Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)

Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая что-то новое, ранее не сущестовавшее. особым успехом у детей раннего возраста пользуются творческие игры: сюжетно-отобразительные (ролевые) , игры в "театр", игры-драматизации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почепко И. Г., воспитатель

ГБОУ начальная школа - детский сад №662 Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Семинар Игра

Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.

Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем плане рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее. Однако взгляд на проблему творчества с точки зрения детской психологии заставляет уточнить это понимание. Л. С. Выготский писал, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для себя или других. С этой точки зрения можно и нужно говорить о творческих проявлениях даже в раннем детстве, причем первые проявления детского творчества появляются в игре детей.

Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. В этом основное, центральное и самое общее значение игры. Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. Весь дошкольный возраст считается классическим возрастом игровой деятельности. Игровая деятельность дошкольников является главной в формировании культурной, творческой, социально-активной личности.

Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. В педагогике различают игры творческие, подвижные, дидактические.

Особым успехом у детей раннего возраста пользуются творческие игры: сюжетно - отобразительные (ролевые) игры, игры в «театр», игры - драматизации.

Сюжетно - отобразительная игра детей раннего возраста имеет в основном репродуктивный характер: их действия целиком определяются наглядной ситуацией и демонстрацией взрослого. Использование предметов-заместителей имеет чисто подражательный характер и плохо осознается ребёнком. Постепенно на третьем году жизни в сюжетно - отобразительной игре происходят значительные изменения, а именно: усиливаются игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру, увеличивается длительность игры, ребёнок ярче и чаще проявляет различные эмоции, значительно нарастает самостоятельность игровых действий, их независимость от взрослого; существенно меняется состав игровых действий. Увеличивается не только владение игровыми навыками и число игровых действий, но и их вариативность. На смену разрозненным действиям двухлеток приходит последовательная и самостоятельная отработка схем одного сюжета. Так, для того чтобы приготовить кукле обед, ребёнок может в течение нескольких минут резать овощи, складывать их в кастрюлю, помешивать, пробовать на вкус, сервировать стол и пр.; в репертуар игрового поведения детей прочно входят замещения. Игра детей второго года жизни имеет в основном репродуктивный характер: их действия целиком определяются наглядной ситуацией и демонстрацией взрослого. Использование предметов-заместителей имеет чисто подражательный характер и плохо осознается ребёнком. Большинство детей в конце третьего года жизни без труда замещают одни предметы другими и сами дают им соответствующие названия. Эти замещения часто бывают достаточно оригинальными собственными изобретениями детей. Они и являются первыми «продуктами» детского творчества. Способность к замещению говорит о наступлении начальной стадии воображения, и рассматривается как одна из предпосылок развития сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей на следующем этапе развития.

Между третьим и вторым годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей. Оригинальные игровые замещения, которые можно наблюдать уже у детей третьего года жизни, можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.

В формировании и развитии творческой активности детей раннего возраста помогают театрализованная деятельность, театрализованные игры. Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь детям нравиться в кого-то или во что-то превращаться. Поэтому актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе. Сюжетами игр - драматизаций и игры в «театр» служат хорошо известные сказки, рассказы и театрализованные представления. Театр для ребёнка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребёнок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребёнка к миру игры и театра начинается с раннего возраста. Ознакомление с театрализованной игрой является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театрализованная игра помогает развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового, усвоению новой информации. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.

Открыть это новое, неизвестное, помогаем ребенку мы, педагоги. Помогаем и через содержание предлагаемого материала, и через использование различных форм работы с детьми. В работе педагогов в этом плане большую помощь оказывают непосредственная деятельность с элементами театрализованной деятельности.

Основными задачами таких занятий являются знакомство с особенностями народной сказки. Воспитатели учат детей пользоваться куклами и озвучивать их действия по сценарию, передавать характерные особенности героев с помощью простых предложений и звукоподражания.

Мир сказок и мифических героев окутывают фантазию любого малыша, поэтому чтобы привлечь его внимание и заинтересовать воспитатели проводят театральные инсценировки по мотивам русских народных сказок.

В художественной литературе есть множество прекрасных сказок, которые используются в непосредственно-образовательной деятельности с детьми раннего возраста. Тем самым воспитываем интерес и любовь к русскому народному творчеству. Пробуждаем желание играть с народными игрушками и интерес к театрализованным играм.

В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и её грамматический строй. Театрализованная деятельность помогает развить у детей уверенность в себе, сформировать социальные навыки поведения.

И в заключение можно, что игра - ведущий вид деятельности и детей раннего возраста и дошкольника. Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... " Но ребёнок растёт и по мере того, как игра теряет своё первостепенное значение, на первый план в духовной жизни выступает искусство. В театрализованной игре ребёнок растит своё тело и душу. Театрализованная игра способна развить творческую природу ребёнка, его воображение, фантазию, веру, и в конечном итоге привести ребёнка в мир большого искусства. Эту мысль подтверждают слова Д.Б.Кабалевского: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, искусство уже в ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт дальнейшее развитие детей».

Литература:

1. Афонькина Ю.А., Омельченко Е.М.: Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста. Конспекты игровых дней. Учитель, 2013. - 205с 

2. Комплексные занятия. Первая младшая группа. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Волгоград: Учитель 2012. - 292с.

2. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система роботы в первой младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 192с.

3. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя д/с. Зворыгина Е.В. Просвещение 1988. -  96с.

4. Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. Айрис-Пресс, 2006. - 96с.

6. Маханева М.Д.. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Ребёнок в мире сказок. Музыкально-театрализованные сказки. Сфера. 2009. - 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра- как средство воспитания творческой активности детей раннего и младшего дошкольного возраста

Театрализованная игра является  одним из средств развития общения детей дошкольного возраста, воспитания творческой направленности личности,  у детей развивается творческое воображение, ассо...

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста

Современные реалии требуют воспитания самостоятельной,  творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способнос...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является движущей силой познавательного развития ребенка....

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста

Консультация для родителей на тему: "Устное народное творчество как средство формирования речевой активности детей раннего возраста"...