Проект "Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания" детей дошкольного возаста"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачна выбрана, если естественно и вместе с тем выразительна рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

«Сказка даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы.  Она учит его мужеству и верности, она учит созерцать человеческую судьбу, сложность мира. В сказке народ сохранил своё страдание, свой юмор и свою мудрость».  (И.А. Ильина)

Проект групповой, практико-ориентированный, рассчитан на1 год.

Цель: Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.

Задачи:

Образовательная область:

Формирование патриотического сознания детей  дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Воспитательная:

  • Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
  • Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая: Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Формы работы:

  • чтение и беседы по сказкам
  • экскурсия в школьную библиотеку

инсценировка сказок (кукольный театр, драматизация)

  • продуктивная деятельность детей (лепка, аппликация, рисование)
  • праздничные мероприятия
  • дидактические и подвижные народные игры
  • выставки творческих работ детей и родителей
  • просмотр мультфильмов по мотивам сказок
  • создание мультфильма своими руками

Актуальность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. XXI век постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачна выбрана, если естественно и вместе с тем выразительна рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа».

Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

 Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.  А так же с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.

Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном,  я стремлюсь помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

В работе над сказкой я всегда использую дидактические и подвижные игры. (Приложение № 1-2)

Большую роль в закреплении образов, развитии фантазии играет продуктивная деятельность дошкольников. Это и рисование, и раскрашивание иллюстраций к сказке, и лепка, и аппликация, и оригами и создание книжек своими руками и мн. другое.

Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.  Мы брали кукольный театр, настольный театр и  драматизацию.

 Теперь я подробнее на примере нескольких сказок расскажу вам о работе над каждой из них, каких целей мы достигаем, какие приемы я использую, какие понятия должны быть усвоены.

 « Репка»

Цель: Показать детям силу коллективизма, формировать знания дошкольников о нравственных категориях – дружба, согласие, взаимопомощь, познакомить детей с элементами русской традиционной одежды, русскими народными традициями.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Репка»

В свободной деятельности: заучивание пословиц о дружбе.

Ход занятия:

1.Загадка.

Круглый бок, жёлтый бок.

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко

Что же это? (репка)

- Ребята, а какая русская народная сказка посвящена этому овощу?

- Ребята, а где происходит действие сказки «Репка»? (в огороде)

Ставится картинка с изображением огорода.

А вы знаете, почему именно репку посадил дед?

Совсем не случайно. Репа в Древней Руси была основной огородной культурой. Из неё готовили похлёбку, с ней пекли пироги, её квасили, как теперь капусту, даже был такой освежающий напиток – из репы, рецепт которого ныне утерян. Наконец, вошедшая в поговорку знаменитая пареная репа, которая приготовляется действительно просто, а такая сладкая на вкус. Это сейчас сахар легко купить в магазине, а в древности сладкое было изысканным лакомством. Популярность репы в Древней Руси объясняется прежде всего её неприхотливостью. Только снег сошёл, ещё грядут заморозки, ещё только апрель, а уже можно засевать репу. И скороспелка она – через два месяца собирай урожай. И урожай приятный – сажаешь в землю семечко, а вытягиваешь овощ иной раз до двух килограммов весом. И потому в сказке она – репка, кормилица. Ласково так, - русский народ умел быть благодарным.

Почему именно дед посадил репку? Испокон веков мужчина был кормильцем в семье. Поэтому именно он, глава семьи, посадил семечко в землю.

Давайте вспомним героев сказки.

Дидактическая игра «Отгадайте героя по описанию»:

- Старик в широких штанах, в рубахе, в лаптях – кто это? (дед)

-Старенькая женщина в русском народном сарафане и переднике, на голове - платочек, на ногах лапти.

- Кто это? (бабка)

-Бабкина помощница .

-Кто это? (внучка)

-С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвостик колечком

-Кто это? (Жучка)

-Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет

Мяу, мяу поет.

