ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект (младшая группа)
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
городского округа Саранск
Согласовано Утверждаю
Педагогическим Советом №6 Заведующая МДОУ «Детский сад №88»
От ___________2023 г. _____________О.В. Борисова
Приказ №________от ________2023г.
ПРОЕКТ
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Возраст детей: 3-4
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Радайкина А.И.
Саранск 2023-2024
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Цель проекта:
Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках
- Познакомить детей с народным фольклором (колыбельные, потешки, игры-забавы)
- Закладывать основу для патриотического воспитания детей с ранних лет, воспитывать моральные ценности.
Развивающие:
- Развивать у детей речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
- Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.
Воспитывающие:
- Воспитывать доброту, справедливость, терпения, чувство привязанности, любви к своим близким
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родной культуре через сказки, потешки, игры-забавы.
- Приобщать детей к процессу познания мира добра и зла, честности и справедливости.
Участники проекта: дети второй младшей группы №1, воспитатели, родители.
Методы и формы работы:
Чтение русских народных сказок.
Отгадывание загадок.
Пальчиковые, дидактические, подвижные игры, игры – драматизации.
Выставки поделок, рисунков.
Участие родителей в проведении выставок, изготовление родителями масок и декораций.
Вид проекта: творческий, познавательный.
Срок реализации: 1 год
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит:
- Заложит основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Дети научатся понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- С чувством уважения будут относиться к истории и культуре нашей Родины.
- Привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев
- Дети будут менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
- Наметится динамика во взаимоотношениях с родителями, они захотят принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания будут проходить в более теплой обстановке.
Материально-техническое обеспечение:
Картотеки пальчиковых игр, театрализованных игр, подвижных игр; книги со сказками, дидактические игры, ТСО, пластилин, краски, альбомные листы, настольный театр по сказкам, театр масок.
Проект реализуется в три этапа:
I этап – подготовительный, включает в себя:
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается с родителями.
Изучение литературы по теме.
Ознакомление с передовым опытом.
Консультация для родителей.
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач.
Оформление книжного уголка.
II этап – основной, включает в себя:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Рассматривание с детьми книг с русскими народными сказками. | Консультация «Что такое сказкотерапия? | Памятка для педагогов «Алгоритм работы со сказкой» |
Октябрь | Чтение сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Собери сказку по картинке». Рисование по сказке «Изба козлят». | Изготовление театра по сказке «Волк и семеро козлят». (на выбор родителей) | Тематические занятия, занятия инсценировки |
Ноябрь | Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по сказке. Лепка» Топор и миска». Рассматривание утвари в музее « Изба» | Рисование сказки «Из чего можно сварить кашу»( аналог сказки «Каша из топора») | Подготовка анкет, памяток по теме проекта |
Декабрь | Слушание сказки «Морозко», просмотр иллюстраций. Беседа по сказке. П/И «Два Мороза». Рассматривание иллюстраций книги разных изданий и сравнивание рисунков. Слушание фрагмента оперы «Морозко». | Посмотреть с детьми сказку «Морозко» и изготовление поделок по сказке. | Консультация «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи |
Январь | Чтение и беседа по сказке «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций. заучивание с детьми песенки лисы. Рисование «Сказочные герои». | Консультация для родителей на тему: «Воспитание сказкой». | Консультация для педагогов « Сказка как способ патриотического воспитания дошкольников» |
Февраль | Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка», беседа по увиденному. Беседа «Родственные отношения. Инсценировка сказки «Царевна – лягушка», выступление перед детьми другой группы. | Изготовление родителями «Афиша» к сказке «Царевна – лягушка». | Памятка для педагогов «Алгоритм работы со сказкой» |
Март | Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа и просмотр иллюстраций по сказке. Разучивание с детьми песенки зайца, лисы и петуха. Пересказ детьми сказки с новым концом. Речевая игра «Что сначала, что потом?». | Информация для родительского уголка на тему: «Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании ребенка» | Консультация для педагогов «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании»; |
Апрель | Чтение сказки «Гуси– лебеди». Беседа по иллюстрациям к сказке. | Совместное сочинение с родителями сказки на патриотическую тему. | Выставка методического и наглядного материала. |
Май | Лепка «Угощение печки и яблоньки». Путешествие по сказкам. | Выставка поделок по русским народным сказкам. | Выступление на педсовете о результатах реализации проекта. |
III этап – итоговый, включает в себя:
- Итоговое диагностирование детей.
- Повторное анкетирование родителей
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу реализации проекта.
Список используемой литературы:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
- Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
- Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
- Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
- Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
- Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159436-1354824854.jpg)
Педагогический проект "значение русской народной сказки в нравственном воспитании детей"
Творческое название проекта "Сказка ложь, да в ней намёк..."Цель проектаВоспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-576509-1441619969.jpg)
Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей
Решение задач нравственного воспитания дошкольников....
«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»
laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-323632-1382531673.jpg)
Русские народные сказки в процессе воспитания детей.
laquo; Что за прелесть эти сказки...» А.С. Пушкин....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/28/picture-1201103-1595952470.jpg)
«Весенняя сказка» по русской народной сказке «Заюшкина избушка» для детей младшего возраста
Конспект занятия по развитию речи...
Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры
Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....