Выступление на Городском Методическом Объединении "Маркеры игрового пространства в предметно- развивающей среде ДОУ"
методическая разработка на тему
Предметно –развивающая среда в условиях внедрения ФГОС
УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА):
- СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬ
- РАЗНООБРАЗИЕ ИГР
Требования к созданию предметно- развивающей среды:
- Материалы и оборудование должны создавать оптимальную насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
- Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно: среда должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду новому.
3. Следует руководствоваться следующими принципами:
- Полифункциональность среды, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно- образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды.
- Трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно- развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
- Вариативность, определяющаяся видом дошкольного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями.
4. Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.
5.В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
6.Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач, а также для активизации двигательной активности.
7. Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
8. Материал для игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции и должен включать предметы оперирования, игрушки персонажи и маркеры игрового пространства.
Создание маркеров игрового пространства.
Организация предметно- игрового пространства и предметно- развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка.
Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно- развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в различных видах деятельности.
Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства.
Что такое маркеры ?
- Маркеры игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это может быть домик с внутренней обстановкой, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.
Задачи нашей работы
Создание новых креативных маркеров пространства, оптимально соответствующих вышеизложенным требованиям:
- Проанализировать уже существующие маркеры игрового пространства.
- Подобрать материал, отвечающий гигиеническим, эстетическим требованиям.
- Разработать новые разнообразные модели маркеров для разных видов деятельности.
- Изготовить маркеры.
- Опробовать маркеры на практике.
- Выявить недоработки, устранить их по возможности усовершенствовать модели.
Думали мы, думали…
- Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка.
- Тематическое содержание сюжетов игры становится более разнообразным. Многообразие сюжетов затруднительно при использовании традиционных «кухонь», «парикмахерских», и прочих общепринятых маркеров бытовой тематики.
- Нужны универсальные маркеры !
Нам понадобилось:
- Несколько строительных ячеистых полипропилено-вых листов, картон;
- Нож для бумаги;
- Линейка;
- Карандаш;
- Скотч.
- Немного фантазии, умение наблюдать за детьми, «мозговой штурм» в нашем дружном коллективе, умелые ручки – получились универсальные маркеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...
Выступление на городском методическом объединении "Воспитатель". Тема: "Влияние предметно-пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры"
В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка, где дети могут развивать свой сюжет, не мешая друг другу. А так же созданная нами среда обладает свойствами открытой системы и...
Организация предметно-игрового пространства и предметно- развивающей среды
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему развитию личности ребенка....