-Кто это? (кошка)

-Эта меленькая крошка

Рада даже хлебной крошке.

Потому что до темна

В норке прячется она.

Кто это?(мышка)

На столе последовательно выстраиваются все герои сказки.

В ходе этой дидактической игры дети знакомятся с элементами традиционной русской одежды     лапти, сарафан, передник).

2. Дидактическая игра «Кто где стоит?» ( на ориентацию в пространстве)

- Кто стоит между жучкой и мышкой?

- дедом и внучкой?

- за кошкой?

- перед Жучкой?

- перед бабой?

Сколько всего героев? (6)

Молодцы!

-Все герои сказки собрались и хотят с вами поиграть.

3. Физкульт минутка «Репка» (хороводная игра)

1 ребёнок сидит в кругу (репка), остальные образуют круг.

Сами землю мы копали,

Сами грядку насыпали,

Мы сажали репку.

Сами зерна мы бросали,

Сами всходы поливали,

Мы растили репку.

(репка медленно поднимается)

Вот поспела репка,

Стала сочной, сладкой, крепкой,

Вкусной стала репка.

Всех мы в гости приглашаем,

Сладкой репкой угощаем

Угощаем репкой.

4. Проблемная ситуация.

- Ребята, а вы представляете, что произошло на огороде: посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая. Стал дед тянуть – тянет, а вытянуть не может.

- Ребята, а почему дед не может вытянуть репку?. (Потому что он один, а репка большая)

- Как помочь деду?

(позвать бабку, внучку и т.д.)

Выставляем фигурку бабки рядом с дедом

- Почему бабка с дедом не могут вытянуть? (бабка – старенькая , больная и слабая )

- Что же делать? (позвать внучку)

- Вытянули бабка, с дедом, с внучкой репку? (нет, надо звать Жучку, кошку, мышку)

- Тянут – потянут – вытянули репку.

-А что им помогло вытянуть репку? (дружба, согласие, взаимопомощь).

- Молодцы!

Дружба помогла героям справиться с репкой.

Дидактическая игра « Закончи пословицу».

Дружба – великая сила.

Дружба любит дело.

Вместе и беда легче переносится.

Друзья познаются в беде.

Продуктивная деятельность : инсценировка (кукольный театр), лепка . 

 «Колобок»

Цель: Познакомить  с элементами русского народного быта, учить детей  не теряться в сложной ситуации, а всегда искать выход; уметь распознавать обман.

Дидактическая игра: « Продолжи фразу»,  « Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрации», «Разрезные картинки»

Подвижная игра «Колобок»

Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по 5-6 человек. В руках у каждого капитана команды мяч-колобок. Хором дети проговаривают:

Наш весёлый колобок покатился на лужок.

Кто быстрей его вернёт, приз команде принесёт.

С последним словом капитаны команд поднимают мяч над головой, прогибаются назад и передают его следующему игроку. Стоящие последними игроки команд бегут с мячом вперёд и встают впереди своих команд. Игра продолжается до тех пор, пока первые игроки (капитаны) вновь не окажутся впереди.

Продуктивная деятельность детей: инсценировка, лепка с объемной аппликацией ( элементы русской избы)

 «Царевна-лягушка»

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи. Обратить внимание на образные слова и выражения характерные для русских сказок. Продолжать знакомиться с русскими народными традициями. ( испытание невесток)

Дидактические игры:

«Скажи по-другому»

Дело пытаешь или от дела лытаешь».

«Из сундука выскочил заяц – и наутек, во всю прыть».

«Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее»

«Диву дались!»

«Закручинился»

«Пошел Иван – Царевич куда глаза глядят».

