Технология модельного конструирования
учебно-методический материал
Технология модельного конструирования, направленного на развитие познавательной активности, пространственного мышления и творческих способностей старших дошкольников.
(А.Р. Лурия, А.Н. Миренова).
Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения, в связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Актуальность:
Конструирование (от латинского construere - строю, создаю) - творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира и формированием человеческой культуры.
Конструирование - это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера. Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок своевременно получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.
В процессе конструирования у дошкольников формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями.
Цель: развитие у дошкольников интереса к модельному конструированию, как технологии стимулирования детского научно-технического творчества.
Задачи:
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей;
- развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
В своей педагогической деятельности выделяю несколько этапов освоения детьми, вышеназванной технологии:
Начальным этапом, важным, на мой взгляд, является работа по образцу, которая предполагает наличие готовой модели (схемы, изображения) того, что будет построено. При этом виде конструирования дошкольник анализирует и исследует внешний вид предмета, его пространственное расположение, учится выделять отдельные элементы, которые составляют предмет, изучает последовательность построения. Изначально, на этом этапе, как правило, используется натуральный материал, предложенный нам природой (песок, вода, снег, шишки) для строительства горок, мостов, домиков, а затем конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур.
При выполнении построек для облегчения запоминания последовательности действий , использую игры: «На что это похоже?», «Что изменилось?», «Чего не стало?». Определяю игровую проблемную ситуацию: «Друзьям нужна помощь», «У щенка нет друзей».
Проблемную ситуацию стараюсь создавать таким образом, чтобы ребенок сам захотел построить. При проигрывании и обсуждении постройки дети учатся строить по образцу и показу, запоминают последовательность действий и применяют свой опыт в самостоятельной игровой деятельности.
Кроме этого на данном этапе начинаю применять технику оригами. Из листов бумаги мы начинаем складывать простые фигурки животных: собак, кошек, пингвинов.
Оригами дает возможность войти детям в другой мир, где ребенок может творить, фантазировать, думать и развивать свою речь.
На следующем этапе применения технологии дошкольникам предлагается уже не образец постройки, а лишь модель, схема, шаблон, трафарет, и моделирование схем действий. Дети анализируют графическую модель детально, по определенным алгоритмам создают постройку.
При этом уделяю большое внимание совместной конструктивной деятельности детей (коллективные постройки, поделки), так как она играет важную роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Для того, чтобы дошкольники смогли успешно работать по заданным моделям занятие нужно построить таким образом, чтобы дети сами нашли пути выхода из сложившейся ситуации (для реализации замысла дети могут советоваться друг с другом и с воспитателем). Ведь давно известно, ничто не ценится так высоко, как знания, добытые самостоятельно. В такой обстановке у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для успешного вхождения в школьную жизнь.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что бы эта работа ни заканчивалась в детском саду, а имела продолжение в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.5 МБ |
![]() | 16.41 КБ |
![]() | 17.04 КБ |
![]() | 16.49 КБ |
![]() | 12.92 КБ |
![]() | 13.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека игр с LEGO конструктором для формирования математических
представлений у детей дошкольного возраста
«Что изменилось?»
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2
детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать что изменилось.
«Собери модель по памяти»
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
«Запомни и выложи ряд»
Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
«Собери модель по ориентирам»
Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от».
«Выложи вторую половину узора»
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
«Составь узор»
Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
«Поиск недостающей фигуры»
Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
«Светофор»
Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять
чтобы не пропустить ни одного варианта.
«Выдели похожие»
Классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.
«Принеси и покажи»
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.
Правила игры: Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти. Перед тем как показать детям выбранную деталь,
нужно проверить себя.
«Разложи по цвету»
Оборудование: кирпичики Лего всех цветов 2 x 2, 4 коробки.
Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Лего.
Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.
«Передай кирпичик Лего»
Оборудование: 1 большой кирпичик Лего.
Цель: развития координации движения.
Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот
становится ведущим.
