Выступление на городском методическом объединении "Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ" Денисова Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 7 г.Рассказово
статья на тему

Денисова Елена Валерьевна

Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_metodobedinenii_6.09.13.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении

Современные подходы к организации

здоровьесберегающей среды в ДОУ

в контексте ФГТ

Воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада № 7

г. Рассказово

Денисова Елена Валерьевна

2013 г.

Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенном снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста (Р. Б. Стеркина, С. М. Мартынов, Т. С. Грядкина и др., что обусловлено ухудшением социально - экологических и экологических условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Анализ проведенных отечественными ученными исследований показал, что современное состояние здоровье детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность дефектов и заболеваний опорно - двигательного аппарата (75 %, функциональных отклонений органов и систем (более 70 %, хронических заболеваний (50 %). Увеличивается число детей с врожденными пороками.

Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества. Условия его выживания в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.

Повышение уровня современных государственных требований к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образование сегодня.

Нормативные документы, регламентирующие содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению:

-Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13»

- ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

-ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:

- морально-психологический климат;

- экологию и гигиену;

- современный дизайн;

- рациональный режим жизни, труда и отдыха;

- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

-динамизм (возможность изменения, преобразования) ;

-открытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом) ;

-гибкость (учет новых возможностей субъектов образования и социально-культурного пространства);

-саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства придается:

- приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;

- укреплению связей с семьей, микрорайоном, городом, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;

- реализации деятельского подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд);

- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;

- ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.

Реализация данных направлений направлена на профилактику негативных проявлений в среде детей, создание условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменение позиции родителей в рамках совместной деятельности самьи и ДОУ.

Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста.

Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Содержание образовательной области «Безопасность» направлена на достижение целей формирования у детей основ безопасного поведения через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», применение которых возможно, если будет осуществляться корректировка технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Выделяют три группы технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

НОД

Гимнастика пальчиковая

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная

Гимнастика бодрящая

Гимнастика корригирующая

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

НОД

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

Коммуникативные игры

Занятия из серии «Здоровье»

Самомассаж

Точечный самомассаж

3. Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия

Сказкотерапия

Технологии воздействия цветом

Технологии коррекции поведения

Психогимнастика

Фонетическая ритмика

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Литература

  1. Программа «Детство» ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011.
  2. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник Социально-оздоровительная технология XXI века М.: 2003.
  3. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками «Панорама», 2009.
  4. Гаврилова Н.Н., Микляева Н.В. педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ДОУ М.: 2010.
  5. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду М.: 2008.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье М.: 2010.
  7. Электронный ресурс: http://32ugansk.detkin-club.ru/about/5196.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Презентация методического комплекса для детей дошкольного возраста "Изучаю тело человека"

Данное выступление раскрывает принципы систематической работы с детьми 4-7 лет по вопросам ознакомления с внешним и внутренним строением человеческого организма и формированию принципов ЗОЖ. Данный ма...

Выступление на городском методическом объединении воспитателей ДОУ "Развитие познавательной активности в решении вопросов здоровьесбережения посредством экспериментальной деятельности".

В процессе выступления педагог делится с коллегами многолетним опытом работы по экспериментальной деятельности с воспитанниками ДОУ в решении вопросов здоровьесбережения и формирования принципов ЗОЖ. ...

Выступление на Городском Методическом Объединении "Маркеры игрового пространства в предметно- развивающей среде ДОУ"

Предметно –развивающая среда в условиях  внедрения ФГОС     УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА):-  СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬРАЗНООБРАЗИЕ ИГР  Требования к созда...

Выступление на городском методическом объединении "Воспитатель". Тема: "Влияние предметно-пространственной среды на развитие сюжетно-ролевой игры"

В нашей группе создана игровая среда с учетом потребностей ребенка, где дети могут развивать свой сюжет, не мешая друг другу.  А так же созданная нами среда обладает свойствами открытой системы и...