ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект (младшая группа)
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_23-24_.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
городского округа Саранск
Согласовано Утверждаю
Педагогическим Советом №6 Заведующая МДОУ «Детский сад №88»
От ___________2023 г. _____________О.В. Борисова
Приказ №________от ________2023г.
ПРОЕКТ
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Возраст детей: 3-4
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Радайкина А.И.
Саранск 2023-2024
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Цель проекта:
Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках
- Познакомить детей с народным фольклором (колыбельные, потешки, игры-забавы)
- Закладывать основу для патриотического воспитания детей с ранних лет, воспитывать моральные ценности.
Развивающие:
- Развивать у детей речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
- Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.
Воспитывающие:
- Воспитывать доброту, справедливость, терпения, чувство привязанности, любви к своим близким
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родной культуре через сказки, потешки, игры-забавы.
- Приобщать детей к процессу познания мира добра и зла, честности и справедливости.
Участники проекта: дети второй младшей группы №1, воспитатели, родители.
Методы и формы работы:
Чтение русских народных сказок.
Отгадывание загадок.
Пальчиковые, дидактические, подвижные игры, игры – драматизации.
Выставки поделок, рисунков.
Участие родителей в проведении выставок, изготовление родителями масок и декораций.
Вид проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации: 1 год
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит:
- Заложит основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Дети научатся понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- С чувством уважения будут относиться к истории и культуре нашей Родины.
- Привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев
- Дети будут менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
- Наметится динамика во взаимоотношениях с родителями, они захотят принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания будут проходить в более теплой обстановке.
Материально-техническое обеспечение:
Картотеки пальчиковых игр, театрализованных игр, подвижных игр; книги со сказками, дидактические игры, ТСО, пластилин, краски, альбомные листы, настольный театр по сказкам, театр масок.
Проект реализуется в три этапа:
I этап – подготовительный, включает в себя:
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается с родителями.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Консультация для родителей.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач.
Оформление книжного уголка.
II этап – основной, включает в себя:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Рассматривание с детьми книг с русскими народными сказками. | Консультация «Что такое сказкотерапия? | Памятка для педагогов «Алгоритм работы со сказкой» |
Октябрь | Чтение сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Собери сказку по картинке». Рисование по сказке «Изба козлят». | Изготовление театра по сказке «Волк и семеро козлят». (на выбор родителей) | Тематические занятия, занятия инсценировки |
Ноябрь | Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по сказке. Лепка» Топор и миска». Рассматривание утвари в музее « Изба» | Рисование сказки «Из чего можно сварить кашу»( аналог сказки «Каша из топора») | Подготовка анкет, памяток по теме проекта |
Декабрь | Слушание сказки «Морозко», просмотр иллюстраций. Беседа по сказке. П/И «Два Мороза». Рассматривание иллюстраций книги разных изданий и сравнивание рисунков. Слушание фрагмента оперы «Морозко». | Посмотреть с детьми сказку «Морозко» и изготовление поделок по сказке. | Консультация «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи |
Январь | Чтение и беседа по сказке «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций. заучивание с детьми песенки лисы. Рисование «Сказочные герои». | Консультация для родителей на тему: «Воспитание сказкой». | Консультация для педагогов « Сказка как способ патриотического воспитания дошкольников» |
Февраль | Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка», беседа по увиденному. Беседа «Родственные отношения. Инсценировка сказки «Царевна – лягушка», выступление перед детьми другой группы. | Изготовление родителями «Афиша» к сказке «Царевна – лягушка». | Памятка для педагогов «Алгоритм работы со сказкой» |
Март | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа и просмотр иллюстраций по сказке. Разучивание с детьми песенки зайца, лисы и петуха. Пересказ детьми сказки с новым концом. Речевая игра «Что сначала, что потом?». | Информация для родительского уголка на тему: «Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании ребенка» | Консультация для педагогов «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании»; |
Апрель | Чтение сказки «Гуси– лебеди». Беседа по иллюстрациям к сказке. | Совместное сочинение с родителями сказки на патриотическую тему. | Выставка методического и наглядного материала. |
Май | Лепка «Угощение печки и яблоньки». Путешествие по сказкам. | Выставка поделок по русским народным сказкам. | Выступление на педсовете о результатах реализации проекта. |
III этап – итоговый, включает в себя:
- Итоговое диагностирование детей.
- Повторное анкетирование родителей
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу реализации проекта.
Список используемой литературы:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "значение русской народной сказки в нравственном воспитании детей"
Творческое название проекта "Сказка ложь, да в ней намёк..."Цель проектаВоспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка....
Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей
Решение задач нравственного воспитания дошкольников....
«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»
laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...
Русские народные сказки в процессе воспитания детей.
laquo; Что за прелесть эти сказки...» А.С. Пушкин....
«Весенняя сказка» по русской народной сказке «Заюшкина избушка» для детей младшего возраста
Конспект занятия по развитию речи...
Русские народные сказки как средство воспитания детей 3-4 лет
Эффективные методики и технологии...