«Найди постройку»
Оборудование: карточки, постройки, коробочка Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.
Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.
«Разложи детали по местам»
Оборудование: коробочки, детали конструктора Лего 2х2,2х4,2х6, клювик, лапка, овал, полукруг.
Цель: закрепить названия конструктора Лего.
Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.
«Запомни расположение»
Материал: набор конструктора Лего «Дакта», платы у
всех игроков.
Цель: развитие внимание, памяти.
Правила: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка
закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
«Веселые цифры»
Материал: набор конструктора Лего
Цель: Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете.
Цифры конструируются из лего-конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д).
«Счетная лесенка»
Оборудование: набор конструктора Лего
Цель: формируется представления о количестве (больше- меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-
вниз), цветовосприятие.дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.
«Математический лего-поезд»
Оборудование: Конструктор из блоков лего Duplo или аналоговый конструктор; платформы-вагончики с приклеенными на каждый цифрами от 1 до 10.
Цель: Учить счету, соотносить цифры и количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую моторику. Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков
«Лего – клад»
На лего пластину прикрепляются детали разных форм и цветов. Под одной из них спрятан клад (любая маленькая игрушка или фигурка, которая помещается
под кубиком лего). Ребенок ищет клад по подсказкам педагога: «Клад не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Клад не под
квадратной фигурой» — и мы убираем все квадратики. Так продолжается пока не останется одна единственная фигура.
«Подбери колеса к вагончикам»
Цель: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5. Ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса — к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
«У кого выше»
Оборудование: конструктор Лего, разноцветный кубик. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник.
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
с элементами LEGO конструирования
Тема: «Стоит в поле теремок»
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста математических представлений посредством игровых ситуации.
Задачи:
Образовательные:
- учить различать геометрические фигуры;
- закреплять понятия «длинный – короткий»;
- продолжать закреплять названия основных цветов;
- закреплять знания частей суток.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, речь;
Воспитательные:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать доброе отношение к окружающим, умение оказывать помощь.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: изображение животных: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; теремок, флажки красного, желтого, зеленого и синего цветов; изображения частей суток
Раздаточный: на каждого ребенка геометрические фигуры, рабочая карточка с изображением схемы бус для лисы, LEGO – кирпичики.
Предварительная работа: дидактические игры и упражнения с лего –кирпичиками, рассказывание русской народной сказки «Теремок», подвижная игра «Жили – были зайчики», дидактическая игра «Когда это бывает?»
Ход ООД
Организационный этап
Воспитатель. Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
Мотивационно – побудительный этап
Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки?
Дети Да!
Воспитатель. А хотели бы вы прямо сейчас очутиться в сказке?
Дети Да!
Воспитатель Тогда скажем волшебные слова и отправимся навстречу нашим любимым сказочным героям. Для этого нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
«Хлопнем дружно, раз, два, три.
Сказка, дверь нам отвори!»
Воспитатель А теперь отгадайте, в какую сказку мы попали, слушайте загадку:
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно нём
Самым разным жителям.
Но висит на нём замок.
Этот домик — ...
Дети Теремок!
Воспитатель Правильно, молодцы!
Основной этап
Воспитатель Ребята, посмотрите а теремок то наш пуст. Мне кажется здесь нужна наша помощь? Поможем героям поселится в теремок?
Воспитатель (доставая игрушечную мышку):
Стоит в поле теремок – теремок
Он ни низок, ни высок,
По полю мышка бежала,
Теремок увидала и пищит «Пустите меня в теремок».
Воспитатель. Хорошо, Мышка, только поиграй с нами в игру «Когда это бывает?» Чтобы поселить мышку в теремочке, надо отгадать загадки про части суток, а отгадка появится на мольберте. Поможем мышке?
Воспитатель
1. Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? (утро)
2. На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? …. (ночь)
3. Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой
возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? (вечер)
4.Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? …. (днем) Ответы детей
Все загадки отгадали, и стала мышка в теремочке жить. (Посадить мышку в теремок).
