Методическая разработка образовательной деятельности с детьми от 6 до 7 лет по теме «На помощь, в шахматное королевство!»
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка по шахматному образованию

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

Методическая разработка

образовательной деятельности

с детьми от 6 до 7 лет

по теме «На помощь, в шахматное королевство!»

Хаирова

Иминат Алискендаровна

воспитатель

первой квалификационной категории

г.Мегион, 2022г.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей от 6 до 7 лет

на тему: «На помощь, в шахматное королевство!»

Программное содержание:

Формировать умение решать математические задачи с использованием шахматных фигур

Продолжать знакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями

Закрепить названия шахматных фигур и правила их движения.

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, расширять кругозор детей.

Воспитывать интерес к шахматной игре, чувство товарищества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, напольное шахматное поле, большая магнитная шахматная доска с набором шахматных фигур;  настольная игра «Шахматы», 2 мольберта, руль, шахматная доска разрезная, аудио-запись «Автобус», видео-запись «Письмо от Дим-Димыча», картинки «Следы», картинка «Шахматный король», карточки с цифрами, магниты, дидактическая игра «Шахматный магазин».

Методические приемы:

Наглядные: показ способов, действий, показ образца,  

Словесные: беседа, вопросы, чтение художественного слова,  указание, объяснение, педагогическая оценка.

Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация,  внезапное появление объектов,  загадывание и отгадывание загадок,  введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.

Практические: решение математических задач.

Словарная работа: наискосок, диагональ, дружные, шахматное королевство, (прыг – скок – в бок), вместе, вперед, назад, влево, вправо.

Ход занятия:

Воспитатель:

-В круг широкий, вижу я

Собрались мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем.

Дети здороваются с гостями, чтобы и у них было хорошее настроение.

Звучит звонок вайбера, появляется картинка Дим-Димыча

«Дим-Димыч:«Дорогие ребята, нам нужна ваша помощь. Мы с Симкой и Ноликомотправились в шахматное королевство на шахматный турнир, но Собачка-Кусачкаутащилаигру – Шахматы, чем рассердила Шахматного короля (и он не хочет отпускать нас домой). Помогите найти Шахматы.Для этого вам придется выполнить задания шахматного короля. Удачи вам, ребята!».

Воспитатель:

-Ребята что же нам надо сделать, как помочь Дим-Димычу?

Ответы детей: (найти фигуры, собрать фигуры, выполнить задания)

-Куда нам надо отправиться для выполнения задания?

Ответы детей: (в шахматное королевство)

-А на чем же мы отправимся в шахматное королевство?

Ответы детей: (называют виды транспорта)

Воспитатель:(Слайд автобус)

-Дим-Димыч отправил для нас автобус, адвери у автобуса волшебные и для того, чтобы они открылись, мы поиграем с пальчиками

Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо!                     вперёд)
Все фигуры встали стеной,        (выпрямленные ладони перед собой на Им начинать этот сказочный бой. столе)

Дети рассаживаются и под музыку отправляются в путь

Звучит песня «Мы едем, едем, едем…»

Воспитатель:

- И куда это мы с вами приехали?

Ответы детей: (в шахматное королевство)

-А как же нам найти задания?

Предположительные ответы детей.

Оглядываемся, замечаем след Собачки-Кусачки.

Воспитатель:  А вот и следы Собачки-Кусачки. Предлагаю пойти по ним.  

Вместе с детьми проходим по следам и подходим к столу

Воспитатель:  - Посмотрите, здесь картинка Шахматного короля и наше первое задание «Шахматная доска»  (дидактическая игра «Собери пазл «Шахматная доска»).

Воспитатель:

- Посмотрите, Собачка-Кусачкаиспортила  шахматную доску.

- Что же нам делать?

Ответы детей: (собрать шахматную доску и др.)

Воспитатель:

-Вспомните:

- какая по форме шахматная доска, по цвету? (квадратная, черная, белая)

- из каких фигур она состоит?(из клеточек, квадратиков)

- как называются клеточки на доске? (полями)

Воспитатель:(Слайд «Шахматная доска»)

- Вот и подсказка для вас. Значит, что надо сделать, чтобы выполнить задание?

Ответы детей:(собрать, сложить шахматную доску)

Воспитатель:

-Приступаем к заданию (выполнение задания детьми)

-Молодцы! (Слайд«Ладья» на доске)

- Ребята, за правильно выполненное задание, мы получили Ладью. Отправляемся дальше по следу.(отправляясь по следу дети находят следующую картинку Шахматного короля )

Воспитатель:

- Второе задание «Пройди лабиринт». Отгадайте загадку  «Через фигуры, через клетки, Как буква «Г» - его скачок».

Ответы детей (Конь)

- Ребята, нам необходимо пройти лабиринт – ход конем по шахматному полю, по следам Собачки-Кусачки, которые она оставила на поле.

Воспитатель:

-Давайте, вспомним, как ходит конь?

Ответы детей

- А что бы лучше запомнить ход Коня про него говорят «прыг – скок – в бок»(дети повторяют слова за воспитателем)

- Ребята, будьте внимательны, начиная с позицииF1 мы должны прийти к F8.

Воспитатель показывает ход коня по следам.

Дети по одному выполняют задание.

- Прошли лабиринт? Молодцы. За правильно выполненное задание, мы получилифигуру Коня (Слайд «Конь» на доске). Продолжаем свой путь дальше. Идем дальше по следу.