«Вспомни и произнеси».
• Что сказала лягушка, когда Иван-Царевич попросил её отдать ей стрелу. («Возьми меня замуж Иван-царевич, жалеть не будешь!»)
• Что сказала Василиса Премудрая Ивану царевичу, когда увидела, что он сжёг лягушечью кожу. («Ах, Иван-Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного»)
• Что говорила лягушка, когда Иван-царевич грустный приходил от царя, который давал задание для невесток? («Не тужи, Иван-Царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»)
• Как Баба Яга рассказала Ивану-царевичу о смерти Кощея Бессмертного. («Его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук весит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет»)
• Что сказал царь сыновьям, когда они спросили «За кого же нам, батюшка, посватать-ся?» («А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь»)
• Что сказал Иван-царевич гостям, на пиру, когда они услышали стук да гром? («Не пугайтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет»)
• Что сказал Иван-царевич избушке на курьих ножках, когда её увидел? («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!»)
• Что сказал медведь Ивану-царевичу, когда тот хотел выстрелить в него? ( Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я тебе пригожусь»).

«Отвечай быстро» ( быстро ответить на вопросы из сказки)

Мальчикам.
1. Из какого оружия стреляли царевичи в сказке «Царевна-лягушка»? (из лука).
2. Сколько было сестёр у Ивана - Царевича? (нисколько).
3. Куда упала стрела у старшего сына? (на боярский двор).
4. Что приказывал царь невесткам сыновей испечь? (каравай хлеба).
5. Откуда появились озёра и лебеди у Василисы Премудрой. (из рукавов платья).
6. Где Иван-Царевич нашёл свою стрелу? (в болоте).
7. Кто был папой Василисы Премудрой? (Кощей Бессмертный).
8. Куда приехать приказывал царь сыновьям и невесткам? (на пир).
9. Что появилось, когда Василиса махнула левым рукавом? (озеро).
10. Что попало царю в глаз, когда танцевали невестки братьев Ивана-Царевича? (косточка).
11. В кого превратилась Василиса Премудрая, когда Иван-Царевич сжёг кожу? (в лебедя, в кукушку).
13. Сколько лет Василиса Премудрая, должна была быть лягушкой? (3 года).
14. Сколько диких животных помогало Ивану- Царевичу? (два).
15. Кто был в сундуке? (заяц).
16. Что появилось, когда Василиса махнула левым рукавом? (озеро). Что было в селезне? (яйцо).
17. О чём рассказала Баба-яга Ивану-царевичу? (о смерти Кощея Бессмертного).
Девочкам.
1. Сколько было братьев у Ивана-Царевича? (два брата).
2. На какой двор упала стрела среднего сына? (на купеческий двор).
3. Во что завернул Иван-Царевич лягушку? (в платочек).
4. Что приказывал царь невесткам выткать (ковер).
5. За сколько по времени нужно было выполнить задание царя? (за одну ночь).
6. На чём приехала Василиса Премудрая на пир? (на карете).
7. Кого царь сказал покрывать ковром старшего сына? (лошадей)
8. Кто появился, когда Василиса махнула правым рукавом? (лебеди).
9. Что старичок дал Ивану-Царевичу? (клубочек).
10. Сколько животных убил Иван-Царевич? (нисколько).
11. Баба-Яга в этой сказке злая или добрая? (добрая).
12. Кто достал яйцо со дна моря? (щука).
13. Какое животное царь сказал покрывать ковром старшего сына? (лошадей)
14. Кто был в зайце? (селезень)
15. Что было в яйце? (игла)
16. На чём висел сундук? (на дубе)
17. За что Кощей Бессмертный заколдовал Василису Премудрую? (за то, что она была умнее его).

Подвижная игра «Царевна-лягушка»
На полу расстилается ковёр (или ткань), дети встают коленями на его края — это большая кувшинка (если игра проводится на улице, дети встают в хоровод вокруг лягушки) Выбирается царевна-лягушка, которая садится в середину кувшинки. Остальные игроки — лягушки просятся к ней в гости, щёлкая пальцами или хлопая в ладоши:
Л
ягушка-лягушка,
Зелёненькое брюшко,
Ты царевна наша —
Никого нет краше.
Пригласи, лягушка, в гости,
Мы тебя все очень просим.
Ква-ква-ква!
Ква-ква-ква!
Все мы очень просим!

