Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Рябова Яна Викторовна

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный материал рекомендован для распространения в ДОУ горрода Югорска, ХМАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kompleksa_na_mo.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста

«Изучаю тело человека»

     Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию разработанный мной методический комплекс по изучению детьми дошкольного возраста, а именно 4-7 лет, тела человека. Он предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих естественно - научное образование детей. Его создание базируется на программе А.И. Ивановой «Что могут знать дошкольники о человеке»; разделе «Что я знаю о себе», включённого в программу доктора педагогических наук С.А. Козловой «Я – человек», курсе по предшкольной подготовке М.Л. Лазарева «Здравствуй!», программе Л.Бобарыкиной, Н.Шумиловой «Доктор Неболит».

     Почему у меня возникла идея создания такого комплекса?

     Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведёт к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя».

     Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

     Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни. Особенно важно это знать детям, живущим в условиях Крайнего Севера.

     Для  осознания важности данной проблемы дошкольники в первую очередь должны познакомиться с тем, что же представляет собой человеческий организм, с особенностями его строения, функционирования и жизнедеятельности. На это и направлен цикл занятий в предлагаемом мной методическом комплексе.

     Таким образом, цель данного комплекса можно сформулировать следующим образом:

     ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

     Данная цель реализуется посредством следующих задач:

     - сформировать представления детей дошкольного возраста о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

     - сформировать позитивное самосознание, ценностное отношение к собственной жизни и жизни другого человека;

     - расширить знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;    

     - развить умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;

     - развить свободную, здоровую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям;

      - развить интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;

     - воспитать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

     Занятия длительностью от 20-30 минут (в зависимости от возраста) проводятся в течение всего учебного года 1-2 раза в месяц и представляют собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в разработанной мной тетради «Изучаю тело человека».

     Методический комплекс состоит из трёх блоков.

     Первый блок «Твоё удивительное тело» предназначен для детей 4-5 лет. В нём дети впервые знакомятся с тем, что все люди на Земле разные и неповторимые, узнают, что такое комплекция, почему у людей разный цвет кожи, разрез и цвет глаз, форма носа, цвет и структура волос; учатся внимательно наблюдать за лицом, определять по нему настроение и самочувствие человека; получают первые сведения о частях тела человека и их функциях; знакомятся с кожей, волосами и ногтями; проникают в тайну рождения; учатся определять людей по половым признакам; знакомятся с органами чувств; учатся экспериментальным путём ориентироваться в схеме собственного тела.

     

     Второй блок «Маленькая страна внутри тебя» предназначен для детей 5-6 лет. Как вы уже, наверное, догадались, он рассказывает детям о внутреннем строении человеческого организма. Вот темы занятий из этого блока: «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы», «Смотри во все глаза!», «Слушай во все уши!», «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки», «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков», «Мозг – центральный компьютер», «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека».

     Третий блок «Секреты твоего здоровья» предназначен для детей 6-7 лет. Он приглашает детей в путешествие по волшебной стране Микробии, по Зубному Королевству, в гости к Королеве Простуде; рассказывает детям, откуда берутся болезни; о таких актуальных заболеваниях, как сколиоз и плоскостопие; знакомит со специализациями врачей, помогающих нам следить за здоровьем; рассказывает о взаимосвязи между здоровьем природы и здоровьем человека. В конце года дети сдают экзамен доктору Неболиту, т.е. в форме КВНа проводится итоговое занятие.

     Во время занятий с детьми используются следующие методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение самообследование, экспериментирование (фронтальное и демонстрационное), игра, логические рассуждения, самостоятельная деятельность детей, наблюдение, моделирование, ТРИЗ, практическая деятельность детей, демонстрация иллюстраций и фотографий, продуктивная деятельность, разъяснения, инструктаж, сюжетно-ролевая игра, дискуссия, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование.

     Дети тестируются 1-2 раза в год по пройденному материалу. Диагностику и инструментарий к ней я, в основном, разрабатываю сама, основываясь на методиках, предложенных Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности», С.Е. Шукшиной «Диагностическая методика выявления представлений детей о человеческом организме». Свои диагностики я представляю на методических советах ДОУ. С теми детьми, кто не усвоил материал, проводится коррекционная работа.

     На всех занятиях в обязательном порядке присутствует экспериментальная деятельность. Она также прописана в комплексе. Оборудование и материалы для проведения этой деятельности собраны в «Научной лаборатории», которая теперь называется «Планета естествознания». Мы работаем с микроскопом, лупами, рентгеновскими снимками, у нас есть скелет, макет человека со съёмными внутренними органами, настоящие кости, зубы (здоровые и кариозные, молочные и взрослые), гипсовые челюсти, весы, две игрушки Бэйби Бон – врач и грудной ребёнок, элементарное медицинское оборудование (фонендоскоп, термометры, спринцовки, пипетки, шприцы, ватные палочки, бинты и пр)., а также детские энциклопедии по теме «Человек», которые дети с удовольствием рассматривают.

     В этом году в нашей группе выросло «Дерево здоровья», яблонька, которая будет плодоносить посезонно. В конце осени, зимы и лета на ней будут появляться яблочки с фотографиями тех детей, которые не болели. На выпускном утреннике эти «здоровячки», конечно, будут награждены.

     У нас есть видеокнига «Анатомия для детей», которую дети периодически просматривают. В ней главные герои скелет Гоша, клетка и мальчик Рома закрепляют тот материал, которые дети узнавали от воспитателя.

     Очень нравится детям работать в тетрадях «Изучаю тело человека». Она хороша ещё и тем, что периодически может пополняться. Хочу предоставить вашему вниманию несколько тетрадей.

     Для педагогов ДОУ существует «Картотека экспериментальных игр для любознательных дошколят», которой они могут пользоваться по мере необходимости.

     Для родителей я выпускаю ежемесячный познавательный журнал «Азбука здоровья», в котором освещаю темы, касающиеся здоровья детей, заинтересовавшие меня или найденные по просьбе родителей. Несколько журналов я также хочу предложить вашему вниманию.

     Мне очень хочется надеяться, что реализация данного комплекса поможет детям в будущем относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Ведь по словам того же В.А. Сухомлинского, «Без научного предвидения, без умения закладывать в человеке сегодня те зёрна, которые взойдут через десятилетия, воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель – в неграмотную няньку, а педагогика – в знахарство».

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы районного методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей на 2014 - 2015 учебный год

Годовой план работы районного методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей....

Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ

Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...

Годовой план работы методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей на 2015 – 2016 учебный год

Годовой план работы методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детейна 2015 – 2016 учебный год...

Годовой план работы муниципального методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей на 2016 – 2017 учебный год

Годовой план работы муниципального методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детейна 2016 – 2017 учебный год...

Годовой план работы муниципального методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детей на 2018 – 2019 учебный год

Годовой план работы муниципального методического объединения воспитателей по художественно-эстетическому развитию детейна 2018 – 2019 учебный год...

Методическое объединение. Тема: "Развитие детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста"

             Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках иници...

Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов» в 2017/2018 учебном году

Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения  «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов»  в 2017/2018 учебном году...