Технология развития конструирования из природного материала в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Реформирование системы дошкольного образования в России и введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволяет пересмотреть отношение к дошкольному детству, как первой ступени общего образования.
Конструирование из природного материала - возможность развития личности ребенка в естественных условиях в процессе сбора и обследования разнообразного природного материала, игр и экспериментирования с ним, обращая внимание на особенности его фактуры, цвета, формы.
Технология дает возможность развить творческий потенциал детей в партнерской совместной деятельности с педагогами и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_na_sayt_sentyabr_2015.docx | 263.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Технология развития конструирования из природного материала в старшем дошкольном возрасте. |
Автор: Сошникова Лариса Александровна
СОДЕРЖАНИЕ.
- Актуальность технологии развития конструирования из природного
материала в старшем дошкольном возрасте.
- Цели и задачи технологии развития конструирования из природного
материала старших дошкольников.
- Этапы развития конструирования из природного материала, способствующие развитию творчества в старшем дошкольном возрасте.
- Заключение.
Актуальность технологии развития конструирования из природного материала в старшем дошкольном возрасте.
Изменения в жизни современного общества послужили реформированию системы дошкольного образования в России и введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что позволяет пересмотреть отношение к дошкольному детству, как первой ступени общего образования и включением в единый ряд с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ). Дошкольное детство является отправной точкой овладения разнообразными формами активности ребенка, передачи и развития общественных норм и ценностей, способствующей позитивной социализации в поликультурном обществе и позволяющей творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Это поможет в дальнейшем человеку быстро адаптироваться к новым условиям, активизировать свой творческий потенциал, сохранив свою уникальность и самоценность.
Что же послужило причиной для разработки технологии по развитию конструирования из природного материала?
Первой причиной является, как было уже выше сказано, преобразования в системе дошкольного образования в России, которое должно обеспечивать развивающий характер образования детей дошкольного возраста, способствовать формированию ценностных ориентиров и строить общение с каждым ребенком с ориентацией на его достоинства, индивидуальные особенности, его характер, интересы, предпочтения. Но зачастую, организованная совместная деятельность воспитателя ДОО с детьми ведется с позиции «над ребенком», а не «рядом с ребенком», под девизом : «Делай как я», что затрудняют с одной стороны закладку ценностной установки развития личности детей, а с другой - развитие творческого потенциала воспитанников детского сада.
Второй причиной является то, что в процессе реализации Основной образовательной программы дошкольного образования воспитатели, организуя образовательные ситуации с детьми дошкольного возраста, широко используют разные виды конструирования. Но чаще конструирование из природного материала присутствует в образовательном процессе либо сезонно (осенью) и направлено на технологическое повторение образца, что практически исключает самостоятельность в создании образа при изготовлении поделок, либо этот вид конструирования исключается педагогом из видов детской деятельности.
Цели и задачи технологии развития конструирования из природного материала старших дошкольников.
Во время поиска эффективной технологии развития конструирования из
природного материала в старшем дошкольном возрасте были намечены цель и задачи развития у детей данного вида детской деятельности.
Цель технологии. Учить создавать выразительные художественно-конструктивные образы из природного материала и выражать свое отношение к ним.
Задачи технологии. 1. Формировать эстетическое отношение к миру, выделять в нем многообразие форм, цвета, фактуры.
2. Учить детей использовать специфику природного материала (богатство его форм, цвет, фактуры, его многофункциональности) для построения художественного образа и развития детского воображения и творчества.
3. Использовать синтез искусств (игра-драматизация и конструирование; художественное слово и конструирование) для совершенствования конструктивных умений.
4. Развивать умение создавать динамические образы, для передачи характеров, состояний и настроений в поделках из природного материала. (грустный крокодил, задумчивый зайчик).
Этапы развития конструирования в старшем дошкольном возрасте.
В процессе разработки этапов развития конструирования из природного материала были намечены к каждому из трех этапов: цели, задачи, методы и приемы их реализации.
I этап. Цель. Развитие и расширение у детей ассоциаций для построения оригинальных образов на основе восприятия конфигураций природного материала.
Задачи. 1. Обучение анализу природного материала.
2.Формирование у детей приемов построения образов из природного материала.