Царевна-лягушка приглашает в гости, но только некоторых:
Всех, кто в красное одет,
Прошу в мой терем на обед.

Правила
Игроки, у которых в одежде есть красный цвет, делают прыжки в середину. Царевна может называть любые цвета, приметы игроков и приглашать их в гости. До тех пор, пока не останется 1-2 человека, которых она приглашает словами:
Всех, кто умеет играть и шутить,
Срочно прошу я в мой терем прибыть.

Дети, которые находятся в гостях, делают маленький круг в кувшинке, ходят по кругу и тоже повторяют слова.
Затем выбирается новая «царевна-лягушка» и игра повторяется.
Продуктивная деятельность: оригами лягушка

 «Каша из топора»

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа, показать историю русской кухни в сказках.

Дидактическая игра « Свари кашу» ( на столе карточки , нужно выбрать те, которые  были в сказке)

«Скатерть-самобранка»  

На ковре разложены карточки с разными блюдами, нужно угадать из какой они сказки.

Щи - Крылатый, мохнатый да масляный

Каша – Каша из топора, Лиса и журавль

Похлебка – Три медведя

Пироги – Гуси-лебеди, Маша и медведь

Блины-

Окрошка – Лиса и журавль

Хлеб – Царевна-лягушка, Колобок

Кисель –Гуси-лебеди

Репа- Про репку, Вершки и корешки

Яблоки – Гуси-лебеди

Блины –Лиса и медведь, Морозко

Подвижная  игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»

(Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой (Федя, ты будешь молочком, Кира – солью и т. д. Как только услышите название своего продукта, выходите внутрь круга «Выходи «молочко» и т. д., остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод).

Раз, два, три,

Кашу нашу горшок вари!

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Сыпем соль.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Сыпем сахар.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Насыпаем крупу.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем!

Положим масло…

Все продукты поместили.

Каша варится : «Пых - пых!»

- Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

Продуктивная деятельность – «Конфеты из сказки» ( дети совместно с педагогом делали слепки конфет, а затем их расскрасили).

 «Айога»

Цель: Познакомить детей с культурой и бытом коренных народов Севера, воспитывать трудолюбие, уважение к старшим.

Дидактическая игра « Выбери нужное»

( Нужно выбрать нужных героев и предметы из предложенных (лепёшка, гусь, девочка, река, ведро )

« Измени концовку сказки, чтобы она стала положительной»

Подвижная игра: «Олени и каюры»

Играющие становятся парами. В паре один— олень, другой— каюр.      Упряжки стоят одна за другой.  Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают

На новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов- тундровиков звук кххкхх . Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые

Бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности .

Продуктивная деятельность – пластилинография (жизнь и быт народов Крайнего Севера)

В подборе книг нам помогал наш библиотекарь, она организовала для детей интересную экскурсию в мир книг и сказок, провела познавательную викторину «По дорогам сказок». Для родителей Наталья Ивановна сделала подборку книг по возрастам, консультацию по теме «Как увлечь ребенка чтением».

Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье. Для родителей была проведена консультация , тематическое родительское собрание по теме          « Роль сказок в воспитании детей», участие родителей в выставках рисунков и поделок на тему «Мой любимый сказочный герой».

Праздничные мероприятия всегда вызывают большой интерес у детей. Мы проводили несколько мероприятий. Это была спортивная эстафета           « Сказочные герои», викторина « Лучший знаток сказок» и « Путешествие в прошлое книги», где дети узнали, как появились первые книги, из чего они были сделаны, попробовали себя в роли книгопечатников и сделали своими руками книжку-малышку «Колобок».

