Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей 4 – 5 лет
консультация (средняя группа)
Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 670.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Карымкарская СОШ»
Структурное подразделение «Детский сад»
Консультация
Русская народная сказка
как средство патриотического воспитания детей
3 – 4 лет
Воспитатель: Зонова Е. В.
2019г.
Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.)
Рассмотрим один из методов патриотического воспитания – сказкотерапию.
Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:
- мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;
- женские, где главная героиня – персонаж женского пола;
- смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.
Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.
Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.
Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т.д. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.
Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.
В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится.
Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.
Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.
Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные (человекообразные) герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...
Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"
Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...
Статья: Русские народные игры как патриотическое воспитание детей.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.Вот некоторые народные игры: Сова, Молчанка, Мельница,...
Проект "Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания" детей дошкольного возаста"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой...
Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Вопрос приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи своего опыта будущим поколениям. Во все времена родители учили своих детей всему, что ...
Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
В статье раскрывается актуальность использования народных игрушек для развития патриотизма у детей дошкольного возраста. Процесс ознакомления с народной игрушкой должен начинаться в дошкольном возраст...