Консультация для родителей "Основы информационных технологий" (лего-конструирование)
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Медведева Маргарита Юрьевна

Цель – познакомить родителей воспитанников интерактивного клуба «СОЛНЫШКО. РУ» с образовательной программой дошкольного образования «Основы информационных технологий» (лего-конструирование).

Образовательная программа дошкольного образования детей «Основы информационных технологий» реализуется в рамках познавательного направления развития дошкольников и направлена на формирование успешной личности, поддержку разнообразия и развития способностей каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей50.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по программе «Основы информационных технологий»

(лего-конструирование)

Цель – познакомить родителей воспитанников интерактивного клуба «СОЛНЫШКО. РУ» с образовательной программой дошкольного образования «Основы информационных технологий» (лего-конструирование).

Образовательная программа дошкольного образования детей «Основы информационных технологий» реализуется в рамках познавательного направления развития дошкольников и направлена на формирование успешной личности, поддержку разнообразия и развития способностей каждого ребенка.

Новизна данной образовательной программы заключается во введение в традиционный курс информатики для дошкольников нетрадиционных методик: конструкторов LEGO DUPLO,
LEGO DACTA, Полидронов, компьютерной развивающей программы LEGO Digital Designer (виртуальный конструктор) и часов музейной педагогики
как условие  развития информационных, конструктивных и художественных способностей  детей, просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальных носителей информации.

В начале каждого учебного года дети изучают азы информатики: знакомятся с техникой безопасности при работе на компьютере и правилами поведения в компьютерном классе; названиями и функциональным назначением основных устройств компьютера. Получают элементарные представления о сущности информационных процессов, основных носителях и процессе передачи информации, учатся включать, выключать компьютер, находить значки различных компьютерных программ на Рабочем столе.

После того, как воспитанники научатся использовать в своей работе  дополнительные устройства компьютера, Интернет, осуществлять необходимые операции при работе в различных программах, они приступают к изучению цифрового конструктора LEGO Digital Designer.    Дети знакомятся с экраном приветствия, работой в камере контроля, позволяющей вращать модель и масштабировать, меню программы, режимом строительства, сохранения модели, инструментами меню: клонирования, рисования, удаления кирпича со сцены, скрытия кирпича или модели. Управление программой с помощью левой и правой кнопок мыши. Далее дети знакомятся с разными пиктограммами, и вводится специальная терминология: кубики (кирпичики), пластины, скосы, декоративные детали и т.д. LDD-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

Работу с детьми по конструированию начинаю с самых простых построек, учу правильно соединять детали между собой на сцене камеры контроля, определять их размер, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом модели.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки, выделяют в ней основные части, определяют размер и название деталей, из которых построена модель, определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по построению модели, рассказывает о ходе выполнения задания, назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность построения конструкции и соединения деталей между собой, используя камеру контроля, как специальную среду трехмерного моделирования с возможностью просмотра полученной конструкции со всех сторон и визуализации алгоритма сборки модели, сравниваем со схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать LEGO-детали, построить модель по схеме в реальной жизни, а не виртуальной, да и просто поиграть, используются конструкторы LEGO DUPLO и LEGO DACTA. Но LEGO-конструкторы ограничены набором деталей, соответственно и ребенок ограничен в своей фантазии. Поэтому детям интереснее заниматься строительством в компьютерной программе LEGO Digital Designer, которая, благодаря наличию огромного выбора строительных кирпичей и специальных деталей, дает неограниченные возможности для детской самореализации, развития творческого потенциала и конструктивного воображения.

На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, мультфильмов, веселых физкультминуток, видео-занятий по информатике, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. Обязательно проводится пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и физкультминутка, которая подбирается с учетом темы совместной деятельности.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял свой кругозор и приобретал новые знания об архитектуре, строительстве, флоре и фауне нашей планеты, транспорте, космосе.

В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

В настоящее время одной из современных и интерактивных педагогических технологий, используемых в дошкольном образовании, является LEGO-технология. LEGO Digital Designer – виртуальный конструктор является той самой универсальной и развивающей программой, которая поможет разнообразить процесс обучения дошкольников. В играх с LDD у детей развиваются комбинаторские навыки, мелкая моторика рук, повышается уровень сенсомоторного развития.

Цель: Создать благоприятные условия для развития личности ребенка, его индивидуальности, мышления и творческого воображения посредством освоения новых информационных технологий.

В процессе реализации педагогической программы решаются следующие задачи:        

Обучающие задачи:

  • освоение коммуникативных, рефлексивных, ценностно-ориентированных компетенций и компетенций личностного саморазвития;
  • формирование у ребенка познавательной и исследовательской активности;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации, освоение первоначальных знаний о компьютере и сферах его применения;
  • приобретение практических навыков работы с конструкторами: LEGODUPLO, LEGODACTAи в компьютерной программе LEGO Digital Designer;
  • отработка навыков работы на ПК;
  • формирование умений:

-действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами компьютерной программы LEGO Digital Designer;

- выстраивать последовательность создания модели в программе LDD;

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, замыслу;

- опознавать предметы по описанию, с опорой на определенный признак (форма, цвет, величина);

- выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

  • знакомство с разнообразными строительными деталями и их свойствами, меню, панелью инструментов, режимами и другими возможностями программы.

