Игры-эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста.
материал на тему
Игры -эксперименты с текстильным материалом, как условие развития творческих способностей детей раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры - эксперименты с текстильным материалом как условие развития творческих способностей детей раннего возраста.
Проект «Коми кукла»
Воспитатель 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты Савина Татьяна Алексеевна
Основным приоритетным направлением образования сегодня является принятие и поддержка индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
В связи с этим перед педагогом стоит важная задача организации развивающей среды, где используются эффективные педагогические технологии, направленные на развитие дошкольника.
«Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» Академик Н.Н. Поддъяков
В основе творчества детей лежит любопытство. Ребёнку хочется всё увидеть, всё попробовать, всё сделать своими руками. Дети великие экспериментаторы. Экспериментирование пронизывает все сферы их деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью. Поэтому для эффективного познания окружающего мира мы и используем такую форму работы, как экспериментирование.
Взрослые, особенно не связанные с педагогикой, часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. Не понимают, что природа поставила перед ними задачу — изучить и запомнить свойства всех объектов, без какой бы то ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.
Современный ребенок окружен разнообразными гаджетами и, чаще всего, ограничен элементарными бытовыми материалами, такими как нитки, кусочки различных тканей, природным материалом. Даже не многие педагоги видят эти материалы в качестве объектов для игр-экспериментов.
На одном из родительских собраний, где речь зашла о роли народной игрушки в развитии малышей, была озвучена идея изготовления кукол из текстильных материалов. Родителей заинтересовала наша тема. Для них были проведены консультации «Кто в детстве не играл, тот счастья не видал, Акань – Коми кукла», «Куклы из бабушкиного сундука» (Коми обрядовые куклы), «Куклы своими руками». Родители стали дружно обсуждать возникшие вопросы, с интересом изучали предложенный нами материал. Так родился наш проект «Коми кукла»
Цель проекта
Создание условий для развития творческих способностей детей раннего возраста в процессе игр - экспериментов с текстильным материалом.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи,
- Поддерживать интерес ребенка к окружающему.
- Развивать творческие способности детей раннего возраста в процессе сенсомоторной и элементарной экспериментальной деятельности.
- Организовать предметно – развивающую среду для игр - экспериментов с текстильным материалом.
- Вовлечь детей и родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении.
Почему мы выбрали куклу?
Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции.
Чтобы вообразить себя мамой, девочке, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Кукла должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывая свою роль. А если эту куклу ребенок сделал сам из платочка, ниток, она становится вдвойне интересней и занимательней. Все мы видели, с каким интересом дети наблюдают за изготовлением поделок из бумаги (оригами), когда они начинают летать, двигаться. А если взять несколько кусочков ткани, нитки и создать из них куклу на глазах у детей – восторгу не будет предела.
В начале проекта дети познакомились с клубком - «Такие разные клубочки» - Дети рассматривали клубочки (большие и маленькие); - затем были клубки из различных видов нити – толстой (шерсть), тонкой (хлопок), все эти клубки дети исследовали тактильно, сравнивали по ощущениям тепло, холодно. - мы предлагали детям распустить клубок - в маленьком клубочке мало ниток, в большом - много. Рассматривали предметы одежды, выполненные из ниток (шарф, шапка, рукавички)
Первые наши куклы были из ниток. Мы предлагали детям шерстяные нити длиной примерно 40 см., вместе с ребенком складывали их пополам, перевязывали, формируя голову; затем делали руки, формировали туловище. Кукла готова.
Следующим этапом нашего проекта стало знакомство с тканью. Для обследования предложили разные виды ткани – шерсть, хлопок (теплая), синтетика (холодная). Мы не ставили перед детьми задачу запомнить эти виды ткани – нам были важны детские ощущения, интересен их выбор и предпочтения.
На этом этапе уже родители, совместно с детьми, создавали своих кукол - «куклы скрутки». В основе конструкции данной куклы столбик-скрутка из ветоши. Ткань сгибается пополам, затем подгибается сверху и снизу, после чего скручивается в плотный валик. Скрутка посередине крепится лоскутом из чёрной трикотажной ткани. Сверху на голову надевается платок с заломами, перехватывает туловище куклы и завязывается сзади на один узел. Руки отсутствуют.
В процессе реализации нашего проекта мы познакомили детей с куклой Оксей в национальном костюме, которая живет в музее детского сада. Кукла приходила в гости к детям в группу, затем вместе с детьми мы были в гостях и у нее.
В течение всего проекта нас сопровождали музыкальные произведения и детские Коми песни.
Родители принимали активное участие в реализации проекта:
- пополнили развивающую среду разнообразным материалом (нитки, ткани);
- совместно с детьми создавали своих кукол.
В группе собрана коллекция различных кукол – куклы «скрутки» из ткани, куклы «обереги».
Куклы, изготовленные нашими руками, мы используем в разнообразной совместной деятельности с детьми, закрепляем знания цвета, размера. Используем в ролевых и дидактических играх.
То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка положительные эмоции, интерес и творческое отношение ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей детей раннего возраста"
Цель работы- заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.Пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальнос...
"Развитие творческих способностей детей раннего возраста"
Цель работы- заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.Пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальнос...
презентация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности".
Тему своей работы я выбрала не случайно, так как я много лет работаю с детьми раннего возраста.Перед собой ставлю цель и решаю её через поставленные задачи.для этого необходимо продуматьразвивающую ср...
Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....
Развитие творческих способностей детей раннего возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности
Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.Занятия по конструированию в детско...
Развитие творческих способностей детей раннего возраста
Методы, формы и приемы развития творческих способностей детей раннего возраста...
Курсовая работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В РИСОВАНИИ ГРАФИЧЕСКИМИ ЖИВОПИСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Актуальность Изобразительная деятельность дошкольников является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В данной работе будет р...