Воспитатель (доставая лягушку):
Стоит в поле теремок – теремок,
Он ни низок, ни высок.
Лягушка скачет по болотуВ теремке ей жить охота.
- А к теремку две дорожки ведут: одна длинная, а другая – короткая. Лягушка задумалась, по какой дорожке она быстрее доберется до теремка по длинной или по короткой? Ребята, а как вы думаете? Ответы детей
Воспитатель Я тоже думаю, что по короткой дорожке она быстрее добежит до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка.
У каждого из вас на столе лежат лего – кирпичики, из них необходимо построить короткую и длинную дорожку. (Дети строят, сравнивают и показывают короткую дорожку).
- Молодцы ребята, вы правильно нашли короткую дорожку. Лягушка быстро добралась до теремка и стала там жить с мышкой вдвоём. (Посадить лягушку в теремок).
Воспитатель. Тут на опушку выскочил зайчик! Зайка предлагает с ним поиграть в игру.
Физминутка «Жили - были зайчики» (Играем 1 раз)
Жили - были зайчики (Показывают руками заячьи уши)
На лесной опушке, (Разводят руками)
Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома)
В маленькой избушке,
Мыли свои ушки, (Трут ушки)
Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук)
Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево)
Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки) (Играем 1 раз)
Воспитатель. Прибежал зайка к теремку и поселился в теремке. (Посадить зайку в теремок).
И стали они жить втроём.
Тише, тише, не шумите
Кто-то к нам идет сюда.
Ну конечно же …
Дети Лиса.
Лиса. Я с медведем так плясала,
Что все бусы растеряла.
Мне, ребята, помогите,
Бусинки все соберите!
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем лисичке?
Дети Да!
Воспитатель Посмотрите, у вас на столах лежат разноцветные лего - кирпичики, вот из них мы и выложим лисичке бусы. (Дети выкладывают бусы по схеме из лего – кирпичиков).
Молодцы ребята, красивые бусы у вас получились и лисичке они очень понравились. И она поселилась в теремочке.
А тут и волк прибежал, попросился в теремок, захотел быть сторожем. А зверюшки решили его проверить на внимательность. Ребята, поможем волку?
Проводится игра на внимание «Что изменилось»
Посмотрите, ребята, теремок украшен флажками, закрываем глазки (убирается один флажок). Открываем глазки и смотрим, какого флажка не хватает. (Играем 4-5 раз)
Воспитатель Молодцы, ребята, помогли волку поселиться в теремок.
А по лесу уж медведь идет,
Вдруг увидел теремок и как заревет:
«Пустите и меня в теремок»
Воспитатель: Хорошо, мишенька, только поиграй с нами в игру «Найди своё место»
Цель: упражнять в передвижении в разных направлениях; развивать умение называть и различать геометрические фигуры.
Воспитатель раскладывает в обручи большие модели геометрических фигур, а маленькие фигуры раздаёт детям.
По сигналу: «Найди своё место», - дети должны построится возле фигуры такой же, как у них в руках.
Воспитатель Молодцы, ребята, помогли и медведю поселиться в теремок. (Посадить
медведя в теремок).
А сейчас скажите, в какой сказке мы с вами побывали? Какие героям мы помогали?
Ответы детей
Рефлексия
Воспитатель Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились. Кому мы сегодня помогали? Все справились с заданиями? Мне понравилось, что вы были внимательными, активными, а героям сказки понравилось, что вы их не бросили в беде, а всем помогли и за это они приготовили вам подарок. Герои дарят маски для театрализации сказки «Теремок».
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развивающие возможности LEGO технологии в работе
с детьми дошкольного возраста»
Характерная черта жизни современного общества – нарастание темпа изменений. В настоящее время обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества
личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами. Возникает необходимость поиска технологий, методик для внедрения в работу с дошкольниками.
