков «Мой Ангел Хранитель», «Русь Златоглавая», «Крещенская ночь», «Уж, верба вся пушистая», «Благая весть», «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны», «Пасхальная открытка»;
- создание картотеки дидактических игр по данной теме;
- формирование интереса к проектной деятельности.
2 этап – Основной
Организация образовательной проектной деятельности.
Ознакомление с окружающим.
- Беседы о Рождестве Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе.
- Объяснение некоторых заповедей Библии.
- Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
- Знакомство с живописью на библейские сюжеты (икона - Рождество Христово, икона - Спас Нерукотворный, икона – Благовещение).
- Рассматривание иллюстраций.
Видеосалон. Просмотр мультфильмов по духовно-нравственной тематике:
«Про Василия Блаженного»,
«Рождественская история»,
«Сергий Радонежский».
Просмотр презентаций по духовно-нравственной тематике:
«О мире», «О святых ангелах», «Что легче» В. Осеева, «Рождество», «Зачем Бог сошел на землю», «За правым и левым плечом», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Вербное Воскресение», «Детям о Пасхе».
Ознакомление с художественной литературой
Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике:
Б. Ганаго «Детям о Слове», «Помыслы сердца».
«Зернышки. Добрые истории для малых ребят» - сборник рассказов.
Монах Варнава (Санин) «Маленькие притчи для детей и взрослых».
Заучивание стихов по духовно-нравственной тематике:
- К. Фофанов «Под напев молитв пасхальных»,
- А. Майков «Христос Воскрес»,
- С. Есенин «Пасхальный благовест»
- А. Блок «Вербочки»,
Игровая деятельность
Пасхальные игры
«Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами».
Хороводные игры
«Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».
Игры-драматизации:
«Курочка Ряба», «Пасхальный колобок»
Дидактические игры
«Собери Храм»
«Раскрась пасхальное яичко»
«Мой ангел»
Планирование работы.
Январь
- Беседа «Народные традиции. Новый год».
- Беседа Рождество Христово. Святки. /Показ презентации./
- Народные традиции. Знакомство с колядками.
- Беседа «Крещение». /Показ презентации./
- Рисование «Крещенская ночь»
- Конструирование «Храм - дом Бога».
- Беседа «Памятники Кремля. Царь - колокол».
- Русские народные игры «Палочка-выручалочка».
- Чтение тематической художественной литературы.
Февраль.
- Беседа «Памятники Кремля. Царь - пушка».
- Занятие «День защитника Отечества».
- Праздник «Колесо истории»
- Рисование «Защитники Отечества»
- Музейная педагогика «Былинные защитники святой Руси».(В.Васнецов «Три богатыря»)
- Рассказ о Василии Блаженном.
- Конструирование «Храм Василия Блаженного»
- Народные традиции - Масленица. Праздник «Как на масленой недели, мы свои блиночки ели».
- Беседа «Не спорь! Прости!».
- Чтение тематической художественной литературы.
Март.
- Беседы «Народные традиции. Хлебосольство».
- Беседа «Мама слово дорогое».
- Пословицы и поговорки о матери.
- Беседа «Мой Ангел Хранитель»
- Рисование «Мой Ангел Хранитель»
6. Беседа «Любовь родителей».
7. Беседа «Что хорошо и что плохо?».
- Беседа «Будь послушным!» «Доброе дело. Трудолюбие и лень».
9. Чтение тематической художественной литературы.
Апрель.
- Беседа «Наши меньшие друзья». «Необыкновенная дружба святых людей и диких зверей».
- Цикл бесед «Православие русского народа» и художественное творчество:
«Русь Златоглавая»,
«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны»,
«Благая весть»,
«Вербное Воскресение»,
«Пасхальная открытка».
- Итоговое мероприятие - Светлый праздник Пасхи.
Май.
- Народные традиции. Именины.
- Беседа «Наши добрые дела» «О добрых, жадных, щедрых»
- Беседа «Будь скромным! Не хвастайся!», «Не кради! Не обманывай!»
- Беседа «Моя семья. Наш род»
- Беседа. Русское народно-прикладное искусство. Матрёшка.
- Чтение тематической художественной литературы.
3 этап заключительный:
Мероприятия по реализации проекта.
- Выставки рисунков и поделок участников проекта.
- Праздничный досуг «Пасхальный Колобок».
Работа с родителями:
- Анкетирование
- Родительское собрание «Чтобы не плакать нам от чад своих…»
- Беседы с целью заинтересовать родителей в реализации проекта.
- Привлечение родителей к обогащению творческой предметно-развивающей среды группы.
- Участие в конкурсе детско-родительских рисунков и поделок.
Информационные стенды и папки передвижки для родителей:
«Как и чем можно порадовать ребёнка в праздник»
«Пасхальные обычаи на Руси»
«Почему мы красим яйца на Пасху»
«Праздник Пасхи – о чем можно рассказать детям дома».
«Светлый Праздник Пасха»
Используемая литература:
- «Патриотическое воспитание дошкольников» - Н. В Алешина УЦ Перспектива Москва 2008 г.
- «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» - О.В. Дыбина. Мозаика синтез Москва 2011 г.
- «Основы православной культуры» - составитель О.К. Харитонова под редакцией протоирея Виктора Дорофеева , издательский дом «Покров» Москва 2002 г.
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.Д. Маханева . Творческий Центр «Сфера» Москва 2010 г.
- Православная культура для малышей «Добрый мир» - Л.Л. Шевченко
М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.
- Добрый мир. Устроение доброго мира. Прогулки по дням творения.
- Устроения добрых отношений в мире. Хорошо – плохо
- Устроение добрых отношений в нашей жизни. Семья. Родина.
- Православный храм. Наши меньшие друзья (человек и мир природы).
- Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.
- Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ.- А.Е. Писарева, В.В. Уткина. Творческий Центр «Сфера» Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Народные традиции. Православная Русь".
Сообщение на педагогическом совете по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием презентации....
Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»
Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа, его прошлому....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции»
Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы
Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возра...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура»
ull;Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинств...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная культура и традиции»
Перспективный план проекта...