При работе над этим проектом мы использовали и технические средства обучения. Это и сказки-презентации и конечно так любимые детьми мультфильмы по мотивам русских народных сказок.

Итогом нашей работы стало создание эпизода мультфильма по мотивам русской народной сказки «Колобок» своими руками. Сначала мы с детьми посмотрели, как создаются мультфильмы. Какие техники создания мультфильмов существуют. Затем дети сами выбрали сказку, к этой работе мы привлекали и родителей. Они помогали детям лепить сказочных героев.

Сделали декорации, освещение и начали процесс сьемки. Мы с детьми сделали порядка 800 кадров, потом начался трудный период монтажа. Я объясняла детям, как получается движение в мультфильме, увеличивая скорость смены кадров. Дальше пошла работа со звуком, выбрали музыкальный материал на фон и начали озвучку наших героев. Много раз переписывали, чтобы звук совпал с картинками, но в конце концов все получилось. И дети, и родители были в восторге от результата.

Итоги проекта.

• Обогатилось содержание воспитательно - образовательного процесса

• Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о русской народной культуре.

• Расширился кругозор детей.

• Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков

• Расширился и активизировался словарный запас детей

• Улучшилась мелкая моторика рук

• Проявилось активное участие воспитанников и родителей к приобщению к истокам русской народной культуры

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.

Приложение № 1

Дидактические игры

«Чья песенка?»  (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули».                             Песенка Снегурушки
                                                                     Сказка «Снегурушка и лиса»

«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие, 
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!»                               Братец Иванушка
                                            Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки).

«Спи, глазок, спи, другой».                            Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»        
                                              Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

«Носик, носик, пей водичку»,                   Сказка «Петушок и чудо – меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»        
                                               Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»   
                                                                           Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок».                    Сказка «Маша и медведь»

«Знаешь ли ты?» (Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
                                                                              Сказка «Мужик и медведь»

«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
                                                                               Сказка «Василиса Премудрая»

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
                                                                               Сказка «Заяц – хваста».

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
                                                                                Сказка «Лиса и козёл»

«Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»                  Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
         Елена Прекрасная                Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
          Петух                                     Сказка «Петух да собака»

Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
           Василиса Премудрая          Сказка «Царевна – лягушка»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
          Кот, петух, Жихарка.              Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
           Лиса, Журавль.                       Сказка «Лиса и журавль»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
           Бык, свинья, баран, петух, кот.      Сказка «Зимовье»

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

«Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для  творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).

«Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

«Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
«
Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

«Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

Работать умела красиво и ловко,
 В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была?                                         ВАСИЛИСА  ПРЕМУДРАЯ

Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его…                                                                  ЕМЕЛЯ

Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок. 
Убегает по дорожке
И зовётся…                                                                             КОЛОБОК

Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это?                                                                             ПЕТУШОК

Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать …                                                                  ЕМЕЛЯ

Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь…                                                                     КАЩЕЙ

Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - …                                                                             ЛЯГУШКА

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«По щучьему велению, по моему хотению…» 
                                          Сказка «По щучьему велению»

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
                                           Сказка «Царевна – лягушка»

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
                                            Сказка «Сивка – бурка»

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
                                            Сказка «Волшебное кольцо»

«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу 
                                                                                            «Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей  - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)

Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»  

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.

Приложение № 2

Подвижные игры

Подвижная игра «Теремок»

Оборудование: маски героев сказки.

Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки : мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.

Дети поднимают сцепленные друг с другом руки и говорят слова:

«Вот стоит теремок

Он не низок, не высок.

Как войдет в него зверек,

Так захлопнется замок».

Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.

На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.

Игра проводится, пока не останется самый ловкий.

Подвижная игра «Волк и козлята»

Оборудование: маска волка, маски для козлят.

Выбирается волк, остальные дети - козлята. Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:

«Мы веселые козлята

Озорные все ребята,

Не боимся никого

Кроме волка одного (подходят к волку).

