выступление на городском методическом объединении
материал

Черепанова Екатерина Сергеевна

Применение терапевтических сказок в условиях адаптации детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_1.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам опыт работы по теме «Успешное прохождение адаптации детей раннего возраста к детскому саду через использование терапевтических сказок»

В процессе поступления в дошкольное образовательное учреждение ребенок проходит адаптационный период. 

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. (Адаптацией называют приспособление организма к новой обстановке. Речь идет и об адаптации ребенка к детском саду.)

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребенок впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Таким образом, пред нами встает задача, как безболезненно пройти адаптационный период и облегчить эмоциональное состояние ребенка, с помощью каких способов и методов. Одним из таких методов является применение терапевтических сказок

Особенность терапевтических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен.


Детям раннего дошкольного возраста свойственна эмоциональность и впечатлительность. Они быстро заражаются как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражают их действиям.
Метод сказкотерапии призван помочь ребенку преодолеть стрессовую ситуацию, связанную с адаптацией в детском саду.

Цель: использовать практику сказкотерапии для коррекции, адаптации и речевой активности детей раннего возраста.

Задачи:

  • облегчить процесс адаптации к ДОУ, способствовать снижению импульсивности и тревожности у детей;
  • развивать внимание, восприятие, воображение;
  • учить различать добро и зло, развивать нравственные качества воспитанников;
  • развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • способствовать речевому развитию детей.

Терапевтические сказки – это не только сказочные истории сами по себе, но и терапия, коррекция поведенческих моделей ребёнка. При прочтении сказки обсуждаются, взрослый задаёт вопросы «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.п.

Терапевтические сказки помогают решать насущные проблемы с детским поведением: капризы, непослушание, агрессия, страхи, упрямство, замкнутость, эгоизм, гиперактивность. Кроме того, они помогают прививать ребёнку необходимые черты характера, полезные навыки: самостоятельность, коммуникабельность, целеустремленность, ответственность. В сказках главный герой сталкивается с той же проблемой, что на данный момент может присутствовать и у Вашего ребёнка. Сказочный герой, преодолевая разные препятствия, решает свою проблему, а ребёнок ассоциирует себя с этим героем, ему хочется быть во всём похожим на него.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  • Развитие любви к сказкам и интереса к книге;
  • Умение внимательно слушать, фантазировать, воображать;
  • Воспитание нравственных качеств: сострадание, уступчивость, доброжелательность, заботливость и т.д.;
  • Быстрая и легкая адаптация к дошкольному учреждению;
  • Снижение тревожности, капризов, негативных проявлений личностных качеств (драчливость, злость, раздражительность);
  • Повышение уровня речевого развития в сравнении с начальным при поступлении в ДОУ.

Для педагогов:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования сказкотерапии.

Для родителей:

 Помощь в осознании важности чтения сказок разной направленности;

 Знакомство с разными формами использования сказкотерапии;

 Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение книжного фонда, изготовление пособий;

 Внимание к различным проявлениям свойств личности ребенка.

Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух и театрализация с помощью игрушек. Таким образом дети лучше воспринимают сюжет и им легче перенести роли на себя. После прочтение сказки с детьми нужно провести беседу, для закрепления понимания основной мысли произведения и анализа действий героев.

Благодаря этому дети проходят адаптацию в легкой форме. Становятся более эмоционально спокойнее внутренне и их поведение становится адекватнее. Ребенок легче находит общий язык со сверстниками и взрослыми, становиться более общительным. Проще переносит разлуку с близкими и даже находит приятные моменты в нахождении в детском саду.

Практическая часть

А сейчас уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас на сказку «Зайчик в детском саду».

В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая счастливая на свете, ведь у нее родился маленький зайчонок. Она назвала его Пушистик. Мама очень любила своего зайчика, ни на минуту не отходила от него, гуляла, играла с ним, кормила его вкусной капустой, яблочком, а когда он начинал плакать, мама вместо пустышки давала ему сочную морковку и зайчонок успокаивался.

Прошло время и Пушистик подрос. Мама решила отвести его в лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. И вот, однажды, мама привела своего зайчика в детский сад. Пушистик расплакался, ему было страшно и грустно без мамы, он не хотел там оставаться. К нашему зайчику подошла воспитательница, рыженькая Белочка. Она была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла его на ручки и нежно прижала его к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница пожалела, успокоила зайчика и познакомила его с другими зверушками, которые ходили в детский сад. Она познакомила его с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой, дружелюбным ежиком и другими зверушками.

Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду появился новенький - зайчик. Они начали играть вместе с ним в игры, гуляли на зеленой лужайке, потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы забрать его домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее зайчик не плачет, а весело играет в саду! Пушистик всю дорогу домой рассказывал маме, с кем он познакомился в саду, и как интересно и весело ему было играть с новыми друзьями. Мама гордилась своим зайчиком и радовалась тому, что Пушистик понял, что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а наоборот весело и интересно.

Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада.

Вопросы:

  1. Ребята, как вы думаете, почему Пушистику было страшно и грустно в детском саду сначала?
  2. Но потом с кем он познакомился? А какая была воспитательница? А ребята  ̶  зверята?
  3. А как ребята приняли Пушистика в сад?
  4. А какая была мама, когда пришла за зайчонком в садик?
  5. Что Пушистик понял про детский сад? Как в детском саду?

Ребята, я надеюсь, что и вам в нашем детском саду весело и интересно с новыми с новыми друзьями и добрыми воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей

Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...

Выступление на Городском Методическом Объединении "Маркеры игрового пространства в предметно- развивающей среде ДОУ"

Предметно –развивающая среда в условиях  внедрения ФГОС     УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА):-  СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬРАЗНООБРАЗИЕ ИГР  Требования к созда...

Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физической культуре

В выступлении предложен материал картотек по следующим направлениям "Сюжетно круговая тренировка", "Подвижная игра", а также методические рекомендации "Использование примерных комплексов гимнастики"....