Дополнительная общеобразовательная программа проекта «Вместе с Эколятами» в рамках реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа проекта «Вместе с Эколятами» в рамках реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vmeste_s_ekolyatami.docx | 445.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Пояснительная записка
- Паспорт проекта
- Учебно-тематический план
- Методическое обеспечение программы
- Список использованной литературы
Приложения
1.Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Вместе с Эколятами» имеет экологическую направленность.
В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Если ребенок хотя бы раз участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность его не угаснет и в дальнейшем. Данная программа реализуется в структурном подразделении «Детский сад комбинированного вида «Золушка». Содержание программы проекта составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 2-6 лет, реализуется она через проектную и кружковую деятельность и организацию природоохранных мероприятий.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании»(2012 г.)
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Концепция дошкольного воспитания;
- СанПиН 2.4.1.3049-13
2.Паспорт проекта «Вместе с Эколятами»
Название проекта: «Вместе с Эколятами»
Тип проекта: социально-значимый, долгосрочный
Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, педагоги ДОУ.
Продолжительность проекта: 11.01.2021 г.- 31.05.2021 г.
Актуальность проекта:
Мир природы наполнен гармонией, наша задача объяснить ребенку о важности сохранения этого баланса.
Основной причиной создания проекта на базе нашего ДОУ, в рамках реализации проекта «Эколята-Дошколята» стала проблема низкого уровня экологической грамотности населения. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагогов и детей, заинтересованных в положительном результате.
Взрослое поколение утонуло в своих заботах, и совсем забыло, что природа и её ресурсы чахнут, и в этом вина человека. Наша цель - рассказать и показать, что природе нужна и важна помощь.
Начинаем путь со знакомства детей с окружающим миром природы и его разнообразием. Разбираем, для чего нужна природа и ее ресурсы, в чём заключается их польза для человека. Воспитываем чувство бережного отношения к природе, задаемся вопросами «А чем я могу ей помочь?», «Что я могу для неё сделать?» Постепенно, в сознании детей сложится алгоритм: «природа помогает мне, а я помогу природе».
Цель проекта:
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
- дать детям знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребятам осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Принципы работы, при организации и проведении занятий в рамках проекта «Вместе с Эколятами»:
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный
Разработка проекта, уточнение плана работы, объема и перечня мероприятий.
2 этап: Организационный
Проведение педагогами проектов и кружков, акций, конкурсов - общая цель, которых воспитание природолюбия и формирование экологической грамотности воспитанников.
3 этап: Заключительный
Подведение итогов, презентация результата проекта.
3. План работы педагогов СП «Детский сад комбинированного вида «Золушка» по проекту «Вместе с Эколятами» на 2021 год
Мероприятие | Срок | Цель | Ответственный | ||
Утверждение состава группы Согласование направления работы творческой группы. | Январь Январь | Формирование творческого коллектива педагогов Уточнение плана работы, объема и перечня мероприятий | Арискина Н.В. Ермолаева Т.С. | ||
Проект средняя группа «Вода и её свойства»
Проект подготовительная группа «Зимующие птицы» Акция «Птицы – наши друзья!» | Январь-Февраль
Февраль
Февраль | Учить детей понимать значение воды, для каждого человека, что сохранение водных ресурсов это необходимая часть жизни Знакомство с зимующими птицами, воспитание заботливого отношения к птицам. Организация и размещение скворечников и кормушек на территории детского сада. | Ермолаева Т.С.
Гавричева Г.Ю.
Четаева М.А. | ||
Проект средняя группа «Перелетные птицы» Проект средняя группа «Полезный наш дружок-лучок и чесночок» Досуг старшая группа «День птиц» Конкурс рисунков «Природа-это сказка! Сохраним ее с эколятами» Проект 2 младшая группа «Пришла весна» | Март- Апрель
Март Март
Март
Март- Апрель | Знакомство с перелетными птицами. Посадка мини-огорода, формирование навыков наблюдения. Развивать наблюдательность, знакомить с повадками птиц, их характерными особенностями Организация выставки рисунков о природе, о бережном отношении к ней. Знакомство детей с признаками весны, наблюдение за изменениями в природе | Ермолаева Т.С.
Четаева М.А.
Елисеева М.К.
Четаева М.А.
Подберезко Т.В. | ||
Оформление уголка «Вместе с Эколятами»
Акция посвящения детей в «Эколята-Дошколята» | Апрель | Формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе); экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в образовательной деятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей. Создание условий формирования осознания принадлежности обществу людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. | Ермолаева Т.С.
Ермолаева Т.С. Подберезко Т.В. Столярова Н.Ю.
| ||
Проект «Маленькая батарейка-большая опасность для нас и Природы» Тематическое занятие «Времена года» Тематическое занятие «Природа вокруг нас» Проект «Вторая жизнь ненужных вещей» Проект «Мы природу бережем-наш красивый общий дом» | Апрель
Апрель
Апрель Апрель Апрель | Разработка рекомендаций по мерам безопасного хранения и правильной утилизации батареек в быту Закрепление знаний о понятии год, времена года Расширение знаний о природе родного края Формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы. Знакомство детей с правилами поведения в природе | Четаева М.А
Чикина О.Б.
