Практикум «Русский народный фольклор — как средство патриотического воспитания детей».
консультация
Материал предназначен для родителей воспитанников. В нём рассказывается о широкой палитре жанров русского народного фольклора, о влиянии этих жанров на патриотическое воспитание дошкольников. Прводится мастер-класс по изготовлению куклы Мотанки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_folklor_v_patrioticheskom_vospitanii_2023.odt | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум «Русский народный фольклор — как средство патриотического воспитания детей».
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Скажите, пожалуйста, используйте ли вы какие-либо виды русского фольклора? Если да, то какие? (Ответы родителей) Поёте ли вы сегодня детям колыбельные? Загадываете ли загадки? (Ответы родителей) Скорее нет, чем да. В семьях знают все меньше обрядов.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, сказки. Вся мудрость веков заложена в фольклоре.
В нём, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является идеальным средством патриотического воспитания. Дети являются носителями этого огромного багажа, чтобы передать его следующим поколениям.
Для того, чтобы нам легче было общаться, давайте каждый назовёт себя как в русских – народных сказках, потешках называют героев уменьшительно – ласкательно и можно с присказкой, например «Василиса Премудрая», «Варвара-краса-длянная коса», «Емелюшка». Запишите свое имя . Затем воспитатель предлагает всем по очереди называть своё имя и так по кругу.
Начнём с прибауток, потешек. Они важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Сейчас мы освежим в памяти наши знания русских потешек и узнаем множество способов воздействия на ребенка. Предлагаю взять по одному листочку. Прочитайте написанное, как бы вы хотели донести это до своего ребенка, при этом адресуйте эти слова кукле. (Кукла передается по кругу).
А теперь колыбельные. Это — кукла Пеленашка (показать куклу). Её ложили в постель к младенцу до его крещения, чтобы защитить его от злых духов. Позже эта кукла сопровождала детские игры. Выберите предложенные вам колыбельные и спойте кукле.
Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные а зачастую все поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях: безногие бегают, кочан капусты несет зайца в зубах. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных , реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление.
Чтение нескольких небылиц.
Скороговорки. Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется, это можно использовать в работе по совершенствованию произношения слов, правильной дикции.
Предложить родителям взять из сундучка по одной ложке, на которых написаны скороговорки и прочитать их.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Предмет, который загадан, скрывается под иносказанием или намеком. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идет речь, а также умеет разгадывать в словах скрытый смысл.
Загадывание загадок. Родители находят у себя картинки с отгадками.
Пословицы. Пословица — недаром молвится. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление), что еще более усиливает воздействие на человека.
Раздать одим родителям начало пословицы, они её зачитывают, а другие находят к пословицам окончание.
Копейка рубль бережет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Как аукнется, так и откликнется.
Глаза боятся, а руки делают.
Поспешишь — людей насмешишь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не плюй в колодец — пригодится напиться
Семь раз отмерь — один отрежь.
Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.
Сказки. Они передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков. В сказках противопоставляются добро и зло, жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Сказка - это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной.
Когда вы ребенку читаете сказку, в силу особенностей своего восприятия он ее сразу не запомнит. Сказка даже может ему не понравиться. Прочитайте еще раз, рассмотрите картинки, обсудите поступки героев сказки, заострите внимание ребёнка на положительных действиях . При этом обязательно отметьте их взаимодействие. Гарантирую - ребенок полюбит сказку. Герои у мальчика вызовут желание быть мужественным, а у девочки - быть мудрой, трудолюбивой и т. д. А вы в процессе воспитания можете привлекать героев из сказки в помощь, на примере героини сказки «Морозко» воспитывается трудолюбие и послушание старших.
Предлагаю вам Сказочную корзину. Передавая её по кругу, вы берёте по одному сказочному предмету-помощнику. Надо расказать о нём. А может и вспомнить сказку, где этот предмет присутствует.
Кратко расскажу вам о волшебных предметах и их назначении.
Стрела, клубочек, перышко. Показывают направление движения.
Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко.
Говорят правду и показывают, что делается на белом свете.
Палочка, волосок. Исполняют желания.
Гребешок, полотенце, платок. Преграждают путь преследователю.
Ковер-самолет, сапоги-скороходы. Быстро переносят героя на большое расстояние.
Кольцо, огниво, волоски. Вызывают помощников.
Свисток, гусли, рожок. Заставляют все вокруг плясать.
Яйцо, сундук. Хранят тайны.
Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода. Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых.
Шапка-невидимка. Делает героя невидимым.
Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина. Выполняют работу за героя.
Рубашка. Защищает, оберегает
Куколка. Даёт совет, оберегает, помогает.
Такая куколка была в сказке о Василисе Прекрасной. Вспомним сюжет сказки. Василиса Прекрасная была единственной дочерью купца. Её мать умерла, оставив Василисе в наследство волшебную куклу: «Я умираю и, вместе, с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а, когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Так, уже в самом начале повествования, мы сталкиваемся с волшебством. Оберег, доставшийся Василисе Прекрасной, одушевлён: героиня сказки разговаривает с ним и даже приносит ему жертвы (кормит). По сути своей, эта кукла является духом-хранителем, берегиней, живущей в предмете.
Делание оберегов было целой наукой. Для того, чтобы такая кукла-оберег имела силу, нужно было непременно выполнить несколько условий. Оберег никогда не делали для себя - его обязательно нужно было подарить самому близкому тебе человеку. А самые сильные обереги были те, которые делались кровными родственниками - отцом, матерью, братом, сестрой, детьми. Такие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Сегодня мы сделаем с вами такую Куколку-Мотанку.
- На плотную картонную основу по ширине наматываем 12 витков нити. Аккуратно вверху и внизу разрезаем нити. Откладываем их в сторону — это руки куклы.
- По длинной стороне шаблона наматываем 36 витков. Под пряжу по сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные витки. По противоположному сгибу нить разрезать.
- Под связанный сгиб положите комочек ваты, равномерно обложите пряжей. Нитью обвяжите, сформировав голову. Нить берите подлиннее и не обрезайте после завязывания.
- Пучок нитей разложите на две равные части: переднюю и заднюю.Между прядей укладываем первый короткий пучок ровно посередине его длины. Это руки. Оставшейся нитью обматываем крестообразно грудь, а потом наматываем на поясе и завязываем.
- Руки на расстоянии 1 см. от края обматываем нитью и завязываем узлом. Можно предварительно заплести пряди в виде косички, а потом завязать.
- Наша Кукла-Мотанка готова. Можно её нарядить, сделав юбку из полоски ситца, покрыть платочком, или сделать повязку из тесьмы.
Также предлагаю вам оценить наш практикум , повязав кукле поясок из ленты. Красная — всё понравилось, было интересно, зелёная — были интересные моменты, но есть недочёты, синяя — не понравилось.
Итак, сегодня мы еще раз убедились, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей. Использование фольклора в работе с детьми дают положительные результаты: они жизнерадостны, улыбчивы, с удовольствием играют, они эмоциональны и активны. И мы очень надеемся, что вы, родители, активно будете применять в совместной с ребенком деятельности различные виды фольклора. И уже в недалеком будущем Наши дети смогут сохранить и преумножить все культурные ценности России.
Благодарю вас за внимание и творческую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Семинар практикум «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей 4 – 5 лет
Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязатель...
Проект "Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания" детей дошкольного возаста"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой...
ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. ...
Семинар - практикум «Устное народное творчество, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Русский народ создал русский язык, красивый,как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы,певучий, богатый и задушевный,как песня над колыбелью.Л.Н. Толстой В современных условиях, когда п...