Отчёт о реализации социально-образовательного проекта экологической направленности «Эколята-Дошколята»
проект (старшая группа)

Харисова Инга Тависовна

     Проект ««Эколята-Дошколята»» - реализовывался с 01.09.2021 г. по 30.05.2023 г. В реализации проекта принимали участие воспитанники старшего дошкольного возраста МКДОУ «Детский сад № 56», родители, педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_realizatsii_proekta_ekolyata-doshkolyata.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

                        Отчёт о реализации социально-образовательного проекта

                экологической направленности «Эколята-Дошколята»

     Проект ««Эколята-Дошколята»» - реализовывался с 01.09.2021 г. по 30.05.2023 г. В реализации проекта принимали участие воспитанники старшего дошкольного возраста МКДОУ «Детский сад № 56», родители, педагоги.

    Наблюдая за своими воспитанниками на территории детского сада, мы увидели – дети не обращают внимания на красоту природы: могут нарвать красивый букет из одуванчиков и забыть про него, не поставить в воду; увидев божью коровку, норовят взять её в руки; чтобы рисовать на песке, могут обломать веточку у кустарника. Конечно, мы стараемся объяснить детям, чем такие действия чреваты для природы, какой вред они наносят. Некоторые из ребят говорят, что им разрешают родители. Вот она – проблема!

Зная, что у всех детей имеется особенность, заложенная от природы – они пытливо могут исследовать окружающий мир, и подтверждением служат их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поэтому мы взяли это за основу, решили, что нашей повседневной задачей будет не пресекать такую деятельность, а наоборот, активно помогать идти вперед.

Так вот, анализируя обо всем этом, мы пришли к решению: выбрать наиболее эффективное и перспективное направление – проектную деятельность. Поэтому мы разработали проект, цель которого направлена на создание условий для формирования у детей предпосылок экологической культуры через проектную деятельность.

Проектная деятельность в дошкольном образовании имеет свою ценность и значимость, потому что всегда продуктивна, а проект всегда направлен на получение конкретного результата. Еще одной отличительной чертой проектной деятельности являются субъект-субъектные отношения взрослых и детей, то есть мы отталкиваемся от интересов детей (например, когда выбираем тему), ребенок становится партнером, главным инициатором.

В соответствии с поставленными целями и задачами мы в образовательном процессе используем разнообразные формы, методы и средства, активизирующие развитие социальной, образовательной, природоохранной деятельности дошкольников. Например, в непосредственно-образовательной деятельности – это занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр. В повседневной деятельности – наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения, опыты и экспериментирование с предметами и их свойствами, коллекционирование, совместное творчество детей и родителей, презентации и др.

Наш проект отличается новизной детской мысли, наличием реальной проблемы. В процессе работы над проектом дети не получают знания в готовом виде, мы даем им возможность поразмышлять, что-то исследовать, сделать какие-то выводы. Так наши воспитанники становятся авторами своих собственных творческих, исследовательских и других проектов.

При планировании и организации проектной деятельности использовали алгоритм действий, состоящих из трех этапов.

Первый этап проекта – подготовительный. На этом этапе определились с целями и задачами проекта, было подобрано программно-методическое обеспечение по данной теме. Изучили методическую литературу по реализации проекта.

Подготовили аудио-, видео- картотеки для просмотров разной тематики, разработали перспективный план работы, включающий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста, подготовили библиотеку художественных произведений русских писателей, энциклопедий.

С детьми использовали такие методы, как: наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, просмотр видеофильмов, ознакомление с термином «Экологическая тропа», показ экологических сказок и драматизаций, знакомство с образами защитников природы: Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой.

Провели собрание с родителями «Участвуем в проекте».  Рассказали им про цели и задачи проекта, сформировали интерес по созданию условий для реализации проекта. Выявили эколого-педагогическую компетентность родителей с помощью анкет. Проанализировали предметно-пространственную среду в группе и запланировали, какие развивающие пособия надо еще изготовить. Так мы совместно с родителями изготовили костюмы персонажей в соответствии с образами сказочных героев – Эколят.

