Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
Автор-разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы, МБДОУ ЦРР Детский сад №36 «Солнышко», город Юбилейный, Московская область.
При подготовке методической разработки использованы материалы интернет-ресурсов: сайт «Раннее развитие детей», сайт «Ранний старт», сайт «О детстве»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_usloviya_uspeshnogo_razvitiya_rebenka.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР Детский сад № 36 «Солнышко» города Юбилейный Московской области
Воспитатель первой младшей группы Масленцева Татьяна Петровна
Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ по теме:
«Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка».
Методическая разработка по теме:
РАДОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ В СОВМЕСТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
– УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ
Автор-разработчик: Т.П. Масленцева
воспитатель первой младшей группы
МБДОУ ЦРР Детский сад №36 «Солнышко»
28 марта 2013 года город Юбилейный, Московская область
Автор приветствует присутствующих, озвучивает тему выступления.
Масленцева Т.П.:
«Обучение должно приносить радость и ребенку и взрослому. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите обучение. Видимо, вы делаете что-то неправильно» - таков закон безопасности врача и педагога XX века Глена Домана.
По его мнению, воспитателю детского сада, как и родителю ребенка, выпала уникальная возможность стать ласковым солнышком для взращивания будущей счастливой жизни своего воспитанника. Ведь каждый ребенок от рождения наделен даром природы - потенциалом генов Homo sapiens (человека Разумного). Этот потенциал интенсивно развивается вместе с ростом мозга человека, и завершается это развитие фактически к семи с половиной годам жизни.
Как максимально реализовать это «золотое» время?
Руководитель Института Развития Человеческого Потенциала Глен Доман в книге «Гармоничное развитие ребенка» констатирует нам, что:
1) при рождении КАЖДЫЙ ребенок - ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ гений, но…
2) вырастают дети в разных условиях, и эти УСЛОВИЯ могут АКТИВИЗИРОВАТЬ, а могут ЗАМЕДЛИТЬ развитие ребенка;
3) развитие детей - это процесс, который не просто может быть РАДОСТЬЮ для детей, но ДОЛЖЕН быть таковым ради достижения успеха.
Выдающийся итальянский педагог-психолог начала XX века Мария Монтессори открывает нам, что:
1) ребенок обладает отличным от разума взрослого мышлением, которое она назвала - «ВПИТЫВАЮЩИМ» мышлением;
2) задача воспитателя - НЕ обучать ребенка, а сформировать у ребенка мотивировку деятельности в специально организованной обстановке - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, где педагог является и организатором и неотъемлемой частью этой среды;
3) ВПЕЧАТЛЕНИЯ у ребенка не только ПРОНИКАЮТ в сознание, но и формируют его. Поэтому, лучшая методика - это любовь! Окруженный любовью и РАДОСТНЫМИ эмоциями, ребенок узнает обо всем непреднамеренно, постепенно переходя от неосознанности к осознанию.
На примере собственной многодетной семьи педагоги-новаторы Борис Павлович и Елена Андреевна Никитины продемонстрировали, как помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность. Основа их методики - развитие в игре. Принцип их методики - игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. По убеждению Никитиных, каждый успех малыша - это обоюдное достижение и ребенка и взрослого. И они советуют «Радуйтесь каждому достижению - это окрыляет малыша и является залогом его будущих успехов».
Самым желанным и радостным подарком для маленьких детей является АБСОЛЮТНОЕ ВНИМАНИЕ взрослых, их УЧАСТИЕ во всех детских делах. Поэтому только от нас взрослых - родителей и воспитателей - зависит, будет ли процесс познания мира для ребенка РАДОСТНЫМ, а «золотое» для развития ребенка время (от рождения до 7,5 лет) даст РАННИЙ СТАРТ для его будущих успехов.
Что мы можем и должны сделать для успешного развития ребенка?
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», разработанная под руководством ректора Московской Педагогической Академии дошкольного образования доктора психологических наук профессора Н.Е. Вераксы в соответствии с Федеральными государственными требованиями, определяет объем знаний, умений и навыков по образовательным областям с учетом возрастных особенностей воспитанников детского сада.