Серый волк, не зевай

Нас скорее догоняй».

На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил, тот приседает.

Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят. Затем выбирается новый «волк».

Подвижная игра «Лиса и заяц»

Оборудование: маска лисы, маски для зайцев.

Дети в масках зайчиков стоят в кругу.

Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:

«Ох, растаял домик мой

Как же мне идти домой.

Надо к зайчику бежать

Его домик отобрать»

Подходит к домику одного из «зайчиков»стучится:

«Тук- тук- тук….

Серый зайка, выбегай

И со мною поиграй»

«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик.

Кто проиграл - тот становится «лисой».

Подвижная игра «Колобок»

Дети образуют круг. Считалочкой выбирают ведущего – «Колобка»«Колобок» бежит по кругу и поет:

Я Колобок, Колобок,

По коробу метений,

На яйцах испеченный –

Я от бабы и от деда убежал,

Я от зайца и от волка убежал,

От медведя и от лисы убежал!

И от тебя убегу!

При этом он дотрагивается рукой ребенка, у которого закончил произносить слова, и убегает от нее. Ребенок ловит, а «Колобок» бежит по кругу и пытается занять место ребенка.

Усложненияобоим нужно преодолеть полосу препятствий: прыгать из круга в круг, пройти по скамье, пролезть под дугой.

Подвижная игра «Колосок»

Оборудование: колосок.

Считалочкой выбирают «петушка». Он держит колосок. Остальные дети – «мышата»«Мышата» «спят», а «петушок» говорит:

Эй, ленивые мышата!

Хватит уже отдыхать.

Только и знаете, что играть,

Вы работать начинайте

Колосочек отыщите.

Кто найдет-обмолотите

И пирожков напеките!

Сам «петушок» в это время прячет колосок. После последних слов «мышата» просыпаются, идут искать колосок. Кто первый его найдет, тот и становится «петушком».

Подвижная игра «Бычок - смоляной бочок»

Оборудование: 2-3 веревки, обручи по числу «зверей».

Среди детей выбирают 2-3 «соломенных бычка». Остальные дети – «звери», которые живут в лесу в своих «домиках» (обручах). По сигналу «соломенные бычки» бегут к зверям и касаются их рукой. После касания звери зацепляются за «хвост» бычка (держатся за веревку) и бегут за ним в его домик. Побеждает тот, кто поймает больше всего «лесных жителей».

Подвижная игра «Заяц – хваста»

Считалочкой выбирают «зайца». Дети образуют круг. «Заяц» становится посреди круга и произносит:

Я - Заяц-попрыгун!

У меня не усы – а усища,

Не зубы, а зубища,

Не лапы, а лапища.

Я никого не боюсь!

А дети говорят:

Слушай, Заяц, не хвались,

Ты беги, беги, беги!

«Заяц» убегает, а дети догоняют его. Кто первым поймает «зайца», тот становится ведущим. Игра повторяется снова.

Усложнение: дети передвигаются на одной ноге.

Подвижная игра «Коза-Дереза»

Дети образуют круг, чертят вокруг себя «избушки». Одного ребенка выбирают «Козой – Дерезой». Она подходит к любой «избушки»прыгает туда и говорит:

Я – Коза –Дереза,

Черные глаза, кривая нога, острые рога!

Топну-топну ногами,

Заколю тебя рогами.

Ножками затопчу,

Хвостиком замету,

Беги из хаты!

Дети отвечают«Ты, Коза, не дразни, а попробуй обгони!»

После этих слов оба на одной ноге стараются как можно быстрее попрыгать вокруг «хатки». Один скачет – справа, второй – слева. Кто вернется первым, тот и остается там за хозяина, а кто опоздает, тот становится «Козой – Дерезой».

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Оборудование: маска волка, маски гусей.

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовё т гусей:

«Гуси-лебеди, домой!»

Гуси отвечают«Старый волк под горой!»