Развивающие задачи:

  • развитие информационной компетентности и алгоритмического мышления;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
  • развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;
  • развитие  индивидуальных творческих способностей и эстетического вкуса;
  • развитие конструктивных навыков и умений;
  • развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими  на психофизиологические функции ребенка;
  • развитие мышления и умения анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • развитие речи и познавательной деятельности посредством освоения специальной терминологии и информационных технологий.

Воспитывающие задачи:

  • воспитание информационной культуры;
  • развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать и анализировать деятельность других ребят в совместном освоении программы;
  • воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым;
  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на процесс и полученный результат.

Первый год обучения (4-5 лет).

Модуль № 1 «Информатика».

Дети первого года обучения изучают азы информатики: знакомятся с техникой безопасности при работе на компьютере и правилами поведения в компьютерном классе, приобретают элементарные представления о компьютере и сферах его применения. Знакомятся с мышиными операциями, отрабатывают навыки работы с левой кнопкой компьютерной мыши на детских порталах «Теремок» и «Играемся», учатся понимать язык стрелок на клавиатуре. Учатся работать на интерактивной доске, управляя стилусом. У них активизируется познавательная и исследовательская деятельность. Расширяются знания об окружающем мире, формируются и развиваются произвольные психические функции (произвольное внимание, мышление, память и поведение), развивается самостоятельность детей и уверенность в себе, воспитывается информационная культура.

Модуль № 2 «Конструкторы LEGO DUPLO и LEGO DACTA».

Конструирование у детей 4-5 лет начинается со знакомства с реальными конструкторамиLEGO DUPLO и LEGO DACTAдля того, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать LEGO-детали, построить модели по собственному замыслу, да и просто поиграть. Дети сначала работают с конструктором LEGO DUPLO: строят модели по образцу, собственному замыслу, условиям, а затем учатся создавать конструкции по схемам, созданным педагогом. Начинают с самых простых построек, учатся правильно соединять детали между собой, определять их название, форму, размер, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом модели.

После того, как воспитанники приобретают достаточно опыта и знаний, они знакомятся с конструктором LEGO DACTA, который содержит большее количество разнообразных деталей разных категорий, что дает детям больший простор для фантазии, развития воображения и возможность воплощения задуманного. Работая с этим конструктором, дети строят более сложные модели – самолетов, кораблей, ракет, домов, машин. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Второй год обучения (5-6 лет).

Модуль № 1 «Информатика».

Дети второго года обучения начинают изучать курс информатики для дошкольников со свойств, признаков и составных частей предметов. Учатся сравнивать предметы по различным признакам, соотносить элементы двух групп, разделять группу на подгруппы по определенному признаку, расставлять события в правильной последовательности, выявлять позитивные и негативные стороны предметов и явлений. Формируются понятия: «часть-целое»,  функция, закономерность, «истина-ложь», отрицание, алгоритм.

Дети продолжают знакомиться с техникой безопасности при работе на компьютере, закрепляют правила поведения в компьютерном классе, расширяют знания о компьютере и сферах его применения. Знакомятся с компьютерной мышью, как устройством ввода команд, мышиными операциями, отрабатывают навыки работы с левой кнопкой компьютерной мыши: одинарного и двойного щелчка. Учатся понимать язык стрелок на клавиатуре, как устройстве ввода команд и информации. У них активизируется познавательная и исследовательская деятельность. Приобретают навыки работы на персональном компьютере, в Интернете на детском образовательном портале для интерактивного обучения детей «Теремок», детском сайте «Играемся». Расширяются знания об окружающем мире, формируются и развиваются произвольные психические функции (произвольное внимание, мышление, память и поведение), развивается самостоятельность детей и уверенность в себе, воспитывается информационная культура.

Модуль № 2 «Компьютерная программа LEGO Digital Designer».

Воспитанники второго года обучения приступают к изучению цифрового конструктора LEGO Digital Designer.    Дети знакомятся с экраном приветствия, работой в камере контроля, позволяющей вращать модель и масштабировать, меню программы, режимом строительства, сохранения модели, инструментами меню: клонирования, рисования, удаления кирпича со сцены, скрытия кирпича или модели. Отрабатывают навыки нахождения значка программы LEGO Digital Designer на Рабочем столе компьютера, управления камерой контроля, работы в программе LDD. Учатся управлять программой с помощью левой и правой кнопок мыши, использовать панель инструментов компьютерной программы LEGO Digital Designer при создании разнообразных лего-моделей.

Далее дети знакомятся с разными пиктограммами категориями деталей, вводится специальная терминология: кубики (кирпичики), пластины, скосы, технические кубики,  цилиндрические пластины, конусы и цилиндры, детали декоративной категории и т.д. Для закрепления названия деталей и их размеров применяются различные дидактические игры с LEGO, а для развития поисковой активности и облегчения нахождения деталей на чертеже указывается графическое изображение пиктограмм. Необходимые навыки и умения по нахождению деталей определенного размера в определенной пиктограмме закрепляются в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

Конструирование в компьютерной программе начинается с самых простых построек. Воспитанники учатся правильно соединять детали между собой на сцене камеры контроля, определять их размер, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом модели.

