Выступление на городском методическом объединении воспитателей
учебно-методический материал по теме
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
(дошкольные группы)
Опыт работы по теме:
«Использование техники нетрадиционного рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель Захарова Ирина Викторовна.
Югорск- 2
Апрель 2014 г.
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения.
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию...», «вообрази, что ты...» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение - своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Цель моей работы – создание педагогических условий для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи:
1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
3. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи в работе с детьми:
- Развивать воображение и творческие возможности детей.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей.
- Побуждать ребенка экспериментировать.
- Поощрять и поддерживать творческие находки.
- Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
- Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
Я работаю в разновозрастной средне-старшей группе. По списку на данный момент 24 воспитанника
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана «Рабочая учебная программа по рисованию» на 2010 - 2011 учебный год. В программе М.А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной.
Темой своего самообразования я выбрала: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство формирования креативности» Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Работая в детском саду я убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Т.А.Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Нод по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня.
Для Нод я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Я стараюсь показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик).
Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.
Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому я стараюсь вовремя остановить малыша и переключаю его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?», «Для кого эти ягодки?».
С первой младшей группы я учу детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки». Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».
Со средней группы я учу детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».
С 4 лет мы пользуемся техникой «тампонирование».
Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».
Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой ¬ рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».
Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы:
«Чудесные бабочки», «Я и мой портрет», «Волшебное дерево», « «Чудесный букет».
Например, когда мы рисовали волшебное дерево, я предложила детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть
непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали.
А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте…
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.
Мы приклеивали листья деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист бумаги, на нем получался отпечаток.
Со старшей группы используем «набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка и стека. Зубной щеткой в левой руке набираем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо».
В подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать более выразительный образ.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Провела консультацию, на которой показывала родителям, как рисовать нетрадиционными техниками; подготовила консультацию на тему: «Как развивать воображение ребенка». Подобрала картотеку игр для детей, которые способствуют развитию данного психического процесса. Все это разместили на сайт детского сада.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста показало ее актуальность на современном этапе развития общества.
Анализ источников по проблеме позволил определить особенности педагогической деятельности по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста и остановиться на использовании в работе с детьми нетрадиционных техник рисования как наиболее эффективных в решении данной задачи. Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении. Ранее мною была разработана и апробирована система работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования. Была выявлена ее эффективность.
На данный момент мною моделируется и будет апробирована система работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования.
Углубленная работа в данном направлении позволит выявить ее эффективность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"
Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".
В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...
Выступление на городском методическом объединении "Воспитатель". Тема: "Влияние предметно-пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры"
В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка, где дети могут развивать свой сюжет, не мешая друг другу. А так же созданная нами среда обладает свойствами открытой системы и...
Материал выступления на городском методическом объединении воспитателей
laquo;Современное и доступное пространство развивающей предметно – пространственной среды детского сада»...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Выступление на Городском методическом объединении воспитателей подготовительных к школе групп
Тема "Детское эксперементирование, как метод обучения"...