Реализация ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых
образовательных моделей, в основу которых должны входить технологии, соответствующие следующим принципам:
∙ развивающего образования;
∙ научной обоснованности и практической применимости;
∙ соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
∙ единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста;
∙ решения программных образовательных задач в совместной деятельности и
самостоятельной деятельности взрослого и детей;
∙ учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Целью и результатом образовательной деятельности детского сада является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС:
∙ у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
∙ проявляет любознательность;
∙ интересуется причинно-следственными связями;
∙ проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
∙ умеет выражать свои мысли, договариваться, учитывать интересы других,
взаимодействовать со сверстниками, участвовать в совместных играх.
С целью повышении качества дошкольного образования путем внедрения инновационных технологий в педагогическую практику наша дошкольная организация в рамках региональной инновационной площадки реализует проект «Растим инженеров» по пропедевтике инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста, а в младшем дошкольном возрасте на подготовительном этапе реализуется проект «Техно-детки». Для реализации данного проекта
мной выбрана игровая, но познавательная ЛЕГО технология, что позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Предпосылкой к выбору данной технологии стало то, что из большого количества игр, дети чаще всего выбирали лего- конструктор.
Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Сегодня легко сделать процесс обучения детей именно развивающим, интересным, привлекательным для
дошкольника, однако современному воспитателю требуется особое умение ориентироваться в мире современных игр, детских развивающих игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
Такие условия возможно реализовать в образовательной среде LEGO.
LEGO – технология:
∙ формирует познавательную активность, формирует навыки общения и сотворчества;
∙ объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
∙ позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
LEGO-технология являются великолепным средством для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все 5 образовательных областей. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
В своей профессиональной деятельности мы используем ЛЕГО конструктор не только в совместной или самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации образовательной программы.
ОО «Познавательное развитие»
Играя с конструктором Лего, дети закрепляют умение выделять цвет, форму, величину кирпичиков; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам. На занятиях по формированию целостной картины мира знакомим с объектами городской инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, не только рассматривая их на фотографиях, но и через постройку этих зданий из конструктора Лего в совместной деятельности со взрослым.
На занятиях по ФЭМП мы используем лего-конструктор как раздаточный материал для ознакомления с количеством и счётом, учим различать геометрические фигуры их цвет, величину, расположение в пространстве.
ОО «Речевое развитие»
В работе с Лего можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, играми. При работе с Лего хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (сколько в твоём домике жёлтых окошек? И т.д.).; употребление существительных с предлогами (в, на, под, за, около). Читая детям сказки или художественные произведения, можно использовать объёмные образы декораций из конструктора, что помогает ребёнку лучше понять сюжет, вызывает желание договорить за героя произведения слова или фразы. (Сказка «Теремок») Благодаря Лего создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
В художественном творчестве используем детали конструктора Лего как штамп для оттиска на бумаге или пластилине. При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветом. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в
собственных постройках, создавая узоры с использованием кирпичиков разного цвета. Моделирование с учётом художественных правил позволяет развить эстетический вкус, воображение, художественно-творческие способности. Побуждает делать анализ созданных построек, изменять их по мере необходимости заменяя одни детали другими.
ОО «Физическое развитие»
Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Кирпичики Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре
при проведении таких упражнений, как ходьба с перешагиванием, бег змейкой между деталями конструктора, удержание равновесия, упражнения на развитие координации движений и на развитие гибкости.
Игровая деятельность
В сюжетно-ролевых играх дети используют созданные ими постройки, объединяясь в небольшие группы создают свой спонтанный игровой сюжет. (Например: «Гараж для машин»), что разнообразит и обогащает предметно-игровую среду и вызывает ещё больший интерес к ней.
Созданные постройки из ЛЕГО также использую в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.