Дети находят следующую картинку Шахматного короля

Воспитатель:

- Третье задание«Отгадай – Кто?».  Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о ком идет речь(чтение стихотворения)

«Он однажды загрустил.

Может, выбился из сил:

По большой диагонали

Взад-вперед его гоняли.

Отыскал он уголок,

Примостился в нем и лег.

В два шага диагональ –

Покидать такую жаль!»

Воспитатель:

-О ком шла речь в стихотворении?

Ответы детей: (Слон)

- Правильно, ребята, вы верно отгадали! А сейчас мы с вами продемонстрируем ход Слона на доске. Поставьте Слона в начальное положение.

Дети выполняют задание.

- Покажите ходы Слона на шахматной доске.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:

- За правильно выполненное задание, мы получилифигуру Слона. (На слайде появляется фигура «Слон»)

- Идем дальше по следу.

Дети находят следующую картинку Шахматного короля

Воспитатель:

- Мы пришли с вами в Шахматный магазин, и следующим заданием будет купить шахматные фигуры,  и сегодня в продаже только Ферзь и Король.

- Каждая фигура имеет свою цену. Цена фигуры – количество пешек (Сила шахматных фигур измеряется пешками).

Пешка равна 1 пешке.

Конь – 3 пешки.

Слон – 3 пешки.

Ладья – 5 пешек.

Ферзь – 9 пешек.

Король – бесценная фигура.

- Друзья, вы узнали о ценности фигур, но так как у нас нет ни одной пешки для покупки, мы должны будем решить примеры, которые для нас составил Шахматный король.

Если к Коню прибавить Слона сколько получится пешек = 3

Если от Ферзя отнять Ладью сколько пешек получится = 4

Если к Слону прибавить Ладью сколько пешек получится = 8

- Молодцы, вы правильно справились с заданием. За правильно выполненное задание, мы получили две фигуры Король и Ферзь.  (На слайде появляются Король и Ферзь). Идем дальше по следу.

Дети находят следующую картинку Шахматного короля

Воспитатель:

- Следующее задание«Расставь шахматные фигуры».  Нам нужно поделиться на две команды: «Черные» и «Белые».

- Расставьте на шахматной доске фигуры в начальную позицию.Вспомните, какие фигуры занимают первый ряд, какие второй?

Ответы детей

- Какие фигуры стоят по краям доски?

Ответы детей: Ладья.

- Какие фигуры стоят в центре?

Ответы детей: Король и Ферзь

- Приступаем к выполнению задания.

Дети выполняют задание.

- Молодцы! Я буду сейчас читать стихотворение, а команды проверяют друг у друга расстановку фигур на доске.

Дети меняются местами и проверяют друг друга.

Чтение стихотворения:

Я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

Воспитатель:

- Молодцы, мы правильно выполнили задание и за это мы получаем фигуру Пешка. (На слайде появляется «Пешка»)

- (Воспитатель показывает  на слайд «Шахматная доска с фигурами») Ребята, обратите внимание, на шахматной доске появились все шахматные фигуры! И следов Собачки-Кусачки больше нет! Это значит, что мы выполнили все задания Шахматного короля, и нашли игру «Шахматы».

(Появляется на слайде  Собачка – Кусачка)

Воспитатель:

- А вот и Собачка – Кусачка, которая утащила игру «Шахматы».

(звучит звонок Вайбера)

Дим-Димыч: «Ребята спасибо вам, за то, что нашли шахматную игру.Шахматный король простил нас, и мы возвращаемся домой. За вашу помощь получите от меня подарок игру «Шахматы».

Воспитатель:

- Спасибо тебе Дим-Димыч за подарок, а нампора возвращаться в детский сад.

Появляется Автобус на слайде.

- Занимайте свои места в автобусе (звучит песенка «Мы едем, едем, едем…»)

Воспитатель:

-Вот мы и в детском саду!

-Как вы думаете, помогли мы Дим-Димычу?

Ответы детей: (да, помогли)

-В какое королевство мы попали?

Ответы детей:(в шахматное)

- А зачем мы туда с вами отправились?

Ответы детей:

-Какое задание было для вас сложным?

Ответы детей:

-А какое задание было легким?

Ответы детей:

Как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?

Ответы детей: (потому что мы дружные, помогали друг другу, все делали вместе)

-Молодцы, ребята. А в шахматы мы будем с вами играть с удовольствием в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми средней группы на тему: «На помощь Красной Шапочке»

Совместная деятельность с детьми средней группы на тему: «На помощь Красной Шапочке»...

Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Сказка "Репка" в гостях у ребят"

Предлагаю методическую разработку  с детьми младшей группы по сказке "Репка"Приорететная область: Речевое развитиеЦель : Сформировать представления у детей  младшей группы о русской народной...

Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Осень в гости к нам пришла"

Предлагаю  методическую разработку  с детьми младшей группы по рисованию...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «На помощь другу»

Образовательная областьПознавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений)Возраст детей, группа3-4 года, вторая младшая группаТемаНа помощь другу.ЦельОбобщить умение детей...

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений; шахматы» в подготовительной к школе группе. Тема НОД: «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей о шахматах, по формированию элементарных математических представлений, учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.Задачи:О...

Конспект занятия с детьми 5- 6 лет Тема: «На помощь Светофору»

Конспект занятияс детьми 5- 6 летТема: «На помощь Светофору»...