Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Масленцева Татьяна Петровна

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Автор-разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы, МБДОУ ЦРР Детский сад №36 «Солнышко», город Юбилейный, Московская область.

При подготовке методической разработки использованы материалы интернет-ресурсов: сайт «Раннее развитие детей», сайт «Ранний старт», сайт «О детстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_usloviya_uspeshnogo_razvitiya_rebenka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР  Детский сад № 36 «Солнышко»  города  Юбилейный  Московской области

Воспитатель первой младшей группы Масленцева Татьяна Петровна


Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ по теме:


«Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка».



Методическая разработка по теме:

РАДОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ В СОВМЕСТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

– УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ

Автор-разработчик: Т.П. Масленцева

воспитатель первой младшей группы

МБДОУ ЦРР Детский сад №36 «Солнышко»

28 марта 2013 года                                                                            город Юбилейный, Московская область

Автор приветствует присутствующих, озвучивает тему выступления.

Масленцева Т.П.:

«Обучение должно приносить радость и ребенку и взрослому. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите обучение. Видимо, вы делаете что-то неправильно» - таков закон безопасности врача и педагога XX века Глена Домана.

По его мнению, воспитателю детского сада, как и родителю ребенка, выпала уникальная возможность стать ласковым солнышком для взращивания будущей счастливой жизни своего воспитанника. Ведь каждый ребенок от рождения наделен даром природы - потенциалом генов Homo sapiens (человека Разумного). Этот потенциал интенсивно развивается вместе с ростом мозга человека, и завершается это развитие фактически к семи с половиной годам жизни.

Как максимально реализовать это «золотое» время?

Руководитель Института Развития Человеческого Потенциала Глен Доман в книге «Гармоничное развитие ребенка» констатирует нам, что:

1) при рождении КАЖДЫЙ ребенок - ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ гений, но…

2) вырастают дети в разных условиях, и эти УСЛОВИЯ могут АКТИВИЗИРОВАТЬ, а могут ЗАМЕДЛИТЬ развитие ребенка;

3) развитие детей - это процесс, который не просто может быть РАДОСТЬЮ для детей, но ДОЛЖЕН быть таковым ради достижения успеха.

Выдающийся итальянский педагог-психолог начала XX века Мария Монтессори открывает нам, что:

1) ребенок обладает отличным от разума взрослого мышлением, которое она назвала - «ВПИТЫВАЮЩИМ» мышлением;

2) задача воспитателя - НЕ обучать ребенка, а сформировать у ребенка мотивировку деятельности в специально организованной обстановке - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, где педагог является и организатором и неотъемлемой частью этой среды;

3) ВПЕЧАТЛЕНИЯ у ребенка не только ПРОНИКАЮТ в сознание, но и формируют его. Поэтому, лучшая методика - это любовь! Окруженный любовью и РАДОСТНЫМИ эмоциями, ребенок узнает обо всем непреднамеренно, постепенно переходя от неосознанности к осознанию.

На примере собственной многодетной семьи педагоги-новаторы Борис Павлович и Елена Андреевна Никитины продемонстрировали, как помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность. Основа их методики - развитие в игре. Принцип их методики -  игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. По убеждению Никитиных, каждый успех малыша - это обоюдное достижение и ребенка и взрослого. И они советуют «Радуйтесь каждому достижению - это окрыляет малыша и является залогом его будущих успехов».

Самым желанным и радостным подарком для маленьких детей является АБСОЛЮТНОЕ ВНИМАНИЕ взрослых, их УЧАСТИЕ во всех детских делах. Поэтому только от нас взрослых - родителей и воспитателей - зависит, будет ли процесс познания мира для ребенка РАДОСТНЫМ, а «золотое» для развития ребенка время (от рождения до 7,5 лет) даст РАННИЙ СТАРТ для его будущих успехов.

Что мы можем и должны сделать для успешного развития ребенка?

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», разработанная под руководством ректора Московской Педагогической Академии дошкольного образования доктора психологических наук профессора Н.Е. Вераксы в соответствии с Федеральными государственными требованиями, определяет объем знаний, умений и навыков по образовательным областям с учетом возрастных особенностей воспитанников детского сада.

