«Условия формирования творческой деятельности детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Небрат Ирина Ивановна

Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и театрализованной игры. И, к организации творческой деятельности детей я подхожу с учетом их возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познать окружающий мир. И педагоги, и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление знаний и опыта – это необходимая предпосылка для будущей творческой личности. Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и театрализованной игры. И, к организации творческой деятельности детей я подхожу с учетом их возрастных особенностей.

В период от 1 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: зернышки для цыплят, окошки в теремке. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления. Поддерживая интерес к деятельности, можно предложить другие способы достижения желаемого. Например, если не удается нарисовать машинку, предложите сделать машину из конструктора. Если ребенок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое, следует понять причину и усложнить или, наоборот, облегчить его. Для того, чтобы ребенок понимал задание и выполнял его, необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться, стараться привлекать ребенка к логическому завершению задания. Продолжительность занятия составляет не более 15 минут. И, особенно важно соблюдать принцип от простого к сложному при подаче любого материала, ведь, основная цель воспитателя – вовлечь ребенка, дать почувствовать, что у него всё получается, создать для каждого ребенка ситуацию успеха.

Рисование - одно из самых любимых занятий детей раннего возраста. На занятиях по рисованию малыши учатся правильно держать кисть, рисовать с помощью кисти линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки на заданном пространстве, делать отпечатки ладонью и доводить их до определенного образа; закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за контуры, различать и называть цвета. Однако, в раннем возрасте, когда мелкая моторика развита недостаточно, малышам сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Именно с этого я и начинаю ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. С малышами рисуем, как идет дождик, падает снег, курочка клюет зернышки, украшаем елочку к празднику и тд. Существует множество техник нетрадиционного рисования, доступность их использования определяется возрастными особенностями дошкольников, а их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Так же, в своей работе по формированию творческой деятельности использую взаимодействие с песком, одно из самых популярных направлений в арт-терапии на сегодняшний день. Действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий. Удивительным образом горсть песка может превратиться в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо или море.  Для рисунка используется речной песок, заранее просеянный, промытый и прокаленный. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: соль, манку, рис, молотый кофе.

Лепка – это самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Материалами для лепки могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок. Все дети любят лепить, когда это у них хорошо получается. Но это требует от ребенка определенных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от лепки, поскольку в результате его усилий поделка получается неправильной, она не соответствует желанию ребенка, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался слепить. Для того чтобы дети проявляли некоторую самостоятельность, активность во время лепки, их нужно заинтересовать результатом работы. На помощь мне приходят игровые приемы. Вылепленные фигурки обыгрываются. Например, пирожки, которые вылепили дети, можно положить в одну общую тарелочку и предложить гостям; во время лепки можно предложить покормить морковкой зайчика и т.д.; такое обыгрывание показывает детям, что поделка от подобных дополнений делается интереснее, выразительнее.

Одним из самых любимых видов деятельности у малышей является театрализованная игра. Она близка и понятна каждому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Детям необходимо читать и рассказывать русские народные сказки, литературные произведения В. Сутеева, К. Чуковского, стихи советских авторов А. Барто, С. Маршака, И. Токмаковой и т. д. привлекать к проговариванию реплик от имени того или иного персонажа; к подражанию любимым героям; рассматривать иллюстрации, использовать для показа любимых сказок разные виды театров; использовать инсценировки сказок, потешек, стихов и песенок в образовательной деятельности, например при знакомстве детей с овощами и фруктами, домашними и дикими животными, с трудом и бытом взрослых.

В своей работе с детьми раннего возраста я придерживаюсь следующих условий формирования детского творчества:

  1. Во-первых, это игра – как ведущий вид деятельности. Занятия начинаю со сказки, стихотворения, потешки, подвижной или ролевой игры, часто использую игровые сюрпризные моменты – в гости приходят игрушки, для которых создается тот или иной продукт детского творчества.
  2. Не менее важным условием считаю – наличие действенного мотива. Он может быть направлен на достижение результата деятельности или основан на желании ребенка порадовать кого-либо или помочь. Например, «зима» - ты знаешь, какая бывает зима, как красиво падает снег. А мишка не знает, давай нарисуем и покажем, как зимой красиво.
  3. Далее, необходимо обеспечить правильно восприятие предмета. Здесь важна предварительная работа с детьми: наблюдения, экскурсии, обследования, обогащающие сенсорный опыт ребенка – т.е. потрогать, погладить, обвести форму, рассмотреть иллюстрации, фотографии. Уточнить представления о форме, цвете, конструкции, определить его художественные достоинства.
  4. Очень важно знакомить детей и совершенствовать их навыки работы с различными материалами, доступными их возрасту, закреплять способы действия с ними, показывать их выразительные возможности, развивать формообразующие движения.
  5. Не менее важно предусмотреть вариативность исполнения на занятиях детского творчества: показать разные приемы, использовать несколько образцов - похожих, но не одинаковых, что обеспечивает отсутствие жестких рамок.
  6. Еще раз о принципе последовательности от простого к сложному и ситуации успеха. Обязательно хвалить попытки детей найти свое оригинальное решение. Интересные работы могут получаться у многих детей.
  7. Обязательное условие – наличие материальной базы. В центрах детского творчества могут быть сосредоточены книги, иллюстрации, альбомы, различные виды театра, атрибутика для подвижных и ролевых игр, всевозможные материалы и инструменты, позволяющие ребенку реализовать свой замысел.
  8. Нельзя забывать о работе с родителями. Необходимо донести до них понимание сути творчества, предложить не ограничивать, а способствовать тому, чтобы ребенок развивался в этом направлении.
  9. И, конечно же, особое внимание стоит обратить на то, что детские работы должны «жить» в детском саду. Дети должны видеть, что их работы кому-то нужны: можно украшать группу к праздникам, использовать как атрибуты в сюжетно-ролевой игре.

Это лишь часть условий, способствующая формированию творческих способностей. Мы должны помнить, что развивать детей в этом направлении нужно не от случая к случаю, а всегда и везде, мы обязаны создать такую окружающую среду, которая будет способствовать их развитию. Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться их творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проектированию развивающей среды как условия оптимизации речевой деятельности детей раннего возраста

В статье изложены рекомендации учителей-логопедов и врача-психиатра по организации образовательной предметно-развивающей среды, необходимой для оптимизации речевого развития детей раннего возраста. Ав...

Игры-эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста.

Игры -эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста...

Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.

Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материа...

Вечер вопросов и ответов «Педагогические условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в интеграции с другими видами детской деятельности»

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...