Станчева Н.В. Столярова Н.Ю. Глазунова Ю.Р. | ||
Акция «Эколята- Дошколята убирают мусор» Тематическое занятие «Растения» Тематическое занятие «Сохрани природу от пожара» Создание на территории дошкольной образовательной организации природного “Зеленого островка Эколят в память о воинах, погибших во время ВОВ” Проект «Береза» Создание открытых и экспериментальных участков Эколят, по выращиванию цветов и растений. | Май Май Май Май
Май Май | Уборка территории, способствовать формированию у детей культуры природолюбия. Познакомить детей с разнообразием растений. Формирование у детей представлений об опасности пожара, и его последствий для природы. Создание условий для формирования у детей чувства долга перед Родиной и ее природой. Закрепление знаний о березе, участие в Акции «Эколята выбирают себе друга»: формирование умений ухаживать за деревом; наблюдать за его изменениями в течении года. Создание условий для формирования у детей навыков выращивания растений и цветов. | Ермолаева Т.С. Ротанова Н.Н. Елисеева М.К. Арискина Н.В.
Чикина О. Б.
Четаева М.А. |
4. Методическое обеспечение программы
1.Методы реализации проекта:
К наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:
1. Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, иллюстраций. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
2. Практические методы. Проведение элементарных опытов,экспериментов, игры. Это позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
3. Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
2. Дидактический материал:
Методические разработки педагогов
Учебные и методические пособия
Тематические презентации
Картотека дидактических и подвижных игр, физкультминуток.
3.Техническое оснащение
«Центр природы»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Дидактическая кукла с набором одежды по временам года |
1.2 | Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу» |
1.3 | Коллекция камней, ракушек, семян |
1.4 | Игротека экологических развивающих игр |
1.5 | Библиотека познавательной природоведческой литературы |
1.6 | Картины-пейзажи с изображением всех времен года |
1.7 | Комнатные растения с различными листьями и стеблями |
1.8 | Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды |
1.9 | Реалистически выполненные игрушки-животные. |
1.10 | Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидора, морковь, яблоко) |
1.11 | Календарь погоды; календарь природы |
1.12 | Материал для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, тазики для воды пластмассовые ведерки) |
1.13 | «Зеленый огород» в поддонах на окне |
1.14 | Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов; иллюстрации изображающие условия, необходимые для роста и развития растений и животных, иллюстраций с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав, иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод), иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети, иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных |
1.15 | Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, мест их обитания), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, мух, комаров, лягушек) |
1.16 | Растения, характерные для разных времен года (ветки вербы – весной, букеты желтых листьев – осенью и т.д.) |
1.17 | Серия тематических картин (среднего размера) «Животные и их детеныши» (собака со щенком, кошка с котятами…) |
1.18 | Серия тематических картин «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, белка, ёж, медведь и пр.) |
1.19 | Деревянные брусочки (спилы), различных пород дерева, разных размеров |
1.20 | Кормушки и корм для птиц |
1.21 | Дидактические игры природоведческой тематике |
«Центр воды и песка»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Набор для экспериментирования с водой: |
| |
| |
| |
| |
1.2 | Набор для экспериментирования с песком: |
| |
| |
| |
1.3 |
|
1.4 |
|
1.5 |
|
«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»
1 | Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования) |
1.1 | Камни, земля, глина, снег (зимой) |
1.2 | Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки) |
1.3 | Стол |
1.4 | Подносы |
1.5 | Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей |
1.6 | Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы |
1.7 | Формочки для изготовления цветных льдинок |
1.8 | Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы, макароны) |
1.9 | Трубочки для задувания |
1.10 | «Волшебный мешочек» |
1.11 | Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломки и трубочки для выдувания мыльных пузырей |
1.13 | Маленькие зеркала |
1.14 | Магниты |
1.15 | Электрические фонарики |
1.18 | Паролоновые губки разного размера, цвета, формы |
5. Список литературы
- Аксенова, З.Ф. Войду в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
- Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии// Ребенок в детском саду.-2011.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- Москва: ВАКО, 2005.
- Дмитриев Ю. Книга природы / Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. – Москва: Детская литература, 1990.
- Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика.- 2009.- № 6
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания.- 2-е издание.-Москва: Амрита-Русь, 2008.
- Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды// Дошкольное воспитание.- 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...
Отчет о реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать п...
Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» в рамках акции «Эколята сельских поселений России".2020-2021 г.г..
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться о...
Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»
Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята»,...
Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»
Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота, без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...
Отчет о проведении мероприятия в рамках работы в природоохранном социально образовательном проекте «Эколята - Дошколята» на тему: «Чудо на подоконнике»
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, об их взаимосвязи. Задача взрослых – расширить кругозор детей, р...