— «Что он там делает?»

— «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».

— «Ну, бегите же домой!»

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Игра – соревнование «Репка»

Оборудование: канат.

Воспитатель объединяет детей в две команды. Дети берут в руки канат. По сигналу воспитателя начинают тянуть его в разные стороны. Кто вытянет «репку», тот и победитель.

Игру можно проводить с постепенным дополнением игроков.

Можно играть до последнего победителя (команду, которая выиграла, объединяют в две команды, продолжают состязание, пока не победит один игрок).

Приложение № 3

Автор: Александрова Ирина Ивановна, воспитатель группы детей дошкольного возраста МБОУ СОШ с.Лесогорское Углегорского района Сахалинской области

Цель:

Формировать основы экологической культуры дошкольников, привлечь внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды.

Задачи: 

Расширять и закреплять представления детей о сортировке и переработке мусора, о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.

Привлечь внимание к природоохранному  социально-образовательному  проекту «Эколята – защитники природы!»

Экологическая сказка «Эколята и три поросенка»

Жили-были три поросенка Ниф-ниф, Нуф-Нуф, и Наф-Наф. Все лето поросята жили, не зная забот, играли. Кувыркались на лугу, купались в речке. Сок выпьют - коробку выбросят в траву, конфеты съедят - тут же фантик бросят.

 Но вот наступила осень, стали облетать листья с деревьев, трава пожухла и поредела. И вот тут-то и увидели поросята, сколько мусора вокруг накопилось!  Везде валялись бутылки, коробки, фантики, полиэтиленовые пакеты, разбитое стекло. Схватился Наф-Наф за голову, стал ругать своих братьев: « Да что же это вы за поросята такие! Как не стыдно вам так природу засорять!» Стыдно стало Нуф-Нуфу и Ниф-Нифу, покраснели их пятачки, склонили братья  головы. «Ну, что ж, надо как-то все исправить. Вы согласны?»- спрашивает их Наф-Наф. Поросята закивали быстро головой и бросились собирать мусор.

Через некоторое время смотрит Наф-Наф: чище стало вокруг. Пошел проверить. Заглянул в кусты, а там целая гора мусора!  Заглянул в овраг, а там и того больше! Рассердился Наф-Наф: «Это же не уборка, а свинство какое-то!». Нуф-Нуф и Ниф-Ниф переглянулись  и спрашивают удивленно:   « А что же мы не так сделали? Посмотри! Вокруг стало чисто!». Вздохнул Наф-Наф и говорит братьям: «Я еду в город, а вы пока весь мусор соберите в большую кучу».

Поехал Наф-Наф в город, зашел в гости к Эколятам и  рассказал про беду свою. Они посмеялись над незадачливыми поросятами и решили им помочь.

Сидят Ниф-Ниф и Нуф-Нуф на полянке, отдыхают около большой горы мусора. Смотрят: Наф-Наф едет с Эколятами на машине , и везет какие-то чудные ящики. А на ящиках этих знак какой-то странный и этикетки разные: где бумага нарисована, где стекло, а где железо. И рассказали им Эколята, как вреден мусор для природы, и как он бывает полезен, если его рассортировать и снова переработать. Показал он братьям,  какой мусор в какой ящик следует положить.  А когда друзья закончили, на память трем поросятам подарили Эколята рюкзаки, которые были сделаны из обычных переработанных бутылок. Поросята глазам своим не поверили, так их удивило превращение мусора в красивую и нужную вещь!

И с тех пор поклялись поросята никогда мусор не разбрасывать и каждому в лесу рассказать о вреде брошенного и пользе переработанного мусора .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...

Консультация для родителей: "Народные сказки, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ....

«Русская народная сказка как средство патриотического воспитания у дошкольников».

Наша цель: воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям.Образовательные задачи:1.     Учить детей понимать эмоц...

Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей 4 – 5 лет

Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязатель...

ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. ...