Дополнительная общеобразовательная программа проекта «Вместе с Эколятами» в рамках реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная программа проекта «Вместе с Эколятами» в рамках реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vmeste_s_ekolyatami.docx445.12 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\www\Downloads\Документ (1)_page-0001.jpg

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Паспорт проекта
  3. Учебно-тематический план
  4. Методическое обеспечение программы
  5. Список использованной литературы

Приложения

1.Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей «Вместе с Эколятами» имеет экологическую направленность.

В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуются не первый год. Если ребенок хотя бы раз участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность его не угаснет и в дальнейшем. Данная программа реализуется в структурном подразделении «Детский сад комбинированного вида «Золушка». Содержание программы проекта составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии  с СанПиНом 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 2-6 лет, реализуется она через проектную и кружковую деятельность и организацию природоохранных мероприятий.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закон РФ «Об образовании»(2012 г.)

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)

- Концепция дошкольного воспитания;

- СанПиН 2.4.1.3049-13

2.Паспорт проекта «Вместе с Эколятами»

Название проекта: «Вместе с Эколятами»

Тип проекта: социально-значимый, долгосрочный

Участники проекта: дети всех возрастных групп, родители, педагоги ДОУ.

Продолжительность проекта: 11.01.2021 г.- 31.05.2021 г.

Актуальность проекта: 

Мир природы наполнен гармонией, наша задача объяснить ребенку о важности сохранения этого баланса.

Основной причиной создания проекта на базе нашего ДОУ, в рамках реализации проекта «Эколята-Дошколята» стала проблема низкого уровня экологической грамотности населения. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагогов и детей, заинтересованных в положительном результате.

Взрослое поколение утонуло в своих заботах, и совсем забыло, что природа и её ресурсы чахнут, и в этом вина человека. Наша цель - рассказать и показать, что природе нужна и важна помощь.

Начинаем путь со знакомства детей с окружающим миром природы и его разнообразием. Разбираем, для чего нужна природа и ее ресурсы, в чём заключается их польза для человека. Воспитываем чувство бережного отношения к природе, задаемся вопросами «А чем я могу ей помочь?», «Что я могу для неё сделать?»  Постепенно, в сознании детей сложится алгоритм: «природа помогает мне, а я помогу природе».

Цель проекта:

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта:

- дать детям знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

- способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

- помочь ребятам осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Принципы работы, при организации и проведении занятий в рамках проекта «Вместе с Эколятами»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный

Разработка проекта, уточнение плана работы, объема и перечня мероприятий.

2 этап: Организационный

Проведение педагогами проектов и кружков, акций, конкурсов - общая цель, которых воспитание природолюбия и формирование экологической грамотности воспитанников.

3 этап: Заключительный

Подведение итогов, презентация результата проекта.

3. План работы педагогов  СП «Детский сад комбинированного вида «Золушка» по проекту «Вместе с Эколятами» на 2021 год

Мероприятие

Срок

Цель

Ответственный

Утверждение состава группы

Согласование направления работы творческой группы.

Январь

Январь

Формирование творческого коллектива педагогов

Уточнение плана работы, объема и перечня мероприятий

Арискина Н.В.

Ермолаева Т.С.

Проект средняя группа «Вода и её свойства»

 

Проект подготовительная группа «Зимующие птицы»

Акция «Птицы – наши друзья!»

Январь-Февраль

 

 

Февраль

 

Февраль

Учить детей понимать значение воды, для каждого человека, что сохранение водных ресурсов это необходимая часть жизни

Знакомство с зимующими птицами, воспитание заботливого отношения к птицам.

Организация и размещение скворечников и кормушек на территории детского сада.

Ермолаева Т.С.

 

 

Гавричева Г.Ю.

 

 

Четаева М.А.

Проект средняя группа «Перелетные птицы» 

Проект средняя группа «Полезный наш дружок-лучок и чесночок»

Досуг старшая группа  «День птиц»

Конкурс рисунков «Природа-это сказка! Сохраним ее с эколятами»

Проект 2 младшая группа «Пришла весна»

Март- Апрель

 

Март

Март

 

Март

 

 

Март- Апрель

Знакомство с  перелетными птицами.

Посадка мини-огорода, формирование навыков наблюдения.

Развивать наблюдательность, знакомить с повадками птиц, их характерными особенностями

Организация выставки рисунков о природе, о бережном отношении к ней.

Знакомство детей с признаками весны, наблюдение за изменениями в природе

Ермолаева Т.С.

 

 Четаева М.А.

 

Елисеева М.К.

 

 

Четаева М.А.

 

Подберезко Т.В.

Оформление уголка «Вместе с Эколятами»

 

 

 

 

 

Акция посвящения детей в «Эколята-Дошколята»

Апрель

Формирования навыков экологически грамотного поведения (навыков экономного использования ресурсов; экологически грамотного поведения в природе); экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование его в образовательной деятельности и т.п.), совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей.

Создание условий формирования осознания принадлежности обществу людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Ермолаева Т.С.

 

 

 

 

 

 

Ермолаева Т.С.

Подберезко Т.В.

Столярова Н.Ю.

 

Проект «Маленькая батарейка-большая опасность для нас и Природы»

Тематическое занятие «Времена года» 

Тематическое занятие «Природа вокруг нас»

Проект «Вторая жизнь ненужных вещей»

Проект «Мы природу бережем-наш красивый общий дом»

Апрель

 

 

Апрель

 

Апрель

Апрель

Апрель

Разработка рекомендаций по мерам безопасного хранения и правильной утилизации батареек в быту

Закрепление знаний о понятии год, времена года 

Расширение знаний о природе родного края

Формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы.

