Методическая разработка образовательной деятельности с детьми от 6 до 7 лет по теме «На помощь, в шахматное королевство!»
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка по шахматному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_pomoshch_v_shahmatnoe_korolevstvo.docx | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»
Методическая разработка
образовательной деятельности
с детьми от 6 до 7 лет
по теме «На помощь, в шахматное королевство!»
Хаирова
Иминат Алискендаровна
воспитатель
первой квалификационной категории
г.Мегион, 2022г.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей от 6 до 7 лет
на тему: «На помощь, в шахматное королевство!»
Программное содержание:
Формировать умение решать математические задачи с использованием шахматных фигур
Продолжать знакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями
Закрепить названия шахматных фигур и правила их движения.
Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять кругозор детей.
Воспитывать интерес к шахматной игре, чувство товарищества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска, напольное шахматное поле, большая магнитная шахматная доска с набором шахматных фигур; настольная игра «Шахматы», 2 мольберта, руль, шахматная доска разрезная, аудио-запись «Автобус», видео-запись «Письмо от Дим-Димыча», картинки «Следы», картинка «Шахматный король», карточки с цифрами, магниты, дидактическая игра «Шахматный магазин».
Методические приемы:
Наглядные: показ способов, действий, показ образца,
Словесные: беседа, вопросы, чтение художественного слова, указание, объяснение, педагогическая оценка.
Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация, внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.
Практические: решение математических задач.
Словарная работа: наискосок, диагональ, дружные, шахматное королевство, (прыг – скок – в бок), вместе, вперед, назад, влево, вправо.
Ход занятия:
Воспитатель:
-В круг широкий, вижу я
Собрались мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Дети здороваются с гостями, чтобы и у них было хорошее настроение.
Звучит звонок вайбера, появляется картинка Дим-Димыча
«Дим-Димыч:«Дорогие ребята, нам нужна ваша помощь. Мы с Симкой и Ноликомотправились в шахматное королевство на шахматный турнир, но Собачка-Кусачкаутащилаигру – Шахматы, чем рассердила Шахматного короля (и он не хочет отпускать нас домой). Помогите найти Шахматы.Для этого вам придется выполнить задания шахматного короля. Удачи вам, ребята!».
Воспитатель:
-Ребята что же нам надо сделать, как помочь Дим-Димычу?
Ответы детей: (найти фигуры, собрать фигуры, выполнить задания)
-Куда нам надо отправиться для выполнения задания?
Ответы детей: (в шахматное королевство)
-А на чем же мы отправимся в шахматное королевство?
Ответы детей: (называют виды транспорта)
Воспитатель:(Слайд автобус)
-Дим-Димыч отправил для нас автобус, адвери у автобуса волшебные и для того, чтобы они открылись, мы поиграем с пальчиками
Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на Им начинать этот сказочный бой. столе)
Дети рассаживаются и под музыку отправляются в путь
Звучит песня «Мы едем, едем, едем…»
Воспитатель:
- И куда это мы с вами приехали?
Ответы детей: (в шахматное королевство)
-А как же нам найти задания?
Предположительные ответы детей.
Оглядываемся, замечаем след Собачки-Кусачки.
Воспитатель: А вот и следы Собачки-Кусачки. Предлагаю пойти по ним.
Вместе с детьми проходим по следам и подходим к столу
Воспитатель: - Посмотрите, здесь картинка Шахматного короля и наше первое задание «Шахматная доска» (дидактическая игра «Собери пазл «Шахматная доска»).
Воспитатель:
- Посмотрите, Собачка-Кусачкаиспортила шахматную доску.
- Что же нам делать?
Ответы детей: (собрать шахматную доску и др.)
Воспитатель:
-Вспомните:
- какая по форме шахматная доска, по цвету? (квадратная, черная, белая)
- из каких фигур она состоит?(из клеточек, квадратиков)
- как называются клеточки на доске? (полями)
Воспитатель:(Слайд «Шахматная доска»)
- Вот и подсказка для вас. Значит, что надо сделать, чтобы выполнить задание?
Ответы детей:(собрать, сложить шахматную доску)
Воспитатель:
-Приступаем к заданию (выполнение задания детьми)
-Молодцы! (Слайд«Ладья» на доске)
- Ребята, за правильно выполненное задание, мы получили Ладью. Отправляемся дальше по следу.(отправляясь по следу дети находят следующую картинку Шахматного короля )
Воспитатель:
- Второе задание «Пройди лабиринт». Отгадайте загадку «Через фигуры, через клетки, Как буква «Г» - его скачок».
Ответы детей (Конь)
- Ребята, нам необходимо пройти лабиринт – ход конем по шахматному полю, по следам Собачки-Кусачки, которые она оставила на поле.
Воспитатель:
-Давайте, вспомним, как ходит конь?
Ответы детей
- А что бы лучше запомнить ход Коня про него говорят «прыг – скок – в бок»(дети повторяют слова за воспитателем)
- Ребята, будьте внимательны, начиная с позицииF1 мы должны прийти к F8.
Воспитатель показывает ход коня по следам.
Дети по одному выполняют задание.
- Прошли лабиринт? Молодцы. За правильно выполненное задание, мы получилифигуру Коня (Слайд «Конь» на доске). Продолжаем свой путь дальше. Идем дальше по следу.