Важным моментом в ходе подготовительного этапа стало создание экологического пространства в холле на втором этаже. Там уютно расположились информационный стенд «Эколята-Дошколята», живой уголок, цветочная полянка, места для выставок и для оформления по сезонным изменениям. Стенд «Эколята-Дошколята» выполняет главную роль в уголке природы, потому что отражает всю нашу работу по экологическому воспитанию детей, но также и служит украшением детского сада! Он разбит на несколько интересных и увлекательных рубрик. И так как наша группа является ответственной за уголок, мы обновляем его каждый месяц новой информацией.

В ходе реализации основного этапа мы провели ряд мероприятий, способствующих усвоению знаний и умений наших воспитанников. Это был самый плодотворный и насыщенный этап.

Самым первым и значимым мероприятием для наших детей стало принятие их в Эколята. Здесь нам помогли защитники природы – Ёлочка и Лесовичок (в их роли были воспитатели). Они вручили детям отличительную символику – зеленые галстуки и пилотки. Потом все вместе мы спели гимн Эколят и произнесли клятву. У наших воспитанников остались яркие впечатления!

В ходе реализации проекта также прошли и другие мероприятия: «Берегите природу Байкала», выставка рисунков «Я рисую Байкал», занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Очистим грязную воду», фотовыставка «Путешествие по Байкалу», путешествие по страницам Красной книги Иркутской области, выставка картин «Эти удивительные листья!», экологическая викторина «Любить природу – это значит беречь!», квест-игра «Помоги реке», НОД «Встреча пернатых друзей», творческие мастерские, конкурс стихов по теме: экология родного края.

Ежемесячно в нашей группе проходили и сейчас планируются тематические занятия по Азбуке Природолюбия: «Основы безопасности в природе», «Как помочь растениям?», «Насекомые: польза и вред», «Как помочь животным и птицам в природе?».

 В интересной форме обыграли с детьми много экологических ситуаций и сказок с помощью нашего любимого театра тантамаресок.

Самой популярной, нетрадиционной формой работы в нашей группе стали экологические акции, при которых всегда активизируется творческая деятельность педагога, ребенка, родителя. Их проведение стало привычной традицией для нашей группы, потому что они объединяют всех участников образовательного процесса.

Вот какие акции мы провели: «Чистый двор», «Синичкин день», «Покорми птиц зимой!», «Сохраним елки живыми!», «Пишем письмо Природе», «Берегите воду!», «Мусор и люди – кто кого?», «Посади дерево», «Не рвите первоцветы!», «Каждому певцу – по дворцу!», «Экологическая тропа», «Посадили огород – посмотрите, что растет!», «Лесная аптека».

В рамках проекта проводились мастер-классы по изготовлению мягких развивающих игровых пособий не только с нашими детьми и родителями, но и с педагогами и воспитанниками других групп. Были изготовлены макеты «Смешанный лес», «Тайга», «Хвойный лес».

Разработали комплект мягких развивающих книг: «Зимующие птицы» и «Красная Книга Иркутской области». Эти книги мы представляли на муниципальном этапе регионального конкурса «Лучшая методическая разработка-2020», в номинации «Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов \ методических рекомендаций», получили диплом победителя.

На третьем этапе мы подводили итоги уходящего года.

Формой проведения заключительного этапа первого года проекта стал экологический праздник «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Праздник прошел на территории детского сада, где дети читали стихи, пели песни, танцевали с Эколятами. Формой проведения заключительного этапа третьего года стал мини-проект «Экологическая тропа в детском саду»; интеллектуальная эко-игра «Эколята-помощники природы».