Знакомство детей с правилами поведения в природе

Четаева М.А

 

Чикина О.Б.

 

Станчева Н.В.

Столярова Н.Ю.

Глазунова Ю.Р.

Акция «Эколята- Дошколята убирают мусор»

Тематическое занятие «Растения»

Тематическое занятие «Сохрани природу от пожара»  

Создание на территории дошкольной образовательной организации природного “Зеленого островка Эколят в память о воинах, погибших во время ВОВ”

Проект «Береза»

Создание открытых и экспериментальных участков Эколят, по выращиванию цветов и растений.

Май

Май

Май

Май

 

 

 

Май

Май

Уборка территории, способствовать формированию у детей культуры природолюбия.

Познакомить детей с разнообразием растений.

Формирование у детей представлений об опасности пожара, и его последствий для природы.

Создание условий для формирования у детей чувства долга перед Родиной и ее природой.

Закрепление знаний о березе, участие в Акции «Эколята выбирают себе друга»: формирование умений ухаживать за деревом; наблюдать за его изменениями в течении года.

Создание условий для формирования у детей навыков выращивания растений и цветов.

Ермолаева Т.С.

Ротанова Н.Н. 

Елисеева М.К.

Арискина Н.В.

 

 

  

Чикина О. Б.

 

 

Четаева М.А.

4. Методическое обеспечение программы

1.Методы реализации проекта:

К наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:

1.        Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, иллюстраций. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

2.        Практические методы. Проведение элементарных опытов,экспериментов, игры. Это позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

3.        Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

2. Дидактический материал:

Методические разработки  педагогов

Учебные и методические пособия

Тематические презентации

Картотека дидактических и подвижных игр, физкультминуток.

3.Техническое оснащение

         «Центр природы»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Дидактическая кукла с набором одежды по временам года

1.2

Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу»

1.3

Коллекция камней, ракушек, семян

1.4

Игротека экологических развивающих игр

1.5

Библиотека познавательной природоведческой литературы

1.6

Картины-пейзажи с изображением всех времен года

1.7

Комнатные растения с различными листьями и стеблями

1.8

Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды

1.9

Реалистически выполненные игрушки-животные.

1.10

Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидора, морковь, яблоко)

1.11

Календарь погоды; календарь природы

1.12

Материал для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, тазики для воды пластмассовые ведерки)

1.13

«Зеленый огород» в поддонах на окне

1.14

Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав, цветов; иллюстрации изображающие условия, необходимые для роста и развития растений и животных, иллюстраций с изображением растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав, иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод), иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети, иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных

1.15

Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких, мест их обитания), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, мух, комаров, лягушек)

1.16

Растения, характерные для разных времен года (ветки вербы – весной, букеты желтых листьев – осенью и т.д.)

1.17

Серия тематических картин (среднего размера) «Животные и их детеныши» (собака со щенком, кошка с котятами…)

1.18

Серия тематических картин «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, белка, ёж, медведь и пр.)

1.19

Деревянные брусочки (спилы), различных пород дерева, разных размеров

1.20

Кормушки и корм для птиц

1.21

Дидактические игры природоведческой тематике

«Центр воды и песка»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Набор для экспериментирования с водой:

  • Стол

  • Емкости 2-3 размеров и разной формы

  • Предметы орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и т.д.), различные формочки

  • Рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки – мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные)

1.2

 Набор для экспериментирования с песком:

  • Формочки разных форм

  • Емкости разного размера

  • Предметы-орудия – совочки, лопатки, ведерки, игрушки

1.3

  • Леечки, кулечки, брызгалки

1.4

  • Непромокаемые фартуки

1.5

  • Некрупные игрушки для закапывания (кольца, геометрические тела разных размеров)

«Лаборатория», или «Центр экспериментирования»

1

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (наличие пособий, материалов, оборудования)

1.1

Камни, земля, глина, снег (зимой)

1.2

Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (пустые пластиковые бутылки, банки)

1.3

Стол

1.4

Подносы

1.5

Клеенчатые фартуки и нарукавники на подгруппу детей

1.6

Пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдения предметы

1.7

Формочки для изготовления цветных льдинок

1.8

Материалы для пересыпания (фасоль, горох, крупы, макароны)

1.9

Трубочки для задувания

1.10

«Волшебный мешочек»

1.11

Игрушка «Мыльные пузыри», различные соломки и трубочки для выдувания мыльных пузырей

1.13

Маленькие зеркала

1.14

Магниты

1.15

Электрические фонарики

1.18

Паролоновые губки разного размера, цвета, формы

 

5. Список литературы

  1.  Аксенова, З.Ф. Войду в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011
  2. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии// Ребенок в детском саду.-2011.
  3. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- Москва: ВАКО, 2005.
  4. Дмитриев Ю. Книга природы / Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В. – Москва: Детская литература, 1990.
  5. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика.- 2009.- № 6
  6. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания.- 2-е издание.-Москва: Амрита-Русь, 2008.
  7. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды// Дошкольное воспитание.- 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять п...

Отчет о реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»

Экологическое воспитание дошкольников,  прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать п...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» в рамках акции «Эколята сельских поселений России".2020-2021 г.г..

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться о...

Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы»

Сценарий экологической реалити-игры «Чистые поляны - Семи лиственниц!» в рамках Всероссийского природоохранного социального образовательного проекта «Эколята– Дошколята»,...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...

Отчет о проведении мероприятия в рамках работы в природоохранном социально образовательном проекте «Эколята - Дошколята» на тему: «Чудо на подоконнике»

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой  природе, об их взаимосвязи. Задача взрослых – расширить кругозор детей, р...