Подводя промежуточные итоги эффективности применения лего-технологии в нашей группе, хочется отметить положительную динамику. У детей возрос интерес к конструированию, это отмечают даже родители, так как дети просят приобрести домой современные лего-конструкторы для совместного конструирования, дети стали чаще проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, совместных играх, отмечается положительная динамика развития мелкой моторики рук, что в свою очередь ведёт за собой и речевое развитие детей. Таким образом, при правильной организации процесса по использованию ЛЕГО- технологии работа с детьми становится эффективной, а конструктор становится средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?»
Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов. Общение с конструктором не всегда дается ребенку так просто, как может показаться на первый взгляд, а то, что эта игрушка интересна такому авторитетному человеку, как папа вызывает особенный интерес к ней у ребенка. Нет необходимости собирать конструктор за ребенка, просто дайте ему экспериментировать и по возможности находите
применение для его поделок на практике. Играть, используя конструктор для детей не только весело, но и полезно. Ведь при сборке конструктора ребенок
развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление. Именно поэтому конструктор так полезен для детей любого пола и возраста, он помогает развиваться не только физически, но и творчески.
Какой вид конструктора выбрать?
1. Самым первым и простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают маленьких детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будете вы, а ребенок будет просто с удовольствием рушить ваши постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать, и вы увидите, что постепенно его постройки становятся все более сложными.
2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.
3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.
4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению многим другим навыкам.
5. Конструктор для детей «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.
6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей,
аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они рекомендованы детям старше 5 лет, так как помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов. Существует еще множество других разновидностей конструкторов. Выбирая игру для своего ребенка, сначала соберите что-то самостоятельно, и вы поймете, подойдет ли такой вид конструктора вашему ребенку, а так же сможете оценить качество материалов.
Выбирая конструктор для детей, обратите внимание на его упаковку. Она должна быть прочной и привлекать внимание ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок хранил в ней не только сам конструктор, но и свои поделки, приучаясь таким образом быть бережливым и аккуратным. Хотя готовые поделки лучше хранить на видном месте, а не в коробке, чтобы ребенок всегда видел результат своих работ, гордился этим и стремился к большему.
Предварительный просмотр:
Критерии оценки уровней развития конструктивных умений и навыков.
- Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Сформирован : Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать
необходимые детали.
Частично сформирован : Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Не сформирован : Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь или полное отсутствие навыка.
- Умение проектировать по образцу
Сформировано : Может самостоятельно, быстро и без ошибок ( или
самостоятельно и быстро исправляя ошибки) проектировать по образцу.
Частично сформировано: Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Не сформировано : Не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем педагога или полное отсутствие умения.
- Умение конструировать по пошаговой схеме
Сформировано : Может самостоятельно, быстро и без ошибок (или быстро и
самостоятельно исправляя ошибки) конструировать по пошаговой схеме.
Частично сформировано : Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Не сформировано : Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога или полное отсутствие умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-153388-1421516844.jpg)
Интегрированное занятие по окружающему миру с использование современных технологий "Элементы конструирование"
" ГОЛУБЬ- МИРА !!!"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461439-1404049196.jpg)
Технология развития конструирования из природного материала в старшем дошкольном возрасте.
Реформирование системы дошкольного образования в России и введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволяет пересмотреть отношение к дошкольном...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/28/picture-794807-1524929507.jpg)
Конструкт организации образовательной деятельности по технологии лего-конструирования "Красивая поляна для гномов"
Конструкт по лего-технологии для средней группы детского сада "Красивая поляна для гномов"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-861364-1480797919.jpg)
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»
Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-729956-1488092484.jpg)
Консультация для родителей "Основы информационных технологий" (лего-конструирование)
Цель – познакомить родителей воспитанников интерактивного клуба «СОЛНЫШКО. РУ» с образовательной программой дошкольного образования «Основы информационных технологий» (ле...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013576-1519033519.jpg)
Технология лего - конструирование
Лего - конструкторование великолепное средство для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникати...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/30/picture-1350375-1632998849.jpg)
Краткосрочный проект в младшей группе. Модельное конструирование «Паровозик»
Краткосрочный проект в младшей группе Модельное конструирование «Паровозик»...