Дети находят следующую картинку Шахматного короля
Воспитатель:
- Третье задание«Отгадай – Кто?». Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о ком идет речь(чтение стихотворения)
«Он однажды загрустил.
Может, выбился из сил:
По большой диагонали
Взад-вперед его гоняли.
Отыскал он уголок,
Примостился в нем и лег.
В два шага диагональ –
Покидать такую жаль!»
Воспитатель:
-О ком шла речь в стихотворении?
Ответы детей: (Слон)
- Правильно, ребята, вы верно отгадали! А сейчас мы с вами продемонстрируем ход Слона на доске. Поставьте Слона в начальное положение.
Дети выполняют задание.
- Покажите ходы Слона на шахматной доске.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- За правильно выполненное задание, мы получилифигуру Слона. (На слайде появляется фигура «Слон»)
- Идем дальше по следу.
Дети находят следующую картинку Шахматного короля
Воспитатель:
- Мы пришли с вами в Шахматный магазин, и следующим заданием будет купить шахматные фигуры, и сегодня в продаже только Ферзь и Король.
- Каждая фигура имеет свою цену. Цена фигуры – количество пешек (Сила шахматных фигур измеряется пешками).
Пешка равна 1 пешке.
Конь – 3 пешки.
Слон – 3 пешки.
Ладья – 5 пешек.
Ферзь – 9 пешек.
Король – бесценная фигура.
- Друзья, вы узнали о ценности фигур, но так как у нас нет ни одной пешки для покупки, мы должны будем решить примеры, которые для нас составил Шахматный король.
Если к Коню прибавить Слона сколько получится пешек = 3
Если от Ферзя отнять Ладью сколько пешек получится = 4
Если к Слону прибавить Ладью сколько пешек получится = 8
- Молодцы, вы правильно справились с заданием. За правильно выполненное задание, мы получили две фигуры Король и Ферзь. (На слайде появляются Король и Ферзь). Идем дальше по следу.
Дети находят следующую картинку Шахматного короля
Воспитатель:
- Следующее задание«Расставь шахматные фигуры». Нам нужно поделиться на две команды: «Черные» и «Белые».
- Расставьте на шахматной доске фигуры в начальную позицию.Вспомните, какие фигуры занимают первый ряд, какие второй?
Ответы детей
- Какие фигуры стоят по краям доски?
Ответы детей: Ладья.
- Какие фигуры стоят в центре?
Ответы детей: Король и Ферзь
- Приступаем к выполнению задания.
Дети выполняют задание.
- Молодцы! Я буду сейчас читать стихотворение, а команды проверяют друг у друга расстановку фигур на доске.
Дети меняются местами и проверяют друг друга.
Чтение стихотворения:
Я смотрю на первый ряд
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на месте пешки.
Воспитатель:
- Молодцы, мы правильно выполнили задание и за это мы получаем фигуру Пешка. (На слайде появляется «Пешка»)
- (Воспитатель показывает на слайд «Шахматная доска с фигурами») Ребята, обратите внимание, на шахматной доске появились все шахматные фигуры! И следов Собачки-Кусачки больше нет! Это значит, что мы выполнили все задания Шахматного короля, и нашли игру «Шахматы».
(Появляется на слайде Собачка – Кусачка)
Воспитатель:
- А вот и Собачка – Кусачка, которая утащила игру «Шахматы».
(звучит звонок Вайбера)
Дим-Димыч: «Ребята спасибо вам, за то, что нашли шахматную игру.Шахматный король простил нас, и мы возвращаемся домой. За вашу помощь получите от меня подарок игру «Шахматы».
Воспитатель:
- Спасибо тебе Дим-Димыч за подарок, а нампора возвращаться в детский сад.
Появляется Автобус на слайде.
- Занимайте свои места в автобусе (звучит песенка «Мы едем, едем, едем…»)
Воспитатель:
-Вот мы и в детском саду!
-Как вы думаете, помогли мы Дим-Димычу?
Ответы детей: (да, помогли)
-В какое королевство мы попали?
Ответы детей:(в шахматное)
- А зачем мы туда с вами отправились?
Ответы детей:
-Какое задание было для вас сложным?
Ответы детей:
-А какое задание было легким?
Ответы детей:
Как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?
Ответы детей: (потому что мы дружные, помогали друг другу, все делали вместе)
-Молодцы, ребята. А в шахматы мы будем с вами играть с удовольствием в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми средней группы на тему: «На помощь Красной Шапочке»
Совместная деятельность с детьми средней группы на тему: «На помощь Красной Шапочке»...
Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Сказка "Репка" в гостях у ребят"
Предлагаю методическую разработку с детьми младшей группы по сказке "Репка"Приорететная область: Речевое развитиеЦель : Сформировать представления у детей младшей группы о русской народной...
Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Осень в гости к нам пришла"
Предлагаю методическую разработку с детьми младшей группы по рисованию...
Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Если помощь вам нужна, мы ее окажем?»
Конспект занятия для детей старшего дошколього возраста по окружающему миру....
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «На помощь другу»
Образовательная областьПознавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений)Возраст детей, группа3-4 года, вторая младшая группаТемаНа помощь другу.ЦельОбобщить умение детей...
Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы» в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство»
Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей о шахматах, по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.Задачи:О...
Конспект занятия с детьми 5- 6 лет Тема: «На помощь Светофору»
Конспект занятияс детьми 5- 6 летТема: «На помощь Светофору»...