Ведущей целью образовательной деятельности в дошкольном учреждении названо СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ:
1. для адаптации ребёнка в условиях детского сада и полноценного проживания ребёнком периода своего раннего детства,
2. для всестороннего развития психических и физических качеств ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Благоприятные условия - это организованная окружающая пространственно-предметная и развивающая игровая среда, это совместная творческая деятельность и тесное сотрудничество с родителями.
МОЯ развивающая ИГРОВАЯ СРЕДА – это радостное познание окружающего мира в совместной творческо-игровой деятельности.
Существует много разных методик раннего развития детей. В своей практике я применяю элементы игровой технологии, такие как: пальчиковую гимнастику по методике Валерия Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь», подвижные игры по методике Глена Домана и Екатерины Тимофеевой «Ранний старт», развивающие игры под музыку по методике Сергея и Екатерины Железновых «Раннее развитие ребенка «Музыка с мамой», театрализованные игры по методике Майи Маханевой «Театрализованная деятельность в детском саду».
При осуществлении организованной образовательной деятельности я опираюсь на учебно-методический комплекс «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, И.В. Масловой, М.В. Кузнецовой.
По методике этих авторов, в основе организованной образовательной деятельности лежит ИГРА, так как является ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенка. А основным принципом организованной образовательной деятельности является принцип образовательной программы «Школа 2100» - ПРИНЦИП МИНИМАКСА. Это означает, что каждый дошкольник на организованной образовательной деятельности МОЖЕТ узнать ВСЕ, что его ИНТЕРЕСУЕТ, но ДОЛЖЕН понять и запомнить сравнительно небольшой ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ.
При построении организованной образовательной деятельности я опираюсь на рекомендованную авторами технологию «САМОСТОЯТЕЛЬНОГО открытия детьми НОВОГО знания».
Алгоритм проведения организованной образовательной деятельности по этой технологии следующий:
1-й этап – введение в игровую ситуацию. Воспитатель задает проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.
2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их (мы это умеем). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации (мы этого еще не знаем, мы этого еще не умеем).
3-й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем.
4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив с воспитателем тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные знания.
5-й этап – итог организованной образовательной деятельности. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями и вспоминают, что они узнали нового.
При проведении организованной образовательной деятельности по названной технологии «самостоятельного открытия детьми нового знания» необходимо соблюдать пять основных УСЛОВИЙ:
1. организованная образовательная деятельность должна проходить в спокойной обстановке;
2. ни одно из достижений ребенка не должно быть оставлено незамеченным;
3. при обучении какому-либо действию важно уделять внимание показу, например, как взять карандаш, как раскрашивать, или проводить линии;
4 взрослые не должны делать или говорить за ребенка то, что он уже может сделать или сказать сам;
5 необходимо, чтобы требования к ребенку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.
При проведении итоговой организованной образовательной деятельности я использую интегрированные (обобщающие) театрализованные игры.
Уважаемые коллеги, я хочу предложить Вашему вниманию авторскую презентацию «Дневник воспитателя», которая является фото-отчетом по итогам образовательной деятельности в первой младшей группе.
Просмотр авторской презентации «Дневник воспитателя»
Автор благодарит присутствующих за внимание и желает творческих успехов.
При подготовке методической разработки использованы материалы интернет-ресурсов:
сайт «Раннее развитие детей», сайт «Ранний старт», сайт «О детстве».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей".
Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей. Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководи...
Методическая разработка на тему:" Использование кукол БИ-БА-БО,как средство развития детей дошкольного возраста"
Малышу тяжело найти интересное занятие, он хнычет, балуется, карабкается на руки? Вы не можете придумать, как поступить и испробовали различные способы? Просто попытайтесь надеть на свою руку оригинал...
Методическая разработка на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
ВведениеОдаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за н...
Методическая разработка по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Поступление и адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада практически всегда чревато определёнными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной среды в новую, неизве...
Методическая разработка по теме "Воспитание в ДОУ в современных условиях"
Обобщение опыта воспитательной рботы ГАДОУ № 15 Колпинского района СПб за 2021-2022 уч.год...
Консультация для воспитателей. Тема: «Партнерство детского сада и семьи – залог успешного развития ребенка»
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада....
Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Ознакомить педагогов и родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Определить методы и приемы, способствующие успешной адаптации....