Методы и приемы. 1)Изменение пространственного расположения, достраи-вание, убирание лишнего.
2)Целенаправленные экскурсии в парк, наблюдения;
3) Совместный поиск природного материала, расширяя представления детей о многообразии материалов, обсуждение находок – ассоциации детей ;
4) Экспериментирование с природным материалом определение его скрытых возможностей, выявления его свойств и развития сенсомоторики (согласованности работы глаза и руки, совершенствование координации движений): гнется или ломается, закручивается; мягкий или твердый и т.д.
5)Пластические этюды «Прими позу животного».
6) Игра «На что похоже?»
II этап. Цель. Побуждать детей к рассмотрению предложенного природного материала, как возможную часть вариативных целостных образов.
Задача. Формирование у детей способов построения образа с помощью приемов опредмечивания и достраивания.
Методы и приемы. 1) Ассоциации (загадки «Чье ушко?»- косточка от арбуза; «Кто потерял глазки?»-маленькие ракушки).
2) Экскурсии и наблюдения, накопление опыта безопасного и бережного обращения с природой, самостоятельный поиск природного материала.
3)Продолжение экспериментирования с природным материалом: изменение света при разном освещении, гнется или ломается, а если намочишь, то будет гнуться, придание шишкам разной выразительности (открытые и не открытые шишки, изогнутые), способы работы с разными материалами и т.д.
4) Практическая работа : определение тематики работы- животные, подбор стихов с выразительными образами животных; картинок животных для опоры на воображение «Какому животному подойдет такой хвост?. Побуждать детей использовать один и тот же материал и как основу и как деталь образа.
5) Игровые приемы. Использование поделок в играх-драматизациях (знакомые сказки, стихи, потешки). Пластические этюды, помогающие понять динамичность будущей работы из природного материала.
III этап. Сюжетные выставки работ, объединенные 1-ой тематикой.
Цель. Стимулировать творческое применение детьми полученных знаний и умений с учетом новой деятельности, связанной с сюжетом.
Задача. 1) Расширение возможностей использования основных способов и приемов построения образа.
2) Формирование у детей умения строить замыслы с учетом 2-х моментов:
- общие сюжеты детализация и обогащение образа;
- учет специфики природного материала.
Методы и приемы. Ведущие методы: игровые и практические.
1) Игровые–пластические игры «Испуганные зайцы» (прижатые уши, прижимается к земле);
- подбор материала для заячьих ушей (желуди, кленовые «носики», семена ясеня, скорлупа от фисташек, косточки от фиников);
- создание сюжета по художественному произведению;
- использование сюжетов в играх-драматизациях.
2) Практические – моделирование (построение плана работы, выбор материала для работы и приемов для создания выразительности образов).
- экспериментирование (продолжение работы по освоению свойств и способов работы с природным материалом, закрепление навыков практической деятельности).
3) Наблюдение, экскурсии, сбор природного материала.
4) Организация ярмарок и выставок детских работ; работ сделанных родителями вместе с детьми.
Заключение.
Реализуя технологию развития конструирования из природного материала
в старшем дошкольном возрасте, были определены условия, которые способствовали развитию творческих способностей воспитанников.
Ими являются:
- организация совместной деятельности воспитателя ДОО с детьми построено на основе партнерства (сотрудничества);
- насыщение предметно-образовательной среды разнообразным природными
материалами (по цвету, фактуре, по форме и т.д.);
- активное включение ребенка на этапе сбора материала, обращение внимания на особенности его фактуры, цвета, формы, возможность сенсорного обследования, игр и экспериментирования с природным материалом;
- использование методов и приемов активизирующих детей на поиск выразительности природного материала, освоение способов построения образов и приемов творческого воображения при создании сказочных персонажей, самостоятельность детей (система игр на создание выразительных возможностей материала, создание проблемных ситуаций); в ходе конструирования из природного материала;
- стимулирование активности, инициативы детей, включение их в самостоятельный поиск способов выразительности образов поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста
Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"
Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"...
САМООБРАЗОВАНИЕ "Теория и технология развития словотворчества и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС: является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок д...
Педагогическая технология «Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»
Педагогическая технология«Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»...
САМООБРАЗОВАНИЕ "Теория и технология развития словотворчества и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС: является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок д...