Третий год обучения (6-7лет).

Модуль № 1 «Информатика».

Дети третьего года обучения углубляют знания, ранее полученные по курсу информатики для дошкольников, начиная с повторения тем: упорядочение, последовательность действий, логические операции, части-целое. Решают различные задачи-шутки на развитие внимания и логического рассуждения,упражняются вразвитии воображения. Составляют простейшие алгоритмы расстановки, продолжают знакомиться с функцией (назначением) предметов, учатся выявлять и изображать свойства группы предметов, соотносить элементы двух множеств по некоторому принципу, разбивать данное множество на подмножества, выполнять действия по заданному алгоритму.

С целью создания благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, его индивидуальности, мышления и углубления знаний в области развития  вычислительной техники,  эволюции  материальных носителей информации в прошлом и современных информационных технологий в образовательный процесс включены часы музейной педагогики. Посредством  использования  ресурсов  интерактивного «Музея счета и информации» дети познакомятся с ключевыми словами: универсальный объект, компьютер, аппаратное обеспечение, информатика, данные, с этапами развития человечества и эволюцией вычислительной техники и материальных носителей информации. Получат элементарные представления о сущности информационных процессов, основных носителях и процессе передачи информации, научатся включать, выключать компьютер, находить значки различных компьютерных программ на Рабочем столе. Познакомятся с операционной системой Windows, элементами Рабочего стола, значками, ярлыками. Приобретут практические навыки работы на персональном компьютере, с клавиатурой, компьютерной мышкой, Интернетом, на интерактивной платформе «Теремок». Научатся сохранять, созданные в компьютерной программе LEGO Digital Designer, модели в программе, личных папках на Рабочем столе, на флешке.

Расширяются знания об окружающем мире, формируются и развиваются произвольные психические функции (произвольное внимание, мышление, память и поведение), развивается самостоятельность детей и уверенность в себе, воспитывается информационная культура и компетентность.

Модуль № 2 «Компьютерная программа LEGO Digital Designer».

Дети третьего года обучения отрабатывают навыки работы в цифровом конструкторе LEGO Digital Designer. При создании конструкций дети учатся анализировать образец либо схему постройки, выделять в ней основные части, определять размер и название деталей, из которых построена модель, определять порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по построению модели, рассказывает о ходе выполнения задания, назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы дети оценивают правильность построения конструкции и соединения деталей между собой, используя камеру контроля, как специальную среду трехмерного моделирования с возможностью просмотра полученной конструкции со всех сторон и визуализации алгоритма сборки модели, сравнивают со схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял свой кругозор и приобретал новые знания об архитектуре, строительстве, флоре и фауне нашей планеты, транспорте, космосе.

По итогам реализации программы дети смогут:

-называть основные устройства компьютера, будет иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;

-различать устройства ввода и вывода компьютер;

- знать принцип работы компьютера и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;

-свободно конструировать в виртуальном пространстве компьютерной программы LEGO Digital Designer;

-строить лего-модели по образцу, схемам, собственному замыслу;

- ориентироваться в пиктограммах и различных деталях компьютерной программы LEGO Digital Designer и способах их соединений на сцене камеры контроля;

-находить связи между формой конструкции и ее функциями;

-осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию);

-использовать в своей работе  клавиатуру, мышь, принтер, Интернет;

-осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

-называть части компьютера и знать их назначение;

-составлять словесные алгоритмы для решения логических задач;

-пользоваться игровыми и обучающими программами;

-понимать язык стрелок;

-работать в компьютерной программе LEGO Digital Designer, используя весь ее инструментарий и все её возможности;

-создавать сложные лего-модели и красивые постройки, как по чертежам, так и по собственному замыслу;

-сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек;

-выделять в постройке ее функциональные части, анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части;

-сотрудничать с партнером, объяснять и аргументировано отстаивать свои идеи;

-творчески подходить к созданию композиций из Лего по собственному замыслу.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации образовательной деятельности по технологии лего-конструирования "Красивая поляна для гномов"

Конструкт по лего-технологии для средней группы детского сада "Красивая поляна для гномов"...

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир.  Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...

Технология лего - конструирование

Лего - конструкторование великолепное средство  для интеллектуального  развития   дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникати...

Проект организации непосредственно-образовательной деятельности по технологии Лего-конструирования "Подготовка к путешествию на Зеленый остров"

Тема: «Подготовка к путешествию на Зеленый остров»Цель: развитие творческой активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.Задачи:  Воспитательные задачи...

Консультация для педагогов "Технология лего-конструирования как метод развития инженерного мышления"

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире вы...

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе с применением технологий «ЛЕГО - конструирования» «Построим ЛЕГО - город»

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе с применением технологий «ЛЕГО - конструирования»«Построим ЛЕГО - город»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid...