Социально-образовательный проект экологической направленности "Эколята-дошколята"
проект (старшая группа)
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на создание модели образовательного пространства дошкольного учреждения, направленной на повышение качества реализации основной общеобразовательной программы «Детского сада № 56» в соответствии с ФГОС ДО путём создания системы интегрированного развития воспитанников и внедрения в педагогический процесс инновационных программ и технологий в условиях взаимодействия семьи и детского сада.
Проектный метод - отличный способ объединить разнообразные виды детской деятельности. Он носит комплексный характер, так как включает в себя творческую, исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Методы работы с детьми в рамках проекта разработаны на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий способствующих формированию у детей экологической культуры, усвоению ребенком специальных умений и знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolyata-doshkolyata.docx | 208.09 КБ |
analiticheskaya_zapiska_sergee_e.i._harisova_i.t.docx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»
Социально-образовательный проект
экологической направленности
«Эколята-Дошколята»
Воспитатели: Сергеева Е.И.
Харисова И.Т.
Зима 2021
Актуальность
Принятие Законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в РФ» позволило создать предпосылки для формирования системы экологического образования населения. Под этим подразумевается создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования. Отрадно, что первым звеном является дошкольное образование.
Дошкольные учреждения должны стать примером экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание экологическому развитию и воспитанию всех субъектов образовательного процесса.
Вот как высказывается об экологической культуре доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования Анатолий Никифорович Захлебный: «Экологическая культура состоит из отношений. А если есть отношения, значит, существуют и правила поведения, которые мы должны соблюдать. Основное правило жизни и состоит в том, что человек через свое отношение к природе характеризует и свое отношение к самому себе, обществу в целом».
Сегодня в детском саду экологическое воспитание детей обеспечивается через пять образовательных областей: «физическое развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «социально-коммуникативное развитие». Экологическое направление плавно входит в каждое из них, так как имеет огромное значение в творческом, интеллектуальном и, конечно же, нравственно-патриотическом воспитании.
На формирование предпосылок экологической культуры у дошкольников обращено внимание и в программе воспитания МКДОУ «Детский сад № 56», в которой прописаны базовые ценности нашего общества, и одной из них является природа.
Работа по данному направлению – это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта
Проект среднесрочный, рассчитан на 2 года, с детьми 5-7 лет.
Проблема
Родители в погоне за интеллектом своих детей все реже обращаются к природе как одному из источников познания, и вся работа по данной проблеме, к сожалению, ложится на плечи педагогов. Возрастные особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно у них начинают формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, закладываться начальные элементы экологической культуры.
И важно не пропустить этот значимый период их жизни.
Аннотация проекта
Проектный метод - отличный способ объединить разнообразные виды детской деятельности. Он носит комплексный характер, так как включает в себя творческую, исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Методы работы с детьми в рамках проекта разработаны на основе интегрированного подхода. Данный проект содержит комплекс мероприятий способствующих формированию у детей экологической культуры, усвоению ребенком специальных умений и знаний.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические, а затем практические знания. Поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной, исследовательской и творческой деятельности. При реализации проекта учитывается включение регионального компонента, т.е. ближайшее природное окружение и экологическая ситуация в регионе.
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на создание модели
образовательного пространства дошкольного учреждения, направленной на повышение качества реализации основной общеобразовательной программы «Детского сада № 56» в соответствии с ФГОС ДО путём создания системы интегрированного развития воспитанников и внедрения в педагогический процесс инновационных программ и технологий в условиях взаимодействия семьи и детского сада.
В настоящее время возникла необходимость создания таких условий: они способствуют повышению инновационной активности педагогов, потребность в повышении позитивного имиджа образовательного учреждения, а также в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, создание и внедрение новых проектов.
Основной принцип реализации проекта - принцип «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности педагогов, детей и родителей, который предполагает открытое и инициативное пространство совместного творчества детей и взрослого.
Цель: создание условий для формирования у детей предпосылок экологической культуры через проектную деятельность.
Задачи:
- формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развивать желание передавать красоту родной природы в продуктивной деятельности;
- учить обобщать и систематизировать представления о временах года, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- обеспечивать непрерывность экологического воспитания в системе «ДОУ – семья»;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы.
Новизна
Инновация экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса, личностную включённость детей и родителей в событийную жизнь.
Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты. Проект позволяет участникам заниматься любимым делом и одновременно учит нас быть неравнодушными к окружающей нас действительности.
Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, умению применять их на практике. Стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, а также помогают стать творческой личностью.
Ожидаемые результаты
у детей:
- пополнится багаж экологических знаний, будут формироваться предпосылки экологической культуры, повыситься познавательная активность;
- придет осознание важности природоохранных мероприятий;
- будут формироваться: навыки правильного поведения в природной среде, чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
- повысится интерес к экспериментированию;
- будут воспитываться эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно-творческой деятельности;
у родителей:
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- повысится процент активных родителей совместных экологических мероприятий и акций;
у педагогов:
- повысится педагогическая компетентность в вопросах экологического воспитания дошкольников и их семей;
- продолжат внедрять инновационные методы и технологии в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию;
- будут совершенствовать созданную предметно-пространственную среду в группе и на территории ДОУ.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап (разработка проектного замысла) – подбор материала для реализации проекта, планирование деятельности реализации проекта, создание стенда «Эколята-Дошколята».
- Основной этап (реализация проектного замысла) – практическая деятельность, реализация проекта через различные виды деятельности, взаимодействие с семьями воспитанников и социумом, создание развивающей предметно-пространственной среды.
- Заключительный этап (подведение итогов проектной деятельности) – презентация проекта. Теоретическая, практическая, исследовательская деятельность, анализ, выводы по наблюдениям.
Результаты и эффекты реализации проекта
- предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательной деятельности и направленных на сохранение природы;
- дети получат экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней. Эти знания помогут ребенку осмыслить, что рядом с ними находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. К этим же знаниям относятся сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы;
- внедрения в образовательный процесс предложений и идей самих Эколят-Дошколят по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
- актуальность темы экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам;
- большое разнообразие видов деятельности позволит каждому ребёнку удовлетворить свои интересы в изучении окружающего мира, проявить себя, развить и реализовать свои способности;
- группа пополнится предметно-пространственной средой экологической направленности, на территории детского сада и по маршруту экологической тропы добавятся объекты живой природы.
Готовый инновационный продукт
- Комплексно-тематический план работы на 2 учебных года (2020-2021 и 2021-2022) по взаимодействию с воспитанниками и их семьями.
- Стенд «Эколята-Дошколята» с наглядным и информационным материалом для детей и их родителей, а также фотоотчётом о мероприятиях, проведенных в рамках проекта.
Литература
- Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в
детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой; «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014г
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Комплексно-тематический план работы
по взаимодействию с воспитанниками и их семьями
2020-2021 уч.г.
Сроки | Мероприятия | Работа с родителями |
Сентябрь | Беседа «Кто такие Эколята? (знакомство со сказочными героями Елочка, Умница, Шалун, Тихоня); Просмотр видеофильмов «Эколята - молодые защитники природы»; Трудовой десант: сбор семян, гербария; Выставка творческих работ из природного материала «Дары осени»; Мероприятие «Посвящение в Эколята»; Конкурс рисунков «Мы живем вокруг Байкала»; НОД «Я живу в Прибайкалье». | Подготовить атрибуты для вступления в Эколята (сшить галстуки, пилотки); Фотовыставка «Путешествуем по Байкалу»; Выставка творческих работ из природного материала «Дары осени». |
Октябрь | Творческая мастерская: изготовление экологических знаков; Акция «Вода-жизнь. Берегите воду!»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Экологические знаки», «Береги природу»; Трудовой десант «Чистый двор»; НОД «Экологические сказки» с оформлением книжек-малышек; Конкурс чтецов «Природа – наш дом». | Акция «Вода-жизнь. Берегите воду!»; Трудовой десант «Чистый двор»; Подготовка к конкурсу чтецов по экологии. |
Ноябрь | Конкурс стенгазет «Человек природе друг - пусть узнают все вокруг!»; Акция «Синичкин день»; Экологическая интеллектуальная игра «Наши пернатые друзья»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Будь аккуратен с природой», «Умей гулять на природе»; НОД «Как помочь животным и птицам в природе зимой?». | Акция «Синичкин день»; Изготовление кормушек, Помощь в изготовлении мягких развивающих пособий «Зимующие птицы», «Красная книга Иркутской области». |
Декабрь | Конкурс творческих работ «Эколята - защитники природы»; Творческая мастерская «Елочка зеленая иголочка» (поделки из бросового материала); Акция «Сохраним ёлочки живыми»; Развивающая игра «Как много интересного бывает зимой»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Правила поведения зимой в природе», «Кто чем питается?»; Исследовательская деятельность. Опыты и эксперименты со снегом и льдом. | Акция «Сохраним ёлочки живыми»; Поделки из бросового материала. Изготовление макетов леса. |
Январь | 11 января - День заповедников и национальных парков; НОД «Путешествие по страницам Красной книги Иркутской области»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Чудеса природы», «Чистый воздух и вода-богатство страны»; Стенд-газета «Птичья столовая»; Трудовой десант «Уборка снега». | Изготовление альбомов «Заповедники Прибайкалья»; |
Февраль | Беседа «Растение как живое существо»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Экология-это мы»; Игра-викторина «Мои зеленые друзья»; «Огород на окне» (посадка и выращивание семян); Опытно - экспериментальная деятельность «Влияние глубины заделки семян на прорастание», «Дыхание растений», «Испарение воды листьями». | Акция «Огород на окне»; Конкурс рисунков «Эколята спешат на помощь животным из Красной книги». |
Март | НОД «Лесная кладовая»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Природас- твой друг! Приди к нему на помощь!», «22 марта - Всемирный день водных ресурсов»; Квест - игра «Помоги реке»; Праздник «Встреча весны и пернатых друзей»; Творческая мастерская «Весеннее вдохновение»; Акции: «Эколята-друзья и защитники первоцветов». | Выставка рисунков «Весеннее вдохновение»; Изготовление запрещающих в природе знаков. |
Апрель | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «День земли», «Окружающая среда и наше здоровье»; Акция «Каждому певцу по дворцу»; Трудовой десант «Чистота двора – красота двора»; Экологическая викторина «Любить природу, значит беречь». | Акция «Вместе сделаем завтрашний день лучше»; Изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада. |
Май | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Наш дом природа», «Доктора природы»; Акция «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Экологическая тропа»; Развивающая игра «Мир растений»; НОД «Путешествие в весенний лес»; Фотовыставка «Весна в нашем городе». Экологический праздник «Как прекрасен этот мир, посмотри!» | Акция «Посадили огород, посмотрите, что растет»; Помощь в создании огорода, цветников, посадка, уход за растениями. Выпуск стенгазеты «Защитим природу вместе». |
Июнь | Праздник «Здравствуй, лето!»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Профессия-эколог», «Профессия - лесник»; Экологическая тропа «Путешествие в зеленую аптеку»; Выставка рисунков «Летние пейзажи». | Изготовление альбома «Лекарственные растения»; Акция «Родительская общественность-за экологическую культуру». |
Июль | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Отдых в парке, в лесу, на реке», «Как сохранить природу»; Занятие «Страна насекомых»; Исследовательская деятельность: «Знакомые и незнакомые насекомые». | Выставка рисунков совместно с детьми и родителями «Насекомые вокруг нас». |
Август | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Трудиться на благо природе», «Ходить в гости к природе»; Экологическое познавательное развлечение «Мы знаем и любим природу!»; Акция «Остановись! Береги природу!»; Изготовление плакатов «Сохраним нашу планету чистой!». | Изготовление плакатов «Сохраним нашу планету чистой!»; Акция «Остановись! Береги природу!». |
Комплексно-тематический план работы
по взаимодействию с воспитанниками и их семьями
2021-2022 уч. г.
Сроки | Мероприятия | Работа с родителями |
Сентябрь | Развлечение «Эколята встречают осень» Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Будь вежлив с природой и внимателен к природе» «Исследовать и изучать природу»; Экспериментальная деятельность «Осенняя палитра»; Выставка творческих работ из природного материала «Осенние фантазии»; Год Байкала- 2021 Выставка рисунков «Я рисую Байкал»; Мероприятие «Берегите природу»; Экспериментальная деятельность «Очистка грязной воды»; Квест - игра «Экологическая тропа осенью» (на улице). | Выставка творческих работ из природного материала «Осенние фантазии» Мини-музей «Сувениры Байкала»; Изготовление макета «Байкал»; |
Октябрь | Экологическая игра «Приключение кленового листочка»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Кто главный в лесу?», «Цените природу»; Творческая мастерская: Изготовление экологических знаков «Знаки сделали мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять»; Акция «Остановись! Береги природу!». Выставка творческих работ, картин «Эти удивительные листья»; | Конкурс поделок из бросового материала «Мусорная фантазия»; Акция «Остановись! Береги природу!». Выставка творческих работ «Эти удивительные листья». |
Ноябрь | Экологическая игра «Птичья столовая»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Единство человека и природы», «Будь аккуратен с природой»; Акция «Поможем пернатым друзьям»; Изготовление коллективного мини-бука, книжка – малышка «Синичкин календарь» НОД «Как звери и птицы готовятся к зиме»; Творческая мастерская «Кормушки своими руками». | Акция «Поможем пернатым друзьям» Изготовление памяток, листовок совместно с детьми «Покормите птиц зимой». Муниципальный конкурс книжки-малышки «Зимующая птица - мороза не боится» |
Декабрь | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Будь осторожен», «Правила поведения в лесу зимой»; Занятие «Деревья нашего края зимой»; КВН «Люби и знай свой край родной»; Акция «Не рубите елочку, красавицу лесную»; Конкурс рисунков «Зимушка - зима» | Акция «Не рубите елки» Совместное с детьми изготовление памяток – листовок «Искусственная ель – спасенный лес» |
Январь | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Фантазируйте вместе с природой», «Явления природы»; НОД «Люби и знай свой край родной»; Цикл наблюдений в природе «Вода зимой»; Творческая мастерская «Наш календарь». | Выставка совместных работ (рисунки, коллажи, аппликации) на тему «Берегите природу!». |
февраль | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Путешествие в царство комнатных растений»; Труд «Зеленый десант на комнатные растения»; Акция «Огород на окне» (посев семян цветов и овощей); Наблюдение за появлением почек и листочков на веточках в комнатных условиях. | Акция «Огород на окне» (посев семян цветов и овощей); |
Март | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Беречь природу – значит охранять Родину», «Щедрость природы»; Выставка творческих работ на тему «Сохраним подснежник»; Акция «Скворечник»; Занятие «Пробуждение весны»; Экологическая игра «Прилет птиц». | Памятка для родителей «Как изготовить скворечник», Изготовление и развешивание скворечников совместно с родителями. |
Апрель | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Почва – живая Земля», «Земля заботу любит»; Праздник «Земля наша кормилица»; НОД «Красная книга - сигнал опасности»; Выставка творческих работ «Любимое животное из Красной книги Иркутской области»; Акции «Сохраним первоцветы», | Акция «Сохраним первоцветы» Конкурс творческих работ (нетрадиционная техника исполнения) «Необыкновенные цветы»; |
Май | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Путешествие в природу», «Не рви цветы, они завянут»; Акция «Наш цветущий детский сад»; НОД «Насекомые вокруг нас»; Решение проблемных ситуаций на тему «Что нужно сделать, чтобы мусора на планете стало меньше?»; Выставка рисунков «Такие разные цветы»; Планирование экологической тропы новыми объектами. Беседа с детьми «Что вы бы хотели видеть на участке?» | Фотовыставка «Цветущий май», Акция «Наш цветущий детский сад» Высадка рассады цветов и овощей на территории детского сада. Дополнение экологической тропы новыми объектами. |
Июнь | Развлечение «Здравствуй лето!»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Мир растений», «Что будет, если…»; Рисование на асфальте «Я дружу с природой!»; Акция «Капелька воды»; Экспериментирование «Вода нужна всем»; Игра-беседа «Капля, лед, пар, вода - это будем знать всегда!» | Акция «Капелька воды», Подготовка костюмов и атрибутов к празднику. |
Июль | Прохождение экологической тропы «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья»; Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Туристы и природа», «Как я берегу природу»; Праздник «День Нептуна»; Изготовление альбома «Цветы нашего края». | Акция «Цветы-улыбка природы» |
Август | Тематические занятия «Азбука природолюбия» - «Чистый или грязный воздух», «Как мы можем помочь нашей планете?»; КВН «Эколята-знатоки природы»; Оформление стенгазеты «Мы Эколята - защитники природы»; Праздник «Давайте будем беречь и охранять природу Прибайкалья», Сюжетно-ролевая игра «Экологи». | Оформление стенгазеты «Мы Эколята-защитники природы» |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТА ДОЛГОСРОЧНОГО ПРИРОДООХРАННОГО СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» НА 2019-2020 УЧ.ГОД
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное...
Социально-образовательный экологический проект "На чистой планете счастливы дети!"
Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. Данный проект имеет социальное значение и решает оразовательные задачи....
Социально-образовательный проект по экологическому воспитанию детей с участием детского волонтёрского отряда "Помоги друзьям пернатым"
Воспитанники старшей группы принимали участие в социально-образовательном проекте по экологическому воспитанию "Помоги друзьям пернатым" совместно с родителями - волонтёрами из в...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...