Ведущей целью образовательной деятельности в дошкольном учреждении названо СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ:

1. для адаптации ребёнка в условиях детского сада и полноценного проживания ребёнком периода своего раннего детства,

2. для всестороннего развития психических и физических качеств ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Благоприятные условия - это организованная окружающая пространственно-предметная и развивающая игровая среда, это совместная творческая деятельность и тесное сотрудничество с родителями.

МОЯ развивающая ИГРОВАЯ СРЕДА – это радостное познание окружающего мира в совместной творческо-игровой деятельности.

Существует много разных методик раннего развития детей. В своей практике я применяю элементы игровой технологии, такие как: пальчиковую гимнастику по методике Валерия Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь», подвижные игры по методике Глена Домана и Екатерины Тимофеевой «Ранний старт», развивающие игры под музыку по методике Сергея и Екатерины Железновых «Раннее развитие ребенка «Музыка с мамой», театрализованные игры по методике Майи Маханевой «Театрализованная деятельность в детском саду».

При осуществлении организованной образовательной деятельности я опираюсь на учебно-методический комплекс «Окружающий мир» А.А. Вахрушева,  И.В. Масловой, М.В. Кузнецовой.

По методике этих авторов, в основе организованной образовательной деятельности лежит ИГРА, так как является ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенка. А основным принципом организованной образовательной деятельности является принцип образовательной программы «Школа 2100» - ПРИНЦИП МИНИМАКСА. Это означает, что каждый дошкольник на организованной образовательной деятельности МОЖЕТ узнать ВСЕ, что его ИНТЕРЕСУЕТ, но ДОЛЖЕН понять и запомнить сравнительно небольшой ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ.

При построении организованной образовательной деятельности я опираюсь на рекомендованную авторами технологию «САМОСТОЯТЕЛЬНОГО открытия детьми НОВОГО знания».

Алгоритм проведения организованной образовательной деятельности по этой технологии следующий:

1-й этап – введение в игровую ситуацию. Воспитатель задает проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.

2-й этап – мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их (мы это умеем). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации (мы этого еще не знаем, мы этого еще не умеем).

3-й этап – поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем.

4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив с воспитателем тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные знания.

5-й этап – итог организованной образовательной деятельности. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями и вспоминают, что они узнали нового.

При проведении организованной образовательной деятельности по названной технологии  «самостоятельного открытия детьми нового знания» необходимо соблюдать пять основных УСЛОВИЙ:

1. организованная образовательная деятельность должна проходить в спокойной обстановке;

2. ни одно из достижений ребенка не должно быть оставлено незамеченным;

3. при обучении какому-либо действию важно уделять внимание показу, например, как взять карандаш, как раскрашивать, или проводить линии;

4 взрослые не должны делать или говорить за ребенка то, что он уже может сделать или сказать сам;

5 необходимо, чтобы требования к ребенку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

При проведении итоговой организованной образовательной деятельности я использую интегрированные (обобщающие) театрализованные игры.

Уважаемые коллеги, я хочу предложить Вашему вниманию авторскую презентацию «Дневник воспитателя», которая является фото-отчетом по итогам образовательной деятельности в первой младшей группе.

Просмотр авторской презентации «Дневник воспитателя»

Автор благодарит присутствующих за внимание и желает творческих успехов.


При подготовке методической разработки использованы материалы интернет-ресурсов:

сайт «Раннее развитие детей», сайт «Ранний старт», сайт «О детстве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей".

Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей. Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководи...

Методическая разработка на тему:" Использование кукол БИ-БА-БО,как средство развития детей дошкольного возраста"

Малышу тяжело найти интересное занятие, он хнычет, балуется, карабкается на руки? Вы не можете придумать, как поступить и испробовали различные способы? Просто попытайтесь надеть на свою руку оригинал...

Методическая разработка на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

ВведениеОдаренность человека – это маленький росточек,      едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за н...

Методическая разработка по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Поступление и адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада практически всегда чревато определёнными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной среды в новую, неизве...

Методическая разработка по теме "Воспитание в ДОУ в современных условиях"

Обобщение опыта воспитательной рботы ГАДОУ № 15 Колпинского района СПб за 2021-2022 уч.год...

Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Ознакомить педагогов и родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Определить методы и приемы, способствующие успешной адаптации....