В течение реализации проекта педагоги и дети активно принимали участие в экологических конкурсах различного уровня:

- региональный конкурс «Лучшая методическая разработка», номинация «Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов \ методических рекомендаций». Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников с 4-8 лет «Развивай-ка», участники (распоряжение от 3 июня 2021 г.);

- муниципальный этап Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок) «Эколята – друзья и защитники Природы», номинация «Эколята-Дошколята», диплом победителя;

- региональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята – друзья и защитники Природы», номинация «Эколята-Дошколята», участники (распоряжение министерства образования Иркутской области от 3 июня 2021 г.);

- региональный этап Всероссийского (международного) фестиваля «Праздник эколят – молодых защитников природы», творческий отчет о работе региональных «Экостанций» (итоговый протокол регионального этапа к приказу № 305 от 11.10 2021г.);

- участники Федерального этапа Всероссийского (международного) фестиваля «Праздник эколят – молодых защитников природы»;

- муниципальный этап Всероссийского конкурса творческих ра6от обучающихся «Эколята –друзья и защитники Природы», номинация «Эколята-Дошколята», лауреаты;

- муниципальный конкурс экологической книжки-малышки «Зимующая птица мороза не боится», МБУК «Централизованная библиотечная система», диплом за 1 место;

- Публикация в сборнике научно-исследовательских, методических и творческих работ «Моя отчизна-2020», статья «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Ожидаемые результаты проекта еще ни разу нас не подводили, они всегда превосходят то, чего мы ожидаем от всех участников. У ребят стремительно развиваются навыки познавательной активности и креативные способности. Они научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений, ответственно относятся к выполнению домашних заданий. А родители оказывают посильную и неоценимую помощь: изготавливают атрибуты, помогают создавать мини-выставки, дома вместе с детьми разрабатывают мини-проекты, макеты, рисунки и т.д.

На практике мы еще раз убедились в том, что наряду с игровой технология проектирования является ведущей деятельностью для ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Когда дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы, презентовать свои мини-проекты, это приносит им огромную радость, удивление и даже восторг, которые они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», и это является прекрасной стартовой площадкой к успешному обучению в школе.

Данный проект полностью не реализован. Работа продолжается. Возможно, в планирование будут внесены изменения, ведь все зависит от желания детей и родителей, наших возможностей и желаний. Да и на этом наши наблюдения не заканчиваются. У эколят-дошколят есть еще много вопросов, интересующих их, и в которых нам предстоит еще разобраться. А помогут нам в этом все те же сказочные герои – Эколята.

Экологические акции: https://cloud.mail.ru/public/otz9/eBbsBQwmF 

Посвящение в эколята:  https://rutube.ru/video/private/42a3ba094dd7eb7e4db74c9 

Приходи к природе в гости: https://cloud.mail.ru/public/WUmn/EWjcnzGMY 

Я живу в Прибайкалье:

Что мы знаем о Байкале? https://disk.yandex.ru/i/hLdZ1-xR8ekvbQ

Мой край Прибайкалье: https://cloud.mail.ru/public/ZDZf/pefaZ8dTz

Экологическая тропа:  https://rutube.ru/video/private/a7e285e3aebd86e120c9cb85670aa5ad/?p=kyrLt1g4iOOsXdzhQD9JSw

Интеллектуальная эко-игра «Эколята – помощники природы»: https://cloud.mail.ru/public/ssGY/1dtKK9ANR 

Мамина школа: https://rutube.ru/video/private/46a037a72fd5801e70eeec40e88abbc4/?p=X6CyusfY1A3PnVPFsDnnnA

Проект «Зимующие птицы»: https://cloud.mail.ru/home/Проект%20Зимующие%20птицы.avi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация социально-образовательного проекта по патриотическому воспитанию в детском саду

 Одна из составляющих познавательного развития (в соответствии с ФГОС ДО) – это «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социок...

Отчет о реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»

Экологическое воспитание дошкольников,  прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать п...

Социально-образовательный проект экологической направленности "Эколята-дошколята"

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на создание модели образовательного пространства дошкольного учреждения, направленной на повышение качества реализации основной общеобразовательной про...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...

Отчёт по инновационной деятельности в средней группе «Эколята – дошколята, маленькие защитники природы»

В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительно...

Реализация проекта «Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность посредством участия в природоохранном социально-образовательном проекте "Эколята -Дошколята"

В октябре 2021 года Детский сад был включен во Всероссийский реестр участников природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята» при поддержке Министер...

Социально-образовательный проект экологической направленности «Эколята-Дошколята».

Создание условий для формирования у детей экологической культуры через проектную деятельность....