Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryukova.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда может оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует формированию чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства.
Предметно-развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, утверждать себя как активного деятеля, позволяет ему проявлять самостоятельность.
Вместе с тем, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает его личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей и потребностей ребенка.
Психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Именно с малышами этого возраста мне очень нравится работать.
Быстротечность и значимость первых трех лет жизни предъявляют особые требования к профессиональному мастерству педагога, а также к организации всего педагогического процесса в целом: воспитателю необходимо увидеть индивидуальность каждого малыша, спрогнозировать «зону ближайшего развития». Кроме этого, в раннем возрасте наблюдается усиленное развитие активных ориентировочно-исследовательских действий, возрастает познавательный интерес к окружающему миру, который выливается в формирование элементарных представлений и понимание простейших связей и отношений, усиливается преднамеренность поведения, появляется умение выполнять задания взрослых. И моя задача, как педагога, помочь ребенку овладеть этими сложными навыками.
Решение данной задачи возможно только при условии создания специально обогащенной предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. На мой взгляд, именно предметный мир, а не воспитатель должен побуждать ребенка к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности открывает возможности для саморазвития ребенка.
Вместе с тем, создавая предметно-развивающую среду, я стараюсь учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности. Ведь каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение и подражание, другие же предпочитают идти самостоятельным путем, решая возникающие проблемы методом проб и ошибок.
Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специально обогащенной предметно-развивающей среды, в которой каждый ребенок мог бы проявить свои индивидуальные потенциальные способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.
Цель работы:
Создание оптимальных условия для целостного развития детей раннего возраста с проблемами зрения посредством тематического преобразования развивающей среды группы при совместной деятельности педагога и ребенка.
Основные задачи работы:
- Формировать у детей представления о предметах ближайшего окружения и простейших связях между ними.
- Развивать восприятие, память, внимание, мышление.
- Пополнять словарный запас детей, развивать речевые возможности, способствовать тому, чтобы речь стала полноценным средством общения детей со сверстниками и взрослыми.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Прогнозируемый результат:
- Расширение у детей представлений об окружающем.
- Расширение активного словаря детей.
- Развитие познавательной деятельности:
а) Формирование сенсорных эталонов:
- цвета: желтый, красный, синий, зеленый (черный, белый, к концу года: оранжевый)
- форма: треугольник, квадрат, круг
- величина: большой, маленький (формирование навыков сериации)
б) Развитие познавательной мотивации
- Развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики
- Развитие ориентировки в пространстве
- Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Этапы работы:
- Разработка содержания тематических занятий, игровых ситуаций.
- Изготовление дидактических пособий, атрибутов с целью внесения их в группу для преобразования развивающей среды.
- Разработка диагностики (определение методики и критериев диагностики)
Методы работы:
Игровой | Наглядный | Словесный | Практический |
|
|
|
|
Формы работы:
Регламентируемая деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
|
|
|
Средства:
Технические | Материальные | Культурные |
МагнитофонФонотека (аудиозаписи: детские песенки, «Звуки природы», «Голоса птиц и животных», «Звуки транспорта») |
|
|
Педагогические технологии:
- Элементы развивающих игр В.П. Никитина
- Элементы системы Л.А. Венгера по сенсорному развитию детей раннего возраста
- Дидактические материалы М.Монтессори
- «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром» Л.В. Рудакова
СОДЕРЖАНИЕ
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Игрушки |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Овощи и фрукты. Осень |
|
|
12. Игрушки (в качестве сюрпризного момента). |
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Домашние животные |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Дикие животные. Зима. |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Транспорт |
|
|
|
|
Тема | Задачи | Форма работы | Атрибуты | Дидактические игры |
Посуда. Весна. |
|
|
|
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель диагностики:
Отслеживание результативности влияния преобразования развивающей среды на целостное развитие детей раннего возраста при совместной деятельности педагога и ребенка.
Методы диагностики:
- Игровая диагностика
- Наблюдения
- Моделирование
- Анализ продуктов деятельности
Критерии:
- Познавательная активность:
Исследует новые предметы, производит с ними действия, пытается включить новые элементы развивающей среды в свою деятельность.
- Познавательная деятельность:
Ребенок выделяет свойства предмета (размер, цвет, форма), использует данные свойства в своей деятельности в зависимости от игровой ситуации.
- Речевая деятельность:
а) Понимает, выделяет новые слова и фразы в речи взрослого, обращенной к ребенку, выполняет задания взрослого с предложенными предметами.
б) Активно использует новые отдельные слова и фразы во внешней речи для самоорганизации деятельности.
в) Задает вопросы и адекватно отвечает на вопросы взрослого.
- Игровая деятельность
Изменяет содержание игровой деятельности и включает новые игровые действия.
- Эмоциональная включенность
Проявляет устойчивый интерес, желание к игровой деятельности.
- Зрительно-моторная координация и мелкая моторика.
Точность движений. Переключаемость движений. Скоординированность.
- Ориентировка в пространстве
Умеет ориентироваться в группе. Имеет элементарные представления о собственном теле. Умеет ориентироваться относительно себя (руки вверх, присесть, наклон вниз и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.
Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....
«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»
Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...
Рекомендации по проектированию развивающей среды как условия оптимизации речевой деятельности детей раннего возраста
В статье изложены рекомендации учителей-логопедов и врача-психиатра по организации образовательной предметно-развивающей среды, необходимой для оптимизации речевого развития детей раннего возраста. Ав...
Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.
Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...
Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»
Методическая разработка музыкально – игровой деятельности по формированию представлений о домашних животных у детей раннего возраста с нарушением зрения «На бабушкином дворе»Цель.Развитие п...
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...
Организация коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В состав разработанной м...