Консультация для педагогов "Представление о русском народном танце, как средстве патриотического развития детей".
консультация (подготовительная группа)
Представление о русском народном танце, как средстве патриотического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление о русском народном танце, как средстве патриотического развития детей.
Задачи:
- Приобщать к истокам русской народной культуры через музыкальную деятельность.
-Средствами русского народного танца способствовать обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влиять на познание социальной действительности повышать познавательную активность дошкольников.
- На основе социокультурных традиций народного танца формировать базовые социокультурные патриотические ценности.
-Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей.
-Развивать интерес к истории и культуре русского народа посредством знакомства с русским народным танцем.
Содержание:
Народный танец – незаменимое средство как художественно-эстетического, так и нравственно-патриотического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на проявление красоты в жизни. Народный танец – это прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох.
При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания патриотического национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим».
В. Шефнер
Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складываться по одноименной народной песне ("Камаринская", "Сени", по количеству танцоров ("Парная", "Четверка", название может определять рисунок танца ("Плетень", "Воротца"). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.
Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического и патриотического воспитания детей посвящены работы В. Г. Асеевой, Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Изучением роли танца в развитии и воспитании ребенка занимались А. А. Алферов, А. И. Борисов, Г. В. Бурцева, Ю. А. Герасимова, И. Е. Ересько. В настоящее время проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О. Б. Буксикова, А. Г. Бурнаев, Е. И. Григорьева, О. Л. Ефимова-Соколова, О. В. Ромах.
Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, повседневные бытовые заботы человека - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является очень разнообразным.
Хороводы, кадрили, пляски и переплясы – все это огромное разнообразие русского народного танца говорит о богатстве и большом многообразии русского национального характера. Русский танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.
Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России складывается у человека постепенно, начиная с детского возраста. Понимание культуры и искусства своего народа и мировой художественной культуры начинается у ребенка со знакомства с родной песней и народным танцем, с бережного отношения к родной природе, с внимательного проникновения в смысл родной речи.
«Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребёнка»
Л. Генералова.
Содержание русского народного танца – особое.
Танцевальная культура возникает на основе трудовой деятельности русского человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща как песенному, так и танцевальному творчеству. Но также русский танец всегда предполагал и виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Существуют как медленные, отражающие грусть и раздумья человека, так и быстрые танцы: кадрили, ручейки, игровые танцы, брызжущие весельем и озорством.
Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью способствует развитию у детей тонкого музыкального вкуса, учит умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, помогает формировать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические ценности и воспитывать чувство патриотического отношения к своей Родине.
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно поэтому для эстетического и патриотического воспитания необходимо ставить и решать следующие задачи:
- расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;
- формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;
- развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;
- поддерживать интерес к культуре России, используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры и т. д.
Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Занятия с дошкольниками освоением русского народного танца, приобщают детей к художественно-творческой деятельности, формируют самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей.
Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе освоения русского народного танца «должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников.
Русский народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного, патриотического и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.
«Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства,
чем народный танец.
Он с детской непосредственностью раскрывает свои
чувства, вовлекает в свое веселье».
Игорь Моисеев
Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа.
Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому особое значение нужно уделять воспитанию художественно-эстетического и нравственно-патриотического отношения детей к окружающему миру через народный танец.
Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы. Народные детские танцы были и будут популярны всегда. Народные танцы - это возможность не только развиться в физическом плане, но и познакомиться с народной культурой.
Народная хореография знакомит ребенка с национальными особенностями народа. А еще народные танцы зрелищны и способствуют социализации и раскрепощению: постановки обычно массовые, поэтому ребенок сразу научится работать в команде.
До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.
Народная музыка, народный танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам народной культуры.
Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, невозможно будет воспитать полноценного человека.
Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков.
Народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.
Знакомство ребёнка с культурой народов, развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями. Знакомство детей с русским народным костюмом. Педагог с детьми организует беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...
Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей 4 – 5 лет
Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязатель...
Проект "Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания" детей дошкольного возаста"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой...
ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. ...
Практикум «Русский народный фольклор — как средство патриотического воспитания детей».
Материал предназначен для родителей воспитанников. В нём рассказывается о широкой палитре жанров русского народного фольклора, о влиянии этих жанров на патриотическое воспитание дошкольников. Прводитс...